Сегодня под Казанью открывается первая очередь логоцентра Wildberries стоимостью 5,5 млрд рублей Сегодня под Казанью открывается первая очередь логоцентра Wildberries стоимостью 5,5 млрд рублей Фото: пресс-служба уполномоченного по правам предпринимателей

возрождение мечты о евразийском коридоре

Логистический бум, устроенный маркетплейсами, пришел в Татарстан внезапно, он начался буквально в прошлом году. В татарстанской Стратегии-2030, которая принималась в 2015-м и корректировалась в 2016–2017 годах, о развитии инфраструктуры для онлайн-торговли речи не шло. В разделе «Развитие логистической инфраструктуры РТ» в качестве якорных объектов назывались «Q-Park Казань» и «Тандер» (юрлицо сети «Магнит»), логопарки «Биек Тау» и «Константиновский», а также комплекс «Деловые Линии». Упоминался в правительственных документах и ныне замороженный проект Свияжского мультимодального логистического центра. Но все они не идут ни в какое сравнение с теми складскими площадями, которые заявлены к строительству сегодня.

Таким образом, вновь заявила о себе давняя голубая мечта о превращении Татарстана в глобальный хаб и реинкарнацию северного рукава Великого Шелкового пути. Республика уже много лет заявляет о себе как о крайне удачной локации для перевалки товаров на пути из Азию в Европу и обратно. В той же Стратегии-2030 мелькают ключевые маркеры «стратегическая цель — „Татарстан — глобальный хаб“», «кластер Евразийский хаб». Основа идеи — выгодное географическое расположение. Неслучайно через Казань планируют строить автобан Европа – Западный Китай, ключевую часть которого, трассу М12 (Москва – Казань), обещают проложить к 2024 году.

Попытки властей республики перейти от благих пожеланий к делу предпринимались в течение многих лет, но результаты нельзя назвать впечатляющими. Самый яркий пример — Свияжский ММЛЦ. Он задумывался еще в 1990-х как интегрирующий центр в области международной и межрегиональной грузопереработки на перекрестке транспортных коридоров Север – Юг, Запад – Восток и создаваемого маршрута Европа – Западный Китай. На строительство было привлечено 7 млрд рублей бюджетных средств, но дальше возведения причальной стенки и нескольких дорог дело не пошло. Подрядчиком строительства выступал король госзаказа Равиль Зиганшин, в консорциум инвесторов привлекали дорожные и транспортные компании России: ООО «Кен», ОАО «Татфлот», ЗАО «ФК „Дорстройинвест“» и ОАО «Совфрахт». Но все сломалось, когда от проекта неожиданно отстранился главный участник, РЖД, в лице «дочки» — ПАО «ТрансКонтейнер», которое должно было стать основным поставщиком контейнерных грузов. Инвестиции так и не полились рекой. В 2016 году зону попробовали сосватать известной турецкой ОЭЗ «Гебзе». Но, несмотря на все усилия, перспективная точка схождения речных, дорожных и железнодорожных грузовых потоков под Казанью так и не заработала.

Другие осколки мечты о хабе — это, например, высокогорский «Биек Тау», который, пройдя через банкротство, так и не дорос до запланированной площади в 260 тыс. «квадратов». 10 лет назад объект начал возводиться на деньги беглого казахского миллиардера и бывшего хозяина БТА Банка Мухтара Аблязова. Сегодня рабочая площадь «Биек Тау» — 100 тыс. кв. м, загрузка парка, по данным на 2019 год, составляет 80%. Работают также вышеупомянутые Q-Park и «Константиновский» — они тоже в свое время познакомились с процедурой несостоятельности. Из других крупных, но не взлетевших проектов можно отметить ОРЦ «Новая Тура» — технополис в Зеленодольском районе, помноженный на торгово-ярмарочный комплекс, в который обещали вложить 8 млрд рублей израильский миллиардер Леви Леваев и его партнеры. Но увы: в 2013 году на площадке случился пожар, а позже размах стройки (продуктовый и строительный рынки, склады, жилой комплекс, спортплощадка, Дом дружбы народов, парковки) сократился до нескольких торговых павильонов. Был также проект Smart City в Лаишево, в котором в свое время планировали создать рядом с аэропортом транзитный товарный хаб. Впрочем, здесь логистическая зона, можно сказать, удалась: в 2016-м в Лаишево открылся крупный сортировочный центр «Почты России» — спасибо Николаю Никифорову, занимавшему тогда пост министра связи РФ.

