Коллегия госкомитета по тарифам РТ по итогам 2020 года накануне прошла в здании министерства культуры республики Коллегия госкомитета по тарифам РТ по итогам 2020 года накануне прошла в здании министерства культуры республики Фото: kt.tatarstan.ru

тарифное поле

Коллегия госкомитета по тарифам РТ по итогам 2020-го накануне прошла в здании министерства культуры республики. Скромная выставка в фойе третьего этажа была украшена видеоэкраном, на котором мелькали слайды с принятыми в РТ тарифами на 2020–2021 годы, которые наглядно показывали, что татарстанцам еще повезло: многие регионы страны платят за газ, свет, тепло и прочие блага гораздо больше. В назначенный час в президиуме разместились первый вице-премьер РТ Рустам Нигматуллин, глава совета муниципальных образований РТ Экзам Губайдуллин и глава республиканского тарифного ведомства Александр Груничев, замруководителя ФАС России Сергей Пузыревский подключился к совещанию посредством видео-конференц-связи. Вот основные тезисы доклада министра, дополненные материалами коллегии.

Среднеотпускные тарифы на тепловую энергию на 2021 год для населения были приняты с ростом 104% к уровню 1 полугодия 2021 года Среднеотпускные тарифы на тепловую энергию на 2021-й для населения были приняты с ростом 104% к уровню 1 полугодия 2021-го Фото: «БИЗНЕС Online»

Тарифы на ЖКХ вырастут, но в пределах 4,4%

Природный газ с 1 июля вырастет в цене на 3%. Электрическая энергия станет дороже на 4,6%. Среднеотпускные тарифы на тепловую энергию на 2021-й для населения были приняты с ростом 104% к уровню 1 полугодия 2021-го. При этом, как отметил руководитель госкомитета, благодаря работе с предприятиями 23 тарифа (21% от общего числа тарифов) на 2021 год были утверждены без роста либо со снижением. Например, существенное снижение тепловых тарифов произошло в Актанышском, Альметьевском, Высокогорском, Пестречинском и Спасском районах, уточняется в пресс-релизе.

Тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами вырастут летом на 7%. При этом тарифы в сфере захоронения и обработки ТКО с июля повысятся на 16,36%, это с учетом того, что с 1 января произошло их снижение на 7,52% (к уровню декабря 2020-го).

В целом уровень платы граждан не превысит предельного роста, установленного правительством РФ в размере 4,4%, заверил Груничев. При этом первоначальные «хотелки» регулируемых организаций содержали рост тарифов на 9,2%.

Повышение тарифов вернут с 1 января?

Тарифная кампания 2022-го будет непростой: из-за снижения объемов потребляемых ресурсов себестоимость услуг неизбежно начнет расти. «Предварительные данные за 2020 год, поступившие от „Татэнергосбыта“, уже подтверждают снижение объемных показателей в сфере тепловодоснабжения в пределах 2 процентов и свыше 10 процентов в сфере электроэнергетики», — сообщил Груничев. Но пояснил, что более точные данные будут в мае, когда организации станут подавать тарифные заявки на будущий год.

Как он считает, это возвращает к дискуссии о целесообразности возврата к прежней схеме повышения тарифов — с 1 января, а не с 1 июля, как сегодня. После коллегии он пояснил журналистам, что это связано с цикличностью показателей производства и потребления некоторых коммунальных услуг. «У некоторых компаний образуются „ямы“. Например, происходит провал объемов продажи какой-то коммунальной услуги, это приводят к росту ее стоимости, а в следующем году, когда объемы реализации увеличиваются (например, происходит ввод нового жилья), случается снижение тарифа», — рассказал Груничев. Чтобы сгладить эту цикличность, он считает целесообразнее перейти на пересмотр тарифов с 1 января. Впрочем, это прерогатива федеральных органов власти, госкомитет по тарифам здесь может выступать только в порядке законодательной инициативы.

