Серьезным испытанием для татарстанских оборонных предприятий стал месяц самоизоляции весной Серьезным испытанием для татарстанских оборонных предприятий стал месяц самоизоляции весной Фото: tatarstan.ru

Ковид, вездесущий «РОСТЕХ» и НЕУГОМОННЫЙ КОЛЕСОВ

Серьезным испытанием для татарстанских оборонных предприятий стал месяц самоизоляции весной. По словам оборонщиков, сложилось впечатление, что об ОПК просто забыли, а минобороны вообще заделалось эдаким ковид-диссидентом, отказавшись признать сложившуюся ситуацию форс-мажором.

Между тем главным трендом в татарстанской оборонке в минувшем году стала экспансия федеральных корпораций. Под напором федералов не устоял даже такой «мастодонт» татарстанского сегмента ОПК, как Казанский Гипронииавиапром. Некоторые полагают, что компанию подвело стремление к многопрофильности (и проектировать, и строить), другие считают, что институт заманили в долговую ловушку, создав сложности при получении оплаты за уже выполненные работы. Тем более есть сведения о том, что гендиректора и основного владельца КазГАПа Бориса Тихомирова давно склоняли к продаже института. Как бы то ни было, по информации наших источников, 50% плюс одну акцию получили структуры владельца московского НК Банка и холдинга «Технодинамика» Виктора Григорьева.

«Технодинамике» также в ближайшее время передадут сразу три казанских казенных предприятия — пороховой завод, ГосНИИ химических продуктов и «Точмаш». А несколько ранее под крыло холдинга ушел еще один татарстанский производитель боеприпасов, а заодно один из российских лидеров диверсификации — ПОЗиС.

Немало шума наделал конфликт между казанской фирмой «МВЕН» и обнинским НПП «Технология» им. Ромашина (ОНПП, входит в холдинг «РТ – Химические технологии и композиционные материалы» ростеховского дивизиона «Вооружение»). Обнинцы обвинили казанцев в грубых нарушениях условий договора на строительство 10 сельскохозяйственных самолетов Т-500. Те же ответили, что партнер просто-напросто пытается отобрать у них проект.

На уход под «Ростех» Казанского авиазавода им. Горбунова — филиала «Туполева» (КАЗ) можно было бы и не обратить внимания (процесс идет в рамках переподчинения госкорпорации всей Объединенной авиастроительной корпорации — ОАК), если бы не один нюанс. В ходе реформы главой «Туполева» назначен теперь уже бывший гендиректор казанской «Радиоэлектроники им. Шимко» Ронис Шарипов. Считается, что в Москву его выдвинул генеральный директор концерна «Радиоэлектронные технологии» Николай Колесов, которого считают тесно связанным с индустриальным директором авиационного кластера «Ростеха» Анатолием Сердюковым. По одной из версий, Колесов метит в гендиректоры объединенных ОАК и «Вертолетов России» (вариант слияния якобы прорабатывается), а потому заблаговременно расставляет своих людей.

Власть над КВЗ получил влиятельный в ОПК клан Белых. Новый управляющий директор предприятия Алексей Белых — сын управляющего директора улан-удэнского авиазавода Леонида Белых, которого называют «крестным отцом» в политике министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова. Злые языки даже уверяют, что назначение сына в Казань было приурочено к 70-летию папы. 

Бизнес-разборками некоторые источники объяснили и задержание гендиректора судостроительной корпорации «Ак Барс» Рената Мистахова — в московском изоляторе он провел ночь. Поводом стали откровения экс-сотрудника департамента аудита госконтрактов минобороны Юрия Ефимова, который сообщил о том, что получил от Мистахова взятку в 65 млн рублей. Так топ-менеджер, по мнению следствия, расплатился за согласование контрактов на поставку кораблей и просьбу о неснижении цены на них. Сам Мистахов если и не связал напрямую свои проблемы с грядущим подписанием мегаконтракта — на строительство первых в истории России вертолетоносцев, — то намекнул на это: «Для меня страшно, если проектное бюро, которое у меня в составе, и завод потеряют подобный контракт из-за того, что их руководитель попал в такую ситуацию». Отметим, что новость о том, что заказ отдают СК «Ак Барс», стала шоком для всей отрасли — прежде всего для петербургских конструкторских бюро.

