СОЗДАТЕЛЬ «РЕАЛЬНОЙ СКАЗКИ» ЖДЕТ КРИЗИСА В 2012 ГОДУ

В минувшие выходные представление фильма Безрукова «Реальная сказка» превратилось в съемки новой ленты. На глазах у сотни казанцев сказку Безрукова превращал в быль и мэр города Ильсур Метшин. А известный актер по ходу презентации размышлял о кризисе в современном отечественном кино. Вместе со съемочной группой и первыми лицами республики в сказку попал и корреспондент «БИЗНЕС Online».

bezrukov.jpg
На презентации Сергей Безруков признался, что до последнего момента не знал, выйдет ли фильм. «Мне пришлось занимать денег и идти на риск, знать, что потом придется сниматься в рекламе, чтобы отдавать долги. Я ведь не нефтяник, не олигарх, я артист»

КАК МЭР СДЕЛАЛ СКАЗКУ БЕЗРУКОВА БЫЛЬЮ

В выходные в Казани на глазах примерно у сотни казанцев Сергей Безруков и мэр Казани Ильсур Метшин в кинотеатре «Родина» сделали сказку былью: фильм «Реальная сказка», два с половиной года снимавшийся в столице РТ, наконец-то был презентован (в широкий прокат фильм выйдет 3 ноября). И без чудес, организованных креативным агентством "Башня", представление фильма, конечно, не обошлось.

Начнем с того, что предпремьерный показ фильма Безрукова сам по себе был чем-то вроде учебника по изучению жанровых особенностей устного народного творчества. Экспозиция (а без экспозиций, как известно, сказок не бывает) была немного затянутой. По всем правилам жанра главного героя зрителям пришлось ожидать. Оно и понятно: народ должен был постепенно подготовиться к сказочному действу, оставляя на память прекрасные снимки с молодым Кощеем Бессмертным, во всех позах возлежащим на «троне», и Василисой Премудрой, вместе со зрителями ожидавшей своего мужа Ивана-дурака (его роль как раз и досталась Безрукову). На фоне сказочного дуба (точнее, дубов) саунд-трек из фильма играла казанская группа «Мураками», на которую, правда, никто особо не обращал внимания. Фанатки Безрукова сжимали в руках цветы, доставали блокноты и проверяли дееспособность своих ручек. Школьники облепляли красную дорожку. Ведущий репетировал вместе с залом аплодисменты и возгласы приветствия…

Долгожданная завязка началась с появления Безрукова. Он первым из всей съемочной группы, в которой были композитор Марат Файзуллин, актриса Ирина Безрукова, исполнитель главной роли Максим Шибаев, прошел по красной дорожке. Вслед за ним шествовал Ильсур Метшин. Дойдя до трибуны, Безруков призвал гостей и стоящих рядом с ним директора МУП «Дирекция праздничных программ» Игоря Сивова - сопродюсера фильма, министра внутренних дел по РТ Асгата Сафарова верить в чудеса, несмотря на то, что 2012-й год - предполагаемый год кризиса.

«Это наша с вами сказка, единственная в отечественном прокате, и она нам необходима. С кощеями в жизни надо бороться», - сообщил Безруков, после презентации фильма отметивший, что без инвестиций казанцев фильм бы не вышел в прокат. А Метшин добавил: «Мы все маленькие и большие дети, и это здорово, когда сказка становится былью».

Как только VIP-чиновники покинули трибуну, началось стремительное развитие сюжета.

ДВА ЧАСА СКАЗОЧНОГО БИЗНЕСА И ЧУДЕСНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

От классических сказок сюжет нового творения Безрукова не отличался. Герой – казалось бы, обыкновенный мальчишка Сашка с многозначительной фамилией Богатырев. Сашка жил в обычной, среднестатистической семье (что намерено подчеркивалось Безруковым), у него есть мама и младшая сестренка. Жил себе Сашка, жил, водил сестренку в школу, завязывал ей шнурки, как вдруг ее похитил Кощей. Олеся - сестренка Сашки, оказалось одной из девочек, кто случайно прочитал единственную оставшуюся книгу с невырванными страницами про смерть Кощея.

