Транспорт и городская мобильность — эти вопросы поставили во главу угла на встрече мэров, которая состоялась на площадке Kazan Digital Week-2020. встречу открыл мэр Казани Ильсур Метшин Транспорт и городская мобильность — эти вопросы поставили во главу угла на встрече мэров, которая состоялась на площадке Kazan Digital Week 2020. Встречу открыл мэр Казани Ильсур Метшин Фото: kzn.ru

УМНЫЕ СВЕТОФОРЫ ОХВАТИЛИ ТРЕТЬ ПЕРЕКРЕСТКОВ КАЗАНИ, А В КРАСНОЯРСКЕ С ТАКИМ ПЕРЕХОДОМ РЕШИЛИ НЕ СПЕШИТЬ

Транспорт и городская мобильность, умный город — эти вопросы поставили во главу угла на встрече мэров, которая состоялась на площадке Kazan Digital Week 2020. На правах президента консультативного комитета местных органов власти при ООН (United Nations Advisory Committee of Local Authorities, UNACLA) встречу открыл мэр Казани Ильсур Метшин. Своим виртуальным присутствием встречу почтили не только градоначальники России от Санкт-Петербурга до Якутска, но также из Китая, Турции, Казахстана, Ирана, Молдовы, Абхазии, Узбекистана, Кыргызстана. Пожалуй, этот круглый стол можно назвать наиболее представительным обменом мнений в рамках «цифровой» недели.

Казанский градоначальник вспомнил о том, как в 2005 году в городе работал стихийный рынок городских пассажирских перевозок с 264 перевозчиками и беспрецедентным числом ДТП. Только по улице Карла Маркса проходило 62 маршрута, в час пик автобусы подходили к остановке каждые две-три секунды. Очереди автобусов закупоривали дороги пробками. Казань решилась на транспортную реформу: вместо 149 автобусных маршрутов, которые дублировали друг друга, а также трамваи и троллейбусы, оставили 91. Вместо 2,5 тыс. автобусов малой и особо малой вместимости появилось 1,4 тыс. больших и средних машин. При этом провозная способность выросла в 1,3 раза, а число ДТП снизилось вдвое. Сейчас в городе 748 автобусов, и уже каждый пятый работает на компримированном природном газе (метан).

В 2005 году жители города называли проблему городского транспорта второй по значимости после сферы ЖКХ. Теперь она — во втором десятке В 2005 году жители Казани называли проблему городского транспорта второй по значимости после сферы ЖКХ. Теперь она во втором десятке Фото: kzn.ru

И это не все. Реформа включала запрет на въезд большегрузов в центр города, полосы общественного транспорта, платные муниципальные парковки, безналичную оплату проезда. Появилась автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД), к которой подключили треть из 429 городских светофоров. Средняя скорость движения на перекрестках, подключенных к АСУДД, увеличилась на 5 км/час, а пропускная способность — на 15%, время проезда по этим улицам сократилось как минимум на 5–10 минут. Развитие АСУДД — часть транспортного плана Универсиады, который, кроме строительства новых развязок, включал подключение 98 умных светофорных перекрестков. Оснащение каждого оценивалось в 8 млн рублей — деньги необходимы не только на датчики и камеры, но и прокладку подземных каналов связи, перенос под землю коммуникаций, восстановление благоустройства после всех этих работ.

Каковы результаты? Градоначальник оценил это с точки зрения мнения людей. В 2005 году жители Казани называли проблему городского транспорта второй по значимости после сферы ЖКХ. Теперь она во втором десятке.

К пониманию важности этой проблематики города подходят по мере своего развития, подстегивает и автомобилизация, и общий рост благосостояния. Вдобавок местные власти смотрят на работу коллег. Например, в Красноярске, где только готовятся к переходу на систему интеллектуального управления транспортом, решили не спешить. «Надо накопить обширную базу данных, чтобы при запуске система могла иметь широкую аналитику и принимать адекватные, безопасные решения. Как говорится, интеллекту доверяй, но проверяй!» — так ответил на вопрос участников форума мэр Красноярска Сергей Еремин.

Бич пробок и автомобилизации портит жизнь горожанам повсеместно. Оно, конечно, хорошо, когда машина есть — но у большинства ее все-таки нет, да и невозможно это ни в одном городе Бич пробок и автомобилизации портит жизнь горожанам повсеместно. Оно, конечно, хорошо, когда машина есть, но у большинства ее все-таки нет, да и невозможно это ни в одном городе Фото: «БИЗНЕС Online»

ГОРОД С РАЗДЕЛЕНИЕМ ПОТОКОВ. пешеходы и САМОКАТЫ — ОТДЕЛЬНО, АВТОМОБИЛИ — ОТДЕЛЬНО

Бич пробок и автомобилизации портит жизнь горожанам повсеместно. Оно, конечно, хорошо, когда машина есть, но у большинства ее все-таки нет, да и невозможно это ни в одном городе. В частности, мэр турецкого Измира Тунч Сойер отметил, что города в результате перестали быть комфортными. «Город для пешеходов, город для жителей», — озвучил главную цель работы транспортного комплекса городов мира Сойер. Что для этого нужно? Больше парков и скверов, изолированных велосипедных и самокатных маршрутов, развитие общественного транспорта, назвал рецепт мэр Измира.