Чего хотят добиться в республике складским бумом? Конечно, роста товарооборота (как оптового, так и розничного), развития транспортной и сопутствующих отраслей, а как следствие, роста налоговой базы. Согласно последним прогнозам минэкономики РТ, в 2020–2024 годах объем розничного товарооборота должен вырасти в 1,3 раза с 980 млрд рублей (еще прогнозных, по факту он был меньше) до 1,3 трлн рублей. Сейчас Татарстан по обороту розничной торговли по итогам 2019-го занимает среди субъектов Российской Федерации 7-е место, среди регионов ПФО — 1-е место. В абсолютных цифрах данный показатель составил 952,7 млрд рублей — идентично 2018 году, притом что российский оборот подрос на 1,6%. Наибольший удельный вес в обороте розничной торговли РТ занимали непродовольственные товары — 55,2%. Доля пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, составила в 2019-м 44,8%.

Идею пригласить интернет-продавцов в регион оседлал в бытность министром экономики РТ ныне бизнес-омбудсмен Фарид Абдулганиев Идею пригласить интернет-продавцов в регион оседлал в бытность министром экономики РТ ныне бизнес-омбудсмен Фарид Абдулганиев Фото: «БИЗНЕС Online»

За два года рынок складов вблизи Казани вырастет в 1,5 раза

Раз не удалось привлечь в качестве логоинвесторов ни транспортников, ни дорожников, ни израильских миллиардеров, пришлось искать тех, кто реально заинтересован в товарных хабах. Да еще и после громких «логобанкротств» крупные объекты теперь предпочитают строить только под конкретного заказчика. Так что крупнейшими инвесторами теперь выступают офлайн-ретейлеры: X5, «Тандер», «Красное и Белое», а также крупные товаропроизводители, например «Татспиртпром». С прошлого года к ним присоединился и онлайн-ретейл. Идею пригласить интернет-продавцов в регион оседлал в бытность министром экономики РТ ныне бизнес-омбудсмен Фарид Абдулганиев. Мало кто обратил внимание, что он продолжает курировать логистическую отрасль уже в качестве помощника президента РТ.

«Эту работу мы начали еще в прошлом году. Я прекрасно помню первую встречу с компаниями Ozon и Wildberries, которые только начали движение в регионы, и мы не могли еще точно сказать, будут ли они работать в Татарстане или нет. Взрывной рост пошел буквально год назад, — рассказал „БИЗНЕС Online“ Абдулганиев. — Специфика нашей логистики — распределительная и экспортная. Обычно успешные проекты такого рода связаны с тем, что должен появиться якорный инвестор. Первым стала компания Х5, которая открыла склад в Зеленодольске. После того как они увидели, как можно работать в Татарстане, построили очередной оптово-логистический центр под Елабугой».

На первой встрече Татьяна Бакальчук (на фото) еще раздумывала, нужно ли ее компании в принципе расширяться в регионы На первой встрече Татьяна Бакальчук (на фото) еще раздумывала, нужно ли ее компании в принципе расширяться в регионы Фото: president.tatarstan.ru

Дальше были переговоры с компаниями-маркетплейсами Ozon и Wildberries, а на первой встрече директор последней Татьяна Бакальчук еще раздумывала, нужно ли ее компании в принципе расширяться в регионы. «Дальше пошел нарастающий ком: мы начали встречаться с представителями интернет-компаний, логистических компаний», — вспоминает Абдулганиев.

«Татарстан — регион-лидер по многим показателям в России, но даже в пределах ПФО у нас складской недвижимости меньше, чем, например, в Самарской и Нижегородской областях. В республике дефицит современных складских помещений. Если мы поедем в промзону, увидим много складов в 100–500 квадратных метров — это не те объекты, которые сейчас востребованы. Они делались в 60–80-е годы прошлого столетия по совсем другим стандартам. Свободные помещения категории А, А+, В, В+ сегодня попросту отсутствуют. Это тормоз для развития индустрии и риски, потому что интернет-ретейл все равно зайдет, и нам важно, чтобы он зашел в Татарстан инвестициями», — рассуждает Абдулганиев.

