Спустя почти два года с известия о закрытии заводов Ford в Набережных Челнах и Всеволожске, предприятия выставили на открытую продажу Спустя почти два года, прошедших с известия о закрытии заводов Ford в Набережных Челнах и Всеволожске, предприятия были выставлены на открытую продажу Фото: president.tatarstan.ru

«мы рассчитываем на инвесторов, которые будут сдавать эти объекты в аренду»

Спустя почти два года, прошедших с известия о закрытии заводов Ford в Набережных Челнах и Всеволожске, предприятия были выставлены на открытую продажу. Накануне соответствующую информацию «Деловому Петербургу» подтвердили в подразделении международной консалтинговой компании Knight Frank, расположенном в Северной столице. Компания подписала договор с ЗАО «Форд Мотор Компани» и стала эксклюзивным брокером по продаже. 

Продается оба комплекса — во Всеволожске и Набережных Челнах. Ford-Sollers в Елабуге продолжает работу. Имущественный комплекс в Татарстане включает в себя 39 объектов общей площадью 130,2 тыс. кв. м, в том числе производственные, складские, административные здания и земельные участки общей площадью 816,8 тыс. кв. метров. «Основные производственные и складские объекты были построены в 1998 и 2002 годах и частично реконструированы в 2006, 2014–2015 и 2017 годах. Комплекс использовался для сборки легковых автомобилей Ford до середины 2019 года», — говорится в пресс-релизе Knight Frank.

Имущественный комплекс в Татарстане включает в себя 39 объектов общей площадью 130,2 тыс. кв. м. Имущественный комплекс в Татарстане включает в себя 39 объектов общей площадью 130,2 тыс. кв. метров Фото: president.tatarstan.ru

Там же цитируется позиция гендиректора Knight Frank Saint-Petersburg Николая Пашкова, который  выражает надежду на то, что предложение вызовет интерес на рынке, но он не уверен, что предприятиям удастся сохранить «автомобильный» профиль. «В соответствии с нашим опытом мы рассчитываем на инвесторов, которые после приобретения будут сдавать эти объекты недвижимости в аренду», — говорит Пашков. По его мнению, и в Петербурге, и в России сейчас есть спрос на индустриально–складскую недвижимость высокого качества.

По мнению директора департамента финансовых рынков и инвестиций Colliers International Анны Сигаловой, которое, в свою очередь, приводит «Деловой Петербург», общая стоимость обеих площадок может составить 2,7 млрд рублей. Объект во Всеволожске Сигалова оценивает в 1,5 млрд, соответственно, челнинское предприятие будет выставлено за 1,2 млрд рублей. Собеседница издания полагает, что имущественный комплекс в Татарстане — это проект на территории с низкой инвестактивностью, а срок экспозиции и ликвидность объекта вызывают сомнения. В пресс-службе Knight Frank нашему изданию сообщили, что цена предприятий не раскрывается. 

Вячеслав Зубарев: «Все прогнозы говорят о том, что рынок автомобилей не предполагает роста в ближайшем будущем» Вячеслав Зубарев: «Все прогнозы говорят о том, что рынок автомобилей не предполагает роста в ближайшем будущем» Фото: «БИЗНЕС Online»

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» председатель совета директоров ГК «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев заметил: «Максимальной цены за челнинский завод сейчас не получить». «Все прогнозы говорят о том, что рынок автомобилей не предполагает роста в ближайшем будущем, — говорит Зубарев. — Но если Ford выставил завод на продажу, значит, руководство компании правильно все оценило, они умеют считать деньги. Значит, этот вариант [продажи завода] оптимальный. Мы не знаем, что стало причиной принятия решения о продаже, наверное, изменение в видении перспектив предприятия, изменение стратегии компании».

Кто может купить челнинский завод? «Самое логичное предположение — его купит автопроизводитель, — говорит собеседник издания. — Завод неплохой, он хорошо оснащен и находится в хорошем состоянии, но вопрос в том, что на нем изготовлять и кто из производителей автомобилей сейчас испытывает дефицит в производственных мощностях».

