ЭКСПЕРТЫ «БИЗНЕС ONLINE» СЧИТАЮТ, ЧТО 2008 ГОД НАУЧИЛ БИЗНЕС БЫТЬ ГОТОВЫМ КО ВСЕМУ

На этой неделе холдинг "РОМИР" опубликовал исследование, согласно которому число россиян, считающих, что второй волны мирового кризиса избежать не удастся, за год увеличилось в 1,4 раза - до 53%. Журналисты «БИЗНЕС Online» спросили у экспертов и представителей бизнес-сообщества РТ, опасаются ли они повторения событий 2008 года.

Ирек Файзуллин - министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ:

- Строители кризис не ощущают. Сегодня ситуация показывает, что наши строители работой обеспечены будут. И потом, если говорить о кризисе, то он обязательно придет, поэтому давайте о нем даже говорить не будем. Просчитывать всё должны специалисты, финансисты должны вести грамотную политику по расходам. Министерство финансов ведь сумело воспользоваться тем, что у нас была высокая цена на нефть. Это снизило последствия для страны.

Альберт Бикбов - генеральный директор ООО «НэоТрейд»:

- Банки в Москве уже сокращают лимиты, поднимают ставки по депозитам, чтобы поднять ликвидность, начинают увольнять персонал. Но то, что происходит сейчас, – не кризис, а только его преддверие. Кризис начнётся, когда что-то произойдет: будет объявлен дефолт в Греции, ухудшится ситуация в испанских и итальянских банках. Мы как компания к надвигающему кризису готовимся заранее, так как мы очень сильно зависим от курса доллара. И мы прекрасно понимаем, что если события будут развиваться по худшему сценарию, правительство вряд ли будет удерживать курс доллара. Мы стараемся усилить сегмент продаж. И если доллар резко рванет, мы будет перепрофилироваться на другие виды деятельности.

2008 год пришел из Америки, а кризис 2011 - 2012 – кризис еврозоны. Идеи как таковой. Идея изначально была утопической. Ну а если её и решили реализовать, то надо было делать и единое министерство финансов. А сейчас создали европейский центробанк, а ситуацию из-под контроля отпустили. И получили Испанию, Грецию. Сейчас нас ожидает величайший крах в истории валют, поэтому уровни экономики пострадают гораздо больше. А экономика России процентов на 7 - 8 завязана на Европе.

Единственный положительный момент – тот, что прошлый кризис был недавно. Понятно, какие отрасли будут валиться и куда можно переориентироваться.

Сергей Юшко - директор технопарка «Идея»:

- Вероятность кризиса достаточно высокая. Европа скрупулёзно готовит программы, связанные с кредитованием стран, агентства постоянно понижают рейтинги тех или иных стран Европы. Вторая волна кризиса будет более серьезной, так как затронет близлежащие рынки.

Что касается нашего предприятия, то его судьба зависит от стабильности наших резидентов. Нужно быть осторожными с компаниями, которые работают на госзаказах и бюджетных деньгах, с компаниями, которые работают с кредитными организациями, с компаниями, которые работают с крупным бизнесом. В ситуации с крупным бизнесом надо смотреть на конкретные предприятия. Многие крупные компании к кризису готовятся заранее, это тоже нужно учитывать. Газпром, Роснефть в прошлый кризис сворачивали годовые программы, многие наши компании на этом сыграли. Но многие наши компании, думаю, должны устоять, так как они не работают с бюджетом, не кредитуются, как правило, в банках, работают с теми предприятиями, которые в первую волну кризиса устояли. Плюс наши компании маленькие и мобильные. Как только они понимают, что рынок, на который они переориентировались, схлопывается, они начинают переориентироваться на другой рынок. И это быстрое принятие стратегически важных решений позволяет им также выжить.

Для наших якорных резидентов Россия является очень хорошим рынком с точки зрения резервов, поэтому они отсюда не уйдут. Кроме того, наши якорные резиденты – технологические подразделения более крупных компаний, поэтому их вряд ли коснется сокращение. Сокращение обычно касается бэк-офисов, которые направлены на сопровождение технологических процессов. Эти компании не намерены сворачивать бизнес, так как если они закроют филиалы здесь, то их бизнес накроется.

Мы также подстраховываемся. В ноябре заходит один якорный резидент, о котором мы скоро услышим. И крупные компании после первой волны кризиса просчитывают то, что их ждёт в новой ситуации.

Надежда Борисова - директор казанского филиала HeadHunter:

- В ситуации, когда идёт активное обсуждение возможного кризиса, любая компания старается делать максимально возможное, чтобы так или иначе спрогнозировать возможность влияния кризиса на бизнес. Вероятность кризиса, судя по всему, высока. И, как говорят эксперты, ситуация в экономике, которая сложилась в 2011 году, сильно отличается от кризиса 2008 года, который был вызван кризисом ликвидности. Сейчас же это обусловлено медленным восстановлением экономик, ослаблением рубля. И, на мой взгляд, инструменты, при помощи которых разрешались последствия предыдущего кризиса, в этот раз не помогут.