И добавим, что, даже если было сильное желание прижать Мистахова, сделать это оказалось бы весьма трудно, в том числе потому, что гендиректор материнской компании корпорации — холдинга «Ак Барс» — Иван Егоров входит в ближний круг президента РТ Рустама Минниханова. То есть, даже если и имела место попытка некоего федерального клана повлиять на ситуацию, нашла коса на камень. И вертолетоносцы заложили — 7 июля, в присутствии президента России Владимира Путина.

СК «Ак Барс» блеснула на всю страну еще раз: в августе завод им. Горького спустил на воду первое в России пассажирское судно, работающее на сжиженном природном газе, — «Чайку-СПГ».

Нельзя не отметить первый полет реального (а не показушного, который продемонстрировали Путину годом ранее) прототипа Ту-160М. А под конец года в Казани взлетел тот же борт, но с одним совершенно новым двигателем (из четырех) — выпуск НК-32 на новом уровне (НК-32-02) возрождает фирма «Кузнецов». То есть перед нами пролог к совершенно новому, построенному с нуля Ту-160. Как сообщил 21 декабря на расширенном заседании коллегии минобороны министр Сергей Шойгу, госиспытания этого самолета начнутся в 2021 году.

Призываем наших читателей выбрать самое значимое событие 2020 года в оборонной отрасли Татарстана.

1. МИНОБОРОНЫ НЕ ЗАМЕТИЛО МЕСЯЦ САМОИЗОЛЯЦИИ

1. МИНОБОРОНЫ НЕ ЗАМЕТИЛО МЕСЯЦ САМОИЗОЛЯЦИИ

По словам татарстанских оборонщиков, в пиковые дни самоизоляционного паралича производства об ОПК, по сути, забыли, а главный заказчик — минобороны — отказался считать пандемию форс-мажором, то есть хоть чем-то помочь заводам, например отсрочить выполнение гособоронзаказа. Между тем в разгар первой волны пандемии в апреле – начале мая всей оборонке пришлось пережить примерно месяц простоя. Есть мнение, что произошедшие тогда сбои в работе кооперационных цепочек сказываются до сих пор.

Фото: «БИЗНЕС Online»

2. КОНТРАКТ НА ВЕРТОЛЕТОНОСЦЫ ДОСТАЛСЯ ТАТАРСТАНУ

2. КОНТРАКТ НА ВЕРТОЛЕТОНОСЦЫ ДОСТАЛСЯ ТАТАРСТАНУ

20 июля на керченском заводе «Залив», подконтрольном СК «Ак Барс», заложили два универсальных десантных корабля. Вертолетоносцев такого класса в России никогда не строили. Проектирует их Зеленодольское проектно-конструкторское бюро. Безусловно, это выражение большого доверия к татарстанским корабелам.

Фото: kremlin.ru

3. ПРОДАЖА «КАЗАНСКОГО ГИПРОНИИАВИАПРОМА»

3. ПРОДАЖА КАЗАНСКОГО ГИПРОНИИАВИАПРОМА

В октябре стало известно, что 50% плюс одна акция Казанского Гипронииавиапрома стала принадлежать оборонному магнату Григорьеву и институт вошел в его холдинг «Технодинамика».

Фото: «БИЗНЕС Online»

4. НАЗНАЧЕНИЕ ГЕНДИРЕКТОРОМ «ТУПОЛЕВА» КАЗАНЦА РОНИСА ШАРИПОВА

4. НАЗНАЧЕНИЕ ГЕНДИРЕКТОРОМ «ТУПОЛЕВА» КАЗАНЦА РОНИСА ШАРИПОВА

4 июня совет директоров «Туполева» утвердил генеральным директором близкого к Колесову Шарипова, до этого возглавлявшего казанскую «Радиоэлектронику им. Шимко», которая разрабатывает системы госопознавания «свой-чужой»

Фото: «БИЗНЕС Online»

5. ВЛАСТЬ НА КВЗ ЗАХВАТИЛ ЕГО ИЗВЕЧНЫЙ КОНКУРЕНТ

5. ВЛАСТЬ НА КВЗ ЗАХВАТИЛ ЕГО ИЗВЕЧНЫЙ КОНКУРЕНТ

В ноябре стало известно, что пост управляющего директора КВЗ займет Алексей Белых — сын главы давнего конкурента КВЗ, Улан-Удэнского вертолетостроительного авиазавода. Почти одновременно появилась информация, что КВЗ попал под санкции минфина США.

