В развитие прибрежных территорий Казанки на участке от Национальной библиотеки до моста «Миллениум» и от Кремлевского моста до Кировской дамбы бюджет вкладывает примерно 1,4 млрд рублей В развитие прибрежных территорий Казанки на участке от Национальной библиотеки РТ до моста «Миллениум» и от Кремлевского моста до Кировской дамбы бюджет вкладывает примерно 1,4 млрд рублей Фото: Алексей Белкин

СОБИРАТЕЛИ НАБЕРЕЖНЫХ: КТО ДОСТРОИТ НА КАЗАНКЕ 3 ПАРКА ИЗ 12

В развитие прибрежных территорий Казанки на участке от Национальной библиотеки РТ до моста «Миллениум» и от Кремлевского моста до Кировской дамбы бюджет вкладывает примерно 1,4 млрд рублей. Первые два конкурса были объявлены в мае 2020 года, однако затем отменены ГИСУ РТ по представлению госкомиссии с участием минфина республики. После устранения замечаний торги прошли снова — победителем оказалось ООО «Спецмаштрейд» Айрата Зайнутдинова. «Прописка» компании совпадает с адресом АО «Кварт», которым владеет Тимур Зайнутдинов, зять владельца ПСО «Казань» Равиля Зиганшина. В пресс-службе ПСО «Казань» тендер предпочли не комментировать.

Напомним, что работы на левобережье реки начались в ходе подготовки к Универсиаде-2013 и уже обошлись государству в 1,1 млрд рублей, в том числе 600 млн — из российского бюджета. Выполнялись они, в частности, по программе «Развитие водохозяйственного комплекса РТ». Главная цель — берегоукрепление: необходимо предотвратить размыв прибрежной зоны, защитить от подтопления построенные объекты. Процесс, как сообщал минстрой РТ, включал в себя три этапа.

Первый — Федосеевская дамба от улицы Батурина до НКЦ «Казань» (ныне — Национальная библиотека РТ). Протяженность данного участка — 1,3 километра. Состояние дамбы было к тому моменту близко к плачевному: ее размывало со скоростью более 1 м в год, что грозило прорывом во время половодья. Стоимость работ — 328 млн рублей.

Второй этап — работы от Ленинской дамбы до улицы Батурина (563 м) и от НКЦ «Казань» до моста «Миллениум» (1,4 тыс. м) — 320 млн рублей.

Третий этап — от базы ГИМС до Ленинской дамбы протяженностью 800 м — 280 миллионов.

Еще один участок берегоукрепления — от «Миллениума» до Третьей транспортной дамбы — почти в 3 километра. С ним разгорелся уголовный скандал — впрочем, претензии были не к ПСО «Казань», а к прежнему руководителю ГИСУ РТ Рашиду Нуруллину.

Само берегоукпреление — штука утилитарная. Если упрощенно — навезли грунт, укрепили бетоном, подпорными стенками и сверху все это закатали в асфальт. Вот и вся защитная дамба Само берегоукрепление — штука утилитарная. Если упрощенно — навезли грунт, укрепили бетоном, подпорными стенками и сверху все это закатали в асфальт. Вот и вся защитная дамба Фото: Алексей Белкин

Само берегоукрепление — штука утилитарная. Если упрощенно — навезли грунт, укрепили бетоном, подпорными стенками и сверху все это закатали в асфальт. Вот и вся защитная дамба. Но Зиганшин уже тогда рассматривал набережные значительно шире: это инвестпроект ПСО «Казань». «1 миллиард рублей ушел, но цифра поменяется — будет больше, — говорил Равиль Хабибуллович в 2015-м и добавил. — Вкладываю как горожанин, если кто готов присоединиться — пожалуйста!» Кто же присоединяется? В 2017-м Федосеевская набережная была передана в концессию на 49 лет Волжской концессионной компании Адели Зайнутдиновой (дочери Зиганшина) с условием инвестировать не менее 837 млн рублей. Затем ООО «Коаст», принадлежащее Тимуру Зайнутдинову, арендовало Кировскую дамбу и Верхнюю плотину на правом берегу реки. Позднее «Коаст» взял в аренду и берег от НКЦ «Казань» до моста «Миллениум».

В итоге первый участок набережной был благоустроен и стал неплохим магнитом для казанцев и гостей города. Однако закованные в бетон берега с ходу вызвали критику со стороны специалистов — слишком «мертвым» это все получилось. Тогда еще главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева объясняла подобное так: «К сожалению, в доработке проектной документации мы не участвовали, окончательные решения принимались инвестором [ПСО „Казань“]. И задумки очень отличаются от того, что получилось в итоге. Но в моем понимании этот участок набережной еще не достроен, ряд моментов еще будет дорабатываться. Есть надежда, что спуски к воде, рампы для маломобильных групп населения там все-таки появятся (но в итоге не появились — прим. ред.)».

