Ленар Ахметов: «Где-то прекращено автобусное движение, в другом городе автобусы большого класса ушли с рейса, а малого класса не справляются со своей работой. Нижнекамск в этом вопросе не исключение» Ленар Ахметов: «Где-то прекращено автобусное движение, в другом городе автобусы большого класса ушли с рейса, а малого класса не справляются со своей работой. Нижнекамск в этом вопросе не исключение» Фото: Олег Спиридонов

НА ДОЛЮ ВАХТОВЫХ ПЕРЕВОЗОК В ПРОМЗОНУ ПРИХОДИТСЯ 46%

В Нижнекамске накануне на заседании общественного совета города представили экспертное решение НИИ территориального развития транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга — одного из ведущих институтов в этой области. Эксперты предложили свои решения по улучшению работы общественного транспорта Нижнекамска. Сейчас одно из их предложений прорабатывается более детально.

«Тема общественного транспорта актуальна во многих городах России и Татарстана, — начал свое выступление куратор транспортной темы, замруководителя исполкома города Ленар Ахметов. — Мы даже проводили сравнительный анализ соседних городов — где-то прекращено автобусное движение, в другом городе автобусы большого класса ушли с рейса, а малого класса не справляются со своей работой. Нижнекамск в этом вопросе не исключение».

Жители Нижнекамска активно жалуются на работу общественного транспорта последние пять лет. Причем проблема существовала и ранее, но ее удавалось решать точечными мерами, например, в 2014 году в город за счет субсидий пригласили водителей из Средней Азии. Но, как только программу свернули, они покинули город нефтехимиков. В итоге работать на имеющихся у местного ПАТП автобусах стало некому. С тех пор ситуация только усугубляется — соцсети и «Народный контроль» пестрят жалобами жителей на часовые ожидания автобусов на остановках и переполненные в час пик салоны. Стоит отметить, что на тот момент в городе работал лишь один перевозчик — Нижнекамское ПАТП. Еще одна транспортная компания, Нижнекамское ПАТП-1, тогда обслуживала межмуниципальные перевозки и вахты. Также своими ТК владеют промышленные предприятия Нижнекамска, но они обслуживают исключительно вахтовые сообщения.

Жители Нижнекамска активно жалуются на работу общественного транспорта последние пять лет Жители Нижнекамска активно жалуются на работу общественного транспорта последние пять лет Фото: e-nkama.ru

Источниками накопившихся проблем Ахметов назвал высокий уровень автомобилизации, отсутствие рентабельности маршрутов, господдержки и бизнеса как такового. В городе были и капитальные ремонты дорог, и попытки смены подрядчиков, проходили разного рода социальные акции, проводили субсидирование местных перевозчиков. «Мы наладили взаимодействие с „Яндекс.Транспортом“, где приложение в режиме онлайн предоставляет информацию о трамваях и автобусах, чтобы люди просто так не стояли на остановках. Все эти меры лишь снизили остроту вопроса, но глобально его не решили», — отметил Ахметов.

В городе была проведена работа по построению эффективной системы общественного транспорта совместно с экспертами питерского НИПИ ТРТИ. Прошли комплексные исследования пассажиропотоков на 32 остановочных узлах в будние и выходные дни, а также провели социологические опросы. Результаты показали, что основу доходной части пассажирских перевозок составляют поездки «с трудовыми целями», т. е. на работу. В Нижнекамске за них отвечают вахтовые перевозки на промзону. Как оказалось, на их долю приходится 46% от общего объема пассажирских перевозок.

«Так как данные перевозки выполняются заказными маршрутами, муниципальные, беря на себя нагрузки по доставке льготников, несут убытки в десятки миллионов рублей в год, — объяснил Ахметов. — В сфере заказных перевозок сложилась уникальная обстановка: не люди ждут автобусы, а машины ожидают народ, тогда как на городских маршрутах пассажиры ждут по часу».

Результаты показали, что основу доходной части пассажирских перевозок составляют поездки «с трудовыми целями», т. е. на работу. В Нижнекамске за них отвечают вахтовые перевозки на промзону Результаты показали, что основу доходной части пассажирских перевозок составляют поездки «с трудовыми целями», т. е. на работу. В Нижнекамске за них отвечают вахтовые перевозки на промзону Фото: Олег Спиридонов

ТРИ ВЫХОДА ИЗ СИТУАЦИИ

Питерские исследователи предложили три пути, чтобы выйти из этой ситуации. Первый рекомендуемый вариант — объединение вахтовых и муниципальных маршрутов в единую муниципальную сеть. Забегая вперед, скажем, что на нем город и остановился.

