О погашении всех финансовых обязательств перед «Татнефтью» группа компаний «Нэфис» объявила накануне. По данным компании, задолженность на сумму 21,5 млрд рублей была рефинансирована в «Газпромбанке» сроком на 12 лет О погашении всех финансовых обязательств перед «Татнефтью» группа компаний «Нэфис» объявила накануне. По данным компании, задолженность на сумму 21,5 млрд рублей была рефинансирована в Газпромбанке сроком на 12 лет

Расплатились под Новый год

О погашении всех финансовых обязательств перед «Татнефтью» группа компаний «Нэфис» объявила накануне. По данным компании, основанной известным бизнесменом и депутатом Госдумы РФ Иреком Богуславским, задолженность на сумму 21,5 млрд рублей была рефинансирована в Газпромбанке сроком на 12 лет. «Таким образом, все финансовые обязательства со стороны ГК „Нэфис“ выполнены в полном объеме», — сообщили в пресс-службе предприятия.

Напомним, что в конце 2018 года «Татнефть» выкупила кредиты предприятий группы «Нэфис», «таким образом поддержав развитие бизнеса», общая сумма выкупленных прав требования составила 30,9 млрд рублей. Известно, что в числе банков-кредиторов были Сбербанк и банк «Открытие». Сделку тогда назвали крупным успехом финансовой дипломатии, ибо банки согласились на невиданный дисконт — около 30%. В результате на выкуп обязательств производителя «крошек» Sorti и кетчупа Mr.Ricco у нефтяников ушло около 21 млрд рублей.

Отметим, что решение о сделке с «Татнефтью» было принято в не простое для предприятия время. Чтобы выдерживать конкуренцию и не отстать от рынка, «Нэфис», может быть, даже чересчур активно вкладывал средств в расширение и модернизацию производства. Непредвиденным ударом под дых стало крушение Татфондбанка. «Сложности, которые испытывал „Нэфис“, приведшие к ухудшению его финансового положения в последние годы, были связаны со слишком агрессивными планами по развитию и операциями с финансовыми организациями, которые впоследствии утратили устойчивость», — такую оценку состоянию дел в «Нэфисе» в 2018 году дали в отчете специалисты нефтяной компании.

По условиям соглашения, долг в 21 млрд рублей «Нэфис» должен был оплачивать живыми деньгами. Сроком выплаты был установлен как раз конец 2020-го. Но существовало и дополнительное условие — разницу между реально потраченными деньгами и номиналом долга, т. е. около 10 млрд рублей, «Татнефть» намерена была конвертировать в акции. Планировалось, что это произойдет в два этапа: сначала акции всех предприятий ГК «Нэфис» планировали консолидировать в одну холдинговую компанию, а затем уже в ней 49% передать «Татнефти», а  51% оставить у прежних акционеров «Нэфиса».

Однако передача пакета акций так и не состоялась, Богуславский сохранил контроль за своим бизнес-детищем.

За два года ГК «Нэфис» заметно нарастила производство товарной продукции: если в 2019 году этот показатель превысил 1,2 млн тонн (+ 33% к уровню 2018 года), то за 11 месяцев 2020 года производство товарной продукции увеличилось еще на 21% За два года ГК «Нэфис» заметно нарастила производство товарной продукции: если в 2019 году этот показатель превысил 1,2 млн т (плюс 33% к уровню 2018-го), то за 11 месяцев 2020 года производство товарной продукции увеличилось еще на 21%

Благодаря поддержке Маганова…

«Нэфис» поблагодарил президента Татарстана, председателя совета директоров ПАО «Татнефть» Рустама Минниханова «за неоценимую помощь в поддержке компании с численностью 5 тысяч человек», а также  генерального директора «Татнефти» Наиля Маганова «за профессионализм и высокий уровень ответственности». «Сотрудничество оказалось эффективным и взаимовыгодным», — сообщается в пресс-релизе.

