С завтрашнего дня в России вступают в силу новый ГОСТ для автозаправщиков, контролирующих вопросы недолива топлива С 1 октября в России вступает в силу новый ГОСТ для автозаправщиков, контролирующих вопросы недолива топлива Фото: «БИЗНЕС Online»

АЗС переводят на новое оборудование

С 1 октября в России вступает в силу новый ГОСТ для автозаправщиков, контролирующих вопросы недолива топлива. По новому национальному стандарту устанавливаются более жесткие требования к российским АЗС по точности отпуска топлива.

В документе описываются новые технические требования к топливораздаточным колонкам (ТРК) на АЗС. Как пишут «Известия», теперь на заправках должно устанавливаться специальное оборудование с контролем качества отпускаемого топлива. На колонки обязано присутствовать специальное ПО, защищающее заправки от несанкционированного (не заводского) проникновения вроде подкрутки счетчиков. Жестче станет контролироваться и точность отпуска топлива — если раньше было допустимо отклонение на 0,5 мл на литр (из которых половина приходилась на учет разницы температур), то теперь этот показатель составит 0,25 мл на литр уже без температурного фактора.

По оценкам ряда экспертов, на которых ссылаются «Известия», значительная часть АЗС без такого нового оборудования с нынешней комплектацией ТРК не будет соответствовать новым требованиям. При этом отмечается, что ГОСТ носит только рекомендательный характер и он скорее относится к производителям колонок, нежели к эксплуатирующих их АЗС. По крайней мере, такова оценка главы российского топливного союза Евгения Аркуши. Вице-президент независимого топливного союза (НТС) Дмитрий Гусев же отмечает, что даже этот рекомендательный характер, неисполнение новых требований не избавит заправщиков от санкций, так как нарушения точности отпуска топлива карается штрафами. Их размеры (для должностных лиц — 20–50 тыс. рублей, для юрлиц — 50–100 тыс. рублей) намерены расширить до 1% от годовой выручки предприятия. Пока что в Росстандарте не внесли ясности по срокам переоборудования АЗС под новые требования, за несоблюдение которых могут последовать штрафные санкции.

В НТС указывают, что бо́льшая часть АЗС в России сегодня являются независимыми (около 15 тыс. из 23 тыс. заправок в стране) и обновление ТРК им обойдется в существенные траты. Из 15 тыс. независимых АЗС примерно у 8 тыс. небольших заправок используются старые колонки, модернизировать которые под новые требования невозможно — только полная замена. С учетом того, что на одной АЗС в среднем до 6 колонок, то, по оценкам НТС, для полного обновления всех автозаправок потребуется до 138 тыс. ТРК, с чем их производители в сжатые сроки справиться не смогут. Пугает заправщиков и цена вопроса — стоимость одной колонки на четыре вида топлива на рынке составляет 0,5–1,5 млн рублей. А на АЗС несколько таких колонок. «В итоге предприниматели окажутся в ситуации, когда неясно, где его (новое оборудование — прим. ред.) брать и сколько на это есть времени, — цитируют „Известия“ Гусева из независимого топливного союза. — При этом периодически ужесточаются штрафы применительно к АЗС. В этой ситуации есть риски, что треть российских заправок уже в 2020 году закроется».

По данным управления ТЭР, в 2020 году в ведомство поступило всего 5 жалоб на недоливы на АЗС республики, из которых подтвердилась только одна По данным управления ТЭР, в 2020 году в ведомство поступило всего 5 жалоб на недоливы на АЗС республики, из которых подтвердилась только одна Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЭТО КОЛЛАПС, КАТАСТРОФА!»

Столь ярого пессимизма независимого топливного союза, однако, татарстанские участники рынка АЗС наравне с Российским топливным союзом в целом не разделяют — все надеются на благоразумие Росстандарта, но подчеркивают, что серьезные вопросы к новым ГОСТам, особенно в части их исполнения, разумеется, есть.

«Я не думаю, что данная мера будет очень резко вводиться. Поэтому какие-то сроки все равно отодвинутся. Здесь же невозможно моментально все колонки поменять. Все существующие колонки сертифицированы, и так, безапелляционно, все их сразу отменить не получится. Я думаю, что для новых колонок эти требования будут введены сразу, а для старых данная мера будет не быстрой», — рассказывает председатель правления группы компаний «АПЭКС» Наиль Садыков.

