В 2019 году вместо плановых 105 вертолетов КВЗ сдал 27 и получил чистый убыток в 2,34 млрд рублей при долгах в 32,8 млрд. Для ликвидации этого ярма КВЗ получит большой и «длинный» (до 2035 года) займ по ставке менее 3% В 2019 году вместо плановых 105 вертолетов КВЗ сдал 27 и получил чистый убыток в 2,34 млрд рублей при долгах в 32,8 миллиарда. Для ликвидации этого ярма КВЗ получит большой и «длинный» (до 2035-го) заем по ставке менее 3% Фото: «БИЗНЕС Online»

«В ЦЕХАХ ГОТОВЫе ФЮЗЕЛЯЖи, А ЗАКАЗОВ НЕТ»

Назначенное на сегодня заседание совета директоров АО «Вертолеты России» (ВР) будет особенным, на этом настоял президент РТ Рустам Минниханов. «Рустам Нургалиевич подал в виде особого мнения предложение о том, чтобы рассмотреть ситуацию на КВЗ на отдельном заседании совета директоров холдинга как единственный вопрос, — сообщил „БИЗНЕС Online“ советник премьер-министра РТ Назир Киреев. — Есть позиция, что на КВЗ все хорошо, но у президента другое мнение. В цехах стоят готовые фюзеляжи „Ансатов“ и Ми-8, то есть со стороны Пустовгарова все готово, а заказов нет. С 2015 года на 30 процентов сократилась численность персонала — больше 2 тысяч человек. Разве это может не беспокоить?! Что все хорошо, мы сможем сказать, когда получим заказы, не будет падения в 3 раза и годовая выручка не окажется в 2 раза меньше задолженности».

Эти вопросы особо интригуют в свете состоявшейся 12 ноября отставки управляющего директора КВЗ Юрия Пустовгарова. Обстоятельства «увольнения по взаимному соглашению сторон» вызывают немало вопросов.

В цехах стоят готовые фюзеляжи «Ансатов» и Ми-8, а заказов нет. С 2015 года на 30% сократилась численность персонала — больше 2 тысяч человек С 2015 года на 30% сократилась численность персонала — больше 2 тыс. человек Фото: «БИЗНЕС Online»

Первый из них: почему Пустовгарова убрали именно сейчас? Полуофициально решение объясняют тем, что задачи антикризисного менеджера он выполнил. Но данная версия не выдерживает критики. Во-первых, конец года для любого завода — горячая пора, когда успешное выполнение планов зачастую зависит от личных договоренностей руководителя с партнерами. Для КВЗ, как предприятия с длительными сроками исполнения контрактов, а также с горой проблем, которые и должен был решать Пустовгаров, это тем более актуально. Во-вторых, сдирать шкуру по итогам года (а промахи есть всегда) логичнее с ответственного за них руководителя, а не со свежеиспеченного, еще не вошедшего в курс дела. В-третьих, у Пустовгарова, назначенного в феврале 2018-го, был трехлетний контракт — получается, уходит раньше на три месяца. Да и новая должность — советник гендиректора ВР с необозначенным кругом полномочий — смахивает на синекуру. Предшественника Пустовгарова на посту шефа КВЗ, Вадима Лигая, тоже назначили главным советником управляющего директора завода, но, насколько известно, в делах компании он не участвует. И, наконец, в-четвертых, раз работа Пустовгарова оценена положительно, тогда почему его убирают?

Почему Юрия Пустовгарова убрали именно сейчас? Полуофициально решение объясняют тем, что задачи антикризиского менеджера он выполнил Почему Юрия Пустовгарова убрали именно сейчас? Полуофициально решение объясняют тем, что задачи антикризисного менеджера он выполнил Фото: «БИЗНЕС Online»

По словам источников «БИЗНЕС Online», Пустовгаров стоявшие перед ним задачи выполнил — провел ревизию, перезапустил ряд процессов, инициировал новые. Но, по всей видимости, главным, с точки зрения руководства холдинга «Вертолеты России», стало провести завод через буферный период ожидания настоящего хозяина, а потому вопрос о смене директора был предрешен. Загвоздка вышла только с кандидатурой сменщика.

