1. Выставку Евгении Васильевой в галерее современного искусства ГМИИ РТ начали обсуждать, как только о предстоящем событии стало известно. И это немудрено, ведь в первой половине 2010-х она являлась одной из самых известных женщин страны, причем это никак не было связано с искусством. Про «дело „Оборонсервиса“» тогда не знал только ленивый. Кроме того, многих поразил тот факт, что когда к Васильевой в 2012-м пришли с обыском, то в ее квартире находился действующий министр обороны России Анатолий Сердюков. Лавстори с криминальным оттенком, как известно, дошла до законного брака. Чиновник же сегодня занимает руководящие посты в структурах «Ростеха» и по работе часто бывает в Казани. Так что, если он имеет отношение к появлению выставки в ГСИ, это вряд ли кого-то удивит, ведь у бывшего федерального министра прекрасные отношения с элитой республики. Еще интереснее стало вчера, когда утром появилась информация, что Васильева сама неожиданно приехала в Казань.

    Между тем уже холл галереи встречал цитатой самого Пьера Кардена: «Творчество EVA (творческий псевдоним Васильевой — прим. ред.) символично в контексте осмысления и взаимодействия традиции и новаторства в современном искусстве. Будучи в авангарде, она обнаруживает связь с глубинными корнями культуры, по-новому понимая роль традиции, органично сочетаемой с непрерывностью творческого эксперимента и художественного поиска».

  2. Из аннотации к выставке «Иноземье», которая была специально подготовлена для Казани: «Проект „Иноземье“ содержит в себе стремление человека уйти в мир гармонии и свободы посредством бегства от реальности в искусство. Искусство дарует индивиду энергию космоса, помогает обрести духовную свободу, наделяет человека иной, иноземной реальностью. Личность формирует свой микрокосм, не позволяя институтам общественных стереотипов и толкований разрушать основы индивидуальной свободы… После осознания свободы самореализации, индивиду открывается новый взгляд на „вечные проблемы“. Одновременно с этим человек становится способен создать „Иноземье“ одним лишь усилием своей фантазии. Создание собственного мира является попыткой к высвобождению собственного „я“, подавленного реалиями бытия».

  3. Понаблюдать за тем, как «высвобождает собственное „я“, подавленное реалиями бытия», художница EVA, на открытие выставки в ГСИ из татарстанских чиновников пришли гуманитарный вице-премьер РТ Лейла Фазлеева (слева) и заместитель министра культуры РТ Ленар Хакимзянов (второй слева). Вице-премьер была в хорошем настроении и много шутила в разговоре с московской гостьей, а Хакимзянов, судя по всему, рекламировал республику. «Я предлагаю еще раз приехать, посетить Свияжск…» — удалось подслушать слова замминистра, обращенные одновременно к Фазлеевой и Васильевой.

  4. Кстати, еще накануне Хакимзянов не думал и не гадал, что весь четверг проведет в качестве сопровождающего несколько лет назад одной из самых обсуждаемых женщин России. Васильева собралась приехать на открытие собственной выставки в самый последний момент. При этом решение было настолько внезапным, что художницу никто не встретил в казанском аэропорту.

  5. На двух столах можно было полистать прекрасно изданные каталоги к предыдущим персональным выставкам EVA, которых с 2014 года (тогда в одной из московских галерей открылась дебютная экспозиция Васильевой «Цветы из неволи») у художницы оказалось немало. С интересом с ними знакомился один из гостей, художник-реставратор Александр Шубин. «Человек не оторвался от детства, столько в ней радости, столько нерастраченной любви. Это человек, который попал в водоворот событий, которые немножко далеки от наших детских ощущений, — так охарактеризовал творчество героини вечера в разговоре с „БИЗНЕС Online“ Шубин. — А она это хранит, несет в себе, выплескивает. Ей подобное помогает, наверное, выживать, я так думаю. Но очень интересно ее наивное детское творчество, она не растрачена еще, не раскрыта. Ей бы позаниматься еще…» По словам собеседника газеты, технику на выставке он увидел разную: «Она особо не зацикливается на технике, видимо, материал доступный вполне, потому технику, я думаю, кто-то ей преподавал, но в то же время она не задумывается над этим, она как ребенок».

