В условиях кризиса, причиной которого стала пандемия новой коронавирусной инфекции, наименее производительные компании прекратили свою работу. Данный факт позволяет говорить о проявлении очищающего эффекта кризиса (cleansing effect), говорится в аналитической записке департамента исследований и прогнозирования Центробанка «Кто выходит с рынка в период кризиса».

Аналитики регулятора указали, что ликвидация российских компаний на фоне пандемии связана не только с рисками для дальнейшего роста, но и с положительным эффектом для него в средне- и долгосрочной перспективе.

«На признаки очищающего эффекта кризиса указывает резко возросшая интенсивность выхода с рынка наименее производительных предприятий, тогда как лидеры по эффективности в меньшей степени оказались затронуты первой волной выходов. В результате профиль производительности оставшихся на рынке компаний улучшается», — сказано в докладе.

В то же время люди, работавшие на ликвидированных предприятиях, сталкиваются с проблемой поиска, что серьезно повышает общую социальную напряженность, отмечают в ЦБ. Специалисты Банка России указывают, что последствия текущего кризиса могут быть ощутимее, чем в предыдущие кризисные годы.

Авторы материала считают, что для выхода экономики на устойчивую траекторию роста нужно стимулировать появление новых предприятий, поддерживать действующие эффективные организации, в особенности молодые компании с большим потенциалом роста. В таком случае лишившиеся работы сотрудники получат больше возможностей для того, чтобы найти рабочие места на предприятиях с высоким потенциалом роста производительности труда и, как следствие, заработной платы, отмечается в записке.