Фарит Ханифов: «Все вопросы учитывались и в той или иной мере решались. Я хочу сказать, что в большинстве случаев они уже решены» Фарит Ханифов: «Все вопросы учитывались и в той или иной мере решались. Я хочу сказать, что в большинстве случаев они уже решены» Фото: «БИЗНЕС Online»

Новые решения по М12: подальше от Тарлашей и Каип, заглубление у Орла, больше шумозащиты, меньше вырубки леса

Настоящий сеанс откровений провел накануне в кабмине РТ новый министр транспорта и дорожного хозяйства Фарит Ханифов. Несмотря на то, что тема брифинга была посвящена настройкам «снегоуборочного комбайна» на региональных и федеральных трассах, он не стал «включать чиновника» и прятаться за этот «фиговый листок», как нередко бывает. И ответил на вопросы, посвященные строительству трассы М12. 

Может быть, это связано с тем, что большинство спорных вопросов по проекту скоростной платной магистрали Москва – Казань, по мнению властей, уже решено. Намерения построить ее, конечно же, вызвали болезненную реакцию жителей благословенных уголков — в начале октября жители Лаишевского района провели в Казани митинг «За перенос трассы М12 от наших домов». А затем в РТ создали рабочую группу, которую возглавил новый министр транспорта.

«Все вопросы учитывались и в той или иной мере решались. Я хочу сказать, что в большинстве случаев они уже решены», — сказал Ханифов, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online». Требование людей, которых председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко назвал «непозитивными», одно — отодвинуть трассу от населенных пунктов из-за будущего шума, вырубки леса, ухудшения экологии. О том, в каком коридоре хотят «прорубить» М12, «БИЗНЕС Online» подробно писал ранее. Так что же изменилось?

Трасса М12 пройдет южнее деревни Каипы и не затронет лес. «Лесной массив возле Каипов защищен с достаточно большими финансовыми затратами, которые придется нести», — сказал Ханифов. Расходы вырастут из-за пересечений автобана с местными дорогами — а это дополнительные путепроводы, развязки.

Магистраль отодвинули на 450 м от села Тарлаши. «Это вполне достаточное и комфортное расстояние», — подчеркнул Ханифов. Базе отдыха «Актер», территорию которой «съест» дорога к мосту через Волгу, выделят новый участок. «Там не какие-то богатеи, — пояснил министр. — Подыскали место, даже в чем-то лучше».

Трасса М12 пройдет южнее деревни Каипы и не затронет лес. «Лесной массив возле Каипов защищен с достаточно большими финансовыми затратами, которые придется нести» Трасса М12 пройдет южнее деревни Каипы и не затронет лес. «Лесной массив возле Каипов защищен с достаточно большими финансовыми затратами, которые придется нести» Фото: «БИЗНЕС Online»

Для сохранения лесных дорог в теле магистрали сделают тоннели высотой 6 м и шириной 4,5 м для легковых и грузовых машин, усилят и шумозащиту от автобана. У деревни Орел, где дорога пройдет в 200–300 м от домов, трассу могут заглубить в грунт, а по краям сделать брустверы. «Шум может занулиться, — добавил Ханифов. — Самое главное — гидрогеология. Важно не вступить в конфликт с водными ресурсами, верховодкой, чтобы не подсели озера».

В целом министр остался доволен работой с жителями. «Подошли ответственно! Не просто критиковали, а вникали в детали, которые обсуждали с проектировщиком, заказчиком, муниципальными властями», — сказал Ханифов. Действительно, как рассказал «БИЗНЕС Online» представитель инициативной группы из протестующей деревни Орел Дмитрий Дементьев, в чем-то мнение людей услышали. Он подтвердил, что сейчас обсуждаются конкретные компенсационные меры. В первую очередь это качество шумозащитных экранов. «Ведь те экраны, которые мы видим в Казани и окрестностях, неэффективны — все равно что картонки», — считает активист. Вопрос с «Актером» действительно решается, земля подобрана неподалеку, говорит Дементьев. Проектировщики согласились поменять трассировку в районе Егорьевского сельского поселения, где серьезно изменили расстояния до населенных пунктов — ведь изначально в тех же Каипах от будущей трассы до ближайшего дома было 170 метров. Решение с полутоннелем на участке деревни Орел активисты обсуждали с экспертами-дорожниками. «Лучше всего тоннель, но мы понимаем, что его нам никто не сделает», — говорит житель Орла. А полутоннель — это когда трасса «нырнет» на 2,5 м вниз, а по краям расположатся полутораметровые брустверы, и это самый эффективный вариант после тоннеля. 

Глава минстроя РФ Ирек Файзуллин посоветовал показать людям действующую платную трассу М11 «Москва-Санкт-Петербург». — Проектная нагрузка на нее многократно выше, чем будет на М12. Готовим выезд» Глава минстроя РФ Ирек Файзуллин посоветовал показать людям действующую платную трассу М11 Москва – Санкт-Петербург. «Проектная нагрузка на нее многократно выше, чем будет на М12. Готовим выезд» Фото: © Сергей Гунеев, РИА «Новости»

Фарит Ханифов также отметил, что глава минстроя РФ Ирек Файзуллин посоветовал показать людям действующую платную трассу М11 Москва – Санкт-Петербург: «Проектная нагрузка на нее многократно выше, чем будет на М12. Готовим выезд. Побываем там, с той стороны шумозащитных экранов у населенных пунктов в 50 метрах от дороги: послушаем шум, замерим загазованность. Возьмем с собой приборы, специалистов. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Предложение уже довели до активистов — их обещают свозить на действующую скоростную автодорогу под Петербургом, где установлены нормальные экраны, чтобы люди посмотрели, проверили с применением приборов, подтвердил Дементьев в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». 