  6. Директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева была очень эмоциональна, она назвала автора картин новым авангардным художником, который стремительно ворвался в художественное пространство и завоевал многие площадки мира, Европы и России: «Васильева пробует все техники и технологии, разные жанры. И подобное, конечно, удивляет и подкупает». Дальше Нургалеева стала перечислять уже солидный послужной список EVA, а затем резюмировала: «Такое искусство имеет право быть! Это современно, крайне энергично, очень красиво по цвету, это необычно, скажем так».

  7. На открытии «Иноземья» татарстанские чиновники старались держаться вместе, а после этого Фазлеева рассказала нашему корреспонденту о своих впечатлениях. «Я думаю, что выставки современных художников важны, они очень ценны, поскольку любопытство к жизни, интерес к ней будет всегда, — уверена Лейла Ринатовна. — И здесь, конечно, любопытно также посмотреть, что может представить женщина, которую многие знают в России. И вот эта яркость, бодрость, какая-то женская история здесь точно есть, и, конечно, меня очень впечатляют соединения цветов, а фотоработы этажом выше впечатляют взглядом на цвет, тут можно бесконечно думать, бесконечно предлагать что-то свое». По словам Фазлеевой, известные факты из жизни Васильевой ее никак не смущают как зрителя: «Здесь ты точно не судишь с точки зрения биографии, а видишь автора и воплощение эмоций. Мне не мешает это точно, здесь, в музее изобразительного искусства, ты воспринимаешь человека как художника. Оставим биографию в покое». 

  8. «Добрый день, я рада всех приветствовать в этом прекрасном зале, в таком интересном и вдохновляющем городе, — начала свое приветствие Васильева. — В городе, где хочется жить и работать». Она сообщила, что готовилась к проекту «Иноземье» достаточно продолжительное количество времени: «Очень старалась сделать его весомым, мы долго работали с кураторами». После этого художница удостоила похвалы сотрудников ГМИИ РТ, которые «с любовью» относятся к своей работе. Интересно, что после речи героини вечера в галерее современного искусства раздались аплодисменты от тех 20–30 человек, которые пришли на открытие.

  9. «Иноземье» раскинулось на двух этажах ГСИ. На втором можно увидеть несколько десятков совсем новых больших картин (на всех стоит подпись EVA20). Кажется, будто все полотна здесь стоит отнести к наивной живописи, напоминают нам о маленьком человеке, который пытается то ли сопротивляться, то ли приспосабливаться к окружающему миру. Часто на картинах можно найти (или, может, представить себе) рядом два человеческих силуэта. Возможно, эти люди плывут по океану или оказались на берегу необитаемого острова, а возможно, попали в лесную чащобу. Уж не Сердюков ли это с Васильевой? Интересно, что все работы в данном зале не имеют своих названий.

  10. На третьем этаже уже представлены работы EVA из разных серий: здесь и живопись, и фото- и видеоработы. Впрочем, кажется, что главный нерв «Иноземья» все же располагается этажом ниже.

  11. Отношение к работам Васильевой в мире изобразительного искусства, скажем там, неоднозначное. В этом году немало шума наделало ее избрание почетным членом Российской академии художеств.

  12. А вот характерный комментарий к творчеству Васильевой, который «БИЗНЕС Online» накануне получил от московского куратора и арт-критика Лизы Савиной: «Искусствовед не способен оценить феномен этой живописи, потому что она лежит вне поля профессиональных компетенций известных мне специалистов».

  13. Во время 15-минутного общения с прессой Васильева выглядела очень спокойно и уверенно, при этом ничуть не заносчиво. Вот что для нее «Иноземье»: «Это мир космоса, мир не реальности, который мы чувствуем, потому что есть понятие интуиции, а также иррационального знания. И на сегодняшний день те работы, которые представлены здесь, отражают мое представление о выходе из того пространства, в котором мы живем, в другую реальность, более совершенную, более духовную, более интересную».

  14. Восседая на стуле посреди лекционого зала ГСИ Васильева смотрелась очень эффектно, напоминая живую инсталляцию. А кто-то особо впечатлительный даже вспомнил знаменитую сцену с Шэрон Стоун из «Основного инстинкта».

