ПЕРВЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ

Бронекатер проекта 1125 стал первым оборонным заказом завода Красный металлист Бронекатер проекта 1125 стал первым оборонным заказом завода «Красный металлист» Фото: Зеленодольский завод им. Горького

До 1932 года «Красный металлист» (так тогда назывался завод) выпускал архаичные паровые суда для реки — грузопассажирские, буксиры и несамоходные баржи. Классика жанра — гребные колеса, деревянные надстройки, печное отопление помещений. Все это ушло в прошлое с началом строительства малого бронекатера проекта 1125: 76-миллиметровая пушка, противопульное бронирование, бензиновый двигатель, радиостанция. До 1945 года завод построил 140 таких судов.

Добавим, что много дала и работа в 1941–1942 годах над скоростным торпедным катером дальнего действия проекта 163, и, хотя в серию СТК ДД не пошел, для верфи он стал первым глиссирующим катером, первым сделанным из высокопрочных авиационных сталей, первым с дизельными двигателями, что было новинкой для СССР.


ШТАМПОВАТЬ КОРАБЛИ КАК ПИРОЖКИ

Завод им. А.М.Горького в год строил по 25-30 больших охотников проекта 122Б Завод им. А.М. Горького в год строил по 25–30 больших охотников проекта 122Б Фото: Зеленодольский завод им. Горького

В 1948–1955 годах завод построил 157 больших охотников проекта 122Б, то есть выдавал «на-гора» по 25–30 кораблей в год. Такой темп стал возможным благодаря придуманному именно в Зеленодольске поточно-позиционному методу. Проект 122Б был настолько важен, что именно под него создали ЦКБ-340 (ныне — Зеленодольское проектно-конструкторское бюро).

Отдельно упомянем два конкретных корабля. На одном установили газовую турбину большой мощности (один из первых таких опытов в мире) и газоводометный движитель-гидромотор — оригинальную советскую разработку… На втором судне смонтировали опытный (впоследствии пошел в серию) комплекс механизмов для подъема-опускания больших гидроакустических антенн с увеличенной дальностью и глубиной поиска подводных лодок. Его разработало ЗПКБ, а изготовил завод имени А.М. Горького.


«СТЕЛС» ИЗ 60-Х ГОДОВ

Альбатрос стал для зеленодольских корабелов прорывным проектом «Альбатрос» стал для зеленодольских корабелов прорывным проектом Фото: Зеленодольский завод им. Горького

Проект 1124М «Альбатрос» (автор — ЗПКБ) оказался прорывным. В 1965 году у него были архитектурные формы «стелс» (за 10 лет до американцев); стационарная и опускная гидроакустические антенны большой дальности обнаружения (такое решение стало первым в мире); четыре противолодочных торпеды калибра 530 мм (ранее такие ставили только на крейсеры и эсминцы); ЗРК «Оса» (до этого ЗРК являлись вооружением крейсеров, эсминцев); боевая информационно-управляющая система с высокой степенью автоматизации процессов (БИУСы тогда оставались технической новинкой во всем мире). В 1983 году на одном из «Альбатросов» разместили тяжелый и габаритный ЗРК «Кинжал», который предназначался для кораблей 1 и 2 рангов. По итогам испытаний комплекс приняли на вооружение, а корабль водоизмещением 1100 т по эффективности ПВО сравнялся со сторожевиками водоизмещением 3500 тонн.

Солидный модернизационный резерв предопределил долгую жизнь проекта 1124: первый корабль начал службу в 1969 году, последний передали флоту в 1993-м, а в 2019-м стало известно о том, что Минобороны модернизирует дожившие до наших дней «Альбатросы» — им нет замены.


«СОКОЛ» НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ

Характеристики Сокола впечатляют и сегодня Характеристики «Сокола» впечатляют и сегодня Фото: Зеленодольский завод им. Горького

У создания этого судна интересная предыстория. В 1956 году главный конструктор ЗПКБ Александр Кунахович предложил идею сверхбыстроходного (100 узлов) противолодочного корабля. Такая скорость достигалась благодаря подводным крыльям и авиационным реактивным двигателям. Для начала построили судно-макет М1121 с четырьмя движками от бомбардировщика Ту-16. Катер водоизмещением 150 т показал максимальную длительную скорость в 102 узла (190 км/ч), кратковременную — 108, основную эксплуатационную — 90 узлов. Эти результаты до сих пор остаются мировым рекордом. В 1962–1963 годах завод заложил два корабля проекта 1121 «Смерч», но из-за многочисленных сложностей, связанных с гидродинамикой, прочностью, разработкой радиотехнических систем и двигателей, в 1964-м проект закрыли. Однако благодаря ему судостроители научились делать большие корпуса из легких сплавов и начали работу с новым конструкционным материалом — титаном.

