Сегодня открылся первый онлайн-форум Kazan Digital Week – 2020 Фото: president.tatarstan.ru

Цифровые дороги и безэкипажное судовождение

Сегодня открылся первый онлайн-форум Kazan Digital Week – 2020. Мероприятие четырехдневное и довольно масштабное — как перед вступительным пленарным заседанием отметил ведущий, на сайте форума зарегистрировались более 7 тыс. человек из 54 стран (при этом одновременно прямую трансляцию во время пленарки смотрели не более 500–600 зрителей). Так или иначе, планируется, что на виртуальной площадке выступят 263 спикера. На открытие ждали даже премьер-министра Михаила Мишустина и председателя Центробанка Эльвиру Набиуллину, но они так и не появились в числе выступающих (Мишустин, впрочем, прислал телеграмму), а вице-премьеры Дмитрий Чернышенко и Марат Хуснуллин записали по поздравительному видеообращению.

Так что первым спикером, который выступил на цифровом форуме в рамках пленарного заседания «Цифровая трансформация. Вызовы и перспективы», оказался глава ГИБДД России Михаил Черников, который рассказал об автоматизации дорожного движения. Он напомнил, что на дорогах мира ежегодно погибает свыше 1,3 млн людей, автокатастрофы — первая причина смертности среди детей 5–14 лет. Впрочем, помогли камеры на дорогах: в России за 15 лет благодаря ним смертность здесь снизилась вдвое. Теперь дело за умными дорогами, которые в будущем должны свести аварийность к нулю.

И. о. министра транспорта Иннокентий Алафинов тему продолжил. Главным трендом, по его словам, является создание интеллектуальных и беспилотных транспортных систем. «Создание цифровых дорог, в том числе для движения беспилотного транспорта, уже реализуется в РФ. До 2024 года предусмотрено внедрение интеллектуальных систем в 64 агломерациях — с применением энергосберегающего освещения и автоматизацией процессов управления дорожным движением», — сообщил и. о. министра, отметив, что Татарстан традиционно занимает лидирующие позиции по внедрению цифровых решений, многие из которых становятся эталонными и тиражируются в других регионах. В качестве примера руководитель минтранса привел Иннополис, где в этом году был запущен пилотный проект по тестированию систем мониторинга, контроля и поддержания работоспособного состояния водителей грузовиков и автобусов в пути. Пилот удался — более 500 систем, по заверению Алафинова, установят до конца года на грузовиках и автобусах.

А стратегическая цель — интеграция высокоавтоматизированных и беспилотных транспортных систем в единый отечественный цифровой комплекс и поэтапный ввод их в эксплуатацию на дороге. При этом и. о. министра отметил, что беспилотники — не только автомобили: рассматривается возможность и «безэкипажного судовождения», и автопилота на железнодорожной дороге (он начнет тестироваться в Москве).

Планируется, что на виртуальной площадке выступят 263 спикера Фото: president.tatarstan.ru

ЦБ разработает мобильное приложение для системы быстрых платежей

От беспилотников плавно перешли к финансам, эту сферу цифровизации вместо Набиуллиной презентовала первый зампред правления Центробанка Ольга Скоробогатова. Она напомнила, что Россия продолжает оставаться в тройке лидеров по развитию финансовых цифровых технологий, но оно сопровождается определенными вызовами. Так, если во всем мире экосистемы создавались гигантами рынка вроде Amazon, в России они появились на базе финансовых игроков (это прозвучало как тонкий намек на Сбербанк — как раз сегодня стало известно о его возможном ребрендинге с отказом от слова «банк» в названии).

«Да, очень удобно, сидя за столом, решить вопрос доставки еды, тут же оплатить услуги и так далее, — признала Скоробогатова. — С другой стороны, если это одна экосистема или две, велик риск, что она сформирует клиентский опыт, по которому клиент не сможет выйти за рамки данной системы. Подобное грозит тем, что тарифы для физлица и издержки для бизнеса будут очень высокими — так называемый эффект искажения конкуренции». Спикер отметила, что из-за этого малые и средние компании не могут выйти на данный рынок. Чтобы ситуацию выправить, создается национальная финтехинфраструктура, регулирование экосистем («изучаем вопрос, но, скорее всего, будем двигаться в таком направлении») и усиление контроля за киберрисками.

Дальше Скоробогатова остановилась на том, как регулятор повышает доступность цифровых финансовых услуг:

Единая биометрическая система. К ней подключилось уже 234 банка, но прирост в последнее время замедлился: во время пандемии не все могли сдавать биообразцы. В планах расширение количества услуг и участников за счет нефинансовых организаций.

