ЭКСПЕРТЫ «БИЗНЕС ONLINE» НЕ ВИДЯТ СМЫСЛА В ПОКУПКЕ ВОДИТЕЛЬСКОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ

На этой неделе президент России Дмитрий Медведев поручил главе МВД Рашиду Нургалиеву до 15 декабря подготовить предложения по усовершенствованию порядка выдачи водительских удостоверений категорий D и Е. Главная цель – повышение качества подготовки и аттестации водителей. Журналисты «БИЗНЕС Online» поинтересовались у экспертов и представителей делового сообщества, легко ли сейчас получить водительские права честным путем.

Асфан Галявов - генеральный директор МУП «Метроэлектротранс»:

- Школы есть разные, где-то даже полигона нет. У нас в техникуме все очень жестко, поэтому качеством подготовки наших выпускников мы довольны. В целом по стране права получить относительно легко. Сам я права получал еще в 79-м году, там все сдавали, как положено, времена были другие.

Ильдар Зиннуров - председатель совета директоров "Таттранскома" (автосалоны «Сапсан»):

- В целом уровнем вождения я доволен. Учитывая, что количество участников дорожного движения постоянно увеличивается, дороги города постоянно ремонтируются, количество аварий не такое большое. Сам я права получал честно. Получал давно, лет 20 назад. Учился полгода, ходил вечерами.

Ирек Миннахметов - генеральный директор ООО «Чингисхан»:

- Права сегодня получить достаточно легко. Аварийную подготовку сейчас же никто не требует. Хотя молодые водители действительно не подготовлены к езде и нашей суете на дорогах. Водителям нужно больше практики, а то сегодня они пару раз по городу прокатились, им показали, как светофор работает, и все, права в кармане. Нужно ездить в гололед, создавать аварийные ситуации, пробовать экстренное торможение. Ведь когда в автобусе сидят сорок человек, а навстречу кто-то едет на большой скорости, учиться и пробовать у водителя права уже нет. Ужесточил бы я и законы. Например, во много раз увеличил бы штрафы для водителей автобусов. Рисковать жизнью людей, решаясь на обгон, нельзя. При этом водители получать должны очень хорошо. И обучать их должны качественно, на новом оборудовании.

Рузаль Хамитов - директор центра охраны и мониторинга «Сити Гард»:

- Сказать, что права сегодня получить легко, нельзя. Нужно пройти все этапы обучения. Хотя программу подготовки в самих учебных заведениях я бы более детально прописал, сделал бы больше занятий, особенно практических. В крупных мегаполисах с населением более миллиона человек интенсивность вождения возрастает в десятки раз, иногда на дорогах бывает полное сумасшествие, к которому нужно быть готовым. Раньше ведь к подготовке водителей относились не как к средству для зарабатывания денег. Я бы составил рейтинг учебных заведений, в которых высокое качество подготовки выпускников. В идеале ребенок, выходя из общеобразовательной школы, должен уже обладать определенными знаниями. Не только как пешеход, но и как водитель.

Ужесточение можно сделать финансовое. Например, увеличить госпошлину. Люди все равно будут платить за права, а сейчас они доступны для всех. А так, может быть, не все захотят их получать. Нужно ужесточать и наказание за совершенные правонарушения. Например, лишать водителей прав на год-полтора. Тогда водители начнут права ценить. Надо готовить водителей так, как готовят пилотов: жесткий контроль, больше теории и практики.

Елена Войтко – директор гостинично-развлекательного комплекса «Казанская Ривьера»:

- Честно, получить права несложно. Знания важнее корочки, с пустой головой ведь на дорогу опасно выезжать. Те, кто знаниями не обладает, на дорогах автомобилем управляют не очень адекватно. К сожалению, такие у нас на дорогах имеются.

Евгений Горожанин – директор Казанской школы высшего водительского мастерства:

- Уровень вождения зависит от практики, а качество подготовки во многом определяет школа, которая может быть как плохой, так и очень хорошей. Я бы ужесточил выдачу прав в том смысле, что выдавал бы права на вождение людям после 23 лет, особенно права категории С и E. Молодые водители часто становятся причиной аварийных ситуаций, так как стремятся лихачить. Сам я получал права нормально, сдавал все по-честному. Теорию и вождение сдал без проблем, с первого раза.

Рамиль Мустафин – генеральный директор ООО «Казанский центр «МАЗ»:

- Права получить сегодня легко. Причем в двух случаях. Если платить за них и если не платить. Во втором случае нужно просто подготовиться и все сдать. Уровень подготовки водителей в Казани достаточный, нельзя его назвать слабым. В свое время я получил права с помощью ящика водки. Группа скинулась на ящик водки во время сдачи. А так я все учил сам.

Алексей Быстров – руководитель такси «Казань»:

- В Татарстане права получить не так легко. Может быть, в Москве или Петербурге с этим дело проще, у нас же люди учатся, сдают и пересдают по нескольку раз. Права сейчас дают только через автошколу, тем более права профессиональные, D и Е. У меня один знакомый сейчас учится, так он полгода учится - сначала на одну категорию, а потом уже на другую. Так что информация о легкости получения прав – слухи. Категории D и Е без накатки часов сейчас просто не дают. У самого у меня B и C, получал по-честному, все было крайне строго и профессионально. С правами из школы, где я учился, люди в Сибирь ездили и в армию уходили. И смысл покупать права? Нет в этом логики. И даже если захочешь, не купишь. Место трудно найти. Сколько я знаю людей, причем известных бизнесменов, которые прав лишились, а назад вернуть их не могут, так ходят без прав.

Расиль Зималиев - директор такси «Мотор-сервис»:

- Оценить качество и уровень подготовки сложно, ты же не знаешь, кто едет на дороге и какой у него водительский стаж. На дорогах ездить мне никто не мешает, поэтому общий уровень оцениваю как приемлемый. В 80-х годах я учился в престижном заведении, получил хорошие знания и сдавал сам. Как сдают сейчас? Не знаю.

Руслан Хасанов – капитан полиции отдела пропаганды безопасности дорожного движения управления ГИБДД по РТ:

- Мы работаем по существующим приказам и другим нормативным документам. Водительское удостоверение получают после сдачи теоретического экзамена и практики вождения в автогородке и по городу.