В 1964 году ВМФ решил продолжить начатые в проекте «Смерч» НИОКР. Цель — создать корабль на подводных крыльях, но с умеренной скоростью — 60 узлов, что позволило бы использовать традиционные гребные винты. Разработку проекта 1141 «Сокол» ЗПКБ начало в 1967 году. Завод заложил судно в июле 1974-го. Испытания в 1977–1979 годах дали такие результаты: при водоизмещении в 469 т максимальная скорость — 67 узлов (126 км/ч); устойчивая — 54 узла (100 км/ч); умеренная качка на волнении высотой 4 м без ограничений по курсу и времени движения. Сочетание скорости и высоты волнения оставалось рекордным до появления в 1987 году кораблей проекта 11451. Завод же отработал технологии производства больших корпусов из алюминиево-магниевых (АМг) сплавов, объемных конструкций из титана (подводные крылья), надежного разъединения разнородных металлов в морской воде (потенциал гальванической пары «титан — АМг» — 1,1 вольта, что приводит к быстрому разрушению таких подводных конструкций).

Опыт, полученный зеленодольцами при строительстве «Сокола», стал главным аргументом при выборе завода – строителя крупнейших в мире быстроходных (45 узлов) кораблей, использующих гидродинамическую платформу, проекта 1239 «Сивуч».


«МЕТЕОР»: ИЗ 1961-ГО В 2020-Й

Метеор - самое массовое в мире судно на подводных крыльях «Метеор» — самое массовое в мире судно на подводных крыльях Фото: Зеленодольский завод им. Горького

«Метеор» (разработан ЦКБ по СПК Ростислава Алексеева) стал самым массовым в мире судном на подводных крыльях — в 1961–2006 годах завод имени А.М. Горького выпустил более 400 единиц. До этого единственным массовым пассажирским опытом верфи была самоходная грузопассажирская баржа «Колхозница» с тракторным дизелем, ручным рулевым управлением и деревянной надстройкой.

«Метеоры» эксплуатировались (и кое-где продолжают работать) в Болгарии, Венгрии, Вьетнаме, Греции, Германии, Египте, Италии, Китае, Марокко, Нидерландах, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии. Любопытную историю поведал «БИЗНЕС Online» исполнительный директор «Татфлота» Марс Хамидуллин. Когда-то Китай купил с полсотни «Метеоров», но никак не мог с полной нагрузкой вывести их на полноценный режим движения на крыле. «В прошлом году китайцы специально приезжали убедиться, что у нас „Метеоры“ еще ходят и ходят на крыле, — рассказал речник. — Мы их свозили до Чебоксар и обратно. После этого они один „Метеор“ замерили, сфотографировали чуть ли не каждый сантиметр». По словам Хамидуллина, видимо, дело в том, что коллеги из КНР неправильно установили угол атаки крыла и сами разобраться в проблеме не смогли.

Сегодня Зеленодольский завод имени А.М. Горького, памятуя о славном прошлом, задумался о строительстве новых СПК — готов проект «Метеора-2020».


КАСПИЙСКИЙ ПРОРЫВ

Вьетнам купил четыре ракетных корабля проекта Гепард-3.9 Вьетнам купил четыре ракетных корабля проекта «Гепард-3.9» Фото: Зеленодольский завод им. Горького

В середине 90-х, когда потребовалось усилить Каспийскую флотилию, военные вспомнили о том, что завод в 1988 году заложил три сторожевых корабля проекта 11661 (автор — ЗПКБ), строительство которых из-за происходящего было заморожено. ВМФ договорился с правительством РТ о помощи республики в достройке одного сторожевика. 30 августа 2003-го судно «Татарстан» было принято в боевой состав Каспийской флотилии. История повторилась со вторым корпусом, который получил имя «Дагестан». Его спустили на воду 1 апреля 2011 года. Эти корабли сыграли роль своего рода локомотива: Минобороны поверило в завод и выдало ему массовые заказы. Поверили и иностранцы: в 2010–2017 годах Вьетнаму поставили четыре таких сторожевика в экспортном варианте — «Гепард-3.9».


