«Наблюдается провальная ситуация по обеспечению БДД. Деньги выделяются, комиссии проводятся, а результат из рук вон плохой. В чем причина?» — возмущался Шамиль Гафаров на заседании правительственной комиссии РТ в Муслюмово «Наблюдается провальная ситуация по обеспечению БДД. Деньги выделяются, комиссии проводятся, а результат из рук вон плохой. В чем причина?» — возмущался Шамиль Гафаров Фото: Разим Сабиров

разбор полетов в Муслюмово: с чем связан резкий рост смертельных ДТП?  

Резкий рост ДТП с погибшими в районе (за 9 месяцев 5 человек) стал причиной срочного выездного совещания правительственной комиссии РТ по обеспечению безопасности дорожного движения в Муслюмово. Как заметил во вступительном слове руководитель аппарата кабинета министров РТ Шамиль Гафаров, это совещание должно стать методическим пособием для других муниципалитетов. На основании такого разбора полетов главы других районов республики, в которых зафиксирована печальная статистика по ДТП, должны сделать выводы и принять меры. 

С причинами роста ДТП в Муслюмово разбирались также министр внутренних дел по РТ Артем Хохорин, начальник управления ГИБДД МВД по РТ Ленар Габдурахманов и глава района Рамиль Муллин. Главы других районов были подключены к совещанию по видео-конференц-связи. Присутствовавшие в зале носили маски и сидели в шахматном порядке. 

Гафаров сообщил, что он изучил все материалы по Муслюмовскому району, ознакомился с выполнением плана по другим программам и в целом остался доволен: «У других муниципальных образований есть чему поучиться у Муслюмово. В этом плане честь им и хвала. Не каждый муниципалитет может похвастаться тем, что в течение года на организацию БДД способен выделить 22 миллиона рублей из местного бюджета». На этом хорошие новости для главы Муслюмово закончились. «В то же время тут наблюдается провальная ситуация по обеспечению БДД. Деньги выделяются, комиссии проводятся, а результат из рук вон плохой. В чем причина?» — возмутился Гафаров.

Руководители районов и начальники ГИБДД муниципалитетов принимали участие в совещании при помощи видеосвязи Руководители районов и начальники ГИБДД муниципалитетов принимали участие в совещании при помощи видеосвязи Фото: Разим Сабиров

О ситуации на дорогах в Татарстане доложил Габдурахманов. По итогам 9 месяцев 2020 года на дорогах республики произошло 2 934 ДТП, в которых погибли 228 человек, еще 3 594 получили ранения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечено снижение всех показателей аварийности. Индикаторы и показатель федеральной целевой программы также не превышены. «Значение социального риска (число погибших в ДТП на 100 тыс. населения — прим. ред.) по республике составило 5,8. Это лучший результат в ПФО и в целом по РФ», — отметил Габдурахманов. 


В то же время радужную картину омрачают показатели отдельно взятых районов. В 11 муниципалитетах не удалось достичь цели по снижению смертей в ДТП. Это Казань, Набережные Челны, Альметьевский, Муслюмовский, Дрожжановский, Лаишевский, Менделеевский, Пестречинский, Сабинский, Бугульминский и Арский районы. При этом в Муслюмовском, Дрожжановском, Аксубаевском, Сабинском, Сармановском и Заинском районах зафиксирован рост всех основных показателей аварийности. По вине нетрезвых водителей за 9 месяцев здесь произошло 274 ДТП с 47 летальными исходами. «Несмотря на все принимаемые меры, снижения показателей в районах минимальны. Обращаюсь к руководителю внутренних дел: принимаемых мер явно недостаточно. Предлагаю более подробно рассмотреть этот вопрос 19 октября на оперативном совещании», — призвал Габдурахманов.

«Значение социального риска (число погибших в ДТП на 100 тыс. населения) по республике составил 5,8. Это лучший результат в ПФО и в целом по РФ» «Значение социального риска (число погибших в ДТП на 100 тыс. населения) по республике составило 5,8. Это лучший результат в ПФО и в целом по РФ» Фото: Разим Сабиров

Начальник республиканского ГИБДД перешел к показателям Муслюмово. С января по сентябрь на территории района произошло 14 ДТП, в которых погибли 5 человек, еще 17 получили ранения. Таким образом, прогнозное значение смертельных ДТП ГИБДД уже превышено более чем в 2 раза, а впереди еще три месяца и первые заморозки на дорогах. «В районе по итогам 9 месяцев зафиксирован рост всех трех основных показателей аварийности. По сравнению с прошлым годом погибших стало на пять человек больше. Такого числа погибших в районе не было с 2014-го. Причем все пять погибших — это не жертва одного происшествия. Именно в пяти [разных] ДТП погибли люди», — констатировал Габдурахманов и добавил, что один из основных факторов аварийности в районе — управление автомобилем в состоянии опьянения. 4 из 14 ДТП произошло по вине нетрезвых водителей — число «пьяных» ДТП увеличилось в 4 раза.