Тем не менее, как говорят инсайдеры, Зиганшин, окрыленный успехом, собирался и дальше «гнать бетон» в сторону Русско-Немецкой Швейцарии, тем более что его фантазию ничто не ограничивало — официально принятой и презентованной общественности концепции набережных не было. Однако процесс застопорился — возможно, благодаря тому, что в процессе подготовки к ЧМ-2018 все силы ПСО «Казань» были сосредоточены на строительстве стадионов в Самаре и Саранске.

За это время стандарты благоустройства в республике шагнули вперед, а в 2019 году стартовала разработка целостной концепции будущих набережных. Будущее Казанки, каким его увидели в российско-французском бюро Orchestra, презентовали президенту РТ Рустаму Минниханову только в августе 2020-го. Подробности «БИЗНЕС Online» рассказывал ранее: 3 тыс. га территорий, 68 км береговых линий — пространство, почти равное лесопарку «Лебяжье». Вдоль Казанки планируется сформировать 12 общественных пространств, превратив все в большой национальный парк и защитив от поползновений девелоперов.

Так что владелец ПСО «Казань» сделал для Казани большое дело, считает, в частности, помощник президента РТ Наталия Фишман-Бекмамбетова. Зиганшин показал, какой может быть набережная, закатанная в бетон, и это дало толчок к переосмыслению ценных ландшафтов. Так, по словам нашей собеседницы, и проросло зерно концепции развития Казанки.

Но вернемся к тем контрактам, что достались «Спецмаштрейду». Согласно одному из них — на сумму почти 680 млн рублей — должна быть обустроена территория трех парков вдоль Казанки. Это «Фестивальный квартал» (набережная между ГИМСом и Ленинской дамбой находится в процессе строительства), Парк знаний и Молодежный парк («Урам») ближе к мосту «Миллениум». Рабочую документацию выполнял «Татинвестгражданпроект»: предусматривается подземный туалет, фонтан, ливневка и т. д. Второй контракт — на сумму почти 690 млн рублей — на те же парки с другими видами работ (благоустройство, озеленение, водопровод, автополив, слаботочные сети и т. д.). Сроки — конец 2021 года. И данный временной отрезок совсем не укладывается в ранее озвученные планы.

АРХИТЕКТОРЫ ОБЕСПОКОЕНЫ: СРОКИ ОТКЛАДЫВАЮТСЯ

В ходе прогулки Минниханова еще в июле 2019 года прямо на набережной Казанки показывали, что будет, где и как. Пирсы, платформы для выступлений артистов, амфитеатры, событийная площадь, стрит-арт, много зелени (даже сосны обещали). Шли от Хрущевского пирса, что возле госинспекции по маломерным судам МЧС, по территории будущего Фестивального парка в сторону Кремля. Далее, в сторону моста «Миллениум», должен был появиться самый большой в России экстрим-парк, видовые площадки на реку с подсвеченными башнями домов правобережья, амфитеатры, места тихого, активного, «громкого» отдыха — есть все, чтобы полмиллиона казанцев в шаговой доступности имели возможность расслабиться в большом и шумном городе. Тогда Фишман-Бекмамбетова говорила, что в полном объеме набережная должна быть закончена в августе – сентябре 2020 года.

Екатерина Гольдберг: «Изначально планировалось завершить работы прошлой осенью. Потом поставили дату в начале лета, потом — к 100-летию ТАССР» Екатерина Гольдберг: «Изначально планировалось завершить работы прошлой осенью. Потом поставили дату в начале лета, затем — к 100-летию ТАССР» Фото: Алексей Белкин

«Изначально планировалось завершить работы прошлой осенью. Потом поставили дату в начале лета, затем — к 100-летию ТАССР», — подтвердила «БИЗНЕС Online» партнер архитектурного бюро Orchestra Екатерина Гольдберг. По ее словам, график строительства так и не был представлен вовремя.

На деле из всего планировавшегося великолепия техническое открытие состоялось лишь в парке «Урам» — он обошелся бюджету РТ в 367 млн рублей. Тендер выиграло ГУП «Татлизинг», а строило Legato Sports Architecture. На возведение ушло менее года. Планировалось, что от экстрим-парка казанцы и гости города пройдутся пешком или проедут на велосипедах до Кремлевской набережной по новому променаду. Однако пока можно лишь погулять по недострою — оно вроде бы и хорошо, что хоть доступ к реке есть, но плохо, что отличная идея превратилась в долгострой. Наибольшие опасения по срокам связаны с Фестивальным парком — от ГИМСа до Кремлевского моста.