На КВЗ претендовали две могущественные группы — министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова (в нее входит и гендиректор ВР Андрей Богинский) и генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Николая Колесова (он опирается в том числе на индустриального директора авиационного кластера «Ростеха» Анатолия Сердюкова, не говоря уже о гендиректоре всей госкорпорации Сергее Чемезове). Первый клан двигал бывшего управляющего директора Новосибирского авиаремонтного завода (НАРЗ), а с апреля — зама Пустовгарова Алексея Белых. Второй — замгендиректора КРЭТ Даниила Бренермана. В итоге противостояние зашло в тупик — стороны обоюдно зарубили обоих кандидатов, а новых желающих, несмотря на славное имя КВЗ, не нашлось. «Любой руководитель, каким бы умницей он ни был, придя на КВЗ, столкнется с тем, что у завода 35 миллиардов долгов, — объясняет наш источник в отрасли. — И сколько просидит директор с таким бременем? Кандидатуры разные: и выходцы из Татарстана, которые сейчас руководят успешными предприятиями за его пределами, и люди совсем извне. Но они в курсе ситуации и, когда им начинают предлагать возглавить КВЗ, спрашивают: „А что с этим хозяйством делать?“ Ответа нет. Не знаю, сломают их или нет».

Любопытную ремарку сделал эксперт по вертолетной тематике, старший научный сотрудник Академии им. Жуковского Евгений Матвеев: «Сегодня многие грамотные люди отказываются от должностей — не только уровня директора крупных предприятий, но и руководителей КБ, бригады. Среднее звено, обладающее опытом, знаниями, старается дистанцироваться от руководства. Это очень плохой признак — того, что организм болен и болезнь перешла все разумные границы».

Группа Мантурова в сложившихся условиях сумела продавить Белых на место врио управляющего директора КВЗ. Источники «БИЗНЕС Online» не сомневаются, что есть установка утвердить Белых управляющим директором. Но его покровителям надо торопиться во избежание ответных ходов соперников, аппетиты которых не ограничиваются КВЗ — им интересен весь холдинг ВР. Впрочем, есть и мнение, что Колесов потерял интерес к КВЗ и ВР в целом — дескать, игра не стоит свеч.

Группа министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова (в нее входит гендиректор ВР Андрей Богинский) сумела продавить Андрея Белых на место врио управляющего директора КВЗ Группа министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова (в нее входит гендиректор ВР Андрей Богинский) сумела продавить Андрея Белых на место врио управляющего директора КВЗ Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

СЫН патриарха вертолетостроения

Почему свет клином сошелся на Белых? Ответ находим в его биографии. Родился 26 августа 1977 года в селе Бичура Бурятской АССР. В 2002-м окончил Московский авиационный институт по специальности «экономика и управление на предприятии». С 2004 года занимал различные должности в ВР. С 2011-го — на ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» (У-УАЗ): директор по ФЦП и проектному управлению, начальник управления технического перевооружения, заместитель управляющего директора по развитию и бережливому производству. С января 2017 года — первый заместитель управляющего директора НАРЗ, с мая — управляющий директор, с апреля 2020-го — на КВЗ.

Но самое главное, Белых — сын патриарха постсоветского вертолетостроения, гендиректора У-УАЗа Леонида Белых. На бурятском заводе Белых-старший, выпускник авиационного техникума, прошел все ступени карьерной лестницы и в 1998 году стал гендиректором, а заодно — одним из идеологов создания ВР. Заместителем же у него в конце 90-х трудился не кто иной, как Мантуров. Белых-старшего иногда называют политическим отцом главы минпромторга, а в вертолетостроении ходит шутка, что не у каждого директора завода в заместителях ходил министр промышленности — намек и на то, что У-УАЗ всегда обеспечен заказами, в том числе самыми выгодными. Кроме того, говорят, что для Мантурова фамилия Белых близка и чисто по-человечески. Поэтому, как утверждает один из источников «БИЗНЕС Online», назначение Белых-младшего обсудят сегодня в Казани, а утвердят к 23 ноября — в этот день его отец отметит 70-летие. Возможно, договорятся непосредственно на торжестве с участием первых лиц в промышленности страны.

