ОЛЕСЯ БАЛТУСОВА ПОЛУЧИЛА КАБИНЕТ В КАЗАНСКОМ КРЕМЛЕ И СВОБОДНЫЙ ГРАФИК РАБОТЫ

Помощник президента РТ Олеся Балтусова вчера вновь провела для своего шефа экскурсию по историческому центру. На этот раз - по улицам Горького, Муштари и Большая Красная. Президент поручил: «найти способ пересмотреть проект» одной из самых масштабных строек в центре; регулярно интересоваться мнением граждан о новостроях; разрушенные исторические дома восстанавливать «один в один». Газета «БИЗНЕС Online» узнала о подробностях экскурсии.

view_378141_240891.jpg

По словам Олеси Балтусовой, седьмая прогулка с президентом по историческому центру Казани станет заключительной

РАЗРУШЕННОЕ ВОССТАНАВЛИВАТЬ «ТОЛЬКО В ТОМ ЖЕ ВИДЕ, КАКОЙ БЫЛ»

Для затравки экскурсия осмотрела дом Кекина и зашла в музей Горького. На одноименной улице внимание Рустама Минниханова привлекли несколько исторических зданий. «Лишь недавно отремонтированные, они вновь находятся в довольно запущенном состоянии», - объясняет удивление президента его пресс-служба. В итоге Минниханов поручил министру строительства, архитектуры и ЖКХ Иреку Файзуллину «разобраться» с собственниками этих домов.

Дальше — больше. Строящаяся на перекрестке улиц Муштари и Щапова девятиэтажка вызвала у президента уже возмущение — тем, что не вяжется с обликом исторической части города. Прокурору РТ Кафилю Амирову тут же было поручено «тщательно проверить все выданные разрешения на строительство этого здания, найти способ пересмотреть проект и привлечь к ответственности тех должностных лиц, кто допустил подобное строительство».

Чтобы такого впредь не повторялось, Минниханов предложил регулярно интересоваться мнением казанцев по поводу новостроек, в частности, сохранения исторического облика города вообще. Собственно, мнение по многим вопросам в той или иной форме высказывалось неоднократно. Олеся Балтусова рассказала президенту РТ о претензиях общественности к разрабатываемому мэрией Казани проекту охранных зон. В ответ Минниханов предложил экскурсоводу воспользоваться своими полномочиями помощника президента РТ и совместно с минстроем республики внести в исполком города необходимые предложения.

В ходе осмотра усадьбы Боратынского Минниханову рассказали, что еще недавно рядом находилось другое старинное здание, но оно сгорело, и теперь непонятно, что построят на его месте. «Все снесенные, сгоревшие старинные дома в историческом центре следует восстанавливать только в том же виде, какой был», - дал указание глава республики. А далее последовало заявление «о недопустимости практики точечной застройки в историческом центре и во всей Казани». В городе достаточно свободных площадей для комплексного строительства, считает президент. «Точечной застройки в Казани больше не должно быть», - заявил Минниханов и дал поручение Файзуллину полностью запретить такое строительство в столице РТ.

Завершилась экскурсия в садике у памятника Карлу Фуксу. Минниханов поддержал предложение Балтусовой облагородить это место. Президент сообщил, что набережную Казанки ждет масштабная реконструкция, в рамках которой преобразится и садик Фукса.

view_378141_240875.jpg
К лету следующего года должна быть завершена реконструкция особняка Оконишникова, в котором сейчас располагается союз писателей РТ

ПО ПРИНЦИПУ ЛИТЕРАТУРНОГО КВАРТАЛА

О некоторых подробностях экскурсии газета «БИЗНЕС Online» расспросила Балтусову.

- Олеся, в сообщении пресс-службы президента говорится, что «на улице Муштари возмущение главы республики вызвали строящиеся новые жилые дома». О каких зданиях идет речь?

