В планах — активный рост и развитие, причем чем дальше, тем оптимистичнее. Но пока ситуация в Татарстане, как и в России в целом, крайне напряженная В планах активный рост и развитие, причем чем дальше, тем оптимистичнее. Но пока ситуация в Татарстане, как и в России в целом, крайне напряженная Фото: president.tatarstan.ru

ВВП страны сократился на 3,8%, ВРП РТ — на 1,5%

«Вынужденный режим жестких ограничений в части самоизоляции, приостановления деятельности предприятий отразились на темпах развития в целом по стране. В большинстве секторов экономики зафиксированы отрицательные значения. В обрабатывающем падение составило 2,5 процента, при этом отмечено серьезное негативное воздействие на производство металлов и транспортных средств. Добыча полезных ископаемых упала на 6,6 процента, в результате чего сократилась доходная часть бюджета», — констатировал сегодня премьер-министр РТ Алексей Песошин, открывая заседание кабмина РТ по прогнозу консолидированного бюджета РТ на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

Спикер отметил, что данный прогноз сформирован на основе базового варианта сценарных условий развития российской экономики, прогнозных данных отраслевых министерств и ведомств, муниципальных образований, ведущих предприятий республики. «Важно, чтобы прогноз социально-экономического развития республики был максимально реалистичным, а бюджет — уравновешенным», — заявил Песошин, передавая слово для доклада министру экономики РТ Мидхату Шагиахметову.  

Если коротко, то в планах активный рост и развитие, причем чем дальше, тем оптимистичнее. Но пока ситуация в Татарстане, как и в России в целом, крайне напряженная.

«Для мировой экономики этот год стал одним из самых сложных за последние десятилетия, снижение мировой экономики в июньском прогнозе МВФ оценивается в 4,9 процента, — начал министр издалека, напоминая, что из-за пандемии все столкнулись и с ограничением спроса, и с волатильностью на энергоресурсы, и с ОПЕК+. — По итогам января – июля ВВП страны сократился на 3,8 процента, ВРП РТ — на 1,5 процента». Шагиахметов продемонстрировал сравнительную динамику показателей в основных секторах экономики, из которой следовало, что промышленность в Татарстане в январе – июле просела лишь на 1,8% (в России — на 4,2%), а вот розничная торговля рухнула на 8% (по России — на 5,8%), а сельское хозяйство и в республике, и в целом по стране подросли на 3%.

Министр сообщил, что наибольший удельный вес в структуре экономики республики (около 50% в совокупности) занимают те сектора промышленности, где отмечается сокращение: нефтедобыча (ограничения по ОПЕК+), химпроизводство (падение общемирового спроса), машиностроение (закрытие границ и нарушения кооперационных цепочек), энергетика (сокращение деловой активности в экономике). При этом растут нефтепереработка и пищевая промышленность (их удельный вес в объеме промпроизводства составляет 30%). Общий индекс промпроизводства в республике за январь – июль текущего года составил 98,2%.

Шагиахметов отметил, что постепенное снятие ограничений улучшает показатели розничной торговли, услуг. Министр напомнил, что руководством страны и республики был предпринят комплекс мер поддержки: отсрочки по налогам и соцвзносам, реструктуризация кредитов, мораторий на проверки, продолжается выдача льготных кредитов системообразующим предприятиям, а на республиканском уровне работают программы микрозаймов и субсидии. 

«На основании данных предприятий, а также принимая во внимание действие соглашения ОПЕК+, ВРП Республики Татарстан по итогам 2020 года оценивается на уровне 2,387 триллиона рублей», — заявил министр. Напомним, по итогам прошлого года ВРП РТ достигал 2,5 триллиона.