В том, что закон обратной силы не имеет и работающие АЗС должны работать по старым ГОСТам, а открывающиеся — по новым, уверен и владелец челнинской сети АЗС «НАИКОМ» Наиль Хуббатуллин. «Если все же это будет для всех в обязательном порядке, то закроется половина всех заправок, потому что потребуются очень серьезные финансовые вложения. На сегодня у нас очень маленькая маржа. Оптовая цена чуть ли не как розничная, а бывает, и сравнивается с розницей. Это коллапс, катастрофа, — отмечает Хуббатуллин. — Я пока не понимаю, как это будет происходить. Таких колонок-то просто нет! Я еще не изучил внимательно закон, но слышал, что допустимой нормой будет 25 миллилитров по недоливу и якобы не будет температурного ограничения. Как было? Стало холоднее — плотность бензина падает, жарко — плотность увеличивается. Соответственно, все эти размерники работали от внешней температуры. Если это и сейчас будет так, это вообще неправильно. Но, повторюсь, надо еще внимательно все изучить».

В настоящий момент тему соблюдения новых стандартов активно изучают в сети АЗС Irbis. Гендиректор компании Ирек Валиев рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что направляют запросы за разъяснениями в адрес производителей ТРК, но и они пока недоумевают и не могут дать технических пояснений. Со слов Валиева тема отпуска топлива без недоливов на заправках на сегодня и так строго контролируется, причем без необходимости установки нового оборудования и ПО. «Сами мы заинтересованы в том, чтобы точность налива была 100-процентной. На сегодня мы организовали данный процесс, начиная с нашей нефтебазы и перевозя топливо бензовозами и непосредственно продавая его на топливораздаточных колонках. На АЗС есть специальные датированные мерники, которые показывают точность налива ТРК, после проверки которых мы запечатываем все наши отсеки, где есть возможность доступа к измерительным приборам, к насосным агрегатам и четко этот процесс контролируем, чтобы никто не мог сделать каких-то манипуляций, которые позволят произвести неточность налива. Поэтому мы данный процесс постоянно контролируем, плюс у нас в наших емкостях стоят автоматические измеряющие приборы, по которым мы видим, какой уровень топлива поступил, сколько отдано на колонку и сколько топлива осталось. Соответственно, мы можем регулировать и контролировать все физические параметры. Что касается нового программного обеспечения, мы этот вопрос, как я и сказал, сейчас изучаем. Но мы заинтересованы в таком программном обеспечении. Если все это можно организовать на автоматическом уровне, то, конечно, для нас это благо, потому что наши заправки — сеть большая, топливораздаточных колонок много, и если можно все автоматизировать, то мы это сделаем, — пояснил Валиев. — Что касается санкций, я имею в виду хотя бы штрафы, то я не вижу необходимости применять санкции по поводу того, чего нет и никто еще не знает, что это такое должно быть. Какая целесообразность в штрафах, если никто не знает, что должно стоять, как оно должно выглядеть и где оно вообще сегодня применяется?»

На сегодняшний день в Татарстане числится более тысячи АЗС, из которых действует порядка 860 На сегодняшний день в Татарстане числится более тысячи АЗС, из которых действует порядка 860 Фото: «БИЗНЕС Online»

По словам гендиректора АЗС Irbis, в случае обязательности следования новым требованиям процесс обновления оборудования АЗС не потребует значительных вложений. «Я не думаю, что какая-то часть АЗС закроется из-за этого. Такого не должно произойти. В этом нет целесообразности, кому и для чего это нужно?» — отмечает Валиев. «Если требования есть, то куда деваться — по этим требованиям работать придется, — отмечает учредитель сети АЗС „Чулманнефтепродукт“ Мунир Загитов. — Каков размер вложений потребуется для этого? Я пока не готов ответить на эти вопросы. Если какая-то часть заправок на рынке и закроется из-за того, что они не будут соответствовать новым требованиям, то, полагаю, самая минимальная. Я не думаю, что это (внедрение нового ПО — прим. ред.) потребует так много денег».

