Валерий Фальков: «Ситуация показала самое главное — ряд важнейших процессов университетской жизни невозможно перенести в виртуальное пространство. Полная реализация программ высшего образования в дистанционном формате невозможна» Валерий Фальков: «Ситуация показала самое главное — ряд важнейших процессов университетской жизни невозможно перенести в виртуальное пространство»

«Реализация программ высшего образования в дистанционном формате невозможна»

Вчера на правительственном часе в Госдуме РФ министр науки и высшего образования Валерий Фальков выступил с докладом о готовности системы высшего образования к действиям в изменившихся условиях. Эта речь стала первой для Фалькова в статусе министра в нижней палате парламента, так что он пришел подготовившись, предварительно встретившись со всеми фракциями (чем заслужил отдельную похвалу от председателя ГД Вячеслава Володина), и долго рассказывал, как система высшего образования в беспрецедентной ситуации «не вышла из равновесия».

«Несколько лет назад это означало бы полное прекращение работы вузов на несколько месяцев. В марте такие предложения звучали, однако министерство все же рекомендовало всем высшим учебным заведениям перейти на дистанционный режим», — напомнил Фальков. В итоге первые недели все без исключения вузы испытывали трудности, многие вообще оказались в чрезвычайной ситуации, но на «дистант» удалось перевести более 1 млн дисциплин. Госаттестация проводилась максимально дистанционно, госэкзамены, кто мог, заменял на защиту диплома или запуск собственного стартапа. Дипломы о высшем образовании в таком экстремальном формате получили почти полмиллиона студентов очной формы обучения. 

«Во-первых, стало понятно, что инфраструктура вузов оказалась не вполне готова к полному переводу учебного процесса в онлайн. Во-вторых, эффективное использование информационных технологий требует особых навыков и знаний у преподавателей, другой организации учебного процесса. Поэтому появилась необходимость в создании системы поощрения мотивации педагогов. Наконец, ситуация показала самое главное — ряд важнейших процессов университетской жизни невозможно перенести в виртуальное пространство. Стало очевидно, что полная реализация программ высшего образования в дистанционном формате невозможна», — признал руководитель минобрнауки РФ.

Чтобы смягчить последствия, министерство занялось соцподдержкой: вузам убедительно рекомендовали сохранить стоимость обучения. Большинство изначально прислушалось к этой рекомендации, а тем, кто все же повысил ценник, пришлось скорректировать стоимость обучения до уровня 2019-го. К тому же в этом году им выделено дополнительно 11,5 тыс. бюджетных мест, что обеспечило «доступность высшего образования на 60% для выпускников средних школ».

«Частью пакета мер социальной поддержки студентов стала впервые реализуемая программа трудоустройства обучающихся на базе самих университетов», — продолжал Фальков. В данный момент в ней приняло участие 149 вузов, трудоустроены 16 тыс. обучающихся — они работают цифровыми ассистентами, консультантами-психологами и так далее. А совместно со студотрядами летом были заняты 42 тыс. студентов, в том числе на всероссийских и межрегиональных стройках и в медучреждениях.

На сегодня зачислено около 620 тысяч студентов, 719 вузов из 724 начали работу, еще 5 вузов откроются в октябре и ноябре, законодательство такое позволяет На сегодня зачислены около 620 тыс. студентов, 719 вузов из 724 начало работу, еще 5 откроется в октябре и ноябре, законодательство такое позволяет Фото: «БИЗНЕС Online»

круглосуточныЕ пространства для коллективной работы

«Вузы за один месяц, за 20 дней, осуществили ту работу, которую раньше делали за полтора месяца», — резюмировал Фальков итоги последней приемной кампании. По его словам, количество желающих поступить в российские университеты в этом году не уменьшилось даже несмотря на то, что количество выпускников школ, сдавших ЕГЭ, было меньше. Более того, средний балл ЕГЭ во многих регионах заметно повысился. Министр сообщил, что большой популярностью пользуются специальности и направления в области информационных технологий, здравоохранения, педагогики, инженерного дела. А пандемия вкупе с увеличением бюджетных мест привела к тому, что «большинство из тех, кто ранее принял бы другое решение, в этом году поступили на бюджетные места в региональные вузы».