«БУЯНЫ» С «КАЛИБРАМИ»

Буяны-М прославились на весь мир ударами по сирийским боевикам «Буяны-М» прославились на весь мир ударами по сирийским боевикам Фото: Зеленодольский завод им. Горького

Подписанный в 2010 году первый контракт на постройку малых ракетных кораблей (МРК) проекта 21631 «Буян-М» (автор — ЗПКБ), по сути, вдохнул в предприятие вторую жизнь. Эти судна стали сверхвостребованными сразу на четырех морях — Каспийском, Черном, Балтийском и Средиземном. Сегодня 8 МРК уже несет службу, один — на испытаниях, еще три строятся. Впервые свои ударные возможности «Буяны-М» показали 7 октября 2015 года, когда выпустили по объектам ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ») в Сирии крылатые ракеты комплекса «Калибр-НК».


ОХРАННИК И ДИПЛОМАТ

Проект 22160. До сегодняшнего дня у российского ВМФ не было специализированных патрульных кораблей Проект 22160. До сегодняшнего дня у российского ВМФ не было специализированных патрульных кораблей Фото: Зеленодольский завод им. Горького

Следующим большим (12) заказом стал проект 22160 — первого в российском ВМФ специализированного патрульного корабля. Да, его базовое вооружение только артиллерийское, но важно, что мы имеем дело со своего рода сменой парадигмы мышления. Главная задача 22160 — демонстрировать Андреевский флаг в любой точке Мирового океана. Руководство страны начало понимать: ВМФ как государственный инструмент способен помочь в решении политических задач стратегического масштаба. Из чисто практических назначений — охрана территориальных вод, военно-морских баз, замена в операциях мирного времени (например антипиратских) более мощных и хорошо вооруженных кораблей. Важно и то, что это первый российский корабль, созданный по модульному принципу (да и у других стран такой опыт невелик): для каждого ПК делается несколько быстро заменяемых модулей под конкретную боевую задачу — ударную, ПВО, противолодочную, спасательную.


ВЕРНУТЬ ПАССАЖИРАМ СКОРОСТЬ

А145. Аналогов этим глиссирующим теплоходам нет А-145. Аналогов этим глиссирующим теплоходам нет Фото: Зеленодольский завод им. Горького

Притом что 98% продукции завода — гособоронзаказ, в 2010-х он был едва ли не единственной в России верфью, исправно строившей пассажирские суда. Это скоростные теплоходы (а таких к тому времени в России почти не осталось) родственных проектов А-45, А-45-1 (построено пять единиц), а венцом стал А-145 (автор — петербургское «Агат Дизайн Бюро»). Он предназначен для перевозок до 150 пассажиров на реке и в прибрежной морской зоне со скоростью около 40 узлов на расстояние 400 миль. Судно может идти как в водоизмещающем, так и в глиссирующем режиме. Салоны комфортабельны и приятно выглядят. Утверждается, что благодаря особенностям конструкции на теплоходе нет качки, что, конечно, ценят страдающие морской болезнью. Построено пять таких теплоходов.


ПЕРВЫЙ В РОССИИ ПАССАЖИРСКИЙ ГАЗОХОД

Предположительно, построят не менее 20 «Чаек» Предположительно, построят не менее 20 «Чаек» Фото: «БИЗНЕС Online»

7 августа завод имени А.М. Горького спустил на воду первое в России пассажирское судно с двигателями, работающими на сжиженном природном газе (СПГ). Инициатором проекта стала верфь, проект выполнило ЗПКБ. Предполагают, что в обозримом будущем перевод судов на СПГ приобретет массовый характер и такое топливо из альтернативного превратится в основное. Потому на заводе уверены: кто первым зайдет на этот рынок, тому и доверят перспективные объемы. Кроме того, на «Чайку» возложена задача восстановления пассажирского судоходства на Казанке. Первый маршрут уже намечен — от «Ак Барс Арены» (ранее «Казань Арена») до Свияжска. Сообщается, что в планах Татарстана получить 20 «Чаек». Но это уже одна из будущих страниц истории завода имени А.М. Горького.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала эксперта в области кораблестроения Владимира Леонова