102-я гимназия Казани — один из примеров, как можно очень четко и жестко построить школьную систему. Там хорошие результаты, и никто не приходит позже звонка на первый урок «102-я гимназия Казани — один из примеров, как можно очень четко и жестко построить школьную систему. Там хорошие результаты и никто не приходит позже звонка на первый урок»

Я БЫ НЕ ГОВОРИЛ ПРО ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ВИНУ ОДНОГО КОНКРЕТНОГО УЧИТЕЛЯ

102-я гимназия — очень жесткая школа, там дисциплина стоит на совершенно недосягаемой высоте. Возможно, прежний директор, который создавал эту школу, умел обращаться с детьми в этих условиях, а нынешнему руководителю сложнее. Но я знаю, что там никто и никогда не опаздывает. Если, например, в 131-й школе правило — много работать, то в 102-й — никогда и никуда не опаздывать и делать вовремя все домашние задания. Это очень понятная вещь, неправильная, но очевидная, во многих учебных заведениях России такая ситуация.

Я бы не говорил про индивидуальную вину одного конкретного учителя, хотя у нас часто пытаются найти стрелочника. Виновата в таких трагедиях, я считаю, либо вся страна, либо конкретная ситуация в школе. Но у нас как? Директора «строит» начальник гороно, директор — завучей, завучи — учителей, а большинство педагогов, к сожалению, соглашаются эту цепочку продолжить на детей. А куда им деваться? Но учителей жалко. Проблемы-то не в них, а в устройстве системы.

102-я гимназия Казани — один из примеров, как можно очень четко и жестко построить школьную систему. Там хорошие результаты и никто не приходит позже звонка на первый урок. А у нас в «СОлНЦе» можно опоздать! Да, можно, при этом я не говорю, что так правильно. Надо просто каждый случай разбирать индивидуально. Например, когда я сам был студентом 1–2-го курсов, то до ночи читал Ньютона, Эйнштейна и опаздывал на первые пары. Конечно, со студентом можно и нужно разбираться, он большой уже, но со школьником необходимо разговаривать, почему он опоздал, каждый раз выясняя конкретную ситуацию. У родителей может быть все сложно, болеют люди сплошь и рядом. В нынешнее «ковидное» время не надо так жестко с детьми, не стоит слепо следовать вот этому дамоклову мечу дисциплины.

Сейчас очень высокий уровень тревожности у некоторых детей! То говорят, что скоро будет дистант, потом отменяют, а дальше все-таки начинается дистант… «Сейчас очень высокий уровень тревожности у некоторых детей! То говорят, что скоро будет «дистант», потом отменяют, а дальше все-таки начинается «дистант»…»

МЫ РАЗРАБОТАЛИ ОЧЕНЬ КРАСИВУЮ ФОРМУ «ДИСТАНТА»

Что касается погибшего мальчика, то, возможно, у него проблемы с психикой, я этого не знаю, надо знать конкретного ребенка. Но школьники, которые приходят к нам из других учебных заведений, рассказывают, как там все устроено. Виновата даже не сама дисциплина, понимаете, а доведение какого-то важного параметра до абсурда. Вместо чрезмерно жестких правил с детьми сейчас лучше работать психологически. Например, в нашей школе поскольку мы решаем эту задачу, то специально нашли еще одного психолога — маму нашей учительницы, которая трудится пока даже не за деньги. Нужно специально искать таких людей, которые будут работать с тревожностью детей. А сейчас очень высокий уровень тревожности у некоторых школьников! То говорят, что скоро будет «дистант», потом отменяют, а дальше все-таки начинается «дистант»…

Мы, например, разработали очень красивую форму «дистанта». У меня старшие классы по очереди уходят на неделю или на две, именно по очереди, по заранее известному графику, чтобы все было понятно. Соответственно, дети и их родители знают, когда будет «дистант», и могут к нему подготовиться. Повторяю: «ковидное» время требует иного отношения с детьми, более уважительного. Помните, президент России весной думал, как помочь бизнесу, когда люди самоубийством кончали, не могли вовремя оплачивать арендные платежи… Была помощь бизнесу какая-то оказана. Т. е. это было сделано, хорошо ли, плохо ли, но было. Сейчас думают про вакцину. А надо еще думать о тревожности детей, чтобы такие суициды не стали повседневностью, об этом думают, к сожалению, мало.

Надо думать больше ни о том, кто виноват, а как сделать так, чтобы другие дети, которые оказались в похожей ситуации, смогли из нее выбраться «Надо думать больше не о том, кто виноват, а как сделать так, чтобы другие дети, которые оказались в похожей ситуации, смогли из нее выбраться»

КОГДА, НЕ ЗНАЮ, МАЛЬЧИК К ДЕВОЧКЕ ПРИСТАВАТЬ НАЧНЕТ…

Я считаю, что родителям в этой школе надо помогать, а также учителям. У нас очень часто начинают наказывать. Но надо думать больше не о том, кто виноват, а как сделать так, чтобы другие дети, которые оказались в похожей ситуации, смогли из нее выбраться.

Ситуации сложные случаются, у меня в школе тоже бывает, когда кто-то кого-то обидит, кто-нибудь кого-то ударит… Хоть у нас и школа-то такая хорошая, но все равно это дети, у них что угодно бывает. Когда, не знаю, мальчик к девочке приставать начнет, потому что у него половое созревание… Надо прежде всего думать, как помочь детям, а не найти виноватого, как у нас обычно делают.

Вот, говорят, что родители мальчика хотят подавать в суд на учительницу. А надо думать прежде всего об организации помощи детям, взрослые уж как-нибудь разберутся. Если в этой семье, где воспитывался мальчик, есть еще дети, то в первую очередь нужно им помогать.  А во вторую — детям из этого класса.

Павел Шмаков