Члены комитета Госсовета РТ по законности и правопорядку сегодня на дальних подступах отбили «атаку» региональных операторов по обращению с коммунальными отходами Члены комитета Госсовета РТ по законности и правопорядку сегодня на дальних подступах отбили «атаку» региональных операторов по обращению с коммунальными отходами Фото: gossov.tatarstan.ru

КАК «МУСОРНЫЕ КОРОЛИ» ЗА ШТРАФАМИ ДЛЯ КЛИЕНТОВ В ГОССОВЕТ ХОДИЛИ

Члены комитета Госсовета РТ по законности и правопорядку сегодня на дальних подступах отбили «атаку» региональных операторов по обращению с коммунальными отходами. Лоббирующий интересы регоператоров законопроект внес депутат Марат Галиев.

Суть проста: региональный оператор по обращению с ТКО в восточной зоне РТ «Гринта» ежедневно сталкивается с уклонением от заключения договоров на вывоз мусора со стороны предпринимателей. Из более чем 73 тыс. предпринимателей восточной зоны только 17,8 тыс. имеют договоры — то есть всего 22%! Между тем эти доходы — основа для инвестпрограммы предприятия. Нет денег — нет обновления полигонов, и вообще принятая в республике территориальная схема обращения с отходами, обещанная революция с точки зрения переработки и «правильной» утилизации мусора остаются лишь словами. Чтобы покончить с «мусорной» вольницей бизнеса, Галиев предлагает внести изменения в КоАП РТ и прописать там штрафы за незаключение договора с регоператорами: физическим лицам — 5 тыс. рублей, должностным — 50 тыс., индивидуальным предпринимателям — 100 тыс. (или приостановление деятельности на 90 суток), юридическим лицам — 300 тыс. (или приостановление на 90 суток).

По словам депутата, юрлица уклоняются от заключения договора с «Гринтой», но это не значит, что мусор исчезает где-то в небесах сам по себе. Бизнес просто-напросто «оптимизирует» свой мусор в контейнеры жилых домов. То есть за мусор предпринимателей платит население, а регоператоры несут убытки.

Александр Чубаров Александр Чубаров: «Установление ответственности за незаключение договора с регоператором в КоАП РТ нарушит конституционный принцип разграничения предметов ведения между федерацией и субъектом» Фото: gossov.tatarstan.ru

Депутаты выслушали своего коллегу, после чего слово взял заместитель председателя комитета Александр Чубаров. Он сообщил, что депутаты внимательно изучили законопроект и пришли к следующему. Обязанность заключать договоры с регоператорами установлена федеральными законами (№89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Жилищным кодексом РФ). Порядок заключения договора утвержден постановлением правительства РФ №1156 от 12 ноября 2016 года. В то же время КоАП РФ относит к ведению субъектов установление административной ответственности только за нарушение местных, республиканских или муниципальных нормативных правовых актов.

Из этого следует, что в КоАП РТ не могут быть прописаны штрафы за незаключение договоров с регоператорами. Это федеральная прерогатива!

«Установление ответственности за незаключение договора с регоператором в КоАП РТ нарушит конституционный принцип разграничения предметов ведения между федерацией и субъектом», — подытожил заместитель председателя комитета и добавил, что озвученные доводы нашли отражение в отрицательных заключениях на законопроект, поступивших от государственно-правового управления аппарата президента РТ, правового управления Госсовета РТ, прокуратуры РТ и минюста РТ.

«Вопрос заключения договора на обращение с ТКО регламентирован федеральным законодательством, соответственно, субъекты РФ не вправе вторгаться в рассматриваемую сферу правоотношений. Таким образом, представленный законопроект не соответствует требованиям федерального законодательства», — для убедительности зачитал Чубаров заключение прокуратуры РТ.

В итоге комитет закон не поддержал. Более того, коллегиальный орган собирается рекомендовать отклонить данный документ на следующем заседании сессии.

