Почти все банеры на щитах вдруг стали незаконными и их просто сорвали — без предупреждений и какого-либо оповещения Почти все баннеры на щитах вдруг стали незаконными, и их просто сорвали — без предупреждений и какого-либо оповещения

«МНЕ НАЧАЛИ ЗВОНИТЬ КЛИЕНТЫ С ЖАЛОБОЙ НА ТО, ЧТО У НИХ ПРОПАЛИ БАННЕРЫ»

В Елабуге за месяц до аукциона, на котором должны были разыграть все рекламные конструкции города, представители исполкома прошлись рейдом по рекламным щитам. Как утверждают обратившиеся в издание директора рекламных компаний города, почти все баннеры на щитах вдруг стали незаконными и их просто сорвали — без предупреждений и какого-либо оповещения.

«В пятницу мне начали звонить клиенты с жалобой на то, что у них пропали баннеры, — рассказал учредитель ООО „Рекламный центр“ из Челнов, имеющего 14 конструкций в Елабуге, Виктор Мороз. — Погодные условия были нормальными, стало понятно, что их не ветром унесло. Потом выяснилось уже от коллег, что какой-то автомобиль-вышка ездит по Елабуге и снимает баннеры. Вот тут я удивился. Во-первых, конструкция хоть и стоит на муниципальной земле, но является нашей собственностью. Мы на все конструкции получали разрешения за подписью администрации города. Возможно, какие-то истекли, какие-то — нет. Мы неоднократно обращались в администрацию о проведении аукциона либо конкурсов. Но шло время, а со стороны администрации реакции не было».

По словам рекламщика, в октябре наконец должны были провести торги. Однако, видимо, ждать их в исполкоме не стали. Как утверждает Мороз, в пятницу было произведено несколько демонтажей, в понедельник он сам поехал в Елабугу, присутствовал при демонтаже. Пытался воспрепятствовать ему, но ничего не получилось.

«Мы вызывали наряды полиции — как минимум три владельца рекламных конструкций! Но у нас просто произвели хищение нашей собственности! Мы об этом написали заявления в полицию. Но самое интересное, что приехавший на место сотрудник все это видел, зафиксировал, но никак не отреагировал. На твоих глазах похищают твою собственность, ты это видишь, фиксируешь на видео. Приезжает сотрудник полиции и не может все остановить — вот что меня поразило, конечно!» — рассказал челнинец.

Рекламщик предоставил «БИЗНЕС Online» несколько видеосъемок, на которых видно, как автогидроподъемник под управлением неизвестных людей стоит возле одного из рекламных щитов. В машине уже лежит несколько срезанных баннеров. Автор видео пытается добиться от «монтажников» ответа, есть ли у них какие-то документы на демонтаж и где находятся баннеры, которые были срезаны в пятницу. Однако рабочие отвечают, что «сейчас приедут высокопоставленные люди», которые их наняли и которым и следует задавать все эти вопросы.

«Высокопоставленным человеком» оказался представитель исполкома, который ответил, что все демонтированные в пятницу баннеры находятся в МУПе, и потребовал от Мороза предоставить разрешительные документы. Все происходящее он объяснил тем, что «это незаконная реклама».

«Этому представителю исполкома мы неоднократно говорили, что мы готовы к диалогу. До конкурса осталось ждать немного. Все можно было решить цивилизованно. Все города через это проходили, но никто так себя не вел. Но представитель сказал, что глава не хочет с нами общаться. Нельзя же так нашу собственность уничтожать! Она нашим трудом заработана. Да, у каких-то конструкций истек срок разрешений, но это не причина таких действий. Ни нам, ни полиции не смогли предъявить никаких документов [на демонтаж]. Варварским способом снимали, повреждали имущество — просто рвали его на части, не разбираясь — полезный он или нет. Восстановлению баннеры не подлежат. Я все это подробно указал в заявлении в полицию. Его приняли, мне выдали талончик. У меня за два дня ободрали четыре конструкции. А в понедельник они сказали, что мы их раззадорили и вчера уже три экипажа выехали баннеры снимать», — возмущался Мороз.

По словам одного из владельцев елабужской рекламной фирмы — индивидуального предпринимателя Руслана, первые позывы разобраться с рекламными щитами были у чиновников еще в начале сентября. Однако помешали выборы — на щитах красовались кандидаты в депутаты местного горсовета и сам президент республики. После выборов же исполком пошел в наступление. «Сдирают все рекламные баннеры, несмотря на то что и конкурс объявили. Все это произошло без всяких предупреждений, объявлений. Весь город они содрали. Не просто сняли, а порвали. Висят сейчас ошметки. Приезжали по нашему вызову сотрудники полиции, запрашивали разрешительные документы. Мы их показали и попросили остановить это бесчинство, но в тот же момент подъезжал кто-то из исполкома, показывал удостоверение и говорил: мы имеем полное право. Мы понимаем, что щиты стоят не совсем законно до конкурса. Но можно же было письмо написать, попросить нас о демонтаже. Если бы мы это не исполнили после предупреждения, тогда — да. Если стоит автомобиль под знаком „остановка запрещена“, подобное же не значит, что надо к нему подойти и оторвать зеркало. Нужно же какой-то протокол составить, юридически оформить, а потом уже машину убирать. Тут та же ситуация», — прокомментировал он.