Говорят, что Белых-старший не раз заводил речь о том, что доработает до 70 лет, а потом — на покой. В сменщики ему прочат зятя и финансового директора У-УАЗа Алексея Козлова (его брат Вячеслав Козлов — финансовый директор «Рособоронэкспорта»). «Очень сильный и жесткий управленец», — характеризует Алексея Козлова один из наших собеседников. А тут еще и сын наложит руку не просто на знаковый оборонный завод, а на исторического соперника У-УАЗа, противоречия с которым доходили до прямой вражды. Например, в конце 90-х – начале 2000-х У-УАЗ, демпингуя на сотню тысяч долларов, перебил у КВЗ китайский заказ. «Сумма вроде бы незначительная, но принципиальная: вошли в сговор и КВЗ отправили мимо кассы, — рассказывает наш источник. — После этого стали друг друга не замечать, а Лаврентьев (Александр Лаврентьев, в 1997–2007 годах — гендиректор КВЗ, ныне президент ассоциации предприятий и промышленников РТ — прим. ред.) подчеркнуто жестко отвергал всякую возможность общения. Но сейчас, кажется, у них с Белых отношения наладились. В Улан-Удэ, кстати, вздохнули с облегчением, когда Лаврентьева отстранили от КВЗ, но еще долго опасались, что вернется».

КВЗ создал продвинутую версию Ми-8 — Ми-8МТВ-5, но узаконивавший изменения в конструкцию Московский вертолетный завод им. Миля слил все наработки У-УАЗу, который стал делать точно такую же машину КВЗ создал продвинутую версию Ми-8, Ми-8МТВ-5, но узаконивавший изменения в конструкцию Московский вертолетный завод им. Миля слил все наработки У-УАЗа, который стал делать точно такую же машину Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Однако корневые противоречия двух предприятий куда серьезнее. КВЗ создал продвинутую версию Ми-8, Ми-8МТВ-5, которая стала основой благосостояния предприятия, но узаконивавший изменения в конструкцию Московский вертолетный завод им. Миля в компании с Мантуровым слил все эти наработки У-УАЗа, который стал делать точно такую же машину. Во времена Лигая КВЗ и вовсе запретили заниматься усовершенствованием «восьмерки», поэтому сегодня Улан-Удэ ушел на две головы вперед и получает заказы в приоритетном порядке.

Впрочем, есть альтернативная точка зрения. «Казань профукала свое положение в 2010–2015 годах, сделав ставку на тогда приоритетный для экспорта продукт, — говорит один из наших собеседников. — А У-УАЗ, позаимствовав у КВЗ идеи, изготовил десяток вариантов Ми-8, которые позарез были нужны военным, да и тот же Китай с распростертыми объятиями принял».

Вице-премьер Юрий Борисов (на фото с министром промышленности Денисом Мантуровым и гендиректором ГК «Ростех» Сергеем Чемезовым) заявил, что долг предприятий ОПК превысил 2 трлн рублей и треть этой суммы не будет погашена никогда Вице-премьер Юрий Борисов (на фото с министром промышленности Денисом Мантуровым и гендиректором ГК «Ростех» Сергеем Чемезовым) заявил, что долг предприятий ОПК превысил 2 трлн рублей и треть этой суммы не будет погашена никогда Фото: kremlin.ru

СУДЬБУ КВЗ РЕШИТ ПОДПИСЬ ПУТИНА

Близкий к ВР источник «БИЗНЕС Online» отрицает как то, что Белых назначают на КВЗ, чтобы щелкнуть по носу Казань, так и то, что с его приходом на завод прольется манна небесная. «Никаким филиалом У-УАЗа КВЗ не станет, — уверяет он. — Холдинг живет регламентами: вот бюджет на 2021 год, там все расписано — каждому по способностям». По мысли нашего собеседника, все будет зависеть от расторопности нового шефа КВЗ. Но другой наш источник не особо верит в такую беспристрастность ВР: «Портить родословную сыну столь знакового человека вряд ли кому-то хочется — не для того его в Казань поставили, поэтому не сомневаюсь, что и заказы дадут, и с долгами помогут».