Фото: © Александр Кряжев, РИА «Новости»

6. СПУСК НА ВОДУ ПЕРВОГО В РОССИИ ПАССАЖИРСКОГО СУДНА, РАБОТАЮЩЕГО НА СЖИЖЕННОМ ГАЗЕ

6. СПУСК НА ВОДУ ПЕРВОГО В РОССИИ ПАССАЖИРСКОГО СУДНА, РАБОТАЮЩЕГО НА СЖИЖЕННОМ ГАЗЕ

Как обещают, прогулочное судно «Чайка-СПГ» выйдет на регулярные маршруты уже в будущую навигацию. Пока это рейс до Свияжска, но предполагается, что появятся и другие направления. Судостроительная компания «Ак Барс» уже ведет переговоры о продаже аналогичных судов в Пермский край.

Фото: «БИЗНЕС Online»

7. ПОЛЕТ ПРОТОТИПА ТУ-160М

7. ПОЛЕТ ПРОТОТИПА ТУ-160М

На казанском авиазаводе 3 февраля в первый полет подняли долгожданный Ту-160М. Это переоборудованный в новую версию строевой самолет, за ним последуют еще два прототипа, а дальше — построенные с нуля машины. Дополнительный оптимизм вселяет то, что в декабре на первом прототипе испытали новый двигатель НК-32-02 — это тоже возрождение на новом уровне производства советского времени.

Фото: минобороны РФ / ТАСС

8. ОТКАЗ ОТ ИДЕИ ВЫВЕСТИ ИЗ КАЗАНИ  ПРОИЗВОДСТВО ПОРОХА

8. ОТКАЗ ОТ ИДЕИ ВЫВЕСТИ ИЗ КАЗАНИ ПРОИЗВОДСТВО ПОРОХА

В ближайшее время сразу три казанских боеприпасных предприятия — пороховой завод, ГосНИИ химических продуктов и «Точмаш» — передадут госкорпорации «Ростех». Ранее под ее крыло ушел еще один местный боеприпасник — ПОЗиС. Параллельно стало известно о том, что планы о выносе за пределы Казани порохового завода пересмотрены — он остается.

Фото: «БИЗНЕС Online»

9. ЗАДЕРЖАНИЕ РЕНАТА МИСТАХОВА

9. ЗАДЕРЖАНИЕ РЕНАТА МИСТАХОВА

Ночь с 3 на 4 марта генеральный директор судостроительной корпорации «Ак Барс», депутат Госсовета РТ Мистахов провел в московском ИВС. Причина — расследование о взятке в 65 млн рублей, которую топ-менеджер якобы дал чинам минобороны. Случайно или нет, но задержали гендиректора в преддверии подписания контракта на строительство вертолетоносцев.

Фото: «БИЗНЕС Online»

10. «РОСТЕХ» ОТКАЗАЛСЯ ПОКУПАТЬ СДЕЛАННЫЕ ДЛЯ НЕГО КАЗАНСКИМ МВЕНОМ САМОЛЕТЫ

10. «РОСТЕХ» ОТКАЗАЛСЯ ПОКУПАТЬ СДЕЛАННЫЕ ДЛЯ НЕГО КАЗАНСКИМ МВЕНОМ САМОЛЕТЫ

Под угрозой срыва оказался совместный проект «Ростеха» и Татарстана по созданию всероссийской системы авиахимработ. «Дочка» госкорпорации — ОНПП «Технология» им. Ромашина — обвинила разработчика и производителя сельхозсамолетов — МВЕН — в нарушении условий договора. Авиапроизводитель заявил, что ничего не нарушал, самолеты готовы. 

Фото: «БИЗНЕС Online»