«Полную гарантию недолива данная мера вряд ли может обеспечить. Поэтому мера двоякая, больше здесь вопросов, связанных с переоснащением, а не с тем эффектом, который от этого будет получен, — подчеркивает председатель правления группы компаний „АПЭКС“. — Понимаете, причина недолива не только в том, что счетчик не соответствует тому, сколько ты наливаешь. Причина недолива, как правило, касается манипуляций с дозатором. То есть угрозы остановки АЗС (из-за внедрения нового ПО — прим. ред.) я на сегодняшний день не вижу. Тем более что соблюдение ГОСТа сегодня является добровольным».

Роберт Гилязиев: «Если какие-то жалобы у автомобилистов будут, мы будем выезжать на место и проверять, будем держать этот момент под контролем» Роберт Гилязиев: «Если какие-то жалобы от автомобилистов поступят, мы будем выезжать на место, проверять и держать этот момент под контролем» Фото: «БИЗНЕС Online»

 «МЫ ВСЕХ ПРЕДУПРЕДИЛИ»

На сегодняшний день в Татарстане числится более тысячи АЗС, из которых действует порядка 860, рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» начальник ГБУ «Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ» Роберт Гилязиев. «Насколько они все готовы к выполнению нового требования ГОСТа, сказать сложно, потому что для этого [оборудования АЗС] требуются определенные материальные затраты, — отметил Гилязиев. — Тем более в последнее время [из-за пандемии коронавируса] у представителей заправочных компаний было сокращение объемов реализации топлива, снижение прибыли, некоторые АЗС вообще работали без прибыли, некоторые — даже в убыток…»

При этом собеседник подчеркнул, что АЗС «все равно будут вынуждены это внедрить». Следить за исполнением новых требований ГОСТа, в первую очередь, будут сами автомобилисты, докладывая о «недоливах» на каких-то конкретных заправках в контролирующие органы, которые в случае выявления нарушений будут заставлять устанавливать соответствующее ПО на АЗС. «Когда была получена соответствующая информация (о новых требованиях ГОСТа — прим. ред.), мы всех предупредили, — отметил начальник управления по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ. — Если какие-то жалобы от автомобилистов поступят, мы будем выезжать на место, проверять и держать этот момент под контролем. Думаю, в рамках нашего традиционного месячника качества моторного топлива мы также сможем оценить исполнение АЗС новых требований ГОСТа, будем интересоваться. Во время отбора проб, которые мы делаем по государственному заказу, также поинтересуемся точностью работы систем налива топлива».

По данным управления ТЭР, в 2020 году в ведомство поступило всего пять жалоб на недоливы на АЗС республики, из которых подтвердилась только одна. Так, в августе этого года на АЗС №56 компании ОАО «Чистопольнефтепродукт» (расположена в городе Чистополе) пожаловался местный житель. Специалисты управления ТЭР выехали на место, обследовали топливно-раздаточный механизм АЗС и выяснили, что недолив топлива марки АИ-92 составил 330 мл на 10 л бензина. Копию результатов проверки направили в Роспотребнадзор. В 2019 году в управление ТЭР также поступило пять жалоб от автомобилистов на недолив топлива на заправках, подтвердилась одна жалоба — на АЗС ИП Герасимов (Рыбно-Слободский район, село Кутлу-Букаш).

«В целом за последние годы в Татарстане по ситуации с качеством топлива и с вопросами недолива у нас значительная положительная динамика. Раньше жалоб было много, сейчас их стало гораздо меньше», — пояснил Гилязиев.

«Если такой ГОСТ разработан, значит, проблема недолива топлива существует. Проблема есть, просто трудно ее „поймать“», — замечает представитель ФАР в Татарстане Рамиль Хайруллин. По словам председателя общественного объединения «Движение автомобилистов России» Виктора Похмелкина, такие несанкционированные действия по вмешательству в системы учета объемов отпуска топлива есть на большинстве российских заправок. «Причем за всем этим стоит организованная преступность, и входят в эти организованные группы представители правоохранительных органов, потому что реальных действий по борьбе с недоливом топлива или с его фальсификацией правоохранительными органами не предпринимается. И практически нет никаких уголовных дел — по некоторым данным, именно потому, что сильна коррупция среди тех, кто опекает и курирует этот бизнес, — отмечает Похмелкин. — Конечно, нужны определенные меры для борьбы с недоливом — и технического характера, но не только. В первую очередь нужна серьезная проверка. Без чистки в правоохранительных органах, без их переориентации не обойтись».