Система быстрых платежей. Она дает возможность обеспечить клиентам бесплатные переводы онлайн до 100 тыс. (свыше — по минимальным тарифам). 156 банков подключено, рост в 6,8 раза в третьем квартале этого года по сравнению с четвертым кварталом прошлого. Платежи между юрлицами и госорганами. «В ближайшее время [будет] разработано специальное приложение для СБП, которое окажется прежде всего востребованным именно для бизнеса», — анонсировала Скоробогатова, уточнив, что приложение направлено на снижение издержек для бизнеса. Детали работы не уточняются, зато зампред пояснила, что в 2021 году планируется запустить СБП и между юридическими лицами, а также платежи в адрес государственных органов.

Цифровой профиль. «Мы в активной пилотной фазе, когда информация из госучреждений предоставляются по запросу организациям, чтобы оказывать финансовые услуги, но с согласия клиента», — объяснила Скоробогатова, подчеркнув, что это важно, например, для внедрения цифровой ипотеки. По словам спикера, сейчас идет законотворческая работа, чтобы такие данные могли предоставляться и нефинансовым организациям (прорабатываются вопросы расширения количества участников и количества сведений).

Еще одним крупным федеральным спикером стал председатель фонда «Сколково» Аркадий Дворкович, в прошлом — вице-премьер РФ. «Мир столкнулся с беспрецедентным кризисом. К настоящему моменту более 4 миллиардов человек так или иначе подверглись карантинным ограничениям; снижение прямых иностранных инвестиций в мире составило более 30 процентов, по состоянию на второй квартал года рабочие часы, затраченные на производство товаров и услуг в мире, сократились на 14 процентов, а выручка многонациональных компаний снизилась более чем на треть», — начал выступающий на минорной ноте и плавно перешел к тому, что кризис создает и новые возможности. Их можно наблюдать, разумеется, на примере «Сколково» (Иннополис, по словам спикера, является одним из крупнейших партнеров фонда), который за 2019 год привлек 14 млрд рублей инвестиций. За последние годы пришли «Боинг», Сбербанк, «Татнефть», СИБУР и т. д., а на слайде, перечисляющем сколковских «единорогов», красовался и логотип «Эйдос-Медицины» Ленара Валеева.

Ключевым трендом будущего в сфере инноваций, по мнению Дворковича, является внедрение цифровых технологий в практические области. «В сфере медицины, особенно актуальной сегодня, это телемедицинские решения, связанные с цифровой диагностикой, — отметил спикер. — В данной области существует много наработок, однако текущая система законодательного регулирования, финансовая модель в сфере здравоохранения не отвечают современным запросам. Нам необходимо партнерство с государством, с тем чтобы изменить регулирование, скорректировать финансовые модели и мотивировать здравоохранение на внедрение таких услуг», — констатировал председатель фонда, уточнив, что многое зависит от регионов, а Татарстан — в числе лидеров внедрения цифровой медицинской диагностики.

Эйден У: «5G, облачные вычисления и искусственный интеллект стали основной производственной силой»Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

КИТАЙ ХОЧЕТ ПОСТРОИТЬ В РОССИИ «СОВМЕСТНОЕ ЦИФРОВОЕ БУДУЩЕЕ»

Kazan Digital Week – 2020 проходит на трех языках: русском, английском и нет, не татарском — китайском. Одним из ключевых партнеров мероприятия стал Huawei, пришедший с повесткой построить в России совместное цифровое будущее.  

Эйден У, президент Huawei в Евразии, на китайском языке поделился планами по развитию цифровой экономики РФ. «5G, облачные вычисления и искусственный интеллект стали основной производственной силой, — объяснял выступающий. — Согласно докладу Oxford Economics, к 2024 году на цифровую экономику будет приходиться 24,3 процента глобальной экономики, или 23 триллиона долларов, а средняя рентабельность инвестиций в цифровые технологии — в 6,7 раза выше». После непродолжительного спича о важности IT Эйден У пообещал, что «в развитие цифровой экономики РФ подразделение Huawei в России станет вносить активный вклад» через строительство цифровой инфраструктуры, и предложил построить в России «сообщество совместного цифрового будущего».

Подробнее о таком сообществе рассказал Александр Столяров, замгендиректора Huawei Enterprise в России. Он сообщил, что для создания сообщества выработана стратегия TIGER (аббревиатура из английских терминов, которые можно перевести как «технология, индустрия, рост, экосистема, надежность»), которая базируется на инвестициях и диверсификации. Китайский технологический гигант вложит в российскую IT-отрасль $800 млн в течение пяти лет — эти деньги Huawei направит на обучение российских сотрудников (к 2025 году в стране должны появиться 50 тыс. сертифицированных экспертов) и открытие R&D-центров, рассказал Столяров. Сейчас у компании четыре центра разработки в стране, в планах запуск еще пяти, впрочем, конкретные города для развития НИОКР спикер так и не назвал. Зато подчеркнул, что Huawei уже инвестировал в Россию $392 млн в 2017–2019 годах.