Мидхат Шагиахметов Мидхат Шагиахметов: «Численность безработных с начала года выросла на 68 тысяч человек и на 10 сентября составляет более 78 тысяч. При этом в республике имеется более 40 тысяч вакансий» Фото: president.tatarstan.ru

Численность безработных с начала года выросла на 68 тыс. человек

А что же будет дальше? «В исходных условиях минэкономразвития отмечено, что развитие экономики характеризуется высокой степенью неопределенности, связанной с эпидемиологическими факторами и волатильностью цен на валюту и энергоресурсы», — предупредил Шагиахметов перед тем, как перейти к прогнозам. По его словам, темп роста ВРП в 2021 году прогнозируется на уровне 103,9%. Подъем экономической активности в 2021–2023 годах ожидается в первую очередь за счет увеличения объемов промпроизводства и торговли, обеспечивающих более половины ВРП в 2021-м. К тому времени, по словам министра, должно произойти наращивание нефтедобычи, повышение объемов обрабатывающих ресурсов, в том числе за счет проектов ТАИФа и «Татнефти», КАМАЗа и КАЗа, а также «Татэнерго» и Сетевой компании. В целом индекс промпроизводства, который по итогам 2020 года просел до 97,3%, в будущем году, как ожидает руководитель ведомства, должен составить 105,2%.

Так, в прогнозах подъем в сельхозпродукции (до 101,9%), пищевой промышленности (105%). Для этого нужно повышение зарплат сельхозпроизводителям, которые пока отстают от среднереспубликанских на 35%. В строительном комплексе в следующем году тоже ждут небольшой прирост — 101%.

«В 2021–2023 годах ожидается подъем потребительской активности. Оборот розничной торговли прогнозируется в интервале 102,1–102,5 процента. Все большую долю занимает электронная торговля: с открытием распредцентров Татарстан становится важным логистическим хабом, для предприятий республики открываются новые возможности продвижения продукции», — говорил Шагиахметов, отмечая важность экспорта продукции и импортозамещения.

«Необходимо обеспечить рост инвестиций в основной капитал не менее чем в 7–10 процентов по сравнению с 2020 годом, — поставил задачу министр, уточняя, что основными факторами подъема должны стать госинвестиции и создание регуляторных стимулов для роста инвестиций. — Предполагается внедрение комплекса механизмов поддержки крупных инвестпроектов, в том числе на основе ФЗ о защите капвложений». При этом Шагиахметов заверил, что минэкономики ведет работу по формированию перечня пилотных проектов, попадающих под данный закон.

Среди федеральных инициатив — перезапуск институтов развития для создания новых инструментов поддержки. По словам министра, институт ТОСЭРов доказал свою эффективность: инвестиции почти в 2 раза превышают сумму налоговых преференций. В 2021–2023 годах планируется создать на таких территориях еще 6 тыс. рабочих мест и привлечь в экономику 22 млрд рублей инвестиций. 

Шагиахметов обратил внимание, что республика во многом зависит от уровня развития МСБ: он обеспечивает более четверти ВРП экономики. Оборот сейчас составляет 1,5 трлн рублей, а к 2023 году должен вырасти до 1,7 трлн (численность занятых, включая ИП и самозанятых, должна увеличиться с 598 тыс. до 661 тыс. человек). Для этого надо развивать инфраструктуру, в том числе промплощадки.

Закончил министр социалкой: спрогнозировал рост зарплаты до 103% к 2023 году. Впрочем, индекс потребительских цен составит 104%, но ключевая задача — повышение занятости населения. «Численность безработных с начала года выросла на 68 тысяч человек и на 10 сентября составляет более 78 тысяч. В сентябре наблюдается снижение регистрируемой безработицы в целом по республике. Анализ состава безработных показал, что каждый второй длительное время не работал или пришел с серого рынка труда, при этом в республике имеется более 40 тысяч вакансий», — сказал Шагиахметов, выразив надежду на снижение безработицы к концу года. 

