Николай Атласов: «Вопрос утилизации в рамках РОП вышедших из оборота товаров, импортированных посредством онлайн-торговли, очень актуален для нашей страны» Николай Атласов: «Вопрос утилизации в рамках РОП вышедших из оборота товаров, импортированных посредством онлайн-торговли, очень актуален для нашей страны»

ALIEXPRESS ИМПОРТИРУЕТ НА СУММУ СВЫШЕ 200 МЛРД, НО НИКАКИХ СБОРОВ НЕ ПЛАТИТ

В Финляндии РОП — расширенная ответственность производителя —  является важнейшим инструментом в развитии переработки отходов и переходу к циркулярной экономике. Финское законодательство предусматривает, что производители и импортеры обязаны самостоятельно и за свой счет организовывать вывод из оборота собственной отработанной продукции. Неисполнение данного условия грозит мерами наказания в виде штрафных санкций. При этом следует понимать, что ответственность в рамках РОП несут не только производители и компании-импортеры, но также те, кто продает иностранные товары в стране посредством электронных торговых платформ.

Кстати, вопрос утилизации в рамках РОП вышедших из оборота товаров, импортированных посредством онлайн-торговли, очень актуален для нашей страны. Еще год назад я отмечал, что отечественные производители и импортеры обращают внимание руководства минприроды на трансграничную интернет-торговлю, которую пока не удается поставить под контроль с целью взимания сборов в рамках 100-процентного РОП. Та же платформа AliExpress никаких сборов не платит, хотя импортирует товаров в Россию на сумму свыше 200 млрд рублей (данные 2018 года). А есть еще Amazon, eBay и другие торговые площадки. Очевидно, что в условиях коронавирусной пандемии объемы трансграничной онлайн-торговли многократно возросли, но механизм РОП в отношении этих товаров так и не реализован.

Что касается Финляндии, то здесь иностранные продавцы, реализующие товары посредством онлайн-торговли, должны иметь в стране уполномоченного представителя для выполнения обязанностей в рамках РОП. Что касается торговых сетей, то на них РОП распространяется лишь в том случае, если они сами выступают в роли импортера товаров. Но на торговые сети может быть возложена обязанность организации сбора отдельных видов товаров, вышедших из употребления, например батареек. Однако финансовые затраты по организации такой системы сбора должны нести производители или импортеры данных товаров.

В рамках финской РОП производители товаров обязаны нести расходы на организацию сбора, транспортировки и переработки своих товаров. При этом если ответственность производителя касается одновременно нескольких сфер, например электротехнического и электронного оборудования, а также упаковки, то РОП должна реализовываться отдельно в каждой сфере. Что касается организации пунктов сбора отходов, тех же батареек, то они бесплатны для конечных пользователей и охватывают все муниципалитеты. Количество же пунктов сбора определяется на законодательном уровне и может быть различно для разных видов утилизируемых товаров. Иначе говоря, пункт сбора электронной техники может быть один или два (три) на весь муниципалитет в зависимости от его размеров, а пункты сбора батареек могут находиться в каждом супермаркете на территории данного муниципалитета.

Очевидно, что в условиях коронавирусной пандемии объемы трансграничной онлайн-торговли многократно возросли, но механизм РОП в отношении этих товаров так и не реализован «Очевидно, что в условиях коронавирусной пандемии объемы трансграничной онлайн-торговли многократно возросли, но механизм РОП в отношении этих товаров так и не реализован»

АССОЦИАЦИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ БЕРУТ НА СЕБЯ ПОЛНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УТИЛИЗАЦИЮ ОТХОДОВ

Понятно, что для большинства производителей товаров вопросы их утилизации в рамках РОП не являются профильными. И для них оптимальным решением проблемы является вступление в одну из ассоциаций производителей (или создание новой), которые полностью берут на себя ответственность за организацию утилизации отходов в рамках РОП. Впрочем, есть и другой вариант, когда производитель собственными силами организует утилизацию своих товаров, вышедших из употребления, но для этого он должен быть включен в специальный реестр.

Со стороны государства РОП организуют и контролируют центр экономического развития, транспорта и окружающей среды Финляндии, имеющий территориальные подразделения в различных регионах страны. Это межведомственный орган, который отвечает за широкий круг вопросов, в том числе развитие бизнеса и промышленности, рынка рабочей силы, транспортной инфраструктуры, охраны окружающей среды. По вопросу организации РОП указанный центр подчиняется министерству охраны окружающей среды Финляндии.

Центр экономического развития, транспорта и окружающей среды осуществляет контроль за реализацией РОП на всей территории Финляндии, за исключением Аландских островов. Также он ведет сбор статистической информации по реализации РОП и в рамках отчетности направляет ее в Европейскую комиссию. Кроме того, указанный центр наделен полномочиями осуществлять аккредитацию систем возврата тары из-под напитков. Что касается министерства охраны окружающей среды Финляндии, то оно определяет общую стратегию, а также занимается разработкой законодательства и нормативной базы, обеспечивающих развитие РОП.

Каждый производитель должен ежегодно направлять в центр экономического развития, транспорта и окружающей среды информацию по количеству выпущенной в оборот продукции, собранных и утилизированных отходов. Если производитель является членом ассоциации производителей, то эти функции переходят на нее.

Каждый производитель должен ежегодно направлять в Центр экономического развития, транспорта и окружающей среды информацию по количеству выпущенной в оборот продукции, собранных и утилизированных отходов «Каждый производитель должен ежегодно направлять в центр экономического развития, транспорта и окружающей среды информацию по количеству выпущенной в оборот продукции, собранных и утилизированных отходов»

ПРОИЗВОДИТЕЛИ ЗНАЮТ, ЗА ЧТО ПЛАТЯТ И КУДА ЭТИ ДЕНЬГИ ИДУТ

Естественно, система РОП, как и любая другая, не может функционировать без мер административного принуждения и наказания в случае неисполнения обязанностей со стороны производителя или компании – импортера товаров. В этом случае центром экономического развития, транспорта и окружающей среды налагаются штрафные санкции в размере 1% от общего размера торгового оборота компании за прошедший год. При этом минимальная сумма штрафа составляет 500 евро, а максимальная — 500 тыс. евро.

Финны считают, что их система расширенной ответственности производителя обладает многими достоинствами. В первую очередь она отличается прозрачностью. Производители четко знают, за что они платят сборы и на что эти деньги идут. К тому же у них есть право влиять на данные вопросы. Финская система РОП отличается тем, что в ней четко и детально прописаны обязанности каждой из сторон. При этом в ней нет дублирующих обязанностей, когда одна и та же функция возлагается на две и более сторон, что размывает ответственность. Кроме того, финны постарались выстроить свою модель РОП таким образом, чтобы максимально упростить ее исполнение и администрирование. Тем самым обеспечивается более высокая ее эффективность. Контроль за реализацией системы РОП осуществляет только один орган, а ответственность несут производители или ассоциации производителей. Последние не являются коммерческими структурами, они существуют за счет своих членов. Их целью является исполнение обязательств в рамках РОП для своих членов, а не получение прибыли. Такая система позволяет минимизировать конфликты интересов с компаниями по управлению отходами. Оперативную деятельность по сбору и утилизации отходов ассоциации передают муниципалитетам или частным перерабатывающим компаниям через тендер.

Депутат Государственного Совета РТ

Николай Атласов