План состоит из двух частей — перечисления основных показателей с их детализацией и перечня собственно мероприятий, призванных осуществить достижение этих показателей. Увы, по обеим частям есть довольно серьезные вопросы План состоит из двух частей – перечисления основных показателей и перечня мероприятий, призванных осуществить достижение этих показателей. Увы, по обеим частям есть довольно серьезные вопросы Фото: «БИЗНЕС Online»

«Душераздирающее зрелище!»
Ослик Иа-Иа

ОБШИРНОЕ ПОЛЕ ДЛЯ НАСМЕШЛИВЫХ ВОПРОСОВ

«Еще один...» — с этой мыслью я открывал pdf-файл с текущей (от 20 августа) версией «Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года». План этот был анонсирован еще под конец весны, когда правящему слою России стало понятно, что принятые меры борьбы с коронавирусной инфекцией разрушают экономику страны настолько сильно, что в скором времени придется бороться с результатами этой борьбы. Хуже того, возникли опасения, что вся эта совокупная борьба грозит невыполнением целей, прописанных в «майском указе» образца 2018 года. Проблему надо было решать превентивно, и таковое решение пошло в жизнь.

Речь, конечно же, идет о признании того, что указ придется корректировать. Произнесено это было скороговоркой, после чего пошли реляции о том, что новый вариант ключевого документа развития будет заключаться в разрабатываемом плане восстановления экономики, и уже этот план будет совмещен со скорректированной версией указа — и вот тогда все будет хорошо. Хорошо, однако, не получилось, поскольку было заявлено о скором появлении этого документа, но этого не произошло, он, казалось, сгинул в бюрократических пучинах. Прошло лето, благонравные и добропорядочные россияне одобрили обнуление и кучу сопутствующих изменений, в Беларуси произошли президентские выборы, а легендарный документ тем временем вновь вернулся в повестку дня. До конца октября он должен быть представлен президенту России Владимиру Путину, по нему идут экспертные заседания и проектные сессии — и в какой-то момент он все же стал достоянием общественности. И увидел я в нем много интересного и познавательного.

Стоит отметить, что я уже неоднократно разбирал историю российских хитрых экономических и не только планов, программ и проектов — к примеру, здесь и здесь. Вердикт во всех случаях был одинаков: замах совершается огромный и мощный, но реализация, мягко говоря, оставляет желать лучшего. С чем это связано, смотреть надо в каждом конкретном случае, тем более что официально эту работу никто не делает, поскольку признавать провалы совсем не в российской политической традиции; здесь, кстати говоря, можно вспомнить и путинское обещание никогда не повышать пенсионный возраст, пока он президент. Все это вместе оставляет обширное поле для насмешливых вопросов — мол, как там насчет обещанной к 2020 году средней зарплаты в $2,7 тыс., 25 млн высокопроизводительных рабочих мест и поступивших в войска 2,3 тыс. танков «Армата»? Сюда же можно добавить декларированное создание к 2015 году постоянной базы на Луне и начало в том же 2020-м промышленной добычи гелия-3 из лунного реголита. Но нынешний документ, похоже, имеет все шансы переплюнуть по своему замаху даже предыдущие мегазатеи.

ПОДОБНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОЖНО ДОСТИЧЬ ТОЛЬКО ПОСРЕДСТВОМ ПОЛНОГО ЗАПРЕТА ПРОДАЖИ КОНТРАЦЕПТИВОВ

План состоит из двух основных частей — перечисления основных показателей с их детализацией и перечня собственно мероприятий, призванных осуществить достижение этих показателей. Увы, по обеим частям есть довольно серьезные вопросы.

Во-первых, нельзя не отметить указанный срок. 2024 год — и затем скачок сразу в 2030 год, 10 лет от настоящего времени. Пардон, но до такого безумия не додумывались даже в Советском Союзе с его куда более закрытой (и, соответственно, менее зависимой от внешних факторов) и прогнозируемой экономикой! Пределом здесь можно считать 7-ю пятилетку, которая задумывалась, что характерно, как пятилетка, но затем изначальный план пришлось корректировать, а пятилетка превратилась в семилетку, реализовывавшуюся в 1959–1965 годах. Связано данное изменение было с тем, что по факту выяснилась невозможность выполнения заявленных планов, что экономика, достигшая пределов роста при текущем уровне технологического развития, количества и качества населения и распределения ресурсов и производительных сил, попросту не тянет намеченные показатели. Но это не останавливает: вписать по щелчку пальцев 10 лет — да пожалуйста! Можно, конечно, вспомнить притчу о Ходже Насреддине, осле, шахе, знании Корана и двадцатилетнем сроке, за который из этих троих кто-нибудь уж точно помрет, но такой подход в фундаментальном документе стоит все же считать неподходящим.