Габдурахманов также подчеркнул недочеты районных властей представителей по обеспечению БДД. Он перечислил участки дорог и перекрестки, где все еще не установлены знаки, светофоры и искусственные неровности. Кроме того, начальник ГИБДД показал фотографию одного из перекрестков районного центра, где краска на пешеходном переходе стерлась уже спустя 10 дней, хотя по ГОСТу должна держаться не менее 6 месяцев после нанесения.

«Если посмотреть статистику, то в 2013-м году, когда я заступал на работу, было 14 ДТП и семь смертельных исходов. Я себе поставил в приоритет вопрос безопасности на дорогах» «Если посмотреть статистику, то в 2013 году, когда я заступал на работу, было 14 ДТП и 7 смертельных исходов. Я себе поставил в приоритет вопрос безопасности на дорогах» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАШ ДИРЕКТОР МЧС ТРЕЗВЫМ ВООБЩЕ НЕ ХОДИТ, ОН С УТРА УЖЕ ПЬЯНЫЙ»

В своем докладе начальник ГИБДД отметил, что есть проблема и в деревнях. «Хочу сказать, что 7 лет назад там вообще дорог не было. За последние пять лет мы построили более 230 километров дорог за счет собственных средств, а также установили светофоры на сумму 15 миллионов рублей», — парировал глава района Муллин. Он рассказал о мероприятиях, которые были проведены в районе для улучшения безопасности движения. Одной из главных задач стало обеспечение тротуарного хозяйства. Еще 7 лет назад в Муслюмово тротуаров не было вообще, а сегодня их общая протяженность составляет 46 километров. Затраты на организацию БДД в районе в 2020 году составили 58 млн рублей, из них 22 млн — средства местного бюджета. «Если посмотреть статистику, то в 2013-м, когда я заступал на работу, было 14 ДТП и 7 смертельных исходов. Я себе поставил в приоритет вопрос безопасности на дорогах. Последние годы нам это удавалось. В прошлом году у нас вообще не случалось смертельных исходов. Но в этом году, к сожалению, побили все антирекорды. Я понимаю, что мы где-то недоработали. Есть много моментов, где мы расслабились», — признался глава района.

Настоящим «кощунством» Муллин назвал ДТП с участием нетрезвых водителей. По его словам, район неоднократно выходил на республику с просьбой о возможности проведения рейдовых проверок Настоящим «кощунством» Муллин назвал ДТП с участием нетрезвых водителей. По его словам, район неоднократно выходил на республику с просьбой о возможности проведения рейдовых проверок Фото: Разим Сабиров

Настоящим «кощунством» Муллин назвал ДТП с участием нетрезвых водителей. По его словам, район неоднократно выходил на республику с просьбой проведения рейдовых проверок. «Я не хочу никого ругать, все основные претензии я признаю, это наши недоработки. Но хочу сказать, что три дня работы комиссии заставили всех ходить по струнке. Надо проанализировать, почему так. Почему комиссия, которая приезжает с республики, выстраивает нас по струнке? Я лично, когда ехал с инаугурации президента, предоставил все, что они просили, вплоть до свидетельства рождения дочери, чтобы подтвердить, что ей 15 лет. Это нормально. Три дня все были трезвыми. Хотя, с другой стороны, вопросы есть и к нашим работникам. Попался и мой сотрудник. Ранее я уже выгнал двух глав поселений, которые попались пьяными. С такими я не работаю».

На другие замечания Муллин ответил так: «сделать все сразу просто невозможно», на другие мероприятия не хватает средств в бюджете. «Если пешеходный переход стирается через неделю — это вопросы и к исполнителям», — сказал глава района, посмотрев на подчиненных. Он обратился к гостям с пожеланием идти ему навстречу, когда он о чем-то просит. По его словам, на местах лучше видно, где и какие проблемы есть. Особенно глава попросил проконтролировать работу надзорных структур: «Где-то, может быть, нам не хватает сотрудников, есть вопросы в части контроля». 

«Сложилось ощущение, что в плане пьянства за рулем у населения просто страха нет, — ответил ему министр Хохорин. — Сколько мы ни заезжаем, постоянно выявляем нетрезвых. Постоянно среди них попадаются руководители. Вы говорите, что три дня встряхнули… А вчера опять поймали пьяного руководителя. У человека 1,5 промилле — убийственная доза. Мы работу проводим, но пока не достучались до людей. Давайте вместе поработаем над такой темой. Пьяные за рулем — это убийцы. Он убьет либо себя, либо кого-то еще. У меня просьба к вам как к главе района приложить волю и решимость к данному вопросу. В других районах таких проблем нет». 

После нового напора критики Муллин, кажется, перестал себя сдерживать. «Хочу сказать, что наш директор МЧС трезвым вообще не ходит, он с утра уже пьяный, — неожиданно для многих заявил он. — Я уже третий год прошу, чтобы его уволили, но почему-то этого не происходит. Согласен, что недорабатываем в части борьбы с пьянством. Поэтому прошу здесь вас как министра МВД помочь нам. Надо сделать так, чтобы нетрезвых за рулем не было». В свою очередь Хохорин предложил использовать силы участковых и полиции, так как в республике всего одна выездная бригада и обосноваться в Муслюмово она не может. 

