Катающиеся на электросамокатах и роликах станут пользователями СИМ (сейчас они просто пешеходы) и должны будут подчиняться новым правилам Катающиеся на электросамокатах и роликах станут пользователями СИМов (сейчас они просто пешеходы) и должны будут подчиняться новым правилам

ПРАВИЛА ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОСАМОКАТОВ, МОНОКОЛЕС, РОЛИКОВ И СКЕЙТОВ

Минтранс России разработал масштабный проект поправок к правилам дорожного движения, сообщил накануне «Коммерсантъ». Изменения на 19 страницах можно поделить на несколько блоков. Вот как изменятся правила парковки и стоянки, движения электросамокатов и эксплуатации автобусов, тонировки, соблюдения скоростного режима.

Вводится новый термин: «Средство индивидуальной мобильности» (СИМ) — это устройство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок. Т. е. и катающиеся на электросамокатах, и на роликах станут пользователями СИМов (сейчас они просто пешеходы) и должны будут подчиняться новым правилам.

  • Детям до 7 лет разрешат кататься только в сопровождении взрослых по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
  • Детям с 7 до 14 лет можно будет кататься по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, в пределах пешеходных зон без сопровождения взрослых.
  • Подростки и взрослые старше 14 лет смогут кататься в пешеходной зоне, по велосипедной дорожке, по велопешеходной дорожке, по проезжей части велосипедной зоны, по полосе для велосипедистов.

Если нет ничего из вышеперечисленного, то можно выехать на тротуар или пешеходную дорожку. На пешеходную дорожку разрешается также выезжать, если на электросамокате едет взрослый, сопровождающий ребенка возрастом до 14 лет на СИМе или велосипеде. Во всех случаях совмещенного движения с пешеходами скоростной лимит — 20 км/ч, при этом пешеходы имеют приоритет в движении.

Если нет вообще никакой инфраструктуры для катания (даже тротуара), то можно выехать на обочину или правый край проезжей части (и двигаться навстречу потоку), но только при соблюдении ряда условий: на дороге действует скоростное ограничение в 60 км/ч; СИМ оборудован электродвигателем, белой фарой спереди, тормозами, звуковым сигналом, световозвращателями (белый впереди, красный сзади).

На обычном самокате, скейте или коньках на дорогу не пустят. По правому краю проезжей части можно ехать только в один ряд. Нельзя никого обгонять или объезжать с левой стороны, кроме препятствия. Разрешается проезжать под знак «Дорога с полосой для велосипедистов». На пешеходном переходе нужно замедляться до скорости пешеходов.

Все СИМы (включая коньки и скейты) в темное время суток должны использоваться с включенной фарой или фонарем.

На электросамокате, моноколесе, скейте и другом СИМе нельзя будет проезжать в зону действия знака «Кроме лиц, использующих СИМ» или знака «Движение на велосипедах запрещено», выезжать на правый край проезжей части на гироскутере или моноколесе, ехать на СИМе, держась за руль одной рукой, перевозить груз, выступающий более чем на полметра, перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией, ездить пьяным, в утомленном или болезненном состоянии, под воздействием наркотиков или лекарств, ухудшающих реакцию.

На обычном самокате, скейте или коньках на пешеходном переходе нужно замедляться до скорости пешеходов На обычном самокате, скейте или коньках на пешеходном переходе нужно замедляться до скорости пешеходов

ЧТО ИЗМЕНИТСЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛИСТОВ И ПЕШЕХОДОВ?

Вводится запрет на остановку на островках направляющих и островках безопасности.

При выезде с прилегающей территории нужно будет уступить дорогу не только пешеходам, но и лицам на электросамокатах, моноколесах и других СИМах. Аналогичный принцип станет действовать и при съезде с дороги на прилегающую территорию (например во двор).

Если водитель поворачивает направо и над светофором горит секция в виде силуэта пешехода и стрелки с мигающим сигналом бело-лунного цвета, то это значит, что за поворотом пешеходный переход, где горит зеленый, идут люди. Им надо будет уступить дорогу.

Пешеходов при движении по велодорожке и ее пересечении обяжут уступать дорогу не только велосипедистам (как сейчас), но и пользователям электросамокатов, моноколес и других СИМов.

Переходить дорогу можно будет по пешеходным переходам, подземным и наземным пешеходным переходам при условии, что они обозначены знаками 6.6 «Подземный пешеходный переход» и 6.7 «Надземный пешеходный переход» соответственно. При отсутствии переходов, как и сегодня, дорогу разрешается переходить на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Дата вступления в силу предлагаемых изменений неизвестна, в самом проекте она не указана. Дополнительных общественных обсуждений не планируется. Пока что схема традиционная: поправки подписывает премьер, документ публикуют, и он вступает в силу через 7 дней.