- Там все внимание ушло на угловой дом на Муштари-Щапова. Говорили о том, как он подавляет округу, заступает за красную линию - да все вызывает вопросы в этом проекте. Но трудно судить, что делать, на этапе, когда дом почти построен.

Я в этом месте как раз говорила о новом проекте охранных зон, о том, что Татарстанская региональная организация Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры (ТРО ВООПИиК) направляет властям свои замечания и предложения, поскольку считает, что проект в будущем позволит целые кварталы застраивать такими зданиями. Президент сказал: «Работайте!». В срок до 8 ноября предложения и замечания будут направлены разработчикам.

- Что говорилось о будущем усадьбы Боратынских?

- Здесь должна помочь программа «Мирас» - только на нее и надежда у музеев Горького и Боратынского. На этой неделе министерство культуры Татарстана совместно с ТРО ВООПИиК будут оценивать состояние программы, мы также будем говорить о комплексном подходе, то есть о проекте «Стратегии сохранения наследия» по типу петербургской, работа над которым уже начата заместителем председателя нашего общества Фаридой Забировой.

- Говоря о «Мирас», имеете в виду новую программу, о создании которой уже не раз говорили в верхах?

- Да старую! Она просто ни разу не была практически утверждена... Акцент сейчас именно на программе «Мирас». Ее жизненно необходимо принять, а вместе с ней должна идти основа основ – «Стратегия сохранения наследия». На вчерашней прогулке, кстати, главной темой было сохранение музеев (ведь во всем мире они дотируются и спонсируются!) и общий вид литературного квартала Казани – я строила маршрут по такому принципу. Ведь здесь темы и Толстого, и Боратынского, и Пушкина, и Горького, и Шаляпина, и Аксенова, и Маяковского, и целого союза местных писателей – ведь туристы едут в Казань, привлеченные нашим богатым наследием и великими именами.

- На улице Горького есть замечательный дом, на который почему-то никто никогда не обращает внимания, — имею в виду дом Сурина...

- Мы его осмотрели со стороны музея Боратынского. Этот дом пытаются поставить на охрану члены общества охраны памятников – студенты КГАСУ. В первой трети ХХ века там жил знаменитый казанский архитектор Василий Егерев. Сейчас в этом аварийном здании живут его потомки. Президент согласился, что надо решать вопрос, дом необходимо ставить под охрану. Президент сказал продумать, как здание можно приспособить под современное использование. То же самое было сказано и про находящееся неподалеку здание Института информатики академии наук Татарстана: институту нужно новое помещение, а это надо приспосабливать под что-то вроде дома приемов — там же красота неописуемая, сохранились изумительные камин и печи, модерн начала века.

- Финальный акцент экскурсии был сделан на фуксовском скверике. Что там не в порядке?

- Да многое. Во-первых, как и во всех центральных парках и скверах, для детей нет никакого игрового места. Во-вторых, он не огорожен от оврага — опасно. В-третьих, спуск вниз — по страшной раздолбанной лестнице, а внизу и вовсе бомжатник какой-то, страшное отхожее место. Да и сам по себе поросший бурьяном откос очень странно смотрится в центре. А зимой там и вовсе страшно туристов высаживать. Ведь место это экскурсионное — подводим туристов к памятнику Фуксу, показываем открывающийся вид на Казанку и ее правый берег, на мост «Миллениум». Но зимой там не проехать стало, потому что улицы плохо убирают, и кругом стоят машины. Поэтому эта смотровая точка сейчас выпадает из маршрутов, стараемся только к НКЦ подъезжать, но и там уже аналогичная проблема зимой, даже несколько ДТП было — автобусы задевают автомобили...

Президент сказал, что благоустройство набережной запланировано, что поблизости должна быть многоуровневая парковка.

- Еще прогулки будут?

- Это была седьмая, заключительная.

- То же самое, помнится, говорилось о пятой...

