Автоинспекторы получат целый ряд новых поводов для взимания штрафов с автомобилистов Автоинспекторы получат целый ряд новых поводов для взимания штрафов с автомобилистов

НОВЫЕ ШТРАФЫ

Автоинспекторы получат ряд новых поводов для взимания штрафов с автомобилистов. Это следует из разработанных МВД поправок к ПДД, размещенных на regulation.gov.ru. В случае одобрения поправок, ГИБДД сможет выписывать штрафы за езду на летней резине зимой (и наоборот, на шипованной — летом), за использование ксеноновых фар, отключение очистителя фар и так далее.

Сейчас проект «перечня неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств» в новой редакции находится на стадии публичных обсуждений, которые продлятся с 28 сентября по 16 октября 2020 года. Этот самый перечень является приложением к ПДД и устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация.

По своей сущности, поправки в это приложение к ПДД необходимы для приведения их в соответствие с техническим регламентом Таможенного союза о колесных транспортных средствах 2011 года. В них, к слову, санкции за нарушение сезонного использования автопокрышек прописаны, но ПДД на регламенты Технического союза не ссылаются, а, значит, формально штрафовать за езду на летней резине зимой инспектор не может. Зато если разработанные поправки примут, то в случае выявления инспектором каких-то нарушений из списка, он будет вправе вынести штраф по ст. 12.5 КоАП (минимальная санкция — 500 рублей).

Всего в проекте поправок 10 пунктов. Они описывают тормозные системы, рулевое управление, устройства освещения и световой сигнализации, обзорность транспортного средства, колеса и шины, сцепные устройства, удерживающие системы пассивной безопасности, двигатель, прочие элементы конструкции и комплектность транспортных средств. Но обо всем по порядку.

Нарушением после принятия проекта будет считаться установка в фаре источника света «класса или с цоколем, мощностью, цветовой температурой», не соответствующими «эксплуатационной документации» Нарушением после принятия проекта будет считаться установка в фаре источника света «класса или с цоколем, мощностью, цветовой температурой», не соответствующими «эксплуатационной документации»

ИСПРАВНОСТЬ ФАРООЧИСТИТЕЛЕЙ И СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЕЙ И АБС

В документе уточняется ряд неисправностей по работе тормозных систем. В их числе утечка сжатого воздуха из тормозных камер, нарушение герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе, наличие коррозии, грозящей потерей герметичности или разрушением, неисправность средств сигнализации и контроля тормозных систем, трещины или деформация деталей тормозного привода, демонтаж регулятора тормозных сил, неисправность АБС, предусмотренной изготовителем в эксплуатационной документации транспортного средства, и так далее.

По рулевому управлению — это неисправность усилителя рулевого управления транспортного средства (ТС), повреждение или отсутствие деталей крепления рулевой  колонки и картера рулевого механизма, применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, трещинами и другими дефектами и т. д. Нарушением также будет считаться подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления, самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления вопреки желанию и ожиданиям водителя.

В пункте по устройствам освещения важно отметить, что нарушением после принятия проекта станет установка в фаре источника света «класса или с цоколем, мощностью, цветовой температурой», не соответствующими «эксплуатационной документации». Как пишет «Коммерсантъ», такая формулировка упростит задачу инспекторов при выявлении автомобилей с нештатными газоразрядными (ксеноновыми) и светодиодными лампами. Также штраф можно будет получить, если на машине не работает фароочиститель или автоматический корректор наклона фар — это стандартное оборудование на современных автомобилях, оборудованных ксеноновым светом.

Что касается обзорности авто, нарушением будет отсутствие стекол и противосолнечных козырьков, предусмотренных изготовителем в эксплуатационной документации, установка предметов или нанесение покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя, неисправность или отсутствие стеклоочистителей и стеклоомывателей, наличие трещин на ветровых стеклах ТС в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, и прочее. Нарушением будет считаться, если светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для автомобилиста, составляет менее 70%. По этому подпункту водителей ждет послабление — сейчас светопропускание, согласно ГОСТу 1988 года, должно быть не менее 75%. К слову, для авто, оснащенных броневой защитой, данный показатель менее 60%. Но наверняка в России мало тех, кто ездит в бронированных машинах.