Позже на пресс-конференции Столярова спросили о том, насколько безопасно инвестировать в совместные проекты с Huawei из-за санкций США. Замгендиректора компании парировал, что информация СМИ преувеличена, годовой прирост выручки компании — 12% (по итогам 2019 года) и фундамент крепкий: большие инвестиции в НИОКР позволили создать серьезный базис собственных разработок, который смягчил удар от ограничений. Только в прошлом году компания вложила $18 млрд в исследования и разработки (90 млрд за 10 лет), что позволило создать собственные микропроцессоры и комплексы искусственного интеллекта. К тому же Huawei не акционерное общество, так что имеет возможности долгосрочного планирования, а «не идет на поводу у определенных акционеров, которые хотят быстрой прибыли».

Рустам Минниханов: «Власть должна иметь полную базу данных, специалистов, которые могут их обработать и дать прогноз, как и на что обратить внимание» Фото: president.tatarstan.ru

«Мы собираем очень много статистики, но нет, к сожалению, системы проработки»

На этой же пресс-конференции президента РТ Рустама Минниханова спросили, например, о цифровизации в госуправлении. «Очень важно сделать математическую модель, какие последствия появятся, если мы примем то или иное решение. Поэтому основная работа ведется через ситуационный центр, где мы получаем много информации. Можем рассказать, как мы прорабатывали ситуацию с пандемией: брали условия в республике, включали опыт других стран, прогнозировали, сколько у нас может быть заболевших, какие силы необходимы. И по другим вопросам [цифра] позволяет нам более точно готовиться и принимать решения. Мы собираем очень много статистики, но нет, к сожалению, такой системы проработки», — констатировал спикер, пояснив, что будет перениматься опыт федерального ситуационного центра. «В современных условиях власть должна иметь полную базу данных, специалистов, которые могут их обработать и дать прогноз, как и на что обратить внимание», — заключил Минниханов. 

Президент выступал из Дома правительства, где его окружали вице-премьер РТ Роман Шайхутдинов и министр цифрового развития РТ Айрат Хайруллин. На самой пленарке доклад сводился де-факто к перечислению цифровых достижений Татарстана. «Мир переходит в цифру. Применение цифровых технологий — это возможность повысить качество жизни наших граждан и конкурентоспособность бизнеса. По рейтингу „Сколково“ Татарстан занимает второе место по цифровизации среди российских регионов», — отметил Минниханов на пленарном заседании и перечислил основные векторы цифровизации республики за последние 15 лет: от создания портала госуслуг, «Народного контроля», «Электронного правительства» и открытия IT-парка до закладки Иннополиса и недавнего запуска в нем строительства ЦОД «Росатома». 

Под тезисом «главное — люди» президент напомнил, что 1 сентября 100% школ республики подключено к высокоскоростному интернету, в РТ работают «Кванториум», «Яндекс.Лицей», совместно со Сбербанком открыли «Школу 21», модернизирован казанский техникум связи. «Ограничения, вызванные пандемией, стали катализатором развития цифровых продуктов, безналичные платежи в первом полугодии выросли на 39 процентов. Открыты логоцентры Ozon, Wildberries, работает собственный маркетплейс KazanExpress. Количество поставщиков на этих площадках выросло в 10 раз», — сообщил президент, уточнив, что активно идет и промышленная цифровизация: например, «Татнефть» оцифровывает скважины, а КАМАЗ создает беспилотники.

Еще одна новость, которая прозвучала на форуме, касается кибербезопасности. В 2021 году в Иннополисе планируется открытие киберполигона, на котором компании смогут протестировать уровень безопасности своих информационных систем. «В рамках данного проекта российские и зарубежные организации смогут проверять защищенность своих информационных систем в условиях реальных атак. Цифровые двойники исследуемых систем будут открыты для действий хакеров. Полученный опыт позволит проверить реальную безопасность, выявить слабые места в системах защиты, а также проводить подготовку кадров в условиях, „приближенных к боевым“», — объяснил гендиректор InnoStage Айдар Гузаиров. По его словам, проект уникален — он должен стать одним из первых полигонов такого класса в России и мире. Спикер также отметил, что доля атак на объекты промышленности выросла до 15% от общего числа угроз, увеличивается количество атак на банки, реальный сектор, причем с использованием методов социальной инженерии. По словам выступающего, на прошлой неделе кибератака привела к смерти человека — хакеры взломали IT-инфраструктуру немецкой больницы, и врачи не сумели выполнить экстренную операцию.