Но в целом люди все еще опасаются, что все обещания могут остаться невыполненными. Им так и не удалось договориться по поводу основного пункта проблемы — расположения моста. «Не забывайте, что у нас еще впереди три года стройки и всего с нею связанного — то есть еще бороться и бороться! — считает Дементьев. — Да и по поводу полутоннеля в деревне Орел нам еще биться и биться, ведь это инициатива наших активистов — как мы поняли, любые изменения проектировщикам невыгодны. Кроме того, пройдет строительство моста через Мешу! Ее экосистему непременно надо сохранить. И когда мы увидим рабочие проекты — скорее всего, они будут готовы в начале следующего года, — наверняка появится много вопросов», — заключает активист. 

На ремонт, содержание и реконструкцию дорог в этом году в Татарстане направили 38 млрд рублей, в том числе федеральные деньги. Бюджет-2021 «похудел» — он содержит объекты на 26 млрд рублей На ремонт, содержание и реконструкцию дорог в этом году в Татарстане направили 38 млрд рублей, в том числе федеральные деньги. Бюджет-2021 «похудел» — он содержит объекты на 26 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Планы-2021: начало стройки М12, объездной ДОРОГИ Челнов с мостом через Каму и, может быть, Вознесенского тракта в Казани

Но вернемся к другим новостям от Ханифова. На ремонт, содержание и реконструкцию дорог в этом году в Татарстане направили 38 млрд рублей, в том числе федеральные деньги. Бюджет-2021 «похудел» — он содержит объекты на 26 млрд рублей. «Есть небольшая разница, будем работать над федеральной составляющей, чтобы погасить эту разницу», — оценил ситуацию министр. 

У дорожников на будущий год громадье планов: нужно начать стройку М12, завершить строительство участка Большого казанского кольца до улицы Технической. В 2021-м власти намерены выйти на строительство обхода Нижнекамска и Набережных Челнов с мостом через Каму у села Соколка. Цена одного только проектирования — 550 млн рублей, срок завершения проекта — 2021 год. Стоимость километра трассы эксперты в разговоре с «БИЗНЕС Online» ранее оценивали в 300–500 млн рублей. В Казани в следующем году планируют завершить проектирование первого участка Вознесенского тракта от Аметьевской магистрали до проспекта Победы.

«Надеюсь, в ближайшее время получим положительное заключение госэкспертизы. И уже после этого надо изыскивать финансирование. Если экономическая ситуация в республике и в целом по стране позволит, то в следующем году может начаться строительство», — уточнил на брифинге замруководителя исполкома Казани — председатель комитета внешнего благоустройства Игорь Куляжев.

Вокруг Вознесенской трассы, к слову, уже начались «пляски девелоперов»: как только дорога придет в эти уголки Казани, там можно будет осваивать земли под жилье. В частности, свои земельные планы вынашивает ASG Алексея Семина — в кабмине РТ на эту тему уже прошло совещание с участием банкиров и девелоперов.

«Происходит следующее: большегрузы объезжают федеральные дороги и давят региональные. Нам бы не хотелось, чтобы одни спасались от федеральных платежей, а другие получали разбитую дорогу с колейностью» «Происходит следующее: большегрузы объезжают федеральные дороги и давят региональные. Нам бы не хотелось, чтобы одни спасались от федеральных платежей, а другие получали разбитую дорогу с колейностью» Фото: © Peter Steffen / dpa / www.globallookpress.com

«Это не из серии: «дай-ка я заработаю». Минтранс РТ объяснил необходимость регионального «Платона», А грузоперевозчики говорят о желании убить отрасль

Министр транспорта поддерживает инициативу Госсовета РТ о создании регионального «Платона». Напомним, республиканский парламент готовится внести в Госдуму проект федерального закона, который даст регионам право взимания платы за вред, причиненный региональным дорогам большегрузами тяжелее 12 тонн. Грузоперевозчики Татарстана уже заявили, что новый законопроект убьет отрасль. Если сейчас платными для грузовиков стало всего 3% дорог, то масштабирование идеи сделает платными все 90%. У минтранса же своя логика.

«Происходит следующее: большегрузы объезжают федеральные дороги и давят региональные, — привел объяснение Ханифов. — Нам бы не хотелось, чтобы одни спасались от федеральных платежей, а другие получали разбитую дорогу с колейностью. Региональные трассы уступают федеральным по проектным характеристикам, поэтому за короткое время мы можем лишиться большинства региональных дорог. Это не из серии: „Дай-ка я заработаю“, если платежи будут примерно одинаковыми, большегрузы не сунутся на региональные дороги, поедут по федеральным».

Напомним, на федеральных дорогах действует система взимания платы «Платон» с транспортных средств тяжелее 12 т за пройденный километраж. Система заработала в 2015 году, и за время работы владельцы грузовиков заплатили более 100 млрд рублей, в прошлом году собрали около 32 миллиардов. В системе зарегистрировано около 1,5 млн фур. Деньги идут на ремонт федеральных трасс и мостов — за пять лет починили около 2 тыс. километров. Поволжье получает 20% собранных денег, за счет них участки федеральных трасс ремонтируют и в Татарстане.