Согласно второму варианту, подвоз работников на предприятия осуществлялся бы экспресс-трамвайными и автобусными муниципальными маршрутами от транспортно-пересадочных узлов. «Этот вариант тоже обсуждался, он был интересен для перевозчиков. Но у него есть два больших минуса, которые его перечеркивают. Это большие затраты на создание необходимой транспортной инфраструктуры и немалое количество пересадок, что неприемлемо для Нижнекамска», — уточнил Ахметов.

Третий вариант питерский институт разделил на два — 3«А» и 3«Б». По первому все осталось бы без изменений, корректировалась бы лишь маршрутная сеть внутри города. Однако, чтобы общественный транспорт в городе работал эффективно, необходима субсидированная поддержка в размере 723 млн рублей в год. Таких денег у города нет. По второму — все также осталось бы без изменений, никаких субсидий. Но тогда нужно будет перейти на малый класс автобусов. Однако питерские исследователи считают, что это приведет к исчезновению общественного транспорта.

Сейчас идет более глубокое изучение первого варианта. Институт разобрал все детали, проработал новую маршрутную сеть. Ожидается, что интервалы во время часа пик будут составлять от трех до пяти минут. Ряд городских маршрутов претерпит изменения, они станут кольцевыми. «Реализация такого варианта будет привлекательна для всех — и для населения, и для города, и для перевозчиков, и для предприятий. Новые автобусы улучшат экологическую ситуацию, снизится нагрузка на бюджет города, в целом привлекательность Нижнекамска повысится», — отметил спикер.

«Новые автобусы улучшат экологическую ситуацию, снизится нагрузка на бюджет города, в целом привлекательность Нижнекамска повысится» «Новые автобусы улучшат экологическую ситуацию, снизится нагрузка на бюджет города, в целом привлекательность Нижнекамска повысится» Фото: Олег Спиридонов

Кроме того, Ахметов заявил, что Нижнекамск в этом году подался в рамках национального проекта «Безопасные, качественные автомобильные дороги» на обновление подвижного состава. Правительство Татарстана одобрило заявку и отправило ее в Москву, которая выделит из федерального бюджета 60% от стоимости нового транспорта. Всего на обновление состава требуется 500 млн рублей. Еще одним нововведением станет центр диспетчеризации и ответственности. Он станет работать при помощи GPS-оборудования, которое установят на автобусы. Через специальные программы будет проходить контроль за интервалами движения всех автобусов и трамваев. Сегодня уже проводится отладка системы, уточняется навигационное оборудование.

В настоящий момент завершены работы по построению эффективной маршрутной сети. В перспективе планируется приступить к реализации реформы. Как отметил Ахметов, в этом вопросе важна поддержка градообразующих предприятий — ТАИФа и «Татнефти». На их долю приходится более 90% всех вахтовых заказных перевозок.

«Сейчас ведутся переговоры, уточняются детали новой маршрутной сети. Мы уверены, что к зимнему периоду совместными усилиями мы кардинально улучшим сферу общественных перевозок в городе, — обещал Ахметов. — Что касается полной стоимости проекта, то она не рассчитывается в сумме, в деньгах. Мы в рамках предлагаемого решения не просим бюджетных средств, а перераспределяем источники оплаты транспортной работы в единую систему. На сегодняшний день в общественных перевозках в городе крутится около 600 миллионов рублей в год. Не увеличивая расходы на общественный транспорт, мы готовы предложить ту оптимизационную маршрутную сеть, которая в рамках этих же денег будет работать более эффективно».

В настоящий момент уже завершены работы по построению эффективной маршрутной сети. В перспективе планируется приступить к реализации реформы В настоящий момент уже завершены работы по построению эффективной маршрутной сети. В перспективе планируется приступить к реализации реформы Фото: Олег Спиридонов

В НИЖНЕКАМСКЕ ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ

Напомним, впервые слова о том, что в Нижнекамске проведут транспортную революцию, которая решит все проблемы, прозвучали в начале 2018 года. Тогда заявлялось, что эксперты из Санкт-Петербурга сделают анализ транспортной ситуации в городе и предложат решение. Специалистам предстояло оценить транспортную ситуацию в Нижнекамске, изучить генеральные планы проектов планировок территорий, исследовать пассажиропотоки и провести соцопрос. В итоге местные власти ожидали несколько вариантов маршрутной сети. Тогда в город приехали эксперты из Научно-исследовательского и проектного института территориального развития транспортной инфраструктуры (НИПИ ТРТИ), впрочем, выглядело это странно, потому что на тот момент еще не было тендера на проведение работ, а власти открыто заявляли, что документация тендера в разработке.

