ДЕПУТАТ МАРАТ ГАЛЕЕВ ОБЪЯСНИЛ, КОГДА И ПОЧЕМУ У ВЛАСТИ ВОЗНИКАЕТ ЖЕЛАНИЕ ПУСТИТЬ РЫНКИ ПОД БУЛЬДОЗЕР

В республике сегодня действует гигантский рынок услуг такси: на нем работают свыше 24 тыс. машин, в одной только Казани ежедневный оборот их услуг составляет 3,5 млн. рублей в день. Как повлияет на эту сферу принятый недавно закон о такси, дискутировали вчера на координационном совете по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в РТ, где побывал корреспондент "БИЗНЕС Online". Кроме такси, речь зашла и о новых требованиях к вещевым и продовольственным рынкам.

koord_sovet-1.jpg
Вчера на координационном совете по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в РТ обсуждали развитие рынка такси

НЕОРГАНИЗОВАННЫЕ ТАКСИСТЫ

Первый вопрос на координационном совете был о такси, и возник он в связи с тем, что 1 сентября вступил в силу наделавший много шума федеральный закон «О такси», а вслед за ним был принят и республиканский - №77-ЗРТ «О перевозках пассажиров и багажа легковыми такси на территории РТ».

Сегодняшний рынок такси из уст председателя координационного совета по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в РТ, вице-президента «ОПОРЫ РОССИИ» Павла Сигала получил весьма лестную характеристику:

«В последние годы, на мой взгляд - как потребителя, этот рынок работает очень устойчиво и комфортно. Машину всегда можно вызвать в течение 50 минут, приходит всегда вовремя, машина нормальная… И за 250 - 300 рублей можно уехать из одного конца города в другой без всяких проблем. Я очень боюсь, что ужесточение требований может привести к сокращению конкуренции и резкому удорожанию услуг на этом рынке».

Сигал напомнил, главное в новом законодательстве о такси - «ужесточение требований и дополнительные системы регулирование этого рынка». Теперь нужно фактически лицензирование (правда, оно по-другому называется), введен запрет на использование арендованных машин - такси могут быть только в собственности у тех компаний, которые занимаются этим видом бизнеса. И все машины должны иметь стандартный внешний вид - одинаковый цвет кузова, одинаковые фонари, соответствующие счетчики и так далее…

Павел Абрамович также сказал: «Когда мы готовили это совещание, то обнаружили, что у нас в Татарстане таксисты никак не организованы»… В итоге главных героев обсуждения в зале не было…

sigal.jpg
Сигал убежден, что черный рынок такси обязательно вырастет

ЗАММИНИСТРА СТАЛО ЖАРКО

С докладом по первому вопросу выступил Азат Галихаметов - замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ. Он сообщил, что сегодня в республике работают более 24 тысяч такси. Из них в Казани - 7400, в Челнах - 3310, в Нижнекамске - 2900… И что в сутки только в Казани оборот рынка такси составляет 3,5 млн. рублей.

Замминистра напомнил, что в проекте ФЗ о такси, когда он рассматривался в Госдуме РФ в первом чтении, была вызвавшая много споров статья о государственном регулировании тарифов. Однако из окончательного варианта она все-таки исчезла: государство признало, что перевозки пассажиров на такси - это, действительно, бизнес, и отказалось регулировать тарифы.

Но это, пожалуй, единственная приятная новость. В целом закон вызывает, как не раз писала газета «БИЗНЕС Online», много протестов. Вот и на сегодняшнем заседании координационного совета резкие протесты присутствующих вызвали, например, разработанные в РТ проекты по нормативным документам. Согласно им, как рассказал Галиахметов, индивидуальный предприниматель, чтобы получить разрешение на перевозки пассажиров в такси, должен представить 12 (двенадцать!) документов. Предчувствуя реакцию членов совета, зам. министра сразу предупредил: «Сегодня мы по поручению премьера проводим работу по минимизации запрашиваемых документов»… Но такая оговорка не спасла - и после дружной атаки зала на эти 12 «справок и справищ» представитель министерства в конце концов предложил: «Мы официально внесем на ваше имя (в координационный совет - ред.) проекты по нормативным документам, которые сегодня находятся на согласовании в министерствах и ведомствах, и просим высказать мнение по этим документам»…

Пришлось зам. министру отвечать и на не слишком приятный вопрос о том, насколько сократится рынок такси после ужесточения законодательства? Галиахметов сообщил, что министерство такой прогноз не делало, но вот сами таксисты считают, что с рынка уйдут порядка 20% машин.

- Не больше ли?! - пессимистично спросили из зала.