В Татарстане работает с десяток общедоступных больших складов (площадью более 10 тыс. «квадратов»). При этом качественные склады категории А заняты почти полностью, вакансия в них, по оценкам коммерческого директора компании Ghelamco Александра Перфильева, составляет 5%. Потребность в качественных складах остается очень высокой: средняя ставка аренды в них в Казани за последний год подскочила на 11,5%, составив 3 450 рублей за 1 кв. м в год, без учета операционных расходов и НДС с 3,1 тыс. рублей в 2019-м.

Запуск первой очереди логоцентра Wildberries совокупной площадью 100 тысяч «квадратов» — наиболее амбициозный реализованный проект на текущий день Запуск первой очереди логоцентра Wildberries совокупной площадью 100 тыс. «квадратов» — наиболее амбициозный реализованный проект на текущий день Фото: пресс-служба уполномоченного по правам предпринимателей

Еще год назад крупным считался распредцентр «Почты России» возле казанского аэропорта (36 тыс. кв. м), затем шли «Эссен» в Набережных Челнах (31 тыс. кв. м) и «Магнит» в Зеленодольске. Но «Эссен» закрылся, площади его сдаются в аренду «Пятерочке», а на карте логоцентров РТ начали происходить тектонические сдвиги. В ноябре 2019 года был введен в эксплуатацию логоцентр Х5 в Зеленодольске (40 тыс. кв. м, стоимость — 2 млрд). Самый ощутимый — запуск первой очереди логоцентра Wildberries совокупной площадью 100 тыс. «квадратов» — наиболее амбициозный реализованный проект на текущий день. Инвестиции в объект составили 5,5 млрд рублей, Бакальчук обещает 4,5 тыс. новых рабочих мест. На этой же неделе официально открывается достроенный еще в июне распредцентр Х5 в «Алабуге» — площадью 16,6 тыс. «квадратов» за 1 млрд рублей, а в сентябре — второй логоцентр Ozon, это 76 тыс. кв. м стоимостью 4,5 млрд рублей.

«То есть только за ближайшие два года рынок складской недвижимости вблизи Казани вырастет примерно на 50 процентов», — оценивает Перфильев.

И это только те проекты, которые уже подтверждены и строятся. В перспективе же — еще целый ряд объектов. На завершающем этапе, по словам Абдулганиева, переговоры с петербургской компанией АВС — ее директор, владелец магазина «Фотосклад.ру» Алексей Банников, в июне обсудил с президентом РТ Рустамом Миннихановым тему строительства в Татарстане логоцентра площадью 5 тыс. «квадратов» за 200 млн рублей. Здание склада может быть построено уже в ближайшие полгода-год. Планируется, что одна половина станет использоваться под проект abc.ru, другая — под фулфилмент-аренду для малых и средних предпринимателей, которые не могут позволить себе расходы на большой склад или у которых нет в нем необходимости. По сравнению с масштабами Wildberries пятитысячник abc.ru, конечно, выглядит скромно, но надо учитывать, что он специализируется не на всех подряд товарах, а на технике.

Еще год назад крупным считался распредцентр «Почты России» возле казанского аэропорта (36 тыс. кв. м.) Еще год назад крупным считался распредцентр «Почты России» возле казанского аэропорта (36 тыс. кв. м) Фото: «БИЗНЕС Online»

Еще 15 тыс. кв. м складов построит на своей территории ПОЗиС, а крупнейший фармдистрибьютор ГК «Протек» анонсировал строительство также 15 тыс. кв. м склада к 2021 году за 1,5 млрд рублей. По словам бизнес-омбудсмена, ведутся переговоры и с еще рядом крупных игроков — компаниями «Ситилинк», «Петрович», «Все инструменты». Пока ни масштабы логоцентра, ни формат вхождения в республику до конца не определены, но, как заверил Абдулганиев, намерение зайти в Татарстан есть. Свои инвестпроекты имеются и у местного игрока KazanExpress, и у «Яндекс.Маркета».

«„Экспансия“ — громкое слово, Татарстан — один из самых активных регионов, 10 процентов онлайн-покупателей в Казани совершают покупки раз в несколько дней и чаще — это самый большой показатель», — сообщила в пятницу, анонсируя планы по открытию сортировочного центра, старший менеджер по GR компании «Яндекс» Татьяна Бражник.