По колесам и шинам в ПДД впервые появляется запрет на нарушение правил сезонного использования автопокрышек: езда с июня по август на зимних шипованных шинах, с декабря по февраль — на летних По колесам и шинам в ПДД впервые появляется запрет на нарушение правил сезонного использования автопокрышек: езда с июня по август на зимних шипованных шинах, с декабря по февраль — на летних

НА КАКИХ ШИНАХ ЕЗДИТЬ ЛЕТОМ И ЗИМОЙ И С КАКИМ ДВИГАТЕЛЕМ

По колесам и шинам в ПДД впервые появляется запрет на нарушение правил сезонного использования автопокрышек: езда с июня по август на зимних шипованных шинах, с декабря по февраль — на летних. Наказание водитель получит и за установку шипованных шин только на одну ось. Также накажут, если шины имеют местные повреждения, отсутствует хотя бы один болт (гайка) крепления, имеются трещины диска и ободьев колес или следы их устранения сваркой, установка на колесах вместо золотников заглушек, пробок и других приспособлений и т. д.

По пункту сцепных устройств нарушением будет считаться, если сцепной шкворень, гнездо шкворня, опорная плита, тяговый крюк, шар тягово-сцепного устройства деформированы или имеют разрывы, трещины, если у сцепной петли или дышла прицепа есть деформации, не затянуты и не зафиксированы болтовые соединения и фиксация крепления дышла к прицепу, сцепной петли к дышлу, шкворня и гаек реактивных штанг.

По удерживающим системам пассивной безопасности нарушение — отсутствие или невозможность использования ремней безопасности, дефекты на них, неисправность или отсутствие подушек безопасности и подголовников и т. д.

Водитель получит штраф в случае неполадок с двигателем. Сюда относится нарушение герметичности систем питания, выпуска отработавших газов, улавливания паров топлива, рециркуляции отработавших газов и вентиляции картера, неисправность запорных устройств топливных баков и устройств перекрытия подачи топлива, отсутствие и видимые повреждения элементов системы контроля и управления двигателем и системы снижения выбросов. Уточняется ряд требований к системе питания газобаллонных транспортных средств, ее размещению и установке, к газобаллонному оборудованию и прочее.

Что касается ряда других норм, то нарушениями будут считаться неисправность или отсутствие звукового сигнала, спидометров, трещины и разрушения деталей подвески и карданной передачи, щек кронштейнов подвески, а также стоек либо каркасов бортов и приспособлений для крепления грузов. Штраф водитель получит, если не закреплено (как следует) запасное колесо, аккумуляторные батареи, крепления амортизаторов ослаблены из-за отсутствия, повреждения или сквозной коррозии деталей их крепления. В нарушения входит нанесение на машину окраски по цветографическим схемам, установленным для авто оперативных служб, неисправность или отсутствие аппаратуры спутниковой навигации, устройства или системы вызова экстренных оперативных служб. Уточняются требования к автоэвакуаторам, цистернам для перевозки и заправки нефтепродуктов, фургонам, троллейбусам и прочее.

Водитель получит штраф в случае неполадок с двигателем. Сюда относятся нарушение герметичности систем питания, выпуска отработавших газов, улавливания паров топлива и др Водитель получит штраф в случае неполадок с двигателем. Сюда относится нарушение герметичности систем питания, выпуска отработавших газов, улавливания паров топлива и прочее

«Штраф маловат. Это как с детским креслом было: Дешевле оплатить штраф, чем что-то поправить»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты неоднозначно оценили новшества.

Валерий Солдунов — председатель всероссийского общества автомобилистов:

— Эти поправки — уже давняя история, просто сейчас пришедшая к понятному знаменателю. Требования по обеспечению безопасности дорожного движения просто необходимы. Если на такое будут обращать особое внимание и штрафовать, скорее всего, это правильно. На самом деле на каких колесах ездит авто, чем оно оборудовано — очень важно. Понятно, что, если зимой использовать летнюю резину, велик риск попасть в ДТП. Та же история и с шипованной. Все эти вещи очевидны, просто сегодня решено подвести их под законодательную базу.

Конечно, мы — автомобилисты — не хотим чувствовать себя дойной коровой. И надеемся, что предлагаемые меры, что касается, например, шипованной резины, сохранят дороги, которые строятся. А строится их немало, и правильная их эксплуатация очень важна. И если автомобиль укомплектован всеми штатными сертифицированными устройствами, то на дороге он менее опасен — это очевидно.