Итак, на сегодня зачислены около 620 тыс. студентов, 719 высших учебных заведений из 724 начало работу, еще 5 откроется в октябре и ноябре, законодательство такое позволяет. «Массовых вспышек и очагов заболеваний в учебных корпусах и общежитиях не зафиксировано», — заверил Фальков.

Отдельный блок доклада министр посвятил воспитанию, которое «немыслимо без образования». «С переходом вузов на „удаленку“ выяснилось, что формальные молодежные структуры сразу же прекратили свою активность. И, напротив, те студенческие организации и клубы, где есть лидеры, настоящие студенческие лидеры, которые являлись реально добровольными объединениями и имели свою представленность в социальных сетях, в значительной степени сохранили продуктивную деятельность», — обратил внимание Фальков. По его словам, ключевой выход был найден в организации волонтерской деятельности. Студентов задействовали в поддержке обучения школьников, помощи учителям школ и вузовским преподавателям в использовании цифровых технологий, в оказании медицинской помощи, волонтеры-юристы и психологи — в области консультирования. Де-факто совместили волонтерскую деятельность и профессиональную практику.

«Эту работу необходимо продолжить, внедряя новые форматы воспитания, которые соответствуют вызовам времени», — считает министр. Для этого он предложил активно привлекать молодежь в исследовательские проекты, в развитие науки и технологий, в проекты технологического предпринимательства. «Принципиально важно сообща, усилиями всех уровней власти, органов публичной власти, сконцентрировать внимание на создании в каждом регионе, вузе комфортных условий для научно-технического творчества молодежи, для появления новых идей и их последующего внедрения. Для этого, конечно, должна быть соответствующая инфраструктура, которая соответствовала бы запросам, представлениям молодежи, их формату общения — открытые пространства для коллективной работы с доступом 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. Это переход от поточных лекционных аудиторий к трансформируемым учебным залам для проектной деятельности. Наши университеты должны стать по-настоящему родным домом для каждого студента, чтобы была возможность за рамками обучения реализовать свой потенциал», — заявил Фальков.

В конце доклада министр анонсировал новый долгосрочный проект поддержки российских университетов и научных организаций, который будет действовать до 2030 года. «Мы называем этот проект „Программа стратегического академического лидерства“. В нем обязательно должны участвовать не только государственные, но и негосударственные вузы, а также региональные и отраслевые: медицинские, транспортные, педагогические, творческие, сельскохозяйственные… Главной целью проекта обязано стать существенное увеличение вклада научных и образовательных организаций в достижение национальных целей развития страны», — туманно объяснил Фальков.

Вячеслав Володин: «У нас что получилось: себе начисляют, создают структурные подразделения, увеличивают бюрократию, а страдает тот, кто работает непосредственно со студентом» Вячеслав Володин: «У нас что получилось: себе начисляют, создают структурные подразделения, увеличивают бюрократию, а страдает тот, кто работает непосредственно со студентом»

ПО ПРИНЦИПАМ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ: КАК ПЛАТИТЬ РЕКТОРАМ

Перед тем как предоставить слово другим докладчикам, Володин задал Фалькову вопрос, по его словам, объединяющий всех депутатов: «Президентом было принято решение об оплате труда работников высшей школы. Она должна составлять два средних [оклада] по экономике региона. На деле ситуация складывается таким образом, что заработная плата ассистента, доцента в разы меньше, а иногда до 15 раз, чем жалованье ректора, проректора». Председатель ГД говорит, что очередей нет в вузах, «потому что не может такая зарплата мотивировать». «Она составляет от 30 до 70 тысяч, если брать ассистента или доцента. А заработная плата ректора — от 300 тысяч до миллиона», — пояснил Володин.

Спикер напомнил, что зарплата ректора привязана к ряду требований (определенные достижения в области науки, международной деятельности, сотрудничества с другими вузами), и предложил отнести к этим критериям вопрос повышения заработных плат профессорско-преподавательскому составу, «чтобы ректор мог получить премию-надбавку только в том случае, если он будет заниматься повышением оплаты труда рядового преподавательского звена».

«Вячеслав Викторович, не в бровь, а в глаз, — признал Фальков. — Мы разбирались: в целом в коллективе того или иного вуза все вроде бы выглядит неплохо, работают 500–700 человек, по итогам года среднее по учебному заведению выполняется. Но надо пойти дальше и посмотреть, какой процент сотрудников обеспечивают выполнение в общем для коллектива этого показателя. Оценивается все что угодно: средний балл ЕГЭ, количество привлеченных средств, показатели международной деятельности, но связи зарплаты ректора и конкретного преподавателя пока нет. В 75 вузах 30 процентов преподавателей делают всю картину, обеспечивают общее выполнение указов президента».