В настоящий момент о кризисе больше идут обсуждения, чем реально ощущаются заметные изменения в худшую сторону. Наша компания сегодня чувствует себя стабильно. А что будет дальше, покажет время.

Андрей Юдов - директор казанского филиала ОАО «ВымпелКом»:

- К кризису невозможно подготовиться, однако подсознательно люди стараются это сделать, по возможности ограждают себя от лишних рисков - с большей осторожностью относятся к инвестициям и займам, осознанней смотрят на финансовые потоки.

Кризис слабо влияет на потребности людей в сотовой связи и интернете. Своевременный обмен информацией необходим в любой экономической ситуации. Сфера телекоммуникаций не случайно считается своеобразной «голубой лагуной», где можно переждать падение.

Владимир Сидоренков – генеральный директор ЗАО «Микрон-холдинг»:

- Готовлюсь и готовлю компанию. И ко второй, и к третьей волне. И кризисы будут до тех пор, пока не будет принят нормальный закон в отношении государственных закупок – основного источника воровства. От кризиса-2008 новый кризис отличается тем, что раньше не было денег, но были люди, а теперь ни денег не будет, ни людей. Специалистов нет нигде. Поэтому страну можно подготовить только в том случае, если создать команду и подготовить антикризисную программу. В программу должны включиться все министры, а то сейчас, например, министра промышленности вообще не слышно. Есть ли у нас вообще промышленность? Без программы и таких лидеров вряд ли у нас что-то путное получится. За наших руководителей мне стыдно: развалили всё, за что взялись. Кудрин ведь не случайно ушел, он чувствует, что будет вторая волна, а нести ответственность за неё будет он. И гарантий того, что у нас будет лучше, я не вижу. Сегодня у нас, например, заказы есть, но делать их некому. Молодёжь не обучена, заводы стоят. И кризис будет, пока к власти не придут профессионалы. Какая программа у Путина? Мы её видели, слышали? Как мы преодолеем кризис? Никто ничего не знает.

Рамиль Мустафин – генеральный директор ООО «Казанский автоцентр МАЗ»:

- Наступление второй волны кризиса я чувствую, но компания к ней не готова. Сам я продовольствие уже начал складывать в подвале. Нынешняя ситуация от 2008 года отличается тем, что в 2008 году можно было обойтись малой кровью, последствия кризиса были чисто экономические. Сейчас малой кровью уже не обойтись. Включите телевизор – война идет вовсю.

Мурат Ахмеров - директор ООО «Тектум» (ТЦ «Караван»):

- Мы готовимся в том плане, что все рассрочки стараемся закрыть до конца этого года. А на следующий год, если компания рассчитывается в этом, мы предоставляем скидки. Кризис – прекрасное время для инвестирования в проблемные активы. Так как если кого-то кризис подкосил, он вынужден свои активы продавать.

Валерий Абсалямов - генеральный директор АН «Валери»:

- Нет, потому что все разговоры о кризисе – это только разговоры. Путин пока не объявлял о начале кризиса, значит, его и нет, потому что кризис в головах. У нас ведь кризис не по экономическим показателям происходит, а по объявлению президента. В кризис пока не очень верю из-за политических соображений, а не экономических. Сейчас выборы в Госдуму. Кризисы нужны сейчас? Нет, не до них. Потом через небольшой период – выборы президента. Потом – власть Владимира Владимировича. Первые полгода его правления кризис устраивать будет нельзя. Получается, что если кризис будет, то через год. Но до этого момента ведь надо ещё дожить. Многое за это время может измениться. У нас же отдельное государство, которое мало зависит от других государств. Точнее так: хочет зависеть – зависит, не хочет – не зависит. Нефть у нас своя, бензин свой, одежда и продукты тоже. Для Европы кризис страшнее: им газ нужен, нефть. Ну а если у нас на несколько процентов дороже станут кредиты – это разве кризис? Вовсе нет.

Вадим Хоменко - член-корр. АН РТ, д.э.н., профессор Национального исследовательского университета КАИ им. А.Н.Туполева:

- Фундаментальные основы возникновения новой волны кризиса сохранились. Развитые страны, прежде всего США, љоказались не готовыми к љвнесению љнеобходимых кардинальных изменений в свою экономическую политику с точки зрения балансировки макроэкономических и макрофинансовых пропорций, формирования системы глобальных международных страховых позиций и так далее. Вместо этого наблюдается попытка выставить политические требования в адрес других государств, ослабить позиции растущих экономик и так далее. Логика событий заставляет говорить о возможностях кризиса все большее количество видных западных экономистов и общественных деятелей. љОднако каждая страна имеет резерв ослабления негативного влияния кризисных явлений за счет повышения степени собственной территориальной и отраслевой диверсификации экономики, наращивания объемов внутреннего рынка, создания страховых запасов и резервов. Это в полной мере относится и к России.