«Первые полтора десятка крупнейших игроков рынка точно должны в республике заработать», — говорит Абдулганиев. Омбудсмен признает, что контрольных цифр по увеличению сбора налогов или товарооборота от развития логистических центров в республике ни нацпроектами, ни республиканской Стратегией-2030 не предусмотрено. «Но мы видим, что в ближайшее время произойдет значительный рост. Сейчас почти половина из этих компаний представлена только пунктами выдачи заказов. Наша задача — чтобы то, что произошло с Москвой в последние 3–5 лет, когда столица стала обеспечена распределительными центрами, позволяющими в том числе ускорить доставку, случилось с Казанью, Челнами, Нижнекамском и Альметьевском, Елабугой и Бугульмой. Если мы говорим про сельхозпроизводителей, в частности про фермерские продукты, срок хранения у которых непродолжителен, тут ситуация складывается однозначно: если игрок заходит — появляется склад, оборудование, специальный транспорт. Запрос на это и у населения, и у предпринимателей, занятых в агропромышленном секторе, только растет», — заявляет Абдулганиев.

Инвестиции в объект составили 5,5 млрд рублей, Бакальчук обещает 4,5 тысяч новых рабочих мест Инвестиции в объект составили 5,5 млрд рублей, Бакальчук обещает 4,5 тыс. новых рабочих мест Фото: «БИЗНЕС Online»

Свияжский мультимодальный центр воскресит бондовая зона?

Планами интернет-магазинов по созданию распределительных центров логистический бум в Татарстане не ограничивается. Республика находится в шаге от создания пилотной в России бондовой зоны — мегасклада, который приписан к определенной таможне и товары на котором не облагаются таможенными пошлинами и вообще не проходят процедуру растаможки, пока их не купит конечный потребитель. Такая схема удобна: продавцы могут держать товар наготове, не рискуя потерять уплаченные пошлины, если его никто не купит. Ну а покупателю, соответственно, не нужно неделями ждать посылку из Китая. Открываются возможности и для экспортеров — из бондовой зоны товар можно оперативнее отправить в другую страну. С инициативой открыть бондовый склад в Татарстане недавно выступила компания Ozon, но еще более сильный претендент на оперирование таким складом — «Почта России». Как сообщил бизнес-омбудсмен, пока только «Почта России» наделена возможностью упрощенного таможенного декларирования списком, любой другой игрок должен на каждый товар заполнять отдельную декларацию. У компании уже есть свой распредцентр в Татарстане — рядом с аэропортом Казани, причем у него статус ММПО, то есть места международного почтового обмена. По словам Абдулганиева, распредцентр может стать экспериментальной бондовой зоной.

Еще один перспективный участок — многострадальный СММЛЦ. «Инфраструктурно он готов. Мы должны использовать все преимущества: железную дорогу, федеральную трассу, расположение — все возможности есть. Президент РТ и правительство также поддерживают перспективы развития этого рынка», — подчеркнул омбудсмен.

Цель сегодняшнего визита гендиректора «Почты России» Максима Акимова в Татарстан — не только поздравить с открытием склада владелицу Wildberries  Бакальчук. «На встрече президента РТ с Максимом Акимовым будет обсуждаться реализация проекта бондовых зон на территории Татарстана», — анонсировал в пятницу Абдулганиев на брифинге по развитию трансграничной электронной торговли сразу после объезда бизнес-миссией ключевых логоцентров, включая Свияжский. Как стало известно «БИЗНЕС Online», сегодня не исключено и подписание соответствующего соглашения. На встрече готовность поучаствовать в развитии бондовых зон в Татарстане, кроме Ozon, выразили, например, генеральный директор iHerb Илья Микин и старший менеджер по GR компании «Яндекс».

С инициативой открыть бондовый склад в Татарстане недавно выступила компания Ozon, но еще более сильный претендент на оперирование таким складом — «Почта России» С инициативой открыть бондовый склад в Татарстане недавно выступила компания Ozon, но еще более сильный претендент на оперирование таким складом — «Почта России» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Сейчас из стран Таможенного союза только в Казахстане есть бондовый склад, но он пока работает лишь в режиме транзита. Такой формат нам тоже интересен, мы понимаем, что не может один московский транспортный узел переварить весь товарооборот России. Почему казанский аэропорт или Бегишево не могут стать хабом для карго-перевозок? Это рабочие места, экономика, на паровоз транзита способен прицепить свой поезд и местный предприниматель. Подобное может стать предпосылкой для дальнейшего развития других функциональных возможностей бондовой зоны», — поясняет Абдулганиев.