Об этом же говорил и глава китайского города Цзинань У Дешенг. «Внимание надо переключать с автомобиля на человека», — сказал господин У. И отметил важность разделения потоков: все-таки пешеходы, самокатчики, велосипедисты и автомобилисты должны быть изолированы друг от друга, двигаться в разных потоках и не пересекаться друг с другом.

Упор на общественный транспорт делают и в Казани. Метшин добавил, что в 2019-м в столице РТ заработал сервис каршеринга на 400 машин, в этом году запустили прокат 1,6 тыс. самокатов. В городе приняли генеральный план городской велосипедной инфраструктуры. В перспективе — запуск четырех линий метробусов.

Упор на общественный транспорт делают и в Казани. Метшин добавил, что в 2019 году в Казани заработал сервис каршеринга на 400 машин, в этом году запустили прокат 1,6 тыс. самокатов Упор на общественный транспорт делают и в Казани. Метшин добавил, что в 2019-м в столице РТ заработал сервис каршеринга на 400 машин, в этом году запустили прокат 1,6 тыс. самокатов Фото: kzn.ru

ЦИФРОВОЙ МОЗГ ГОРОДА В БОРЬБЕ С КОРОНАВИРУСОМ, фейс-контроль в автобусах НУР-СУЛТАНа, БЕСПИЛОтНЫЕ АВТОБУСЫ

Присмотрелись мэры к опыту города Ханчжоу, где пройдут летние Азиатские игры – 2022. Там живут 10,3 млн человек, которые передвигаются на 2,9 млн автомобилей. Китайский размах — во всем: для решения транспортных заторов построили 145 скоростных дорог и десятки новых станций метро. При этом население Ханчжоу только за три года выросло на 1,2 млн человек, а число автомобилей — на 400 тыс., рассказывал вице-мэр Ханчжоу Цзисинь Кэ.

«Это чуть меньше, чем в Казани за 1000-летнюю историю! — восхитился достижением Метшин. — Впечатляет. Я рассказываю о том, что у нас появилось 1,6 тысячи самокатов, а у них — 400 тысяч автомобилей! А мы тогда зачем на работу ходим?!» Для сравнения напомним, что в Казани живут 1,2 млн человек и на каждую тысячу приходится 355,5 автомобилей. При этом с каждым годом снижается эффект от строительства новых дорог и развязок к Универсиаде-2013. Эксперты прогнозировали, что если не предпринимать никаких мер и темпы автомобилизации сохранятся, то Казань увязнет в пробках намертво к 2030 году. Теперь этот прогноз приходится пересматривать — до транспортного коллапса осталось всего пять лет. «Предвестники» мы наблюдаем последние года два, когда «внезапно» выпавший снежок дает стабильные 9 баллов.

«Китайские антипробочные пилюли» неплохо помогли Ханчжоу. Город ранее входил в топ-3 наиболее «пробочных» муниципалитетов Поднебесной. Теперь он провалился на тридцатую позицию «Китайские антипробочные пилюли» неплохо помогли Ханчжоу. Город ранее входил в топ-3 наиболее «пробочных» муниципалитетов Поднебесной. Теперь он провалился на 30-ю позицию Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

«Китайские антипробочные пилюли» неплохо помогли Ханчжоу. Город ранее входил в топ-3 наиболее «пробочных» муниципалитетов Поднебесной. Теперь он провалился на 30-ю позицию. Дороги и метро — не единственные «таблетки». Следит за транспортными потоками и городом «цифровой мозг». По словам господина Кэ, в городе разработали 48 сценариев, запустили 155 пультов цифрового управления в 11 сферах городского хозяйства (здравоохранение, парковка, управление микрорайонами). «Это управление в режиме реального времени, опора для всесторонних изменений, цифровой контроль над эпидемией. После вспышки коронавируса первый QR-пропуск появился в Ханчжоу. Все это поддержало борьбу с COVID-19», — сказал Кэ.

Тему пандемии дополнил аким города Нур-Султана Алтай Кульгинов. Он рассказал, что в первой сотне электробусов столицы Казахстана установили систему оплаты по лицу FacePay. «Больше никаких карточек! Сначала пассажир регистрируется и заходит в автобус по системе фейс-контроля, — говорил Кульгинов. — Это очень удобно в период пандемии. Уменьшился физический контакт».


В Китае особый акцент делают не только на развитии электробусов, скоростном железнодорожном внутригородском сообщении, беспилотных автобусах, но во главе всего все же дороги. «Если хочешь разбогатеть, сначала построй дорогу», — озвучил в завершение обсуждения китайскую мудрость мэр города Сиань Сю Минфей. Ей-богу, применительно к Татарстану так и вспоминается поставленный на паузу проект ВСМ Москва – Казань. Тихо радует лишь крепнущий росток новой транспортной надежды на автомобильную трассу М12, с генеральной линией которой наконец определились.

Завершая встречу, Метшин подчеркнул, что вопросы транспортной инфраструктуры крайне важны для городов. «Приятно, что многосторонняя практика есть как в России, так и в СНГ, за рубежом. Важно обсуждать, обмениваться лучшими практиками. Я думаю, многие почерпнули информацию, мои коллеги записали и уже наметили план того, кого и в какое время посетим», — добавил градоначальник. И пригласил мэров в Казань для традиционного, но забытого из-за коронавируса живого общения. Кроме того, столице РТ предстоит принять и первый центрально-восточный конгресс по интеллектуальным транспортным системам в 2022 году.