«Нэфис» отмечает, что благодаря поддержке нефтяников за последние два года было реализовано несколько инвестиционных проектов. «Ряд заводов ГК „Нэфис“ был оснащен новым современным технологическим оборудованием. Продажи продукции компании росли опережающими темпами, в результате чего ГК „Нэфис“ в 2020 году получит рекордную выручку в размере 50 миллиардов рублей. Впервые показатель EBITDA достигнет 7 миллиардов рублей», — сообщила пресс-служба компании со ссылкой на генерального директора АО «Нэфис Косметикс» Дину Лаврикову (она была назначена на эту позицию буквально на днях).

За два года ГК «Нэфис» заметно нарастила производство товарной продукции: если в 2019-м этот показатель превысил 1,2 млн т (плюс 33% к уровню 2018 года), то за 11 месяцев 2020-го производство товарной продукции увеличилось еще на 21%. За 9 месяцев текущего года чистая прибыль ГК «Нэфис» увеличилась в 3 раза, достигнув более 2 млрд рублей. Сумма налоговых отчислений, отправленных в консолидированный бюджет Татарстана, выросла на 73%, сообщают в компании. По данным минфина, за 2020 год только по налогу на прибыль рост платежей предприятий «Нэфиса» составил 255 млн рублей. Больше только у трех шинных предприятий «Татнефти» вместе взятых (507 млн рублей).

Также Лаврикова благодарит команду Газпромбанка «за веру в потенциал компании и эффективное взаимодействие». Для банка под председательством Алексея Миллера «Нэфис» в нынешнем его состоянии — с огромными активами, растущими как на дрожжах оборотами и рекордной чистой прибылью — лакомый клиент.

В проигрыше остались Сбер и «Открытие», которые в трудный момент «продали» с серьезным дисконтом крупного партнера. Мы отправили в Сбер вопросы с просьбой прокомментировать ситуацию, однако на момент подготовки публикации ответа не получили.

Кредитовать «Нэфис» в дальнейшем «Татнефть» сочла нецелесообразным: для самих нефтяников «кредитование не является профильным направлением» Кредитовать «Нэфис» в дальнейшем «Татнефть» сочла нецелесообразным: для самих нефтяников «кредитование не является профильным направлением»

«Да, по результатам сделки с ГК «Нэфис» будет получена прибыль»

В «Татнефти» в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» сообщили, что сотрудничество с ГК «Нэфис» «оказалось экономически оправданным». «Да, по результатам сделки с ГК „Нэфис“ будет получена прибыль», — сообщили нам в нефтяной компании, но не стали уточнять, какую именно сумму процентов выплатил «Нэфис». Но подчеркнули, что ГК «Нэфис» полностью исполнила все свои обязательства. Детали сделки компания обещает раскрыть в финансовой отчетности.

«Мы не являемся благотворительной организацией и не можем себе позволить оказывать дружескую помощь нашим партнерам и даже тем, для которых, как и для нас, РТ является родным регионом. Сделка осуществлялась по экономическим соображениям — „Татнефть“ заработала прибыль на сделке и сотрудничестве с „Нэфис“. По условиям сделки, заключенной в 2018 году, у ГК „Нэфис“ была возможность рефинансировать долг перед ПАО „Татнефть“ до 31 декабря 2020-го, это и было реализовано», — сообщили в «Татнефти» в ответ на запрос нашего издания.

На вопрос о том, почему не были реализованы планы по конвертации части долга в 49% акций «Нэфиса» с переходом права собственности в пользу «Татнефти», в пресс-службе нефтяной компании пояснили, что «это было одной из опций, предусмотренных сделкой». «В итоге с учетом снижения ключевой ставки ЦБ РФ и, как следствие, еще большего повышения привлекательности для „Татнефти“ условий финансирования, согласованных в 2018 году, было принято решение продолжать работать в „кредитной логике“», — говорится в комментарии.

Кредитовать «Нэфис» в дальнейшем «Татнефть» сочла нецелесообразным: для самих нефтяников «кредитование не является профильным направлением». «Кредитование же ГК „Нэфис“ в той конфигурации, в которой это было осуществлено со стороны Газпромбанка, не является целевым для банка „Зенит“ (входит в группу „Татнефть“ — прим. ред.)», — пояснили в «Татнефти».