Омбудсмен обращает внимание на то, что большой потенциал имеют конкретно контейнерные железнодорожные перевозки. «Как стихийно организовался этот рынок в РТ? Есть частные железнодорожные тупики, которые так или иначе организовали работу, но достойного уровня сервиса там нет, таможня отсутствует, дополнительных услуг (расформировать, загрузить контейнер) нет, стоят вопросы безопасности», — говорит Абдулганиев. Так что именно в Свияжске наконец-то может быть наведен логистический порядок. Ну а в востребованности бондового формата сомневаться не приходится, тем более что некоторый опыт по созданию таможенных зон в Татарстане уже есть — это «Алабуга». «На бондовых складах пошлина оплачивается только в том случае, если товар покидает зону. Вот вам пример: помните, как были популярны спиннеры? Участники интернет-ретейла отмечают, что сегодня они не очень востребованы, при этом огромные партии были растаможены и находятся на территории РФ. Чтобы их вернуть, надо снова пройти все таможенные процедуры», — привел пример Абдулганиев.

Пандемия действительно открыла глаза на возможности доставки, выступив катализатором процессов Пандемия действительно открыла глаза на возможности доставки, выступив катализатором процессов Фото: «БИЗНЕС Online»

Влияние на региональный рЕтейл: москвичи будут душить всех?

Безусловно, «интервенция» мощных федеральных игроков на рынок Татарстана не может не повлиять на региональных. Особенно ощутимо это будет для татарстанского ретейла, который в один голос произносит слово «монополия». Конечно, конкуренция — двигатель торговли, но весовые категории все же слишком разные. При этом понятно, что приоритеты сейчас тоже скорректированы: нужно развивать экономику, поднимать налоговую базу и ВРП, а значит, частично наступить на горло собственной песне: отказаться от политики протекционизма, которую исповедовали лет 15 назад, когда, защищая своих, сдерживали дорогу торговым «экспатам».

«В России очень высокий уровень лоббизма крупных предприятий. Они по всей стране отодвинули регионалов. Остались единицы — в основном на тех территориях, куда этим ребятам тяжело пробраться. Так что в ближайшее время мы будем видеть увеличение монополии. Они разные бывают. Есть монополии с человеческим лицом, но вперемешку с жадностью (а это все-таки инвесторы, они хотят получить сверхдоходы) будут душить всех, кто есть», — разводит руками Эдуард Юнусов, владелец ТД «Челны-Хлеб».

Наш собеседник считает, что рост интернет-торговли — это аксиома, которую невозможно оспорить. Объемы доставки будут расти. Условно говоря, стиральный порошок любимого бренда покупатель станет заказывать на доставку, а, например, овощи, фрукты, мясо — выбирать в магазине. Выживаемость офлайн-сети при этом будет зависеть от уникальности ассортимента, творческой работы продавца, его способности предложить населению что-то особенное. Тем более что пандемия действительно открыла глаза на возможности доставки, выступив катализатором процессов. Бакальчук еще в марте призвала перевести всю торговлю в онлайн и прекратить работу всех торговых точек, включая продуктовые магазины. Недавно стало известно, что Казань может стать одним из первых городов-миллионников, где Ozon откроет формат dark store — продуктовый склад площадью до 2,5 тыс. «квадратов», откуда онлайн-заказы будут развозить за 40 минут.

Недавно стало известно, что Казань может стать одним из первых городов-миллионников, где Ozon откроет формат dark store — продуктовый склад площадью до 2,5 тыс. «квадратов», откуда онлайн-заказы будут развозить за 40 минут Недавно стало известно, что Казань может стать одним из первых городов-миллионников, где Ozon откроет формат dark store — продуктовый склад площадью до 2,5 тыс. «квадратов», откуда онлайн-заказы будут развозить за 40 минут Фото: «БИЗНЕС Online»

Юнусов обращает внимание на общую статистику, согласно которой количество региональных сетей по стране с каждым годом снижается. В Удмуртии компания «Ижтрейдинг» в этом году перестала существовать — у них были и магазины у дома, и супермаркеты, и гипермаркеты, более 150 объектов торговли. Сегодня они банкроты, частично выкупленные «Пятерочкой» и «Магнитом». Теперь крупные региональные торговые компании в Удмуртии отсутствуют. В Ульяновске еще есть местный ретейлер, а также в Башкортостане. В Перми же сеть «Виват» в позапрошлом году рухнула, осталась только сеть магазинов «Семья». Во многих регионах есть в лучшем случае по одной своей торговой сети.