Сашке, конечно, никто не верил. Не верил поначалу себе и он сам, ибо Кощей был обыкновенным олигархом, главой корпорации «Русский век» (Леонидом Ярмольником), согласно фильму располагавшейся в здании ГИБДД на Оренбургском тракте, напротив Казанской ярмарки. Иван-дурак был бывшим десантником (а кто еще мог быть дураком, чуть позже вопрошал Безруков), а Баба-Яга так вообще торговала сладостями на фабрике имени Надежды Крупской. Три богатыря играли на стороне злых сил, так как люди перестали в них верить, в результате чего быль и сказка перепутались. Безруков безжалостно подчеркивал жесткость и бездушность современного мира. Так, когда на глазах у мальчишек сбили пожилого человека, Лешего, они не бросились помогать, а стали снимать смерть на мобильники, чтобы потом выложить в интернет.

Все дальнейшие перипетии сюжета свелись не к поиску сестренки (поиск, как и мотив дороги, стал лишь формальным двигателем сюжета), а к психологической борьбе: будет ли верить мальчик в себя, в чудеса, в сказочных героев, которые уже не верят сами в себя. Если будет – спасет сестренку, нет – так та, превратившаяся в розу-одногодку, не доживет и до весны.

Конечно, все закончилось хорошо. Даже Сашка, который по правилам игры должен был умереть, разломив иглу, смерть Кощея, остался жить. Да, он был в реанимации. Да, врачи зафиксировали дату и время смерти мальчика, но вера мамы и сестренки, за несколько секунд до гибели брата восклицавшей, что ей нужен живой брат, а не герой, вера сотен сказочных персонажей, ради которых погиб герой, Сашку воскресили.

Добрый фильм, длившийся два часа, счастливый конец, слезы и благодарность зрителей. Но разве так заканчиваются реальные сказки?

«МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ МЫ В ТИТРЫ НЕ ВСТАВИЛИ»

Похоже, в добрый конец не верили и сами создатели фильма. Безруков рассказал журналистам, что до последнего момента не знал, выйдет ли фильм. «Мне пришлось занимать денег и идти на риск, знать, что потом придется сниматься в рекламе, чтобы отдавать долги. Я ведь не нефтяник, не олигарх, я артист. Сегодня в кино слишком много развлечений, сквозь которые серьезному кино пробиться сложно. Господа! Мы слишком много развлекаемся», - сообщил буквально со слезами на глазах Безруков.

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, почему сегодня невыгодно снимать серьезные фильмы, Безруков заметил, что прибыль кинотеатрам сегодня приносит молодежь 14 - 25 лет, которая потребляет американскую кинопродукцию. Также Безруков сетовал, что поддержку ему никто не оказывал до последнего момента. «Уже потом, как сняли фильм, появились инвесторы, появились в Казани те, кто понял нас. Мы даже в титры не вставили еще министерство культуры, потому что до сих пор договора нет – такая вот поддержка задним числом. Это грустно, потому что похоже на реальность, а не на сказку. Я отдаю все, что у меня есть. В своей стране мы как бедные родственники, наши зрители привыкли кормить американского производителя, который только вкладывает деньги в рекламу. А нам нужно ездить по кинотеатрам страны и разговаривать с журналистами и зрителями, чтобы нас поняли», - добавил Безруков, тут же вспомнивший, что пора подвести сказке мораль.

Мораль сказки оказалась простой: каждый несет персональную ответственность за происходящее. «Нам не должно быть все равно. «Ничего личного» - это фраза отрицательного персонажа фильма «Реальная сказка» Кощея Бессмертного, и она характеризует современный бизнес. Именно по такому принципу и действуют прокатчики, которые не хотят брать отечественное детское кино, которое заставляет думать».

Вспомнив о бизнес-составляющей проекта, Безруков намеренно подчеркнул, что о кассовых сборах и потенциальной прибыли даже не думал. «Такие истории не нужны, весь проект я взвалил сам на себя, мы очень сильно рисковали: а воспримут ли, а пойдут ли взрослые? Мы не думали о том, сколько мы соберем, как бы нам заработать. Надо просто верить в чудо и не думать о себе. Мой герой был в наряде Ивана-царевича до тех пор, пока не отказался сделать то, что должен был сделать. Только потом он стал Иваном-дураком».

Сказка закончилась спустя четыре с половиной часа после ее начала. Зрители, под впечатлением от энергетики Безрукова, еще долго вопрошали, продолжал ли Безруков играть дурака после фильма или нет (ведь только дураку, по всем правилам жанра, и можно говорить всю правду первым лицам, потому что ему все равно никто не поверит), сказкой или явью было все то, что так демонстративно презентовали казанскому зрителю…