Начнут ли граждане стараться не допускать нарушений, зависит от воспитания конкретного гражданина. Я уверен, что в нашем обществе автомобилистов такие поправки окажутся принятыми с пониманием. Лично мне станет более комфортно ездить по дорогам, когда я буду осознавать, что рядом со мной движется автомобиль, который не представляет потенциальной угрозы, правильно укомплектован и оборудован.


Рамиль Хайруллин — представитель федерации автомобилистов России в Татарстане:

— По сути, ездить зимой на летней резине уже нельзя, просто штрафов нет, только запрет. Я не буду говорить за все ГИБДД Татарстана, но казанское ГИБДД, у меня такое ощущение, безопасностью дорожного движения давно перестало заниматься. Но тут поправки федеральные. Штраф маловат, с одной стороны. Это как с детским креслом раньше было. Дешевле оплатить штраф или со страховкой ОСАГО, чем что-то там поправить.

С учетом того, что у нас на дорогах гаишники отсутствуют, вас фактически за весь сезон могут ни разу не остановить и не поймать, так что выгоднее заплатить штраф. Это не совсем та мера, которая остановит водителя. Такие вещи, как сезонная резина, автомобилист сам должен контролировать. Это та же ситуация, что и с техосмотром. Водитель обязан своей головой все понимать, протекторы мерить, резину смотреть, техническое состояние автомобиля проверять.

Осознавая, что машина — опасный инструмент, я раз в год прохожу техосмотр. А стоять с палкой, давай, где твой талончик на техосмотр, давай, мы тебя накажем, у тебя резина на миллиметр стерта, мне кажется, органам не нужно этим заниматься. Но опять-таки должна быть большая ответственность перед водителем, если что-то произойдет, а не 500-рублевый штраф. Контроль за техническим состоянием автомобиля надо вообще убрать с ГИБДД. Это нужно переложить на плечи водителя.

«Мы с вами воспринимаем все с позиции легковой машины, потому что нам это ближе. А представьте себе, куда деваться грузовику» «Мы с вами воспринимаем все с позиции легковой машины, потому что нам это ближе. А представьте себе, куда деваться грузовику»

«ЭТО ДАЕТ ПРАВО ОЧЕНЬ НЕПЛОХО ПОДЗАРАБОТАТЬ, ОСОБЕННО НА ГРУЗОВИКАХ»

Леонид Ольшанский — адвокат, вице-президент движения автомобилистов России:

— Есть цитата президента России Владимира Путина, который 12 лет назад сказал, что в целях безопасности дорожного движения существует три главные задачи. Первая и самая важная — строительство новых тоннелей, эстакад, дорог. Вторая — оперативное прибытие скорой помощи к месту ДТП. Третья — повышение качества подготовки водительских кадров. Ни тогда, ни сейчас президент не сказал готовить новые репрессии и прочее. Ни одна глава административного кодекса не является таким лоскутным одеялом, не изменяется так быстро, как 12-я автомобильная.

Это надуманные поправки. Проверить, кто на какой резине ездит, невозможно. Кроме того, Россия — одно из самых крупных государств в мире, и когда в Архангельске уже идет снег, в Сочи еще тепло. Предложенные поправки никуда не годятся. Это даст возможность только вымогать взятки на дороге. Кроме того, остался один год до выборов в новую Госдуму, а избирательная кампания уже началась. Ни одна парламентская партия не будет голосовать за такие поправки.


Сергей Асланян — российский журналист, радиоведущий, автоэксперт:

— Представьте себе ситуацию, когда из региона в регион едет грузовик — это называется «на длинном плече» — и везет груз. У нас 70% товарооборота в стране возложено как раз на наземный транспорт. И вот он едет из какого-нибудь Краснодарского края куда-нибудь вглубь нашей страны и попадает как раз под региональное распоряжение местных властей о сроках начала перехода на зимнюю или летнюю резину. Сейчас в связи с данным законом муниципалитетам будет делегировано право назначать даты: с октября, ноября, декабря — у всех зима по-разному начинается. И вот эта машина едет, у нее прицеп, она сама имеет два задних моста. На автомобиле 10 шин, и на прицепе, условно говоря, 8–10–16 [колес], в зависимости от конфигурации. Стоит гаишник. У нас в ГАИ кто идет работать? Честные люди, которые мечтают помогать водителям? Я таких не встречал. Этот новый состав правонарушения дает право очень неплохо подзаработать, особенно на грузовиках. 