- Верно, но теперь-то, по моим ощущениям, мы были везде. Кроме разве что отдельных объектов — например, красивейшей мечети Старо-Татарской слободы — Азимовской... Однако президент же сказал, что будем ходить по кругу — проверять, что делается, так что дойдем и до нее.

- Та же пресс-служба сообщает, что президент рекомендовал вам пользоваться своими полномочиями его помощника. Они определились?

- Пока что регламент прописываем, и официально я «курирую вопросы сохранения исторического и культурного наследия республики». Но уже сегодня получаю огромное количество писем по электронной почте и звонков по телефону — в разы больше, чем было до назначения помощником. Во дворе сталинки на Декабристов «втыкают» высотку — звонят мне, вырубают зеленую зону, что-то сносят — тоже...

- Каждый день ходите на работу?

- Хотя теперь у меня есть кабинет в аппарате президента, график свободный: ведь и общественная нагрузка имеется, и работа в журнале «Казань», и экскурсии, хотя ими, конечно, теперь могу заниматься меньше, чем раньше. Вся моя деятельность сопряжена, так что на работе я круглосуточно. Сейчас идут совещания с республиканскими министерствами культуры, строительства, городским управлением архитектуры и градостроительства — вскоре будет выработан план действий и создана рабочая группа, которая будет заниматься поручениями президента.

view_378141_240889.jpg
На реставрацию усадьбы Боратынского требуется 58 миллионов рублей

«УДИВИТЕЛЬНО, ЧТО ВСЕ ЭТО ПРИХОДИТСЯ ОЗВУЧИВАТЬ ПРЕЗИДЕНТУ»

С просьбой прокомментировать градостроительный момент экскурсии, а точнее, тезис о прекращении точечной застройки, газета «БИЗНЕС Online» обратилась к казанским архитекторам.

Александр Дембич — заведующий кафедрой градостроительства КГАСУ:

- Смотря что подразумевать под точечной застройкой. С одной стороны, в условиях реконструкции, когда площадки маленькие, точечной застройки не избежать — это однозначно. С другой стороны, если под точечной застройкой понимать не вопросы комплексности застройки, а примеры, когда здание ставится без учета сложившейся градостроительной ситуации, то есть не учитывает необходимость парковочных мест, различных видов обслуживания населения и так далее, то предложение президента абсолютно логично. То есть вопрос в том, как трактовать точечную застройку. Словом, поскольку Казань — застроенная территория, мы все равно строим штучно, но при этом должны соблюдать комплексность.

Сергей Саначин — архитектор-градостроитель, краевед:

- Сказано достаточно четко — прекратить точечную застройку. Никакой двусмысленности быть не может: точечная — это одиночное строительство. Но, думаю, без него невозможно. Утверждать обратное означает такой утопический социализм, я бы сказал. Может, это и было бы интересно, но строит же не государство. Если бы строили государство и город, то можно было вести квартал за кварталом. Сейчас же это сделать очень трудно. Строят же частники, у которых сегодня деньги есть, а завтра — нет. Позвать всех, кто купил землю на определенном участке, и сказать им: «Давайте одновременно по часам начнем», а потом собрать собственников из соседнего квартала, заставить их делать комплексный проект и вновь начать одновременно его реализовывать - мне кажется, это нереально. Но, в принципе, идея хорошая.

Скорее всего, тут вот что имеется в виду. Надо бы городским властям озаботиться разработкой проектов на каждый отдельный квартальчик или хотя бы на два-три соседствующих друг с другом, получить какое-то общее решение. Этого было бы уже достаточно.

И удивительно, что это все приходится озвучивать президенту, а не городским властям и управлению архитектуры и градостроительства, которое давно могло бы понять необходимость если не разработки каждого квартала по отдельности, то нормального проекта детальной планировки центра. Все города такие проекты имеют. Но у нас почему-то голова в эту сторону не работает. Уже двадцать лет никто не может руководить градостроительными процессами в Казани.