Сергей Чернов - заместитель генерального директора группы компаний «КАН АВТО»:

- Нет, мир очень многогранен. Да, мы готовимся к колебаниям, но мы всегда просчитываем разные варианты развития события. Однако наша подготовка от потенциальных кризисов не зависит. Даже в стабильной ситуации мы просчитываем разные ходы. Еще неизвестно, будет вторая волна или нет.

Мария Горшунова - генеральный директор ООО ПКФ «Майдан» (сеть кафе и ресторанов «Сытый папа»):

- Кризиса мы в своей работе не ощущаем. Я внимательно слежу за ситуацией на финансовом рынке и скачками валюты. Собственно, все как обычно, скачки уже были. И только один раз, в 2008 году, они привели к стагнации экономики. И тогда мы были к нему не готовы. Тогда обвалились большие крепкие фирмы, так как они имели большие кредитные портфели. Когда банки начали повышать ставки, многие фирмы были вынуждены объявить свой личный персональный дефолт. Думаю, что вторая волна кризиса пройдется только по самым верхам, не коснувшись средних предприятий и населения. Россия все равно должна легче пережить кризис, чем Европа, так как у нас есть своя валюта.

Руслан Халилов - директор ООО «Фонд прямых инвестиций»:

- Размышляя о финансово-экономическом кризисе 2008 года, можно лишь констатировать то, что кризис выявил ряд серьёзных проблем в практике управления, применяемой компаниями различных отраслей. Это отсутствие эффективной системы управления рисками, формальный характер целого ряда корпоративных процедур, отсутствие необходимых профессиональных качеств и навыков у многих членов советов директоров, недостаточный уровень прозрачности, избирательный характер раскрываемой корпоративной информации.

Действительно, современный этап развития экономики России характеризуется коренным изменением условий функционирования предприятий, повышением уровня мобильности внешних факторов и усилением их влияния на внутреннюю среду. Таким образом, задачей нашей компании как хозяйствующего субъекта является обеспечение эффективного управления, учитывающего влияние факторов внешней среды и ориентированного на опережающее развитие.

Мы убеждены, что эффективное развитие предприятия невозможно без грамотного стратегического управления. Это управление должно решать задачи обеспечения будущей жизнедеятельности за счет постоянного соответствия возможностей предприятий требованиям деловой среды и внешнего окружения. Это в свою очередь обусловливает необходимость последовательного наращивания стратегического и инновационного потенциала, способного перевести компанию из существующего состояния в желаемое, а также осуществления эффективного управления его дальнейшим функционированием и развитием в более сложной и динамичной ситуации.

Наша команда профессионалов непрерывно осуществляет анализ макроэкономической ситуации, при необходимости вносит коррективы в стратегический план развития, постоянно наращивает свои компетенции и потенциал.

Рамиль Хусаинов - генеральный директор ОАО «ТГК-16»:

- ОАО «ТГК-16», начавшее свою деятельность в июне 2010 года с оборотом 15 миллиардов рублей, было поставлено в условия, когда каждый день приходилось доказывать право на существование. Проработав в таких условиях более года, могу с уверенностью сказать, что ОАО «ТГК-16» готово к неблагоприятному развитию событий. Все средства массовой информации наперебой говорят о грядущем кризисе, считаем, это не лишено оснований.

Если перед кризисом 2008 года был достаточно большой запас прочности, то сейчас «жирок» отсутствует, но при этом мы в отличие от 2008 года имеем колоссальный опыт по преодолению трудностей.

Негативные тенденции ощущаются только на финансовых рынках, снижения потребления тепловой и электрической энергии мы не чувствуем по причине того, что основной своей задачей определили кардинальное снижение стоимости энергии, что дало для потребителей хороший импульс.

Артем Голдобин - генеральный директор (собственник) группы компаний «Корзинка»:

- Насколько готовы компании к кризису, может показать только сам кризис. Мы можем сказать, что учли все уроки. Мы провели полную оптимизацию всех процессов, сильнее диверсифицировали бизнес, сделав его более устойчивым. Увеличили выручку в перерасчёте на каждый квадратный метр, избавились от низколиквидных объектов и открыли новые успешные проекты. Не сокращали только социальную нагрузку на бизнес.

Наиля Спарта - первый заместитель генерального директора отеля «Джузеппе»:

- Наш бизнес в большей степени зависит от деловой активности Казани, чем больше бизнесменов приезжает в Казань, а предприятия командируют своих сотрудников, тем выше загрузка гостиниц. Если предприятия уменьшают бюджет на командировочные расходы, не расширяют свою филиальную сеть в регионах, не вкладывают в развитие там новых проектов, значит деловая активность снижается и гостиницы теряют своих клиентов. Риски нашего бизнеса заключаются в том, что гостиницы имеют свои постоянные расходы на содержание, расходы на постоянное обновление здания, земельный налог, постоянно растущие коммунальные расходы, заработную плату - это те расходы, которые не зависят от твоей загрузки, это расходы, которые ты должен оплачивать вне зависимости, есть клиенты или нет.