На деле из всего планировавшегося  великолепия техническое открытие состоялось лишь в парке «Урам» — он обошелся бюджету РТ в 367 млн рублей На деле из всего планировавшегося великолепия техническое открытие состоялось лишь в парке «Урам» — он обошелся бюджету РТ в 367 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЛЮДИ ВОСПРИНИМАЮТ ПРОСТРАНСТВО НЕ КАК НАБЕРЕЖНУЮ, А КАК ОБЪЕКТ ЗАТЯНУВШЕГОСЯ СТРОИТЕЛЬСТВА»

Поэтому вероятно, что гораздо быстрее казанцы увидят другую, более посещаемую часть берега — от Федоровского бугра до моста «Миллениум». Протяженность данного участка — примерно 1,5 километра. По задумке архитекторов, основная задача — продолжить решения уже имеющейся части Кремлевской набережной и учесть пожелания людей, просивших организовать побольше мест для спокойного отдыха.

«Кремлевская набережная насыщена активностями. Людям хотелось бы больше природы, больше связи с водой, — рассказала Гольдберг в ходе нашей прогулки по набережной. — Появляется больше озеленения на склонах у Национальной библиотеки, прогулочно-транзитная зона. Система прибрежных маршрутов — это новые велопешеходные связи города, которые позволят людям в какие-то моменты не садиться в автомобили и на общественный транспорт, а быстро добраться до центра города». В стратегии предполагается развить в Казани сеть веломаршрутов в 42 км, а в будущем протяженность дорожек составит все 75 километров.

По задумке архитекторов, основная задача — продолжить решения уже имеющейся части Кремлевской набережной и учесть пожелания людей. А они просили организовать побольше мест для спокойного отдыха По задумке архитекторов, основная задача — продолжить решения уже имеющейся части Кремлевской набережной и учесть пожелания людей, просивших организовать побольше мест для спокойного отдыха Фото предоставлено бюро Orchestra Design

По факту на стройплощадке есть существенные проблемы. Участок со строительными работами находится в открытом доступе для посетителей. Берег не огорожен. А на нем — обычный строительный бардак. Торчат выведенные наружу электрические кабели, не закрыты котлованы для будущих фонтанов и т. д. «Когда долгое время пространство не завершено, возникает риск дополнительного вандализма. Потому что люди воспринимают пространство не как набережную, а как объект затянувшегося строительства. Им кажется, что по ходу строительства можно не так аккуратно относиться», — осторожно оценивает ситуацию архитектор.

«Появляется больше озеленения на склонах у Национальной библиотеки, прогулочно-транзитная зона» «Появляется больше озеленения на склонах у Национальной библиотеки РТ, прогулочно-транзитная зона» Фото предоставлено бюро Orchestra Design

Корреспондент «БИЗНЕС Online» обратила внимание и на состояние покрытий. Взгляните на фотографии: новый бетонный променад местами покрылся трещинами и сколами. Перепады уровней, неровные стыки — помеха для велосипедистов, да и пешеходов тоже. Зазевался — и все, получи какое-нибудь растяжение вместо приятных эмоций. Возможно, нарушена технология укладки бетона — отсюда и «ступеньки», неровности, выкрошенные участки покрытия, а ведь прошло не так уж много времени! Не справляется с отводом воды ливневая канализация: заметны лужи на дорожках (значит, что-то не так с уклоном поверхностей), а ливневые решетки местами уже пришли в негодность.

Кроме того, коммуникации набережной проложены слишком близко к уровню земли. Из-за этого деревянные лежаки для отдыха, утопленные в газон по проекту, сейчас стоят просто на бетоне. Пустяк и мелочь, которые сразу и не заметишь. Но взгляд профессионала иной: лежаки-то стоят там, где пролегают трассы велосипедистов, что провоцирует пересечение «легкоколесного» и пешеходного трафика.