МОСКОВСКАЯ «СКОРАЯ» КАК ЭЛИТНОЕ ТАКСИ

Едва ли не все участники координационного совета сошлись во мнении, что, на сколько сократится официальный рынок, - столько таксистов обнаружатся на неофициальном, просто уйдут в тень. А поймать «черные такси» на нарушении закона очень непросто - водитель всегда может заявить, что это он двоюродного брата или троюродную тетушку подкидывает до вокзала, магазина, театра…

Немало споров - теперь уже между самими участниками совета - вызвал и «ценз оседлости»: запрет работать на территории Татарстана таксистами жителям других регионов. Тут и про конституционные права граждан вспомнили, и про конкуренцию, - чем она выше, тем лучше потребителю…

Завершил обсуждение Сигал скептическими словами о том, что черный рынок такси обязательно вырастет. А известный предприниматель Александр Сергеев привел жуткий пример, к чему это приводит: в Москве, если хочешь ехать без пробок, можно вызвать вместо такси… «скорую» - и она тебя отвезет с мигалкой, куда надо, - за соответствующую таксу.

serg.jpg
Известный предприниматель Александр Сергеев рассказал, что в Москве, если хочешь ехать без пробок, вызывают вместо такси… «скорую» с мигалкой

ЗАЧЕМ НАС ЗАГОНЯЮТ В ОДНООБЪЕМНЫЕ КАПИТАЛЬНЫЕ ЗДАНИЯ?

Второй вопрос повестки дня был не менее острым - о продовольственных и вещевых рынках, которые, как вгорячах выражаются некоторые рыночники, хотят стереть с лица земли - после вступления в силу некоторых положений федерального закона № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ».

Выступали президент союза рынков РТ Наиль Сулейманов, начальник отдела развития потребительского рынка услуг министерства промышленности и торговли РТ Валентина Попова, зам. директора ООО «Янтарь» Юрий Бродниковский.

Газета «БИЗНЕС Online» уже подробно рассказывала о проблеме рынков, однако на координационном совете прозвучало нечто новое - чуть ли не ноу-хау татарстанских рыночников. Дело в том, что федеральный закон, можно сказать, в ультимативной форме, требует использовать исключительно капитальные здания, строения и сооружения для организации деятельности по продаже товаров на рынках. Иными словами - долой времянки! И все бы хорошо, но это создает кучу проблем, как для владельцев рынков, так и для рядовых продавцов. Чтобы построить мощное капитальное здание, надо освободить место под строительство - на котором много лет никто уже не сможет торговать. Надо вложить огромные средства - а откуда их взять? Кто в России даст длинный дешевый кредит? Как сказал Сулейманов: дадут сто миллионов на три года под 14 процентов - на эти деньги никогда ничего не построишь! Ну и содержание таких капитальных зданий больно бьет по карману владельцев (тепло, свет, вода, налог на имущество…), в итоге арендная плата в капитальном помещении оказывается практически неподъемной для многих продавцов… Не случайно и загружены крытые рынки в лучшем случае только на 75%...

И вот на координационном совете Юрий Бродниковский заявил: нас загоняют в однообъемные капитальные здания. Но почему нельзя сделать более мелкие здания, которые можно строить поэтапно? Не надо бояться капитальных сооружений, надо просто поменять их форму…

Простота и новизна идеи многих участников совета, кажется, ошеломили. В самом деле, такое строительство будет более-менее подъемным и позволит изменить формат рынка плавно и постепенно…

Впрочем, все это, конечно, надо еще обдумать, осмыслить, обсчитать…

ХОЧЕТСЯ ВЕДЬ ПОД БУЛЬДОЗЕР

Большая и больная проблема - кошмарное отсутствие порядка вокруг рынков. То есть на их территории владельцы этим еще как-то «рулят», а что творится рядом - неописуемо. Впрочем, описать это безобразие все-таки попытался Марат Галеев - председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству:

«Исторически в центральном районе Казани рынок был всегда. И когда там наши прадеды жили… Место, оно, конечно, в этом смысле наработанное… Но то, что сейчас имеется, облик всего этого, - ну, тут комментировать просто не нужно: не проехать - не пройти. Так тоже не может продолжаться. Потому что были даже попытки типа новой слободы сделать капитальные сооружения. Сделали… Но она тут же, как паутиной, обрастает вокруг совершенно непотребными и товарами, и прилавками. И это не в одном месте - это тянется на много гектаров. Эта проезжая улица непроезжаема - ни в какое время суток. И никто ни за что не отвечает, горы мусора складируются тут же. То есть здесь что-то надо делать. Понимаете, когда нет организации со стороны самих рынков, государство идет на какие-то неадекватно крайние меры, типа: Черкизон под бульдозер - и до свидания»…

Марат Гадыевич призвал государство и рынки идти навстречу друг другу, вместе думать, что можно сделать. Иначе «хочется ведь под бульдозер»…