Далее, нужно отметить полный отрыв от реальности предлагаемых в плане цифр. Так, предполагается повышение коэффициента рождаемости (число рождений на одну женщину) с 1,527 в 2020 году сразу до 1,725 в 2023 году. Простите, как такое возможно? Для справки: такое же увеличение произошло за 7 лет, в 2002–2008 годах, но тогда в фертильный возраст вовсю входило достаточно многочисленное поколение «детей перестройки», а экономика, обусловленная ростом цен на основные экспортные продукты (нефть и газ), неудержимо шла вверх. Что из этого есть и ожидается сейчас? Правильно — ничего. Хуже того, к 2030 году данный показатель должен достичь 1,822 — позднесоветского уровня, который не повторялся уже никогда и был в свое время обусловлен мощными мерами поддержки одиноких матерей и, самое главное, перестроечными надеждами на новую, богатую и лучшую жизнь. Полагаю, подобных показателей можно достичь только посредством полного запрета продажи контрацептивов и неиллюзорными уголовными сроками за проведение абортов.

В-третьих, цифры в плане зачастую не бьются между собой. К примеру, до 2030 года предполагается уполовинить уровень бедности, снизив его с 13,3% до 6,5%. Похвально, никто не спорит, но при этом уже с 2022 года реальный размер пенсий (тех самых, сообразно новым поправкам индексируемых ежегодно) будет, согласно плану, расти на целых 0,4–0,6% в год. Рискну предположить, что этого категорически не хватит. Сюда же можно добавить картинку с реальными располагаемыми денежными доходами населения — выхода на рост в 2,5% годовых после 7 лет стагнации и падений будет явно недостаточно. Сверху можно приложить рост ввода жилья — с 76 млн кв. метров в 2017 году он должен возрасти до 98 млн квадратов в этом году с выходом на уровень 120 млн кв. метров к 2024-му и далее. Отлично, просто отлично, но кто это будет покупать при тех же самых стагнирующих доходах, которые даже до уровней 2013 года, не говоря уже о росте за него, доберутся неизвестно когда? Увы, они, по последним уточнениям Росстата, снижались с 2014 по 2017 год, в 2018-м показали околонулевой рост (+0,1%), по итогам 2019 года выросли на 1% в годовом выражении и гарантированно покажут жесткий спад по итогам этого года.

ПЛАН НИКАК НЕ ПРИВЯЗЫВАЕТСЯ К ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ С БЮДЖЕТОМ

Любопытно, кстати, что период с 2024 по 2030 год никак не прописан, целевых показателей на промежуточные годы не установлено. Хотя это, вероятно, и к лучшему, поскольку, по моему мнению, были бы попросту взятые с потолка числа.

Со второй частью — мероприятиями — картинка, в общем, такая же. Достаточно сказать, что в этом списке практически нет цифр (за исключением дат), фактически они не являются исчислимыми. «Осуществление методической помощи педагогическим работникам», — выделено красным, относится к общенациональному плану… но что за этим стоит? О чем вообще речь? Еще пример: «Расширение  программы  грантовой  поддержки  творческой  деятельности организаций отдельных видов искусств». Отдельно поразил бюрократический кадавр «создание системы роста субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на стимулирование их масштабирования и улучшение показателей деятельности». Кроме того, заметное количество декларированных мер ссылается на достижение либо же превышение некоторого базового нормативного уровня: «Увеличение  размера  страховой  пенсии  по  старости  неработающих пенсионеров до целевых значений». Кто и как определяет эти целевые значения — тайна сия велика есть. Более-менее конкретные меры есть, впрочем, в инфраструктурном блоке, но даже и там прописано и вполне внятное строительство обходной дороги вокруг Тольятти с мостом через Волгу, и бессмысленно-абстрактное «развитие  железнодорожной  инфраструктуры в Центральном транспортном узле».

Наверное, хватит. Увы, это не план, а корявый эклектичный внутренне противоречивый набор задорных хотелок и слабо проработанных мер, и сомнительно, что он заметно изменится в лучшую сторону к моменту представления президенту. Замечу, кстати, что данный план вообще никак не привязывается к текущей ситуации с бюджетом. Так, на днях было заявлено о необходимости компенсировать дыру в бюджете из кубышки ФНБ, и из этого простого факта можно сделать предварительный вывод, что режим жесткой экономии на федеральном уровне продляется минимум до конца 2021 года, а то и дальше, и это не может не отразиться на трансферах в бюджеты регионов. С другой стороны, буквально два дня назад минтранс выступил с инициативой сделать к 2035 году платными для автомобилистов вообще все дороги в стране, обещая скомпенсировать это бесплатным общественным транспортом. Что-то подсказывает, что вероятность реализации такой идеи (в первой ее части) достаточно высока.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции