ПРЕМЬЕР ПОГОВОРИЛ С ПРОФБОССАМИ ОБ ОТСУТСТВИИ ЗАКАЗОВ ДЛЯ ОБОРОНКИ, РОСТЕ ТАРИФОВ И СУДЬБЕ "ТАТСТРОЯ"

Вчера во Дворце труда премьер-министр РТ Ильдар Халиков встречался с профсоюзным активом республики. Как и ожидалось, профсоюзные лидеры не удовлетворились озвученными цифрами о положительной динамике в социально-экономическом развитии республики, а развернули целую дискуссию, очевидцем которой стал корреспондент "БИЗНЕС Online".

IMG_3686.jpg
Кабинет министров собрался практически в полном составе на разговор с профсоюзами

ПЕРЕВОЗЧИКАМ ТРЕБУЕТСЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ

Первым целый ворох проблем высыпал на присутствующих в зале казанского Дворца труда председатель республиканского комитета профсоюзов работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Юрий Данилов. Выступление лидера транспортников было экономически выверено и четко сформулировано. Так, Данилов озвучил вопрос о возмещении расходов на перевозку пассажиров льготной категории (об этом речь идет уже не первый год). Профсоюзный лидер привел пример, какие убытки понесли предприятия из-за отсутствия полной компенсации из бюджета на эту категорию граждан. Только в Нижнекамске за три года автотранспортные предприятия понесли убытков в общей сложности более чем на 100 млн. рублей.

Выступающий также затронул и проблемы удорожания топлива (с 2006 года в 2,7 раз), увеличения налогового бремени. Еще один существенный момент: износ автобусов и трамваев достигает 60%, а между тем у компаний просто не хватает средств, чтобы в достаточном объеме приобретать новый подвижной состав.

«Хотя, – заметил Данилов, – и была принята целевая программа развития транспортной инфраструктуры на 2006 - 2010 годы, которая предписывала приобретение подвижного состава на условиях 50 процентов – за счет муниципальных средств, 50 – за счет привлеченных средств, но она не работала. Обновление подвижного состава производилось только за счет предприятий».

«Постоянное удорожание на все и вся лишает возможность обновлять парк на свои средства в полном объеме, ставит автопредприятия на грань банкротства. В результате растут цены на тариф, снижается качество перевозок», - констатировал председатель профкома.

Тревожит компании-перевозчики и наличие конкурентов из категории «серых» компаний. «Потере доходов автотранспортных предприятий способствует неконтролируемое нашествие нелегальных перевозчиков, к которым не предъявляются требования безопасности, и они совершенно безнаказанно осуществляют перевозки пассажиров, минуя автовокзалы с любой площадки», – продолжал Данилов. И раскрыл «секрет» – 2/3 пассажиров уезжают мимо автовокзалов по всей республике. Например: из Чистополя в Казань ежедневно отправляются только 7 рейсов с автовокзала и сразу 23 рейса с несанкционированной площадки. И это без проверки документов, багажа… Вообще не выполняют требование закона по соблюдению транспортной безопасности, любой человек, в том числе и террорист, может проехать по всей территории республики и за ее пределы, не попадая ни в одну камеру наблюдения! Без политической воли руководства РТ пассажирский транспорт может не выдержать, - с надеждой взглянул на премьера Данилов.

Ильдар Халиков внимательно выслушал доклад и неожиданно попросил выступающего: «Ваше выступление - это фактически инструкция к действию, можно ли изучить подробнее ваш доклад?».

Получив утвердительный ответ, премьер вдруг признался: «Что это за документ (речь шла о программе 50 на 50 - ред.)? Честно говоря, я ни разу о нем не слышал. Прошу дать справку минфин – мне нужен нормативный документ по обязательствам государства - 50 процентов по обновлению парка!».

Недоумение премьера вызвало и сетование на нелегалов, отбирающих часть рынка у добросовестных перевозчиков: «Что касается нелегальных перевозчиков, здесь мне непонятно, потому что в Государственный Совет были внесены поправки, более года они уже действуют. Почему структуры, которые за это отвечают, вопрос не решают, мне непонятно. Я прошу, не откладывая в долгий ящик, в ближайшие две недели провести совместное заседание с ГИБДД, выяснить, чего не хватает, чтобы решить вопрос. Я хорошо помню, что был принят нормальный закон, который влияет на эти процессы. Однозначно нелегалов нужно убирать, это вопрос безопасности!».

IMG_3711.jpg
У профсоюзного лидера Татьяны Водопьяновой накопился целый ворох социальных проблем

ПО ОБОРОНЗАКАЗУ МЫ НЕ БЛЕЩЕМ

Не менее экспрессивным было выступление председателя рескома Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности Марины Лившиц. Сначала она сообщила, что положение отрасли крайне неустойчивое. А потом стала перечислять все болевые моменты: снижение объема оборонного заказа (по сравнению с 2007 годом на 42%), снижение рентабельности из-за роста цен на материалы и энергоносители, недофинансирование отраслевых вузов, НИОКР по федеральным программам (из-за чего молодые специалисты уходят из институтов и лабораторий, и развивать технологии скоро станет некому), изменение принципа ценообразования на продукцию оборонки.

«Новую схему военные выдвинули только в июле, когда, по идее, все контракты должны быть заключены и проавансированы. Кроме того, нам стало известно, что минобороны уже разместило госзаказ на 2012 год и урегулировало вопрос с предприятиями по цене и качеству вооружения. Но на наших предприятиях госзаказа нет, и неясно будет ли», - высказала наболевшее председатель рескома.