«Перевозчики и другие коммерческие структуры всегда хотят, чтобы стоимость тарифообразуемых услуг была выше, наша задача, чтобы они были экономически обоснованными» «Перевозчики и другие коммерческие структуры всегда хотят, чтобы стоимость тарифообразуемых услуг была выше, наша задача, чтобы они стали экономически обоснованными» Фото: «БИЗНЕС Online»

Плату за проезд в общественном транспорте повышать ежегодно и на 1 рубль

В транспортной сфере сложилась такая ситуация, что тарифы изменялись не ежегодно, как например, в сфере ЖКХ, а один раз в три-пять лет, после чего неизбежно следовал большой рост, отметил Груничев. Он озвучил ряд предложений, которые помогут систематизировать тарифообразование в транспортной сфере. Во-первых, были изменены сроки подачи тарифных заявок (не когда захотят транспортные организации, а один раз в году, в мае).

«Мы говорим: давайте сделаем рост ежегодным, но в пределах предельной платы граждан, которую доводит до нас правительство РФ» (4,4% в год — прим. ред.)», — пояснил глава госкомитета журналистам после заседания коллегии.

«Второе предложение, которое я бы хотел озвучить и, надеюсь, кабинет министров его поддержит, — чтобы ежегодный средний размер платы за перевозку пассажиров повышался на рубль», — заявил Груничев. По его расчетам, такое повышение как раз укладывается в рамки разрешенного ежегодного повышения тарифов на коммунальные услуги. Глава госкомитета пояснил, что пока идет проработка данного вопроса.

Также Груничев ответил на вопросы журналистов о том, будет ли принято предложение перевозчиков Казани об очередном повышении платы за проезд — до 35 рублей. «Перевозчики и другие коммерческие структуры всегда хотят, чтобы стоимость тарифообразуемых услуг была выше, наша задача, чтобы они стали экономически обоснованными. Мы свои расчеты подготовили в кабинет министров и считаем, что тот рост, который они (перевозчикиприм. ред.) просят, — пока основания для такого нет», — ответил Груничев.

«Раньше что было: если машина попадала в ДТП, стоимость хранения машины иногда становилась больше стоимости самой машины, и у потребителя не было никакого интереса (эту машину забирать)» «Раньше что было: если машина попадала в ДТП, стоимость хранения автомобиля иногда становилась больше цены самого ТС и у потребителя не было никакого интереса (это авто забирать)» Фото: «БИЗНЕС Online»

Штрафстоянкам показали знак «Стоп»

С 2021 года госкомитет изменил долгосрочные тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств в РТ. Была введена новая дифференциация тарифов: с первого дня по третий день включительно владельцы автотранспортных средств категории А станут платить 29,82 рубля в час, категории В — 59,63 рубля в час, категории С, D — 119,27 рубля, за час стоянки негабаритного транспортного средства придется отдать 178,9 рубля. (При этом вводятся коэффициенты размера транспортного средства, например, для категории В этот коэффициент равен 1.)

С 4-го по 30-й день плата составит фиксированную сумму 1,2 тыс. рублей в сутки, с 31-го дня для всех категорий вводится бесплатное хранение.

«Мы договаривались, что хранение транспортного средства на стоянке после первого месяца станет бесплатным. Раньше что было: если машина попадала в ДТП, стоимость хранения автомобиля иногда становилась больше цены самого ТС и у потребителя не было никакого интереса [это авто забирать]», — пояснил Груничев журналистам после коллегии.

В ушедшем 2020 году тарифы на хранение задержанных транспортных средств в Республике Татарстан были не дифференцированы. Например, при хранении авто категории B плата составляла 57,6 рубля в час, С — 115,19 рубля, а негабаритного транспортного средства — 172,78 рубля с НДС.

Бум инвестиций на фоне кризиса

Предприятия РТ, работающие в рамках регулируемого тарифного поля, в 2020 году реализовали 25 инвестпрограмм на общую сумму 13,2 млрд рублей. Как это ни странно, в 2021-м ожидается прямо-таки бум инвестиций — всего компании заявили 29 инвестпрограмм на 18 млрд рублей, что выше уровня ушедшего года на 36%.