О планах компании Ford закрыть два российских завода и сократить гамму выпускаемых моделей стало известно в январе 2019 года. Заводы перестали функционировать в середине 2019 года О планах компании Ford закрыть два российских завода и сократить гамму выпускаемых моделей стало известно в январе 2019 года. Заводы перестали функционировать в середине 2019 года Фото: «БИЗНЕС Online»

от «ОКИ» до Ecosport

Первым автомобилем, который выпускался на территории современного завода Ford-Sollers, была «Ока». Завод малолитражных автомобилей был основан в 1987 году как дочернее предприятие ОАО «КАМАЗ» и занимался производством микролитражного автомобиля «ВАЗ-11113», массовый выпуск которого предполагался на Елабужском заводе легковых автомобилей. Однако там выпуск машин так и не наладили. Пробная модель «Оки» сошла с конвейера в декабре 1994 года, а впоследствии структурное подразделение КАМАЗа, выпускавшее автомобиль, было реорганизовано в Завод микролитражных автомобилей (ЗМА). Последняя «Ока» сошла с конвейера завода 19 мая 2006 года. 

СП Ford-Sollers было организовано на паритетных началах Ford и Sollers Вадима Швецова в 2011 году для выпуска в России автомобилей Ford. До этого, в 2009 году, в самый разгар кризиса, появилась информация о создании Sollers и итальянским Fiat совместного предприятия. Но зимой 2011 года стало известно, что Sollers отказывается от планов создавать в Набережных Челнах совместное производство автомобилей с итальянцами. Затея совместного производства на 500 тыс. автомобилей в год рухнула, несмотря на поддержку президента Владимира Путина, который на подписание бумаг лично прилетал в Челны. Вместо совместного с итальянцами производства российская автокомпания образовала СП с Ford, которое начало работать в конце 2011 года.

Завод СП Ford-Sollers во Всеволожске мощностью более 160 тыс. автомобилей в год выпускал седаны, хетчбэки и универсалы Ford Focus, седаны Ford Mondeo. Мощность завода в Набережных Челнах — 110 тыс. штук, здесь выпускались компакт-кроссоверы Ford EcoSport, а также хетчбэки и седаны Ford Fiesta. На втором заводе Ford в Татарстане — в Елабуге — производились кроссоверы Ford Explorer и Kuga, легкие коммерческие автомобили Transit, мощность производства составляла 85 тыс. машин в год. Также в «Алабуге» производят двигатели объемом 1,6 л, используемые для производства моделей Fiesta, Focus и EcoSport. В создание производства, запущенного в сентябре 2015 года, было инвестировано $275 миллионов.

О планах компании Ford закрыть два российских завода и сократить гамму выпускаемых моделей стало известно в январе 2019 года. Производственные мощности перестали функционировать в середине 2019 года, выпуск двигателей также прекратился в ОЭЗ «Алабуга» в Татарстане, но в Елабуге продолжилось производство грузовых фургонов Ford Transit, где Sollers владеет 51% в уставном капитале СП.

СП Ford-Sollers было организовано на паритетных началах Ford и Sollers Вадима Швецова в 2011 году для выпуска в России автомобилей Ford СП Ford-Sollers было организовано на паритетных началах Ford и Sollers Вадима Швецова в 2011 году для выпуска в России автомобилей Ford Фото: president.tatarstan.ru

«ПРИДЕТСЯ ПРЕДПРИНИМАТЬ УСИЛИЯ И АДМИНИСТРАЦИИ РЕГИОНА»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты высказались о том, удачное ли время для продажи своих заводов выбрал Ford.  

Алексей Калачев — аналитик ГК «Финам»:

— Время экспозиции будет достаточно длительным, а цена может быть несколько снижена. Просто сейчас в экономике не самое лучшее время, особенно в обрабатывающих отраслях, в том числе и у автопроизводителей. Сейчас, конечно, рынок показывает рост, но он большей частью обусловлен отложенным спросом, потому что, во-первых, рынки были закрыты два месяца, а во-вторых, данный рост был поддержан расширением программы льготного кредитования. Надолго ли хватит этого запала, пока сказать сложно.