Радик Гайзатуллин Радик Гайзатуллин: «В ближайшие три года мы вернем порядка 947 миллионов рублей. Сумма возврата кредитов в федеральный бюджет была уменьшена в результате проведенной работы по реструктуризации» Фото: president.tatarstan.ru

ТАТАРСТАН ЖДЕТ 849 МЛРД ДОХОДА В БЛИЖАЙШИЕ ТРИ ГОДА

О формировании бюджета отчитался министр финансов РТ Радик Гайзатуллин. Он уточнил, что формирование доходной части бюджета на 2021 год и плановый период 2022–2023 годов осуществлялось в соответствии с «базовым» вариантом минэкономразвития России и основных показателей социально-экономического развития Татарстана на 2021–2023 годы, разработанных минэкономики РТ. Одновременно в прогнозе учтены принятые в настоящее время изменения федерального законодательства.

По итогам 8 месяцев 2020-го исполнение доходов консолидированного бюджета Татарстана составило 201,5 млрд рублей (в 2018-м — 194,6 млрд, в 2019-м — 211,6 млрд), из которых 157,4 млрд — налоговые и неналоговые доходы, а 44,1 млрд — безвозмездные поступления. Снижение по налогу на прибыль консолидированного бюджета Татарстана за 8 месяцев текущего года — 32,6 млрд рублей. Для сравнения: по Москве — 85,2 млрд, Ямало-Ненецкому округу — 47,5 млрд, Башкортостану — 14,3 миллиарда.

«В целях формирования прогнозных назначений по налоговым доходам проводилась работа на уровне отраслевых министерств республики. Была проанализирована информация по налоговым платежам порядка 400 крупнейших и прочих организаций. По итогам данной работы 25 августа проведено итоговое совещание с основными налогоплательщиками с участием президента республики», — сообщил Гайзатуллин.

Поступление налога на прибыль в 2021 году определяется в размере 77 млрд рублей. Поступление налога на доходы физических лиц прогнозируется в размере 81,5 миллиарда. Прогноз поступления акцизов в 2021-м — 41,2 млрд рублей, из которых акцизы на алкоголь — 10 млрд, на пиво — 12 млрд, на нефтепродукты — 18,7 миллиарда. В 2022 году ожидается 43,4 млрд рублей поступления акцизов, в 2023-м — 42,6 миллиарда. Налог на имущество организаций в 2021-м прогнозируется в размере 26 млрд рублей, в 2022-м — 27,2 млрд, в 2023-м — 28,4 миллиарда.

Прогноз по земельному налогу согласован со всеми муниципальными районами и городскими округами на основе налоговой отчетности и баланса земель. Поступления ожидаются в размере 7,7 млрд рублей. Поступления транспортного налога в 2021 году оцениваются в 5,5 миллиарда. Поступление по налогам на совокупный доход прогнозируется в размере 12,5 миллиарда. Налог на имущество физлиц, полностью зачисляемый в бюджеты муниципальных образований, оценивается в 2,1 млрд рублей с учетом ограничений, вводимых федеральным законодательством по ежегодному росту размера налога по объекту налогообложения.

Неналоговые доходы консолидированного бюджета ожидаются в размере 16,8 млрд рублей. Сюда включены доходы от аренды и продажи земли и имущества, штрафы, экологические платежи и др. Штрафы за нарушение правил безопасности дорожного движения относятся к источникам формирования дорожного фонда.

Общий объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета на 2021 год прогнозируется в размере 271,9 млрд рублей, на 2022-й — 283 млрд, на 2023-й — 294,1 миллиарда.

Рустам Минниханов (в центре): «Надо этот год нам вырулить, но следующий год будет непростой. Сразу предупреждаю, что какие-то хотелки…» Рустам Минниханов (в центре): «Надо этот год нам вырулить, но следующий будет непростым. Сразу предупреждаю, что какие-то хотелки…» Фото: president.tatarstan.ru

РАСХОДЫ СТАНУТ «ТЯЖЕЛЕЕ» НА 11 МИЛЛИАРДОВ

Минфин РТ составил прогнозы по расходам на 2021–2023 годы бюджета республики, 45 бюджетов муниципальных районов и городских округов, 911 бюджетов поселений, образующих консолидированный бюджет. Все бюджеты муниципальных образований прогнозируются бездефицитными.

