В эти дни туристическая отрасль Турции пытается ухватить конец сезона и хоть как-то компенсировать гигантские убытки, вызванные пандемией коронавируса. Глава закамского бюро «БИЗНЕС Online» Ринат Билалов, находящийся в Анталье, делится наблюдениями о том, как в столице турецкого пляжного туризма ведут борьбу с коронавирусом.
В Анталью мы летели из Казани под завязку забитым Boeing авиакомпании «Победа». Отмечу, что в казанском аэропорту никто не мерил у нас температуру ни в зале ожидания, ни при посадке на самолет
с поправками на «корону»
В этом году мне, как и многим, по известным причинам пришлось отменить поездку на море, запланированную на июньскую часть отпуска. Но в августе возобновились рейсы в Турцию, и после долгих обсуждений целесообразности поездки я принял решение все-таки не нарушать традицию и отправиться с семьей в Анталью. Первая половина октября в этом регионе — отличное время, когда уже нет изнуряющей летней жары (а провинция Анталья сама по себе одна из самых жарких в стране), но море еще остается теплым. На этой неделе все дни температура здесь держалась в районе 28–30 градусов, вода была 26–28.
Коронавирус внес очень большие поправки в жизнь туристической отрасли Турции. Всю весну и все лето отели, рестораны, турагентства, конторы проката автомобилей были практически пусты, и в Анталье невооруженным взглядом видно, что далеко не всем из них удалось пережить этот период. В августе – сентябре многие турецкие отельеры выставили демпинговые цены, такая же ситуация была и с авиабилетами из Москвы и Казани в Турцию. Но неожиданно высокий спрос очень быстро поднял цены и на проживание и на перелеты на докоронавирусный уровень, и даже выше. Тем более у россиян нет особого выбора, куда ехать, большинство традиционных туристических направлений все еще закрыты, а в Крыму и Сочи уже прохладно.
В Анталью мы летели из Казани под завязку забитым Boeing авиакомпании «Победа». Отмечу, что в казанском аэропорту никто не мерил у нас температуру ни в зале ожидания, ни при посадке на самолет. В самолете, правда, настоятельно требовали надеть маски и и не снимать их. Во время полета стюардессы раздали всем анкеты, предназначенные для передачи турецкой стороне, там требовалось указать свои имя и фамилию, контактные данные, а также наличие или отсутствие контактов с людьми, инфицированными COVID-19.
В аэропорту Антальи наши соотечественники привычно стали сдвигать маски на подбородок, но не тут-то было: поток пассажиров, следующих к зоне пограничного контроля, встречали несколько сотрудников аэропорта, на русском и английском языках требовавших надеть маску как положено. Впрочем, этим дело и ограничилось: температуру в аэропорту Антальи у нас никто не измерял. При этом обратило на себя внимание огромное количество санитайзеров — они были на каждом шагу. Как позже выяснилось, такая же картина в Анталье везде — в отелях, торговых центрах, общественном транспорте. Но обо всем по порядку.
В Турции огромное количество различной наглядной информации о COVID-19 — она носит структурированный, понятный характер, и ее очень много. Это прежде всего различные наклейки, памятки, стикеры
санитайзеры, термометры и исчезновение шведского стола
Незадолго до нашей поездки в СМИ появилась информация о том, что в Турции вводится так называемый HES-код, предназначенный для борьбы с распространением коронавируса. В каком-то смысле это аналог СМС-кодов, которые действовали у нас в начале пандемии весной. В самом начале не было ясности, должны ли получать HES-код иностранные туристы или же данное нововведение распространяется только на граждан Турции и обладателей вида на жительство. Позже турецкие чиновники из минтранса заявили, что код будет нужен всем, без него могут не пустить на авиарейсы, в здания органов власти, автобусы и т. д. Технически код можно получить только на телефон с турецкой СИМ-картой. Код состоит из 10–12 цифр и действителен в течение недели. Впрочем, за неделю пребывания в Турции не пришлось ни разу столкнуться с требованием предъявить HES-код, несмотря на то, что я не «пакетник», а самостоятельный турист и маршруты наших передвижений заметно отличаются от схемы «отель – пляж – экскурсия от туроператора». Возможно, новая система пока в стадии внедрения. Но и без нее в Турции очень серьезное отношение ко всему, что связано с пандемией COVID-19.
Я обратил внимание на несколько основных моментов, которые отличают ситуацию в Турции от нашей.
Очень часто встречается плакат о 14 правилах предохранения от коронавируса, выполненный на нескольких языках, в том числе и русском
Во-первых, это огромное количество различной наглядной информации о COVID-19 — она носит структурированный, понятный характер, и ее очень много. Это прежде всего различные наклейки, памятки, стикеры. Очень часто встречается плакат о 14 правилах предохранения от коронавируса, выполненный на нескольких языках, в том числе и русском. Везде, даже возле уличных банкоматов и на пляжах, можно увидеть наклейки, напоминающие о необходимости соблюдать социальную дистанцию, не говоря уже о торговых центрах и общественном транспорте.
В отелях санитайзеры также сплошь и рядом — в отеле, где мы проживаем, я насчитал пять штук по пути следования от входа в здание до номера
Во-вторых, в Анталье установлено просто какое-то немыслимое количество санитайзеров. Они везде — в каждом магазине, у каждого водителя автобуса. Таксисты, сажая нас в машину, не только все были в масках, но пару раз даже настойчиво предлагали обработать руки имеющимся в машине антисептиком. В отелях санитайзеры также сплошь и рядом — в отеле, где мы проживаем, я насчитал пять штук по пути следования от входа в здание до номера. Причем последний из них был установлен в лифте! Антисептики есть практически на каждом столе в ресторанах. Кстати говоря, многие турки используют для обработки рук ароматизированную спиртосодержащую жидкость под названием «колонья» — это у них давняя и очень хорошая традиция. «Колонью» и раньше можно было встретить во многих заведениях общепита, но сейчас у нее второе рождение.