Выход из ситуации Лившиц видит в создании рабочей группы, которая бы занялась разработкой концепции создания производства гражданской направленности на предприятиях оборонной промышленности.

«Вот у нас минсельхоз на первом месте или в тройке, минздрав, минтруда, минсвязи, минтранс, – в ответ на выступление стал перечислять ведомства-лидеры по получению федеральной помощи Халиков, – но по оборонзаказу мы не блещем. Более худшего показателя у нас сегодня нет. Цифры не очень хорошие, мы, имея потенциал оборонки, должны выглядеть лучше. Предложение по рабочей группе правильное».

Оптимистично начал свой доклад министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов, сообщив, что «в республике накоплен достаточный запас прочности». Далее он стал перечислять цифры положительной динамики: по объему ВРП ожидается рост на 4%, промышленность вырастет на 5%, строительство – ожидаемый рост тоже порядка 5%. В 2012 - 2014 годах экономический рост будет зависеть от внутренних резервов.

«В сырьевых отраслях реального сектора экономики сегодня заняты более 600 тысяч человек, если каждый из них повысит свою производительность на один процент, то бюджет республики примерно увеличится на 5 миллиардов рублей», – предположил министр.

Зал спокойно внимал докладчику до того момента, пока Шагиахметов не озвучил средние показатели заработной платы (конечно же, с ростом в 17%). Когда он назвал цифру – 20 тыс. рублей, аудитория зашумела. Не обратить внимание на это было нельзя, и министр вынужден был отреагировать: «Понятно, что всех волнует этот вопрос, но мы видим динамику роста, работа идет, есть понимание ситуации, и она будет развиваться в положительную сторону».

"ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ТАРИФЫ НЕ ПРЕВЫШАЛИ ИНФЛЯЦИЮ"

Тут из зала прозвучал вопрос: «Вы, как главный экономист, как объясните, что у нас тарифы растут независимо от того – растут цены на нефть или падают?».

Шагиахметов попытался объяснить, что тарифы будут пересмотрены только с середины 2012 года (по дружному смеху участников мероприятия стало понятно – несведущих в политической мотивации вопроса в зале нет).

Но здесь инициативу перехватил Халиков: «Что касается шума из-за цифр. Отвечая на вопрос по тарифам: тарифы растут по простой причине, мы не можем говорить газовику, который также скажет: «Я на морозе в 40 градусов газ добываю, почему зарплата не растет?» Или энергетику, который по опорам забирается, чтобы линию починить. У них тоже есть профсоюзы, которые заинтересованы в повышении зарплаты своим сотрудникам. Главное, чтобы тарифы были прозрачными, справедливыми и не превышали инфляцию».

Премьер назвал еще один момент, которому, по его словам, когда речь заходит о зарплате, мало кто уделяет внимание, – производительность труда.

«Программой социально-экономического развития Татарстана действительно взяты амбициозные задачи по росту заработной платы. Но эти задачи будут решаться только комплексно: не будет стабильного роста промышленности, стабильной работы предприятий – нам с вами и обсуждать будет нечего. На следующий год я вам скажу: у того предприятия убытки, у этого тоже, налоги снизились – и такое может быть. Второй момент: по разным отраслям – в два, три, четыре раза по производительности труда отстаем от наших коллег в Европе. В том числе и поэтому зарплата на заводе, скажем, в Мюнхене или Риме выше, а на аналогичном в Татарстане отстает», - сказал премьер.

IMG_3635.jpg
Представитель РТ в Совете федерации Алексей Пахомов и глава Госкомитета по тарифам Раузил Хазиев

ЗАРПЛАТА У НЕКОТОРЫХ РАБОЧИХ СООТВЕТСТВУЕТ ЕВРОПЕЙСКОЙ

Отметим, что во время встречи (к слову сказать, она шла почти три часа) из зала Халикову поступило множество вопросов и в письменном виде. Приводим ответы премьера на некоторые из них.

– Казанский завод силикатно-стеновых материалов обеспокоен тем, что в последнее время идет необоснованная дискредитация силикатного кирпича. 900 человек коллектив.

– Я сразу скажу, это мое частное мнение. Силикатный кирпич силикатному кирпичу рознь. Я категорический противник строить дома из «белых полуторок», который портят облик наших городов. Но из материалов этого кирпича построены самые красивые объекты – горнолыжный комплекс, комплекс гостевых домов, кабмин. Вопрос такой – там, где качественно, там, где применимо, – да, но «белые полуторки» – только на заполнение или на производственные объекты. Когда мы говорим, чтобы прекратить из него строить, то речь идет о том, чтобы прекратить строить из «белой полуторки» жилые дома.

– Какая судьба ждет "Татстрой"?

– Нас этот вопрос беспокоит, сегодня в стадии завершения договор "Татстроя" с Внешторгбанком, но, согласен, что здесь со стороны минстроя много недоработок. Предприятию надо помогать. Просто так выплыть сами они не смогут.

– Почему при строительстве второй очереди "ТАНЕКО" привлекаются иногородние рабочие?

– Там не хватает почти тысячи людей, здесь на стадионе не хватает под 500 человек. Это только отдельные объекты. Мы же предлагаем: нужны деньги на обучение людей – нет вопросов. Да, мы оказались в такой ситуации, когда республика не может строить стадионы, дороги только своими силами. На каждом совещании, связанном со строительством, жалуются, что нет людей, нет рабочих, хотя зарплата в отрасли очень неплохая. И далека от тех цифр, которые обсуждаем, а если речь идет о высококвалифицированных рабочих, то она соответствует, между нами говоря, и некоторым европейским странам.