  15. «Для того чтобы творить, на сегодняшний день современному художнику не нужно очень много ресурсов. Я имею в виду с точки зрения организации пространства», — говорит Васильева о своей мастерской. Она работает и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Художница не ставит самоцелью продажу своих произведений, но напомнила, что меценат и коллекционер Кюри Усманов купил ее фотоработу на биеннале в Лондоне за 1,5 тыс. фунтов. Интересно, что и «Иноземье» в своем нынешнем виде, возможно, больше нигде не будет показано, кроме Казани, потому что по многим картинам, по словам EVA, есть интерес покупателей.

  16. «Мне очень интересно на сегодняшний день, как искусство влияет на построение правового государства, неких правовых принципов и непосредственно правоприменение, — сообщила Васильева. — Это очень взаимосвязанные вещи, с подобным работают многие художники. Особенно те, которые были юристами, например Николай Рерих, Василий Кандинский. Первый создал в этом отношении очень интересную, на мой взгляд, концепцию „эстетического государства“. Где он как раз описывает, что экономическое процветание культуры, духовное зависят как раз от культуры. Поэтому, на мой взгляд, культура — та основа, которая позволяет жить, творить, выстраивать баланс, понимать некую эстетику жизни». Напомним, что художница является одновременно выпускницей юрфака СПбГУ и факультета искусств МГУ.

  17. В качестве группы поддержки в Казань прилетела искусствовед Елизавета Плавинская, которая здесь же, в лекционном, выступила с докладом «Иноземье как основа современного искусства». На протяжении получаса оставшаяся публика пристально рассматривала презентацию с картинами Васильевой в соседстве с полотнами Айвазовского, Ван Гога, Кифера, Рериха, Блейка и других мастеров живописи.

  18. «В том-то и есть искусство, что вы смотрите на картины, — ответила Плавинская на вопрос о том, не будут ли в Васильевой всегда видеть только чиновника, укравшего миллионы. — То есть если кому-то интересны политические скандалы, это… Знаете, есть такой не относящийся к Евгении любимый анекдот немецких галеристов: „У кого есть только деньги, тот играет в казино. У кого есть деньги и мозги, тот играет на бирже. А у кого есть деньги, мозги и вкус, тот играет в искусство“. Но на самом деле поучительная миссия искусства состоит в том, что когда мы делаем его, то можем не думать о других обстоятельствах жизни, и опыт Евгении показывает, что мы на самом деле настолько устали от отрицательных эмоций и с радостью переключаемся на эмоции какие-то философские, положительные». 

  19. «Сейчас мы все-таки пришли к тому, что искусство — это мудрый старший брат, который может своей юной сестре сказать какие-то вещи: „Вот есть гармония, что вы так переживаете“, — продолжает Плавинская. — И подобное становится все более и более драгоценным. Это драгоценные переживания не только каждого отдельного человека, который приходит в музей и сталкивается с искусством в концертном зале или кинотеатре, но и в процессах экономики, юриспруденции в современной реальности оказывается, что методы искусства гораздо более актуальны, чем могло показаться еще лет 20 назад».

  20. Выставка «Иноземье» продлится в галерее современного искусства ГМИИ РТ до 3 февраля. А пока у нее появились и первые поклонники. «Мы знакомы были с Васильевой в несколько критическом ракурсе. И ореол смыслов, которые навешивают политики, присутствует. И ей освободиться полностью невозможно, — считает Татьяна Ширяева, куратор образовательных программ ассоциации профессиональных тренеров. — Но все-таки она женщина, и у женщин всегда есть необычные ресурсы для художественного постижения мира. И это ее огромный труд, она человек, который всю энергетику изменения российской реальности, в том числе политической, экономической, через себя пропустил и нам на символическом уровне дает некий сгусток, сливки, мы можем на них посмотреть и через идеи постичь личный опыт, ее личное художественное сознание, ее внутреннюю духовную работу».

  21. Васильева уехала из Казани вчера вечером с презентами. Но что-то подсказывает, что в музейно-галерейном пространстве столицы РТ мы художницу EVA еще увидим.