Возможно, на этом заводе разместятся китайские производители, которые сейчас очень наращивают продажи в России. Может, они сочтут здесь для себя привлекательной локализацию какой-либо сборки. Если там большие складские помещения, ими, как логистическим центром, может заинтересоваться любая другая промышленная компания. Я пока не могу сказать, какая, потому что не вижу сейчас какого-то мощного роста. Экономика не в стадии бума, когда хватают все, что свободно. Сейчас скорее избыток предложений на рынке. Поэтому я думаю, что эта продажа произойдет, вероятно, нескоро. Придется предпринимать усилия и администрации региона и самого Sollers по поиску инвестора, который бы этим предложением заинтересовался. То есть под лежачий камень вода не потечет, его надо будет искать.

Если же не смогут найти покупателя на весь завод целиком… Работающее производство, которое можно наладить именно для автомобильной сборки, имеет одну цену, более высокую, а распродажа завода по частям никому не выгодна. Не надо с этим торопиться.


Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»:

— Будет ли спрос на данный завод? В России общая суммарная емкость производственных мощностей всех автомобильных заводов разного цикла составляет около 3,5 миллиона машин в год. В прошлом году было продано 1 миллион 750  тысяч автомобилей. Из них некоторая часть, хоть и небольшая, 10–15 процентов — импортная. То есть мы уже имеем переизбыток мощностей на данный момент в два раза. А по этому году будет еще хуже — я думаю, мы и 1,5 миллиона не продадим. Поэтому ответ на вопрос о том, подходящее ли время (для продажи — прим. ред.), — неподходящее. 

С другой стороны, если вам этот актив не нужен, если он превращается в пассив, то, конечно, от него надо избавляться, потому что ничего хорошего он вам не принесет, только лишние расходы. И здесь, как ни странно, теоретически могут найтись покупатели. Это могут быть либо какие-то государственные структуры, которые станут использовать завод для сборки Aurus, например. Или китайцы. У нас на данный момент в стране единственный завод, в Тульской области, который принадлежит китайскому бренду Haval. Это предприятие, которое тоже переразмерено, которое начинали строить шесть лет назад, в прошлом году они его запустили, и он тоже переразмеренный, но они вынуждены жить тем, что есть, потому что вложены большие деньги и так далее. Все другие китайские производители привозят нам машины либо из Китая, либо из Беларуси, как Geely. Поэтому у китайцев есть потенциальная заинтересованность. Она, может быть, и не реализуется, потому что завод продают за приличные деньги. Кроме того, в него нельзя войти завтра, после покупки, и тут же начать выпускать автомобили. Тоже потребуется какое-то время, какая-то минимальная реорганизация, какие-то дополнительные оснащения оборудованием исходя из того, что там будет конкретно собираться. И покупать завод такой мощности, если вы, к примеру, продаете 10 тысяч машин в год, или 20 тысяч машин в год, вроде бы тоже нет смысла. Но китайцы отличаются тем, что они умеют и готовы играть вдолгую, прямо совсем вдолгую. Они очень часто мыслят категориями не на год, не на два, не на пять лет, а, условно говоря, десятилетиями или столетиями. «Мы купим или построим, а там, лет через 10 или 20 нас это куда-то выведет». Они готовы вкладывать деньги, причем довольно рискованно. Поэтому однозначного ответа [произойдет ли эта продажа] нет. Время для реализации неподходящее, но при этом, как ни странно, покупатель может найтись.

Цена завода — предмет торгов. Все, что выставляется за такие деньги, не значит, что за такие деньги будет продано. Выпускать там можно практически все, потому что там выпускались разные автомобили разного размера. Поэтому, если любой современный производитель легковых автомобилей купит данную площадку, в автосборочной части будет удовлетворен полностью