Взгляните на фотографии: новый бетонный променад местами покрылся трещинами и сколами. Перепады уровней, неровные стыки — прямой путь к созданию опасностей для передвижения велосипедистов, да и пешеходов тоже Взгляните на фотографии: новый бетонный променад местами покрылся трещинами и сколами. Перепады уровней, неровные стыки — прямой путь к созданию опасностей для передвижения велосипедистов, да и пешеходов тоже Фото: Алексей Белкин

Строители на замечания реагируют — лежаки, конечно, «переедут» на проектные места. Уже переставили светильники, которые изначально установили слишком близко к фонтанам. Но время, время… 2020 год уже потерян с точки зрения нормального места отдыха, не хотелось бы в этой возне на стройплощадке упустить еще и 2021-й. Но если придерживаться контрактных сроков, то так оно и будет.

Отдельный вопрос — озеленение. Пока здесь просто высажены деревья. Однако по дендроплану предполагался и нижний уровень зелени — кустарники и растения на плодородном грунте. Кроме того, архитекторы настаивают и на том, чтобы строители поменяли искусственный многофункциональный газон на поле рядом с экстрим-парком «Урам» на другой, сделанный из более безопасных материалов. «Мы бы хотели, чтобы процесс пошел активнее. Теплый сезон и время для посадок фактически закончились. А ведь хотелось, чтобы весной все расцветало! Мы ожидаем правильной установки скамеек вместе с завершением озеленения», — отмечает Гольдберг.

Отдельный вопрос — озеленение. Пока здесь просто высажены деревья. Однако по дендроплану предполагался и нижний уровень зелени — кустарники и растения на плодородном грунте Отдельный вопрос — озеленение. Пока здесь просто высажены деревья. Однако по дендроплану предполагался и нижний уровень зелени — кустарники и растения на плодородном грунте Фото: Алексей Белкин

«ПАРЯЩИЙ» МОСТ, «РЕЧНЫЕ ВОРОТА» И АУДИОСПЕКТАКЛИ У ВОДЫ

Одна из интересных архитектурных деталей — так называемые речные ворота. Гольдберг пояснила, что данный знаковый объект станет главной точкой притяжения горожан и туристов. Их установку утвердил президент РТ по итогам обхода набережных. Ворота в виде двух столбов из перфорированного металла в цвет обшивки Национальной библиотеки (напомним, это армянский туф) будут снабжены аудио- и световыми эффектами, их расставят у воды.

«Это ворота на исторических связках города с рекой, там, где важные транспортные артерии Казани подходили к воде. В данных местах будут установлены арт-инсталляции с аудиоспектаклем, которые мы готовим с творческой лабораторией „Угол“, — рассказывает о проекте Гольдберг. — Идея в том, чтобы за воротами был балкон или пирс. Ворота станут местом остановки, связи с рекой, гости будут слушать спектакль, осматриваться вокруг, представлять, как Казань жила раньше». Перед установкой ворот подрядчику необходимо согласовать с авторами концепции тестовый образец колонн, добавила архитектор.

Одна из интересных архитектурных деталей — так называемые речные ворота. Гольдберг пояснила, что этот знаковый объект станет главной точкой притяжения горожан и туристов Одна из интересных архитектурных деталей — так называемые речные ворота. Гольдберг пояснила, что данный знаковый объект станет главной точкой притяжения горожан и туристов Фото предоставлено бюро Orchestra Design

Еще один знаковый и финансово затратный объект — установка «парящего» над водой пирса напротив Нацбиблиотеки. По аналогии с мостом в московском парке «Зарядье» там должны появиться системы консолей и опор с фонтанами и проекцией на воду. Концепция уже разработана, авторы передали ее в ТИГП и ГИСУ. Однако никаких работ по устройству пирса пока не ведется. «Мы очень переживаем по поводу сроков строительства и не можем до конца быть уверенными в окончательном качестве работ, — обеспокоены представители Orchestra. — Пока мы оцениваем работы неудовлетворительно. Надеемся, подрядчик приведет набережную в соответствие с проектом и она будет радовать посетителей».

«Мы очень переживаем по поводу сроков строительства. И не можем до конца быть уверены в окончательном качестве работ, — обеспокоены представители Orchestra. — Пока мы оцениваем работы неудовлетворительно» «Мы очень переживаем по поводу сроков строительства и не можем до конца быть уверенными в окончательном качестве работ, — обеспокоены представители Orchestra. — Пока мы оцениваем работы неудовлетворительно» Фото: Алексей Белкин

Практически завершено строительство амфитеатра с платформой для выступлений и наблюдения за рекой прямо под НКЦ, у спускающейся к воде парадной лестницы. Проектом занимается творческая группа при мэрии Казани. Она же разрабатывает концепцию Парка знаний по соседству — с открытыми читальнями, павильонами и образовательными игровыми площадками. Что ж, остается пока рассматривать красивые картинки, гулять по слегка недостроенным берегам и мечтать о блестящем будущем.