«На наш взгляд, было бы правильно привязать стимулирующие выплаты ректора к количеству работников университета, не общему показателю выполнения — две средних по экономике региона в целом в коллективе, — а к количеству сотрудников университета из категории профессорско-преподавательского состава, которые реально эту заработную плату получают», — предложил Фальков. Министр подчеркнул, что это соответствовало бы принципам социальной справедливости, и пообещал сегодня подписать необходимые изменения в приказ. Так что зарплаты ректоров могут быть скорректированы уже в ближайшее время.

Володин в свою очередь также предложил Госдуме обратиться к правительству, поскольку не все вузы подчиняются министерству образования и науки, есть подведомственные минздраву, минсельхозу, минкульту и т. д. — в них, по его мнению, должен быть такой же подход. «Это не только решит проблему, но и, если хотите, исправит ту ошибку, которую допустили учредители, не выполнив прямого поручения президента. У нас что получилось: себе начисляют, создают структурные подразделения, увеличивают бюрократию, а страдает тот, кто работает непосредственно со студентом. А зарплата начинает расти лишь у тех, кто занимает административную должность: завкафедрой, декан, проректор, директор института, которых стало много и на которые уходит часть фонда оплаты труда», — заявил председатель Госдумы.

Дмитрий Зайцев: «Дефицит финансирования человеческого капитала сегодня — это прогрессирующее экономическое отставание завтра» Дмитрий Зайцев: «Дефицит финансирования человеческого капитала сегодня — это прогрессирующее экономическое отставание завтра»

на одного студента в России государство тратит в среднем В 2,5 раза меньше, чем ЕС

Еще больше вопросов возникло у Счетной палаты, комитета по контролю и регламенту и комитета по образованию и науке, представители которых с трибуны озвучивали все новые и новые болячки системы высшего образования в РФ. Так, лейтмотивом доклада аудитора Счетной палаты Дмитрия Зайцева стало тотальное недофинансирование отрасли.

«Дефицит финансирования человеческого капитала сегодня — это прогрессирующее экономическое отставание завтра», — обрисовал в первом же предложении масштаб проблемы Зайцев. Далее  аудитор Счетной палаты перешел к цифрам: доля госрасходов на сферу образования в России не растет, составляя 3,6–3,8% ВВП, что соответствует уровню 2014 года (в Евросоюзе сегодня — 5% ВВП). Сильнее всего недофинансирование касается высшего образования: на одного студента в РФ государство тратит в среднем в 2,5 раза меньше, чем в ЕС. Это в первую очередь отражается на содержании зданий. «Согласно законопроекту о федеральном бюджете, на мероприятия по капремонту объектов недвижимого имущества вузов на 2021-й запланировано 8,5 миллиарда рублей, на 2022-й — 5,5 миллиарда, а по оценкам минобрнауки, ежегодные потребности на эти расходы составляют 23,8 миллиарда рублей! В проекте бюджета предусматривается всего 35 процентов от фактической потребности только на ремонт», — объяснил Зайцев, уточнив, что зачастую выделенные в рамках ФАИП средства расходуются несвоевременно и нерационально (строительство 58% объектов приостановлено или законсервировано).

Образовательные программы тоже сталкиваются с недофинансированием. В результате применения коэффициента выравнивания объем финансирования госзаданий вузов может существенно уменьшаться — только в 2019-м это привело к сокращению на 23,8 млрд рублей. Кроме того, Зайцев напомнил, что бюджетные ассигнования на модернизацию цифровой базы в ближайшие три года не планируются «и это вызывает определенные беспокойства».

Аудитор отметил, что в 2020-м завершается программа «5–100». Финансирование с 2013-го составило порядка 82 млрд рублей, аудит Счетная палата завершит к декабрю. «Мы напрямую не вошли пятью вузами в топ-100 лучших университетов. С другой стороны, программа положительно повлияла на научно-образовательную деятельность», — подвел предварительные итоги Зайцев и предложил публично обсудить результаты программы. «Что касается новой программы стратегического лидерства, мы надеемся, что министерство сможет учесть все недостатки прошлых программ», — предупреждающе завершил аудитор.