«Минтранс словно пытается обеспечить доходы тех, кто сдает в аренду электросамокаты, сигвеи и так далее. Для них преимущества, а никакой ответственности нет» «Минтранс словно пытается обеспечить доходы тех, кто сдает в аренду электросамокаты, сигвеи и так далее. Для них преимущества, а никакой ответственности нет»

«СИМы нельзя пускать на пешеходные дорожки и тротуары, эти места не предназначены для них»

Минтранс не в первый раз выступает с инициативой регулирования СИМов — в октябре 2019 года СМИ сообщали об аналогичном своде правил, опубликованных на сайте regulation.gov.ru. Еще тогда председатель межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов» Владимир Соколов сомневался в том, что с внесением изменений минтранса что-то изменится. «Текст данного проекта мало отличается от того, который был опубликован в 2019 году, — заметил в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ Соколов. — Минтранс предлагает создание привилегированного участника дорожного движения, который не имеет вообще никакой ответственности (ответственность несут пешеходы), но может разгоняться до 60 километров в час, и последствия столкновения с пешеходом вполне очевидны. Это чрезвычайно опасные предложения, которые повлияют на безопасность пешеходов. Но минтранс поступил очень хитро: сделал исключение для таких, по сути, транспортных средств и назвал их „средством индивидуальной мобильности“. Слова „транспорт“ в нем нет, а значит, не попадает в статистику тех, кто погиб, получил травмы от наезда электросамоката. По ним данных нет, потому что это не дорожно-транспортное происшествие, потому не подлежит включению в общую статистику. Все это неправильно».

Собеседник издания апеллирует к мировой практике — в Германии, Франции, Великобритании СИМы приравнены к транспортным средствам. «Другое дело, что не во всех странах они механические, — уточнил Соколов. — Есть определение: если двухколесное транспортное средство мощнее 250 ватт, оно приравнивается к мопеду. Если это мопед, механическое транспортное средство — значит, нужны права. С 18 лет можно ездить по краю проезжей части, а у нас минтранс предлагает с 14 лет, а по обочинам детишки до 14 лет могут рассекать с неограниченной скоростью». 

Предлагаемые изменения Соколов называет «диверсией против нацпроекта „Безопасные и качественные дороги“» (в нем заложен целевой показатель погибших на 100 тыс. населения, к 2030 году планируется выйти на «нулевую» смертность в ДТП). «Минтранс словно пытается обеспечить доходы тех, кто сдает в аренду электросамокаты, сигвеи и так далее, — полагает собеседник издания. — Для них преимущества, а никакой ответственности нет. Например, при наезде на пешехода человек на самокате, как правило, пытается скрыться, нигде не написано, что он обязан дождаться прихода полиции, скорой помощи, не должен оставлять в беспомощном положении того, кого сбил. А эта поправка — водитель СИМа не должен быть пьян. Кто такое вообще проверит и на каком основании? Он не управляет транспортным средством — почему он обязан не пить? Масса нестыковок…» 

Соколов заметил, что «Союз пешеходов» предлагает в рамках программы «Безопасные и качественные дороги» строить велодорожки, отделенные от проезжей части. «Чтобы построить дорожки, нужно уменьшить ширину полосы для автомобилей до 2,5 метра, — говорит председатель союза. — Конечно, это требует снижения скорости, но решается несколько проблем. Первая — повышается безопасность транспорта. Второе — можно организовать велодорожки. Получаем снижение смертности и травматизма на дорогах». 

На ряд других спорных вопросов в предложениях минтранса указывает еще один собеседник издания, знакомый с ситуацией. «Кто и как станет определять возраст детей, которым будет разрешено кататься по велосипедным дорожкам? — задается специалист вопросом. — Паспорт ребенку выдается с 14 лет, и кто сможет отличать, 6 лет владельцу самоката, 9 или 15? Это невозможно. Другой аспект — ребенку разрешено кататься в сопровождении взрослого. Но как взрослый со средней скоростью 5 километров в час может уследить за ребенком, который носится под 20 километров в час и больше?»

Еще одна проблема в том, чтобы определить скорость движения СИМа. «Кто это будет делать, инспекторы ГИБДД с радарами? Или ее на глаз станут замерять? — иронизирует эксперт. — Вывод один: СИМы нельзя пускать на пешеходные дорожки и тротуары, такие места не предназначены для них. Подобные участки улично-дорожной сети предусматривались для пешеходов, и все, что движется со скоростью быстрее скорости пешехода, не должно с ними соседствовать. Велосипедистов же выделили в отдельную категорию участников дорожного движения, для них велодорожки создаются, а СИМ большую опасность представляет для пешеходов, чем велосипед». 

По мнению собеседника издания, электросамокаты и сигвеи — не столько средства передвижения, сколько источник развлечения, расплачиваться за которое все чаще приходится другим участникам дорожного движения. Впрочем, даже в этой концепции минтранса не решены вопросы безопасности самих «гедонистов» — их не обязывают ездить в шлемах и другой защите, учитывая тот факт, что они выезжают на проезжую часть, на которой другие участники движения передвигаются со скоростью 60 км/ч. «И вот потому они едут на своих маленьких самокатиках на приличной скорости, ничем не защищенные, что представляет опасность не только для водителей, но и для них самих, — заметил эксперт. — Почему бы им не заниматься катанием в более подходящих для этого местах, например в экстрим-парке? Иначе сейчас происходят такие ситуации, когда пешеходам по дороге идти нельзя, а по тротуарам страшно. И что же им делать?»