«Чем все это закончится? Конечно, мы чувствуем давление. В целом ничего хорошего не видим пока, но работаем. Если нам бросят какой-то кусок хлеба в тарелку, нам повезет, будем работать. А пока самый большой плюс — Республика Татарстан с ее многонациональным населением и особой кухней. Мы будем делать ставку на уникальность ассортимента, услуг, сервиса — то, что в интернете невозможно сделать. Станем трудиться над повышением лояльности и что-нибудь придумаем», — говорит руководитель «Челны-Хлеба».

Директор агропромпарка «Казань» Олег Власов же считает, что бум интернет-торговли был на пике пандемии, а сейчас он начинает стихать, покупатели возвращаются в старые форматы. «Я думаю, что большинству ничто не заменит покупок в крупных торговых комплексах, где есть возможность выбора, общения. Они все равно будут отдавать этому предпочтение. Мы как агропарк вернулись к тем объемам реализации, которые имелись до пандемии, и это лишнее тому подтверждение. Вряд ли онлайн-торговля когда-нибудь займет доминирующую нишу на продуктовом рынке. 15 тысяч покупателей приходят в агропромпарк в выходные: я вижу их возраст, предпочтения и понимаю, что сложилась некая культура: есть свои продавцы, продукты, технологии выбора. От этого сразу не откажутся, чтобы, глядя в планшет, что-то заказать, — подобное не для всех. Для более пожилых людей поход к нам, на рынки, — целый ритуал, они там общаются, дружат», — говорит Власов.

Олег Власов: «Я думаю, что для большинства ничего не заменит покупок в крупных торговых комплексах, где есть возможность выбора, общения» Олег Власов: «Я думаю, что большинству ничто не заменит покупок в крупных торговых комплексах, где есть возможность выбора, общения» Фото: «БИЗНЕС Online»

С другой стороны, директор агропромпарка «Казань» понимает, что реализация большей части продукции происходит через сетевые магазины, от этого уже не отмахнуться. Власов рассказывает, что, когда в Казани шла экспансия сетевого ретейла и вокруг агропромпарка за год открылось более 70 магазинов формата «у дома», часть покупателей ушли к ним.

Абдулганиев отвечает на опасения татарстанских продавцов. «Крупные игроки меняют рынок вне зависимости от того, будем мы вовлечены в этот процесс или нет. Наша задача — чтобы они работали отсюда. Они создают инфраструктуру, центр притяжения экономики. Сравните два города: в одном есть порт, в другом — нет: экономика у них совершенно разная. Здесь то же самое: если порт построят у нас, это будет работать. Безусловно, где-то на каких-то рынках все подобное отразится негативно — на тех, что не сумели перестроиться. К нам недавно приезжала компания „ВкусВилл“, рассказывали про историю успеха. Сейчас перестраиваются под доставку, потому что у людей не хватает времени, чтобы посещать магазины. Я думаю, что со временем и некоторые наши магазины превратятся в шоурумы или dark store», — говорит Абдулганиев.

«Цифровизация торговли неизбежна. Мы можем сдерживать ее сознательно, но тогда она придет позже и гораздо болезненнее, чем сейчас, потому что рынок будет не подготовлен и неконкурентен. Те регионы, которые подойдут к этому раньше, смогут открыть новые возможности и для местных поставщиков. Мы ставим задачу, чтобы наш товар был конкурентным на мировых рынках. Политика наших азиатских партнеров по снижению пошлин для производителей — то направление, в которое мы должны активно включаться. Важно не упустить момент», — подчеркивает омбудсмен.

«В 10 раз выросло количество поставщиков у компании Оzon за год. Татарстанцы покупают татарстанское, при этом у них нет желания ездить за продукцией, если ее точно также могут оставить под дверью дома» «В 10 раз выросло количество поставщиков у компании Оzon за год. Татарстанцы покупают татарстанское, при этом у них нет желания ездить за продукцией, если ее точно так же могут оставить под дверью дома» Фото: «БИЗНЕС Online»

Станет ли больше возможностей для малого бизнеса рт?