Вместе с тем у Груничева много вопросов к тому, как именно реализуются данные инвестпрограммы. Из-за ошибок при планировании часть мероприятий не удается выполнить или их заменили на другие, не предусмотренные программой. Ряд компаний освоил тарифный источник менее чем наполовину. Министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов в свою очередь назвал «низким» исполнение инвестиционных программ среди субъектов электроэнергетики — начиная с 2018 года оно не превышало 73%.

«Горьковская дирекция по энергообеспечению, являющаяся структурным подразделением РЖД, действующая на территории Татарстана, систематически не обеспечивает исполнение своей инвестпрограммы. За 2018–2019 годы — 31 процент, по новой программе на 2020–2024-е по итогам прошедшего года прогнозируется исполнение 34 процентов, требуемая корректировка программ не производилась», — критиковал Каримов.

В 2021 году госкомитет по тарифам планирует перевести в электронный формат все 13 госуслуг, которые оказывает В 2021 году госкомитет по тарифам планирует перевести в электронный формат все 13 госуслуг, которые оказывает Фото: «БИЗНЕС Online»

Трансформации: цифровая и языковая

В 2021 году госкомитет по тарифам планирует перевести в электронный формат все 13 госуслуг, которые оказывает. Причем изначально предполагалось провести эту работу до конца 2022-го, но потом в ведомстве решили «не растягивать на два года» и полностью оцифроваться уже в текущем.

Любопытно, что в числе задач, которые руководитель поставил перед сотрудниками госкомитета на 2021-й, помимо всего прочего, оказалось усилить изучение татарского языка.

«Зима нынешняя похолоднее, чем прошлая, соответственно, граждане получили по тому же тарифу новую квитанцию и посчитали, что с 1 января произошло повышение тарифа» «Зима нынешняя похолоднее, чем прошлая, соответственно, граждане получили по тому же тарифу новую квитанцию и посчитали, что с 1 января произошло повышение тарифа» Фото: «БИЗНЕС Online»

Угрозы распределенной генерации и рост платы за тепло

Отдельной угрозой, которая в будущем может привести к росту тарифов, министр промышленности Каримов в своем докладе назвал увеличение числа объектов распределенной энергетики (собственные энергообъекты крупных промышленных предприятий).

«Установленная мощность распределенной генерации в РТ в настоящее время составляет порядка 350 МВт, или пока 4 процента от всей установленной мощности. При этом с учетом реализации ТАИФом крупных проектов на „Нижнекамскнефтехиме“ и на „Казаньоргсинтезе“ к 2023 году суммарная установленная мощность объектов распределенной генерации составит 1 167 МВт, или 13 процентов от всей мощности энергосистемы Татарстана», — сообщил Каримов.

Это приводит к снижению отпуска электроэнергии сетевыми организациями. Каримов с тревогой думает о том, как же это скажется на тарифах для оставшихся потребителей. «Может так случиться, что для оставшихся потребителей передача электроэнергии окажется еще более дорогой», — заявил Каримов. По его словам, с таким вызовом Татарстан уже сталкивался на рынке тепловой энергии, когда предприятия переходили на собственные котельные. «Нам нужно оценивать долгосрочные последствия инвестиционных решений, на то, каким образом будет обеспечиваться электроснабжение республики в целом», — заключил министр.

Первый вице-премьер Нигматуллин вслед за Каримовым высказался в том смысле, что инвестиционная активность крупных компаний не должна «привести к еще одному росту тарифов для потребителей». В своем заключительном слове он затронул еще одну горячую (и в прямом, и в переносном смыслах) тему — тарифов на тепло для населения. Правда, речь, увы, не шла об их снижении.

«Зима нынешняя похолоднее, чем прошлая, соответственно, граждане получили по тому же тарифу новую квитанцию и посчитали, что с 1 января произошло повышение тарифа. Я прошу и госкомитет, и профильное министерство разъяснительную работу не снижать, потому что не все граждане являются профессиональными потребителями, разъяснять им — наша совместная работа», — попросил Нигматуллин коллег-чиновников.

Далее руководители перешли к традиционной и самой приятной части итоговых коллегий, а именно: раздаче ведомственных наград и благодарностей. Дважды к трибуне за наградой выходил первый зампредседателя комитета по тарифам Александр Штром.