Ожидается, что зарплата в органах государственного и муниципального управления в 2021–2023 годах останется на уровне 2020-го. Расходы по публичным обязательствам (денежные выплаты населению) каждый следующий год будут расти на 4%. То же со стипендиями, продуктами питания и медикаментами, коммунальными услугами.

В плановом бюджете на 2021 год первоочередные, социально значимые и текущие расходы составят около 77% от общего объема расходов. В структуре расходной части, по словам Гайзатуллина, предусмотрены средства на повышение зарплаты до средней в экономике отдельных категорий работников бюджетной сферы, а также учтено повышение МРОТ. Отличительная особенность бюджета на следующий год — его рост по расходам по сравнению с 2020 годом на 11,6 млрд рублей.

Расходы на экономику запланированы в объеме 80,7 млрд рублей, ЖКХ — 10,3 млрд, охрану окружающей среды — 573 млн, здравоохранение — 69 млрд, социальную политику — 37,7 млрд, социальную поддержку населения — 16 млрд, культуру и кинематографию — 10,3 млрд, физическую культуру и спорт — 5,9 млрд, СМИ — 1,5 млрд (из них на периодическую печать пойдет 613 млн).

Расходная часть консолидированного бюджета без учета федеральных средств на 2021 год прогнозируется в объеме 274,8 млрд рублей, на 2022-й — 286,1 млрд, на 2023-й — 297,3 миллиарда.

Государственный долг Татарстана на 1 сентября 2020 года составил 95,9 млрд рублей (на 1 сентября 2019-го — 95 млрд). 84,3 млрд — это кредиты из федерального бюджета, а 11,6 млрд — государственные гарантии РТ.

По словам Гайзатуллина, предусмотрен возврат кредитов в федеральный бюджет в сумме 286 млн рублей. «В ближайшие три года мы вернем порядка 947 миллионов рублей вместо ранее предусмотренных 10,1 миллиарда, — сообщил глава минфина РТ. — Сумма возврата кредитов в федеральный бюджет в 2021–2023 годы была значительно уменьшена в результате проведенной работы по реструктуризации, заключающейся в переносе сроков возврата на более поздние». Дефицит консолидированного бюджета в 2021-м составит 2,9 млрд рублей, в 2022-м — 3,1 млрд, в 2023 — 3,2 миллиарда.

Итоги подвел Минниханов. «Этот год у нас очень сложный. Уже у нас 33–34 миллиарда минусом. Такого не случалось. Я давно работаю уже. Были сложные времена у нас, [напряженные] моменты, но так сильно мы не падали. Доходная часть бюджета очень напряженная, не секрет, что около 2,9 миллиарда рублей у нас дефицит. Поэтому надо хорошо и над доходной базой поработать, и над покрытием дефицита — недоимка у нас большая. Нужно посмотреть, какие расходы можем снять, инвестпрограмма окажется на уровне 2018 года. Необходимо программы постараться оставить все, но по объемам посмотреть», — заявил президент, попросив муниципалитеты проанализировать прогнозные цифры и принимать решения в рамках данных параметров. «Никаких самовольных решений. Если у вас доходы появятся, они ваши, никто на них не претендует. Будем работать исходя из таких параметров», — предупредил глава республики. 

«Надо этот год нам вырулить, но следующий станет непростым. Сразу предупреждаю, что какие-то хотелки… Столько капвложений, как в этом году, — к столетию мы очень много сделали — таких возможностей не появится. Нужно года два, если все нормально будет, тем более что есть некие движения в части увеличения налоговой нагрузки на нефтяную отрасль, что тоже чревато», — подчеркнул Минниханов, еще раз обратив внимание на то, что предстоит очень напряженная работа.