Заметим, что партнерство «Нэфиса» и «Татнефти» компании рассматривали еще и как возможность синергии. Например, МАН, производством которого планируют заняться нефтяники с 2024 года, среди прочего используется в производстве моющих средств «Нэфиса». Кроме того, речь шла о сотрудничестве в сфере биотоплива. И «Татнефть», и «Нэфис» отмечают, что сотрудничество в разных сферах будет продолжено.

Из-за пандемии взрывным образом рос спрос на бытовую химию, в частности, на антибактериальные средства. Также активно росли цены на подсолнечное масло, что добавляло маржинальности выпускаемой продукции Из-за пандемии взрывным образом увеличился спрос на бытовую химию, в частности на антибактериальные средства. Также активно росли цены на подсолнечное масло, что добавляло маржинальности выпускаемой продукции

Повышенный спрос на мыло и рост цен на подсолнечное масло

Группа компаний «Нэфис» — один из крупнейших в России производителей масложировой, косметической продукции, бытовой химии. В группу входит четыре производственных предприятия: АО «Нэфис Косметикс», АО «КМЭЗ», АО «Казанский жировой комбинат» и АО «Нэфис-Биопродукт». Производственные площади базируются на территории Татарстана. Продукция реализуется через дистрибьюторскую сеть, охватывающую все регионы РФ и страны СНГ. Бренды — AOS, BiMAX, SORTI, «Биолан», «Я родился», «Заводъ Братьевъ Крестовниковыхъ», Mr.Ricco, «Миладора», «Ласка».

В течение всего 2020 года предприятия «Нэфиса» не раз на официальных совещаниях с участием президента РТ отмечались как пионеры роста прибыли на общем фоне падения экономики. Росту финансовых показателей предприятий ГК «Нэфис», помимо всего прочего, способствовала уникальная обстановка на рынке в текущем году — из-за пандемии взрывным образом увеличился спрос на бытовую химию, в частности на антибактериальные средства. Также активно росли цены на подсолнечное масло, что добавляло маржинальности выпускаемой продукции.

Так, выпуск бытовой химии «Нэфис Косметикс», по данным за 6 месяцев 2020 года, увеличился на 14%. Производство гелей для стирки возросло на 55%, мыла изготовлено на 36% больше, на 20% — жидких моющих средств, на 16% — сухих чистящих средств. Продажи в данных сегментах также показали устойчивый рост. Так, гелей для стирки было реализовано больше на 65%, на 22% увеличились продажи жидких моющих средств, а чистящих порошков — на 17%. Особым спросом пользовалось мыло — реализация продукта выросла на 35%.

По данным компании маркетинговых исследований AC Nielsen за 8 месяцев 2020 года, доля рынка средств для мытья посуды «Нэфис Косметикс» составила 33,5%, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2019-го на 1,8%.

С начала года «Нэфис Косметикс» выпустил две новые линейки антибактериальной продукции под брендами BiAsept и Washman, а также впервые приступил к выпуску антисептиков в виде геля и спрея. Кроме того, выпустил на рынок профессиональные специализированные средства для прачечных под брендом NEFCOpro.

По данным «Нэфис Косметикс» за 10 месяцев 2020 года, чистая прибыль предприятия увеличилась на 75%, достигнув 1,278 млрд рублей. Прогнозируемые показатели по EBITDA достигнут более 3 млрд рублей.

Показатели и в масложировом секторе группы «Нэфис» также растут. Переработка маслосемян увеличилась на 41% и составила 487 тыс. тонн. Объем реализации подсолнечного шрота стал больше на 96%, сырого подсолнечного масла — на 22%. Заметен рост и в реализации готовой продукции. Так, продажи фасованного растительного масла увеличились на 12% в натуральном выражении. Под брендом Mr.Ricco в первом полугодии 2020-го компания выпустила несколько новинок — кетчупов, майонезов, масел. Производительность труда по группе увеличилась на 41%. Среднемесячная зарплата стала больше на 11%, составив 51 тыс. рублей.