Мы с вами воспринимаем все с позиции легковой машины, потому что нам подобное ближе. А представьте себе, куда деваться грузовику. Зимняя резина от летней на грузовике отличается не очень сильно, а иногда разница просто отсутствует. Зимней шипованной резины на грузовики в нашей стране не существует. Это в Финляндии есть такие моменты, в скандинавских странах присутствует. Но переход грузовика на сменную резину — практически невыполнимая задача, особенно когда грузовик принадлежит частнику. Где он все это должен хранить и с какой регулярностью переходить на какую резину? Что ему сделать? Отказаться от рейса? Предположим, да. Тогда товарооборот и грузопоставки в нашей стране будут остановлены на период осени и весны. Потому что мы, водители, боимся, что нас начнут штрафовать.

Суть данного нововведения только в том, чтобы расширить спектр наказаний для водителей. На всякий случай замечу, что при советской власти зимней резины не существовало. Вся страна везде ездила круглый год на летней резине. Машина с конвейера сходила на летней резине, на ней она и ездила до своей гробовой доски.

К разговору о безопасности, это совершенно не выдерживает никакой критики. Во-первых, надо уметь ездить на любой резине. Во-вторых, все водители предыдущих поколений на очень несовершенной технике ездили на летней резине, а сейчас техника совершенна. У каждого автомобиля имеется АБС, у каждого второго — противобуксовочная система. Водителю не надо уметь водить машину, ему надо просто не портить то, что у него есть. И если вдруг кто-то говорит, что данные нововведения не имеют отношения к безопасности, это вранье, они касаются только того, чтобы расширить возможность водителя наказать. Все-таки нужно, чтобы автомобилист не чувствовал себя свободным, в состоянии спокойствия, необходимо всегда, чтобы он был настороже и готов расстаться с деньгами. Тем более разговор о том, что зимой нельзя на летней, а летом на зимней, — у нас на внедорожниках, если посмотреть, резина стоит, которая называется «М+S», mud and snow, в переводе на русский язык — «грязь и снег». Это резина абсолютно всесезонная. Внедорожник — машина, которая с асфальта залазит куда-нибудь в буерак, и в нем нужна резина позубастее. Это какая? Та самая, которую полицейский будет интерпретировать как зимнюю, а водитель внедорожника как всесезонную грязевую. Кто из них прав? В данном случае, конечно же, полицейский. Оттого, что человек едет на резине, предназначенной для грязи и снега, безопасность не то что не колыхнулась, она даже не в курсе, что ее приплели к этому сценарию. К безопасности подобное отношения не имеет, а вот к штрафам — да.

По поводу доморощенного ксенона. У нас очень старый автопарк. Средний возраст автомобилей в нашей стране превышает 12 лет, стремится к 14 годам. 14 лет назад ксенона не было. И если сейчас хочешь улучшить характеристики своей старой машины, понимаешь, что света не хватает, не имеешь права просто поставить хорошие лампочки. Ты должен убиться на тех плохих фарах, какие у тебя стояли от завода и которые померкли за последние 12–14 лет эксплуатации. И как только ты ставишь себе хорошую оптику, фары, свет, ты тут же враг государства и тотчас полицай выходит и начинает снимать с тебя деньги за то, что ты слишком хорошо устроился в этой жизни.

У нас уже сколько десятилетий происходит картина, когда то Госдума, то правительство ратифицируют новые санкции, которые не приводят ни к чему. Каждые полгода обязательно возникает разговор о том, что водителей нужно наказывать за что-то новое. И если посмотреть, что в законодательном плане происходит последние лет 10 — у нас идет борьба за безопасность на дороге, которая не имеет ни малейшего отношения ни по одному пункту безопасности. Но количество штрафов доросло до чудовищных пределов. Законодатель прекрасно понимает, что его цель не безопасность, а [под видом безопасности] ошкуривание населения. Поэтому они продолжают в том же духе и только увеличивают натиск, количество санкций.