После этого в городе периодически проводились исследования работы пассажирского транспорта, привлекались студенты местного вуза — Нижнекамского химико-технологического института, которые стояли на остановках и считали количество людей в автобусах. Причем, судя по всему, работа возобновлялась несколько раз. Тендер же на исследование исполком Нижнекамского района опубликовал только в 2019 году, ожидаемо победителем стал НИПИ ТРТИ. С тех пор в городе ждали трех вариантов маршрутной сети от питерских гуру и заветное решение проблемы. К слову, тогда уже заявлялось, что, вероятнее всего, оптимизировать маршрутную сеть будут при помощи объединения городских и вахтовых направлений. В прошлом году мэр Нижнекамска Айдар Метшин, общаясь с горожанами во время прямой линии на местном телеканале, заявил, что вопрос с транспортом решится в течение двух лет, т. е. к 2021 году.

На этом фоне стоит упомянуть проблемы главного городского перевозчика Нижнекамского ПАТП, которое возглавляет Юрий Иванов. Так сложилось, что Нижнекамское ПАТП долгое время было единственным перевозчиком на городских маршрутах. В начале 1990-х в городе работало одно-единственное муниципальное предприятие — ПАТП, которое возило и по городу, и по району, и на дачи, и по межгороду. Потом фирма разделилась на две частные — ООО «Нижнекамское ПАТП» и АО «Нижнекамское ПАТП-1» (специализируется на междугородных перевозках). О причинах сохраняющейся монополии на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» рассказывал мэр города. По его словам, сторонние перевозчики приходили в Нижнекамск и просили «жирные» маршруты по центральным проспектам, при этом совсем не интересуясь судьбой окраин города.

Так сложилось, что «Нижнекамское ПАТП» — долгое время было единственным перевозчиком на городских маршрутах Так сложилось, что Нижнекамское ПАТП долгое время было единственным перевозчиком на городских маршрутах Фото: «БИЗНЕС Online»

В итоге предприятие Иванова из года в год фиксировало миллионные убытки, восполняя их за счет республиканских дотаций. Иванов утверждает, что городские перевозки при существующих тарифах не могут быть рентабельными либо проезд должен стоить в районе 50 рублей — это при условии, что вообще не станет никакой бюджетной подпитки. В такой ситуации компания сможет выполнить все требования по интервалам движения — 5–6 минут, количеству автобусов, водителей и кондукторов. Однако Иванов указывал на другое решение, которое заложено в принятом в 2015 году №220-ФЗ «О пассажирских перевозках». Закон предусматривает работу транспортных компаний в городе по контракту с муниципалитетом. Иными словами, сначала город оплачивает транспортнику контракт по нормативным затратам, а не фактическим, когда компания экономит на всем. А деньги, собранные за билеты с горожан, идут уже в бюджет. «Пассажирские городские перевозки во всем мире убыточны. Если есть требования к качеству перевозок, интервалу движения, экологичности автобусов, то должна быть определена и максимальная цена контракта. В Москве перевозчики зарабатывают, в Питере тоже, потому что там работает 220-й закон, есть начальная максимальная цена контракта. Они позволяют себе электробусы за 40 миллионов рублей за штуку», — рассказывал Иванов «БИЗНЕС Online» годом ранее.

По словам Иванова, для Нижнекамска такой контракт на год оценивается в 630 млн рублей, а это более 10% от бюджета. Поэтому, само собой, власти без удовольствия слушают подобные заявления и больше надеются на транспортную реформу.

Напомним также, что в прошлом году монополию Иванова в Нижнекамске разбавило Нижнекамское ПАТП-1 — компания взяла на себя один маршрут, однако показала убыток в первый же месяц. В 2020-м впервые тендер на дачные перевозки выиграла компания из Набережных Челнов — ИП Валиуллин Р.Н. До этого направление обслуживала компания Иванова и, по сути, закрывала на дачных маршрутах убытки от городских перевозок.