Что касается товаропроизводителей, то онлайн-ретейлеры действительно готовы предлагать площадки сбыта. «В 10 раз выросло количество поставщиков у компании Оzon за год. Татарстанцы покупают татарстанское, при этом у них нет желания ездить за продукцией, если ее точно так же могут оставить под дверью дома», — говорит Абдулганиев. А директор по GR AliExpress Russia Сергей Лебедев в пятницу сообщил, что только за период пандемии число татарстанских поставщиков на площадке удвоилось — теперь их около 200: это в основном продавцы автозапчастей, мебели и товаров для дома.

Сами же производители пока не понимают — то ли радоваться, то ли огорчаться. Ирина Купряхина, директор ООО «Швейная мастерская „Ирэн“», член союза предприятий легкой промышленности РТ, рассказывает, что ее мастерская еще не сотрудничала ни с Ozon, ни c Wildberries, но ее коллеги говорят, что надо очень внимательно читать договор с онлайн-площадкой — в нем может быть множество подводных камней. «А так отношение к онлайн-продажам у всех разное. Для кого-то это действительно выход, что не надо думать о маркетинге, а кто-то просто на Вьетнамском рынке покупает товар, который давно лежит, ставит свои ценники и продает на разных маркетплейсах. Таких очень много, и это никто не проверяет. Получается, что потребитель не увидит качество товара, пока его не купит», — рассуждает Купряхина.

Власов говорит, что маркетплейсы могут помочь сельхозпроизводителям налаженной логистикой и складскими площадями Власов говорит, что маркетплейсы могут помочь сельхозпроизводителям налаженной логистикой и складскими площадями Фото: Андрей Гордеев/«Ведомости»/ТАСС

Одна из проблем сотрудничества — высокие комиссии онлайн-площадок. Как рассказал «БИЗНЕС Online» один из производителей на условиях анонимности, данная цифра у маркетплейсов (а она варьируется в зависимости от категории товара) периодически получается больше ожидаемого. «Мы немножко в шоке, потому что сначала говорят одни проценты, а потом совершенно другие вылезают. На всех встречах сообщают: „От 15 до 20 процентов“, — а в реальности всякие комиссии капают и получается 39 процентов! Это очень много. Хотя деньги [маркетплейсы] платят хорошо и вовремя», — рассказывает наш собеседник.

Власов говорит, что маркетплейсы могут помочь сельхозпроизводителям налаженной логистикой и складскими площадями. «Казанский ретейл очень разнообразен и весьма раздроблен. У нас много складов класса А в больших торговых центрах. Но может не хватать овощехранилищ, рассчитанных на длительное хранение. Мы, к сожалению, тоже не оснащены достаточно, чтобы сохранять овощи по 9 месяцев. Такие склады нужны, об этом думает и правительство, и минсельхоз — если они появятся, будут большим подспорьем для всех, — рассуждает Власов. — Малые бизнесы (КФХ, ЛПХ) при этом не всегда имеют высокую транспортную техническую оснащенность, возможность длительного хранения продуктов, и создание таких распределительных центров для них может стать одной из панацей. Оптимально стало бы, если бы они обладали еще возможностями закупа, тогда производителям надо было бы только соответствовать уровню требований той или иной компании». При этом директор агропромпарка «Казань» говорит, что совместить интересы инвесторов и наших сельхозпроизводителей — «задача архисложная».

«В 90-е годы достаточно было хорошо производить двери, чтобы у тебя получался бизнес. Потом стало сложнее — надо было найти покупателя, заниматься маркетингом. Сейчас появились компании, которые могут взять все на себя, произошла сегментация рынка. Поэтому в этом смысле для малого бизнеса возможностей больше — они могут сосредоточиться на производстве того или иного товара», — подчеркивает Абдулганиев. Он уверен, что бизнес должен быть гибким и уметь перестраиваться. «Есть те, кто не хочет [работать с маркетплейсами], а существуют предприниматели, которые, наоборот, нас благодарят за то, что им не нужно заниматься продажами. Они привозят товар на склад и о нем больше не думают», — говорит омбудсмен.