Дмитрий Сватковский: «Чем вызван подбор вузов в программе стратегического лидерства? Как это связано с качеством образования? Предлагаем, прежде чем принимать документ, обсудить с профессиональным сообществом» Дмитрий Сватковский: «Чем вызван подбор вузов в программе стратегического лидерства? Как это связано с качеством образования? Предлагаем, прежде чем принимать документ, обсудить с профессиональным сообществом»

91% работодателей отмечаЮт, что у выпускников недостаточно навыков и знаний

Любопытные данные привел член комитета по контролю и регламенту Дмитрий Сватковский. 60% преподавателей вузов в период пандемии редко или никогда не проводили лекции в дистанционном формате. Только 11% учебных заведений имело цифровую инфраструктуру для «дистанта». 91% работодателей заявляют, что у выпускников недостаточно навыков и знаний. 41% студентов отметили оторванность обучения от рынка труда. Особую озабоченность, по словам Сватковского, вызывает то, что 40% респондентов недовольны процессом дистанционного обучения.

Одной из причин, по мнению члена комитета по контролю и регламенту, стала частая смена системных и стратегических документов в сфере высшего образования и недостаточная преемственность в работе: программы, принимаемые министерством, на его взгляд, недостаточно прорабатываются и обсуждаются с экспертным сообществом. «Чем вызван подбор вузов в программе стратегического лидерства? Как это связано с качеством образования? Предлагаем, прежде чем принимать документ, обсудить с профессиональным сообществом», — сказал Сватковский. Другое его предложение — изменить подходы финансирования региональных вузов. «Не задачи должны формироваться под финансы, а финансы — под задачи», — отметил Сватковский.

Вячеслав Никонов: «К сожалению, в науку идет 1% выпускников вузов. Зарплата неконкурентоспособна по мировым меркам, а здесь рынок один — всемирный» Вячеслав Никонов: «К сожалению, в науку идут 1 процент выпускников вузов. Зарплата неконкурентоспособна по мировым меркам, а здесь рынок один — всемирный»

Председатель комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов вообще заявил, что главная проблема отрасли в том, что нет стратегии образования, подготовки кадров. «Еще 20 лет назад РФ была первой в мире по количеству исследователей и ученых, сегодня — на 4-м месте. Отстали от Китая в 6 раз, от США — в 2 раза, причем за счет наших ученых, которые уехали в Штаты. Подготовка не дает нужного притока квалифицированных кадров: к сожалению, в науку идут 1 процент выпускников вузов. Зарплата неконкурентоспособна по мировым меркам, а здесь рынок один — всемирный», — констатировал Никонов.

Другая проблема связана с рейтингами и статусом вузов, который во многом зависит от публикационной активности. «Самые большие баллы дают публикации в зарубежных журналах. Те конторы, которые зарабатывают на статьях наших ученых в зарубежных изданиях, подконтрольны западным спецслужбам. Они отбирают то, что им нужно, публикуют то, что им выгодно, продвигая в рейтингах, по крайней мере в гуманитарных специальностях, тех людей, которые занимают наиболее антироссийские позиции. Зачем это нужно нам, я не знаю», — пожал плечами Никонов.

Председатель комитета по образованию и науке говорил, что России нужна своя образовательная платформа, чтобы уйти от привязки к зарубежным — тем же Skype и Zoom. Он подтвердил, что средств на ремонт университетских зданий выделяется в 5 раз меньше, чем нужно, а денег на строительство новых общежитий и кампусов не поступает совсем. «Мы хотим еще привлекать иностранных студентов. Где они жить-то будут?» — риторически поинтересовался председатель профильного комитета ГД. Никонов также отметил, что по уровню финансирования образования (если брать процент ВВП) Россия находится на 84-м месте.

После таких выступлений у депутатов появилось множество вопросов. Министра спрашивали, например, будет ли использован опыт «дистанта» ведущих вузов другими образовательными учреждениями (уже используется), как бороться с бюрократизацией в университетской системе (для этого создана соответствующая рабочая группа) и как вернуть молодежь в науку. «Мы осознаем, что необходимы дополнительные усилия, направленные на повышение престижа ученых в обществе», — признал Фальков.