Рифкат Минниханов (справа): «На сегодняшний день создать единую базу данных сложно не только из-за технических, но и из-за административных причин» Фото: president.tatarstan.ru

«С 2008 ГОДА КОЛИЧЕСТВО ПОГИБШИХ СОКРАТИЛОСЬ В 2 РАЗА»

В 14:30 стартовала вторая часть форума — состоялся круглый стол по теме интеллектуальных транспортных систем. На онлайн-встрече присутствовали 6 спикеров как из России, так и из Европы и Азии. Первым слово взял директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов. Он отметил, что транспортные технологии на сегодняшний день в Татарстане устойчиво развиваются и реализуются национальные проекты, в том числе и по цифровизации транспортной среды. Спикер поднял важный вопрос, который, пожалуй, на сегодняшний день является фундаментальным для всей отрасли: необходимо ли разрабатывать новые технологии или надо выбирать уже готовые решения? Особенно это актуально в свете импортозамещения.

«Одна из главных задач современных ИТС — сохранение человеческих жизней и здоровья. Яркий пример эффективности систем фотофиксации — по сравнению с 2008 годом количество погибших [на дорогах] сократилось почти в 2 раза. Приборами фотофиксации выявляется около 85 процентов от общего количества нарушений. В настоящее время приборы могут фиксировать до 20 нарушений, а также становятся более технологичными», — сказал Минниханов. 

После этого директор ГБУ «БДД» рассказал об оборудовании, которое используется в Татарстане. Спикер отметил немецкую систему Multiradar, а также усовершенствованный комплект «Кордон.Про.М», который превосходит предшественника в 1,5 раза. Спикер особо отметил систему видеонаблюдения «Безопасный город» и при этом отметил одну важную недоработку, которая на данный момент не позволяет воспользоваться проектом на полную мощь.

«Ее особенность заключается в координированной работе более 53 тысяч видеокамер. Однако, так как камеры устанавливаются различными ведомствами, существует проблема разрозненного хранения собранных видеофайлов. И на сегодняшний день создать единую базу данных сложно не только из-за технических, но и из-за административных причин. Так что я считаю, что здесь есть большое поле для действия, и данный вопрос уже проработан у наших иностранных друзей», — сказал Минниханов.

Спикер отметил, что ГБУ «БДД» разработан проект комплексного видеоанализа на основе алгоритмов машинного обучения компьютерного зрения. Благодаря ему можно получить информацию о транспортном потоке с обзорных видеокамер. Также был создан модуль, который распознает номера, марки, модели и тип автомобилей для выявления нарушителей. На вопрос генерального директора ассоциации «ЭРТИКО – ИТС Европа» Якоба Бангсгаарда о том, зачем же система распознает еще и марки с моделями, Минниханов отметил, что в России есть случаи несоответствия — автовладельцы перевешивают номера на другие машины, из-за чего появляются дополнительные проблемы. 

«Модуль был введен в эксплуатацию в июне 2020 года, и за три месяца наблюдается снижение нагрузки на операторов на 65 процентов», — поделился директор ГБУ «БДД».

В конце своего выступления Минниханов рассказал о проекте по адаптивной системе управления дорожного движения и о работе по системе тестирования обеспечения приоритета общественного транспорта и аварийно-спасательных служб. Эти проекты разрабатываются совместно с австрийской компанией Swarco, чей представитель — Штефан Зайтц — также присутствовал на круглом столе.

Вкратце, такая система позволяет управлять всеми светофорами в определенных случаях. Например, где-нибудь произошел пожар. Каждая машина, выезжающая из пожарной части, взаимодействует с городской инфраструктурой и получает преимущество во время движения, а также информацию о ситуации на дорогах. То есть водитель знает о заторах, а количество остановок на пути к месту происшествия должно сократиться до минимума. Также это позволит сократить время в пути и общественному транспорту.

«На мировом конгрессе в Сингапуре мы смотрели такие решения, и уже сейчас имеется возможность сократить время остановки общественного транспорта на перекрестках до 40 процентов», — подытожил директор ГБУ «БДД».

Спикер отметил, что жители республики могут в кратчайшее время с помощью смартфонов получить информацию о движении общественного транспорта в реальном времени, действует множество сервисов услуг такси и каршеринга, популярными становятся приложения для аренды велосипедов и самокатов, а также можно найти парковочное место. Однако, как считает Минниханов, есть проблема в том, что все это работает разрозненно. 

Форум продлится еще три дня, в повестке панельные дискуссии и круглые столы по пяти главным тематическим направлениям: интеллектуальные транспортные системы, ситуационные центры, кибербезопасность нового времени, экосистема финтех и инновации, интегрированные в бизнес. Кроме того, до 24 сентября будет проходить и онлайн-выставка — о своих цифровых решениях на виртуальной площадке рассказывает более сотни российских и зарубежных компаний.