Электросамокаты и сигвеи это не столько средства передвижения, сколько источник развлечения, расплачиваться за которое все чаще приходится другим участникам дорожного движения Электросамокаты и сигвеи — не столько средства передвижения, сколько источник развлечения, расплачиваться за которое все чаще приходится другим участникам дорожного движения

«Самое страшное — лишиться прав. А на самокат права не нужны…»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты высказались, на пользу ли уличному движению пойдет проект минтранса. 

Леонид Ольшанский, адвокат, вице-президент движения автомобилистов России:

— Насколько я знаю сотрудников ГАИ, они раздувают данный вопрос, постоянно что-то меняют. То правила техосмотра, то дорожного движения, то инициируют репрессивные поправки в КОАП, это стиль их работы. Но я думаю, что любая систематизация все-таки нужна. Все это отразится так, что сегодня водитель самоката «с понтом дела» пешеход, а так он начнет подчиняться хоть каким-то правилам, и в случае, если ты его задавишь, легче будет отбиться. Упорядочит ли это движение так называемых СИМов в крупных городах? Я думаю, что они все равно продолжат кататься, как хотят. Самое страшное — лишиться прав. А поскольку на самокат права не нужны, они все равно станут ездить, что называется, «вдоль и поперек».


Рамиль Хайруллин, председатель регионального отделения ФАР:

— Самые важные и назревшие поправки — те, что касаются всех этих роликовых коньков, электросамокатов, в общем, СИМов. Такие средства никак не регламентированы, а их у нас уже засилье везде, причем не только на тротуарах, но и на проезжей части. Никто никак их не регламентирует, как с ними обращаться с точки зрения правил дорожного движения, никто не знает. У нас ГИБДД что-то пытается с ними делать, но пока вне рамок правового поля. Тут все пока так, натянуто… А отрегулировать все это уже пора.

Но как все будет работать? К этому возникают вопросы, потому что у нас Госавтоинспекция с водителями-то особо справиться не может из-за нехватки инспекторов и в силу еще множества других причин. А тут еще появляются и СИМы… Но, с другой стороны, у инспекторов появится хотя бы законный инструмент для наведения порядка в таких случаях, если вдруг в поле их зрения окажутся водители СИМов. И на проезжей части, и на тротуарах. Потому что многие пешеходы жалуются, когда в них либо врезаются, либо лихо обгоняют такие «самокатчики».

Вопросы к реализации данных правил, конечно, еще появятся. В этом смысле я не питаю иллюзий, что у нас после таких поправок все сразу наладится и будет четко и классно, но наводить порядок, начинать уже пора. Просто необходимо. 


Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем»:

— Поправки давно назрели, у нас появилась целая прослойка транспорта, которую сейчас принято называть средствами индивидуальной мобильности, которые оказываются немного вне правового поля. Люди, которые пользуются таким транспортом, с одной стороны, не знают правил дорожного движения — не все, но многие. При этом они позволяют себе выезжать на своем транспорте на дороги для автомобилей. В случае, когда происходит какая-то авария, например наезд на человека на моноколесе или на самокате, оказывается, что виноватым почти всегда получается водитель авто, потому что наехали на пешехода. А когда такие самокатчики, моноколесники и прочие выезжают на тротуар, крайними становятся уже пешеходы. Привлечь водителя СИМа практически невозможно. Можно привлечь только по нанесению по неосторожности телесных повреждений.

Получается, что такие люди ездят, где хотят и как хотят, не соблюдая правила ни на тротуаре, ни на дороге и подвергая опасности себя и, что хуже, других людей. Конечно, нужно выделять данный транспорт в отдельную категорию, но сделать так, чтобы это не было слишком зарегулировано. Вполне возможно, в какие-то подкатегории, потому что это все-таки разный транспорт. Надо определить, на каких средствах могут ездить подростки. Регулировать процесс, конечно, необходимо.

Что касается уточнений по детям и подросткам, думаю, подобное правильно. Все-таки 7-летний ребенок — это обычно ребенок дошкольного возраста. Если мы даем ему какой-то транспорт, даже банальный велосипед, который может покатиться по горочке и съехать на дорогу с транспортом… К сожалению, не все это понимают. Ребенок такого возраста должен всегда быть под присмотром, даже пеший. Подростки до 14 лет все-таки взрослее, их уже чему-то научили, но ограничения тоже необходимы. Подростки обязаны ездить либо по пешеходным, либо по велопешеходным дорожкам, либо в крайнем случае по тротуарам, но никак не по проезжей части.

Можно говорить о тонких настройках — до 14 лет или до 16. Можно это обсуждать, но сам подход правильный. На мой взгляд, дети до 14–16 лет вообще не должны появляться на дороге ни в каком виде — ни на скутерах, ни на мопедах, ни на чем.