В Анталье установлено просто какое-то немыслимое количество санитайзеров. Они везде — в каждом магазине, у каждого водителя автобуса
В одном из сетевых магазинов одежды я увидел, как кабинки для примерки обрабатывали антисептиком после каждого клиента.
В-третьих, во многие места невозможно попасть, не измерив температуру. Это обязательная процедура при заселении в отель, при входе в торговые центры также необходимо измерение температуры. Кстати говоря, в Турции уже не первый год на входе в любой крупный или средний ТЦ надо проходить через рамку металлоискателя, как в аэропорту, — в целях антитеррористической безопасности.
В одном из сетевых магазинов одежды я увидел, как кабинки для примерки обрабатывали антисептиком после каждого клиента
В-четвертых, в отелях Турции больше не существует шведского стола — во всяком случае, в привычном российскому туристу формате. Даже отели, работающие по системе BB (bed+breakfast) были вынуждены отказаться от него из-за COVID-19, не говоря уже о тех, где есть all inclusive. Всю еду либо приносят официанты, либо ее выдают порционно из-за стойки.
В-пятых, и в главных: больше всего удивило отношение жителей Антальи к проблеме распространения коронавируса. Быть здесь COVID-диссидентом явно не очень комфортно. В общественном транспорте обычный пассажир обязательно сделает вам замечание, если вы приспустите маску. О том, чтобы снять ее, нет и речи — водитель просто не пустит вас в салон, тем более что вход в автобус в Турции всегда через первую дверь. Понятно, что они переживают больше за себя, но тем не менее. Подавляющее большинство людей ходят в масках по улице — по крайней мере, в оживленных местах. Я видел, как в центре Антальи при виде полицейской машины компания из десятка молодых людей с криками «маска!» в срочном порядке выхватила из карманов эти атрибуты и сразу же надела. Причем с виду парни были не самыми законопослушными.
В общественном транспорте обычный пассажир обязательно сделает вам замечание, если вы приспустите маску. О том, чтобы снять ее, нет и речи
без фиги в кармане
Честно говоря, в некоторых вопросах в Турции хватает безалаберности: не донести мусор до урны, не пропустить пешехода на дороге, не прийти вовремя на встречу — это обычное дело, как, впрочем, и во многих других странах с хорошим климатом. Но в том, что касается борьбы с COVID-19, однозначно можно сказать, что нам есть чему поучиться у турок. Об этом говорят и цифры: согласно официальной статистике, в Турции на этой неделе заражались в среднем 1,4–1,6 тыс. человек в сутки, в России — более 11 тысяч. С начала пандемии в Турции умерли от коронавируса 8 667 человек (по состоянию на 8 октября), в России — 22 056. Да, мы помним, что население Турецкой Республики — 83 млн человек, а России — 146 миллионов. Но даже с поправкой на эти данные мы видим, что текущая ситуация в РФ значительно хуже, чем в Турции. При этом у нас часто говорят, что COVID-19 якобы вовсю везут наши туристы из Турции.
Сотрудники одного из отелей рассказали мне, что самый большой их страх сейчас — это прекращение турпотока в случае, если ситуация с коронавирусом будет ухудшаться
Как признался мне в разговоре один знакомый турок, бесшабашности местным жителям всегда хватало, как и нам, россиянам, но у них есть особенность: в большинстве случаев они активно реагируют на посылы и призывы, идущие от власти. Турок может не симпатизировать конкретному политику, стоящему у руля государства, но при этом обязательно воспримет всерьез все, что говорят госорганы об опасности коронавируса, и не будет держать фигу в кармане. И в целом для большинства турок характерно состояние включенности в общественную и политическую жизнь, а не пассивное наблюдение со стороны.
Рядом с нашим отелем можно было увидеть закрытый ресторан. Владелец заведения вывесил плакат, в котором поясняет, что более не может продолжать работу из-за коронавируса, и приносит извинения клиентам
В этом году в Анталье на ситуацию наложился еще и фактор в виде сильнейшего удара по туристической отрасли, который многие почувствовали лично. По сути, и город, и провинция Анталья живут прежде всего туризмом. Сотрудники одного из отелей рассказали мне, что самый большой их страх сейчас — это прекращение турпотока в случае, если ситуация с коронавирусом будет ухудшаться. И еще они очень опасаются закрытия их отеля, если там будет выявлен хотя бы один турист или сотрудник, зараженный COVID-19. Поэтому, кроме общей дисциплины, относиться серьезно к коронавирусу их заставляет элементарный страх: а вдруг не удастся свести концы с концами? Тем более наглядных примеров хватает с избытком. Например, рядом с нашим отелем можно было увидеть закрытый ресторан. Владелец заведения вывесил плакат, в котором поясняет, что более не может продолжать работу из-за коронавируса, и приносит извинения клиентам.
Таким образом, крайне серьезное отношение к антиковидным мерам для Турции — не просто следование благим пожеланиям и опасение за свое здоровье. Это вопрос выживания тысяч предприятий и одной из ключевых отраслей турецкой экономики.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 74
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.