Известно, что для того, чтобы оптимизировать себестоимость перевозки, один и тот же грузовик порой везет сборный груз от компаний-конкурентов Известно, что, для того чтобы оптимизировать себестоимость перевозки, один и тот же грузовик порой везет сборный груз от компаний-конкурентов Фото: «БИЗНЕС Online»

Транспорта и свободных складов больше не станет?

Порадует ли превращение республики в важнейший грузовой узел логистов и перевозчиков? «Если у нас в стране будет принята программа по строительству скоростной автомагистрали, скоростной железнодорожной магистрали, это приведет к тому, что мы уйдем от контейнерных перевозок из Китая морским путем. Все грузы возможно будет перевозить по железной дороге. Если сформируют логистические центры, подключатся и грузовые перевозки. Думаю, у Татарстана перспектива огромная именно по развитию этого направления», — говорит генеральный директор ГК «Кориб» и кандидат в президенты РТ Олег Коробченко.

Но есть и другое мнение. Так, Сергей Сотников, исполнительный директор ООО «Реверс», НП «Логистика и автоперевозки Татарстана», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ, отмечает, что приход крупных игроков вызывает у него двоякие чувства. «Грузопоток, скорее всего, не увеличится — он просто перетечет от одних игроков к другим. Потому что покупательская способность населения сохраняется на том же уровне, количество проданного товара останется прежним, просто он частично будет реализован через Ozon и Wildberries. Что же касается того, что они станут обслуживать несколько регионов, то надо на цифры смотреть, пока непонятно, какой от этого плюс для республики, — говорит Сотников. — Нам нужно думать, как выращивать своих крупных игроков, это будет более выгодным, чем приход крупных сетей».

Сотников призывает не обольщаться четырехзначными цифрами создаваемых рабочих мест, обращая внимание на то, что речь идет в основном о неквалифицированной рабочей силе без особых возможностей для развития. «Сейчас тенденция такова, что крупные грузодистрибьюторы стараются свести к минимуму транспортные расходы. Их политика — найти дешевого перевозчика. Это значит, что он может существовать только для того, чтобы перевезти груз, заправить машину и выплатить зарплату, но о развитии, как правило, речи не идет, в результате автопарк стареет. Я сомневаюсь, что, придя к нам, крупные игроки дадут хорошие цены и условия работы. Предпосылок для этого я еще не вижу: пока наблюдаем, что для крупных компаний важнее, кто дешевле поедет. Значит, приоритета татарстанским перевозчикам не будет, заказы смогут развозить все, кто едет мимо, а у нас есть регионы гораздо более депрессивные, где ниже уровень зарплат, которые согласятся на демпинговые цены. А значит, деньги, которые заплатили за перевозку, и налоговые преференции уйдут в другой регион», — рассуждает Сотников.

Сергей Сотников: «Грузопоток, скорее всего, не увеличится — он просто перетечет от одних игроков к другим. Потому что покупательская способность населения остается на том же уровне» Сергей Сотников: «Грузопоток, скорее всего, не увеличится — он просто перетечет от одних игроков к другим. Потому что покупательская способность населения остается на том же уровне» Фото: «БИЗНЕС Online»

И логика в этих словах есть: известно, что, для того чтобы оптимизировать себестоимость перевозки, один и тот же грузовик порой везет сборный груз от компаний-конкурентов. С учетом демпинговых цен на витринах очевидно, что все расходы будут максимально оптимизированы.

Не ожидает Сотников и увеличения грузопотока даже после окончания строительства скоростной трассы М12. «Нужно понимать, какой поток грузов пойдет по этой дороге. Существует масса других способов доставить грузы из Китая в Европу. Китайцы умеют считать деньги. Они посчитают, и может так получиться, что платные дороги, которые мы настроим, будут им неинтересны, потому что они увеличивают себестоимость доставки», — предполагает председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ.

Перфильев же надеется, что конкуренция поможет увеличить зарплаты в сфере логистики. «Появление большого количества новых складов автоматически подразумевает под собой создание новых рабочих мест. И здесь применительно к Татарстану я прогнозирую дефицит рабочей силы. Квалифицированные специалисты и просто складские рабочие не могут взяться из воздуха, а значит, новые работодатели будут конкурировать за них с уже действующими складами. Думаю, сотрудники складов только выиграют от этого, так как, вероятно, конкуренция подхлестнет уровень оплаты», — говорит Перфильев.