Шакир Ягудин По словам Шакира Ягудина, вся суть проблемы регоператоров на 99,9% заключается в их организационной работе, что лежит за пределами внесенного законопроекта и полномочий комитета Фото: gossov.tatarstan.ru

СУВЕРЕННЫЙ ПОСЫЛ: «НУЖНО ВЗВЕСИТЬ, ЧТО ВАЖНЕЕ — НАРУШИТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ИЛИ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ»

Депутат Игорь Бикеев добавил, что в противостоянии «Гринты» и предпринимателей много спорных моментов. Поэтому комитет, по мнению чиновника, поступает правильно: «Иначе может получиться так, что мы встаем на одну сторону, не выслушав другую».

В поддержку Галиева неожиданно выступила секретарь Госсовета РТ Лилия Маврина. Она отметила, что позиция комитета юридически обоснована, но содержательная сторона вопроса о «мусорной» реформе никуда не делась. Многие люди даже не знают, что надо платить за вывоз мусора! Так что, может, это и не полномочия Госсовета, но какое-то решение искать все равно нужно. 

В защиту своего законопроекта Галиев заверил, что его цель — защита не «Гринты», а физических лиц, то есть избирателей.

«Финансовое положение „Гринты“ прозрачное, вы можете сами его посмотреть, — сказал Галиев. — Дело на самом деле не в „Гринте“. Мы с вами платим за юридических лиц, которые сейчас недобросовестно ведут свою деятельность, перекладывая ответственность на наших избирателей. В том числе и на вас, уважаемые депутаты!» В полемическом запале депутат пошел еще дальше, высказавшись в том духе, что если его законопроект противоречит федеральному законодательству, то тем хуже для последнего.

«Если мы пойдем на какие-то вещи, которые будут противоречить федеральному законодательству, но решим на сегодняшний день проблему и улучшим экологическую обстановку, подтолкнем реформу… Нужно взвесить риски, что для нас больше важно — нарушить федеральное законодательство или какие-то противоречия найти… Но я не говорю, что впрямую [надо] идти, если есть возможность сделать, давайте обсудим, может, есть какие-то решения, связанные не с прямым внедрением административного правонарушения, а косвенным решением данного вопроса. А мы сейчас с вами только отторгаем эту проблему и выталкиваем регионального оператора на самостоятельное решение проблем», — сказал Галиев.

Лилия Маврина Лилия Маврина отметила, что позиция комитета юридически обоснована, но содержательная сторона вопроса о «мусорной» реформе никуда не делась Фото: gossov.tatarstan.ru

Надо полагать, такой пассаж вдруг окунул старожилов Госсовета в те времена суверенитета, когда можно было принять любой закон, не оглядываясь при этом на Москву. Но реалии и времена сейчас другие, и Маврина довольно быстро спустила мечтателя с небес на землю. Против федерального законодательства комитет Госсовета идти не может, зато органу по силам создать рабочую группу и разработать федеральный законопроект… Правда, здесь секретаря Госсовета был вынужден прервать председатель комитета Шакир Ягудин. Он сообщил, что данный шаг уже был сделан, но и на проект федерального закона было получено отрицательное заключение. По словам Ягудина, вся суть проблемы регоператоров на 99,9% заключается в их организационной работе, что лежит за пределами внесенного законопроекта и полномочий комитета. С учетом же выявленных противоречий и единогласно отрицательных заключений на законопроект места для дискуссии просто нет.

«Если так ломиться, мы сразу получим по шапке от прокурора республики», — прямо сказал председатель комитета, посоветовав Галиеву хорошенько поработать с комитетом Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию.

Да и вообще, штрафы и наказания — это самая последняя мера, к которой стоит прибегать. Поспешность приведет лишь к отрицательным результатам. 

«Уповать на штрафы… не зря вы получили отрицательное заключение, понимаете?» — добавил Ягудин и вынес вопрос на голосование. Депутаты единогласно вынесли отрицательное заключение, после чего Галиев покинул заседание, даже не дослушав обращавшегося к нему председателя комитета. Судя по всему, взрывная дискуссия так и не отбила у депутата охоты выступить на сессии Госсовета 29 октября.