Свой метод борьбы с нетрезвыми водителями предложил Гафаров.  Было бы эффективно публиковать фото и данные нетрезвых водителей в районных газетах и показывать их на ТВ Свой метод борьбы с нетрезвыми водителями предложил Гафаров. Было бы эффективно публиковать фото и данные пьяных водителей в районных газетах и показывать их на ТВ Фото: «БИЗНЕС Online»

ГАФАРОВ ОТЧИТАЛ И. О. главы ИСПОЛКОМА ЗА ТОНИРОВКУ И ПРЕДЛОЖИЛ позорить ПЬЯНЫХ ВОДИТЕЛеЙ в СМИ

Своеобразный метод борьбы с нетрезвыми водителями предложил и Гафаров. По его мнению, для таких людей нет ничего хуже стыда. Поэтому, на взгляд руководителя аппарата кабинета министров РТ, было бы эффективно публиковать фото и данные нетрезвых водителей в районных газетах и показывать их на ТВ. «По республике их не знают. Показали и забыли. А если твои фото видят семья, соседи, на работе, тебя узнают во дворе — это уже совсем другое» — подчеркнул заместитель премьер-министра.

Муллин также обратил внимание на нехватку детских автобусов. Из-за этого некоторые из них в день должны совершать по три рейса, а первые везут детей в школу уже в 6:30, чтобы успеть привезти остальных. В ответ на жалобу Гафаров предложил рассмотреть вариант с привлечением частного бизнеса. «Изучите эти моменты. Может, на самом деле, привлечем частный бизнес для перевозки детей. Посмотрим. Если получится, выйдем с инициативой не только по Татарстану, но и в целом по России, если это позволит нам решить ситуацию».

Как оказалось, приезжая комиссия поймала машину Ильнура Ахметова в полностью тонированном виде, хотя он сам является председателем местной комиссии Как оказалось, приезжая комиссия поймала машину Ильнура Ахметова в полностью тонированном виде, хотя он сам является председателем местной комиссии Фото: Разим Сабиров

Пожалуй, самым запоминающимся эпизодом совещания стала беседа Гафарова с и. о. главы исполкома Муслюмовского района Ильнуром Ахметовым. Как оказалось, приезжая комиссия поймала его машину в полностью тонированном виде, хотя сам Ахметов является председателем местной комиссии. «Несмотря на всю нашу работу, при такой поддержке бюджета здесь не выполняются те решения, которые мы приняли ранее. Почему проверочная комиссия приезжает на территорию муниципального образования и задерживает машину председателя местной комиссии в полностью тонированном виде?! Давайте ответим на эти вопросы и примем правильные решения. Ильнур, выйди сюда. Ты же нормальный парень, тебя мне и в руководстве хвалили, а ты вот так, — обратился Гафаров к Ахметову на татарском, но закончил свой вопрос он на русском языке. — Как так, вы являетесь первым нарушителем, в то время как вы председатель комиссии. Как такой поступок можете объяснить? Только по существу!»

«Я вину признаю. В мое отсутствие по состоянию болезни водитель затонировал служебный автомобиль. Пленка там была светлой, я этого не усмотрел. После водителя наказали, вину за собой не снимаю», — пытался оправдаться покрасневший Ахметов. «С нас начинается работа, мы должны быть примером, отговорки „я не видел, а водитель поступил так, а потом я признаю вину“ — это не подход. Это не подход!» — негодовал Гафаров. Он еще несколько раз в строгой форме обращался к собравшимся в зале. Досталось даже женщинам, которые сидели на заднем ряду. В какой-то момент они начали шепотом переговариваться и хихикать, а глава аппарата кабмина в стиле строгого учителя предложил им рассказать шутку всем. «Мы тут серьезные вещи обсуждаем, люди гибнут. А вы смеетесь».

На заседании досталось не только районным властям. «Читаю материалы и вижу, что одна треть выявленных пьяных — это сотрудники, которые приезжали со стороны, — рассказал уже ближе к концу совещания Хохорин и обратился к начальнику отдела МВД по району Раилю Гатауллину. — За 8 месяцев вами проведено всего 8 рейдов по поимке пьяных за рулем, причем по одним и тем же адресам. Скажу больше: читаю документ, тут сверили ваши приборы. Выявлено 8 фактов несоставления административных материалов. Прокурор здесь сидит. По большому счету, дело пахнет должностным преступлением. 40 с копейками выявлено вашими сотрудниками, 8 куда-то потерялось. Вот и вся причина. Если к работе нормально подходить, то ресурсов у вас достаточно. Я вижу, что ваши участковые работают. По линии ГИБДД они одни из лучших в этой категории. Но, значит, недостаточно трудитесь. Советую отношение к данной теме поменять. Начальник ГИБДД [Муслюмовского района] тут? Если дальше собираешься работать, то что-то надо менять. А пока руководство вашего района при подключенной всей республике выслушивает столько критики в свой адрес».