Я на этом рынке уже 15-17 лет. У меня есть рекламные конструкции в Челнах, Нижнекамске. Время от времени в каждом городе возникают вопросы властей к рекламным конструкциям, их пытаются привести в порядок «Я на этом рынке уже 15–17 лет. У меня есть рекламные конструкции в Челнах, Нижнекамске. Время от времени в каждом городе возникают вопросы властей к рекламным конструкциям, их пытаются привести в порядок» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВО ВСЕХ ГОРОДАХ ЭТИ КОНКУРСЫ ПРОВОДЯТСЯ, НО НИКТО НИ РАЗУ ТАК НЕ ПОСТУПАЛ»

Рекламный рынок в маленькой Елабуге тоже небольшой, и игроков на нем не более 3–4. В их собственности порядка 86 конструкций. Как утверждает предприниматель Руслан, демонтажу подверглось примерно 160 баннеров (по два на каждой конструкции). Какие-то конструкции еще имеют разрешения на аренду, у остальных они уже истекли. По признанию рекламщиков, на протяжении трех лет они пишут письма в исполком с просьбой узаконить эти конструкции и провести аукцион. Однако дело сильно тормозится.

Администрация города делала попытки разыграть щиты, но документация была настолько юридически неграмотной, что на отмене конкурсов настаивали сами участники и аукционы отменялись, так и не начавшись. Например, на лоты выставлялись конструкции с ошибочно указанными адресами — по факту щиты располагались совсем в других местах.

Зато, когда администрации нужна была помощь в размещении социальной рекламы, местные компании неизменно выручали — на Сабантуй, День города, День Победы, Спасскую ярмарку, Новый год, избирательные кампании. Украшали проспекты города за свой счет. «Администрацию тогда почему-то не смущала юридическая судьба наших конструкций. Но после выборов, использовав нас по назначению, они решили, что можно с нами бороться», — напомнил Мороз.

Пострадавшие руководители не исключают вероятности обращения в суд, т. к., помимо самих фирм, ущерб понесли и третьи лица — владельцы баннеров. Руслан грубо прикинул, что за 160 баннеров, если умножить их на рыночную цену в 2 тыс. рублей, ущерб составит 320 тысяч. «У меня 14 конструкций в Елабуге. Ущерб тут не только материальный, но и имиджевый. В глазах клиентов страдает наша репутация. Как им теперь это объяснять?» — задается вопросом Мороз.

Владелец «Рекламного центра» утверждает, что в Елабуге в рекламном бизнесе все с 2000-х годов и дилетантов среди игроков рынка нет: «Вроде не первый год этим занимаемся. Я на данном рынке уже 15–17 лет. У меня есть рекламные конструкции в Челнах, Нижнекамске. Время от времени в каждом городе возникают вопросы властей к рекламным конструкциям, их пытаются привести в порядок. В 2017 году были проведены аукционы в Челнах, в 2018-м — в Нижнекамске. Обычно, когда доходит вопрос до аукциона, администрация города как меж двух огней находится. Вроде как она должна все сделать с точки зрения закона и в то же время бизнесменам надо идти навстречу. В Челны тогда приезжал Нагуманов (Тимур Нагуманов — бывший бизнес-омбудсмен РТприм. ред.), мэр города Наиль Магдеев был — собрали всех руководителей рекламных компаний. Решали все вопросы в режиме диалога. В Нижнекамске тоже с пониманием отнеслись к рекламщикам. Резких движений в нашу сторону не было. В рамках закона аукцион проторговали, привели документацию в надлежащий вид. Нормально работаем там. Во всех городах эти аукционы проводятся, но никто ни разу так не поступал».

Борьба с незаконной рекламой происходит на фоне кризиса — падение рынка, по словам участников, составляет 90% с апреля. Даже крупные клиенты — федеральные торговые сети — задним числом писали письма, что с апреля они прекращают платежи, проигнорировав требования юристов. Что уж говорить про мелких клиентов, которые оказались без заработка на несколько месяцев. «Реклама — это первое, что сокращают. Можно сказать, эти 4–5 месяцев выбили нас. В других городах тех денег, которые мы собираем с клиентов за месяц, не хватает на ежемесячный платеж за аренду. Вот такая ситуация сложилась. Мы не вошли в число пострадавших отраслей и платим полную стоимость», — говорит Мороз.

Он считает, что подобными действиями администрация Елабуги дискредитирует власть: «На словах все говорят о поддержке, но она нам не нужна — вы нам просто не мешайте. В свое время мы оплачивали за аренду земли под конструкциями, но потом была пауза. Мы ждали, когда пройдет аукцион. А сейчас глава поменялся, и вот такое холодное отношение мы на себе ощутили. Притом что мы городу всегда в социальном плане помогали».

Руслан сказал, что записывался к главе, чтобы прояснить создавшуюся ситуацию, однако его записали лишь на начало ноября. «Хотели попросить остановить это через муниципальный контроль, — пояснил рекламщик, — чтобы мы сами все сняли, раз уж такие принципиальные они».

Запрос в исполком Елабуги «БИЗНЕС Online» отправил накануне, однако оперативного ответа не получил. Между тем издание готово предоставить слово представителям руководства города, чтобы они прояснили эту ситуацию.