Как бы то ни было, важно понимать, какое наследство принимает Белых. В 2019-м вместо плановых 105 вертолетов КВЗ сдал 27 (предположительно, в этом году будет не больше) и получил чистый убыток в 2,34 млрд рублей при долгах в 32,8 миллиарда. Близкий к ВР источник «БИЗНЕС Online» трактует ситуацию так: КВЗ, долгое время живя по своим правилам, накопил (не без вины ВР и «Ростеха») кучу долгов и на огромную сумму просроченного железа на складе. Спохватившись, что дело идет к катастрофе, московские боссы решили рывком исправить ситуацию. Но действовали они как хирурги, которые положили больного на стол, не удосужившись провести предварительного обследования. В результате принудительного введения ростеховской системы финансово-закупочной деятельности, которая контролирует все и вся, на КВЗ почти полностью парализовало снабжение. Завод оказался в состоянии клинической смерти. На реанимацию ушел год. «Год прошляпили в чистом виде», — жестко резюмирует наш собеседник.

Тем не менее, по его словам, план финансового оздоровления выполняется: сократили накладные расходы, реструктурировали процентную ставку по кредитам. Помогла и продажа структурам «Унистроя» площадки КВЗ в Кировском районе Казани. На погашение кредитов пойдет и более 5 млрд рублей, которые КВЗ получит от военных по завершенному в этом году длительному контракту.

Но главная надежда — на небывалую реструктуризацию долгов. По словам источника, ее удалось пробить благодаря активности президента РТ Минниханова, сумевшего убедить вице-премьера правительства РФ Юрия Борисова. «Мнение президента стало известно в правительстве России, „Ростеху“ дали поручение разобраться с задолженностью», — подтверждает советник премьер-министра РТ Киреев.

Напомним, в 2019 году вице-премьер Борисов заявил, что долг предприятий ОПК превысил 2 трлн рублей и треть этой суммы не будет погашена никогда. На уплату процентов уходит 200 млрд рублей в год, что сопоставимо с общей прибылью ОПК. Такая долговая нагрузка парализует оборонку. Судя по высказываниям Борисова, механизма расчистки долгов два: докапитализация предприятий и реструктуризация задолженности на длительный срок по льготной ставке. По данным источника «БИЗНЕС Online», для КВЗ выбран второй путь. Наш собеседник предпочел не вдаваться в подробности, но сообщил, что из 35 млрд долгов КВЗ невозвратные — 16 миллиардов. Для ликвидации этого ярма КВЗ получит большой и длинный (до 2035 года) заем по ставке менее 3%.

По словам источника, прошло несколько этапов утверждения программы, а теперь предстоит решающий — согласование в правительстве России. После этого соответствующий указ должен подписать президент РФ.

КВЗ, в отличие от других отечественных вертолетостроителей, предлагает рынку линейку машин: легкий «Ансат», средний Ми-38 и тяжелый Ми-38 КВЗ, в отличие от других отечественных вертолетостроителей, предлагает рынку линейку машин: легкий «Ансат», средний Ми-8 и близкий к тяжелому классу Ми-38 Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСЛИ БЫ ЦЕНА ВЕРТОЛЕТА БЫЛА НА 30 ПРОЦЕНТОВ НИЖЕ…»

По словам нашего источника, положение Белых укрепляет и грядущий ренессанс российского гражданского вертолетостроения. Он связан с тем, что в 2025 году выработает свой срок значительная часть Ми-8. К тому же КВЗ, в отличие от других отечественных вертолетостроителей, предлагает рынку линейку машин: легкий «Ансат», средний Ми-8 и близкий к тяжелому классу Ми-38.

Как сообщил источник, подписаны все документы на поставку национальной службе санитарной авиации (НССА) 37 «Ансатов»: передача заказчику — в 2021–2022 годах. Причем вертолет будет строиться с авионикой от КРЭТ — Колесов все-таки продавил свой вариант «Ансата» для НССА. Первый вертолет уже на сборке.

В 2021-м первые из 21 машины отправят Китаю. Кстати, интересно: зачем КНР, которая способна купить и более отработанные вертолеты, «Ансаты»? «Китай просто бешеными темпами наращивает парк гражданских вертолетов, а поскольку страна эта большая и разная, то и техника нужна разная, — указывает Матвеев. — И не забудем, что китайцы очень любят копировать. Так скопировали, привнеся свое, французские, американские вертолеты. Поэтому и китайский „Ансат“ имеет право на существование».

По Ми-8 от военных ловить нечего, уверен наш источник — Казань не может предложить столь же продвинутые машины, как Улан-Удэ. Обнадеживает лишь то, что остается высоким спрос на стандартную «восьмерку». Пока точно известно, что 29 Ми-8 возьмет НССА, и четыре — МЧС России.

Но главные надежды КВЗ — на Ми-38, который, по мнению нашего источника, во второй половине 2020-х будет нарасхват. Пока, как отмечает наш собеседник, он еще не слишком серийный — лицо машины не установилось. Есть с десяток заказчиков, и каждому нужен Ми-38 в определенном облике. Поэтому особая ответственность ложится на заводское ОКБ. Сегодня оно занимается только «Ансатом», но высока вероятность того, что будет сопровождать и Ми-38: по мнению нашего собеседника, сами «милевцы» не справятся с огромным объемом опытной и сертификационной работы, половина которой уже выполняется в Казани.

Главные надежды КВЗ — на Ми-38. В следующем году на сборке будет 10 машин. Стоит вертолет немало — примерно 1,2 млрд рублей (для сравнения, обычный Ми-8 — 500 млн) Главные надежды КВЗ — на Ми-38. В следующем году на сборке будет 10 машин. Стоит вертолет немало — примерно 1,2 млрд рублей (для сравнения: обычный Ми-8 — 500 млн) Фото: «БИЗНЕС Online»

В следующем году на сборке на КВЗ будет 10 Ми-38, а с 2022-го завод начнет ежегодно сдавать по столько же. Отметим, что стоит вертолет немало — примерно 1,2 млрд рублей (для сравнения: обычный Ми-8 — 500 млн). Пока, похоже, определенно можно сказать о трех гражданских заказах. По данным близкого к ВР источника, до 2025 года МЧС получит более 15 Ми-38. В рамках подготовки бюджета на три года контракт уже прошел согласование в трех ключевых ведомствах. Еще 5 машин законтрактованы на 2021–2022 годы специальным летным отрядом «Россия». Кроме того, в закупке Ми-38 заинтересован ряд лизинговых компаний, с одной из них уже заключен контракт.

Киреев призывает осторожнее относиться к оптимистичным прогнозам по Ми-38: «Я бы с ними согласился, если бы цена вертолета была на 30 процентов ниже. Какая авиакомпания, которая живет коммерческими рейсами, может себе позволить вертолет за 1,2 миллиарда?» С ним согласен Матвеев: «Да, поддержат покупкой для госавиации, но бестселлером Ми-38 не станет. Машины такого класса дороги и сами по себе, и в эксплуатации — пользуются и будут пользоваться умеренным спросом». В целом эксперт не поддерживает мнения о ренессансе вертолетостроения в России. Позиция Матвеева такова: в ближайшие пять лет следует ожидать только оттаивания вертолетного рынка (не только российского) и начнется оно прежде всего в легком сегменте, а позитива по Ми-8 и Ми-38 в ближайшее десятилетие ждать не стоит.