«Автодор-инвест» объявил конкурс на поиск проектировщика скоростной трассы Казань — Екатеринбург. На предпроектную работу заложили 114,7 млн рублей «Автодор-инвест» объявил конкурс на поиск проектировщика скоростной трассы Казань – Екатеринбург. На предпроектную работу заложили 114,7 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

ПЛАТНАЯ трасса ОТ КАЗАНИ ДО ЕКАТЕРИНБУРГА: три варианта трассировки, сдача в 2030 ГОДу

Госкомпания «Автодор-инвест» объявила новый конкурс на поиск проектировщика скоростной трассы Казань – Екатеринбург в рамках масштабного коридора Запад – Восток. Только на предпроектную работу «дочка» «Автодора» заложила 114,7 млн рублей. Будущая трасса должна связать казанскую агломерацию с крупнейшим городом Уральского федерального округа, став логическим продолжением другого мегапроекта — трассы М12 Москва – Нижний Новгород – Казань, — по которому вот-вот должны определиться с подрядчиками по 8 этапам стоимостью свыше 500 млрд рублей.

Это не первая попытка приступить к строительству. В середине июня «Автодор-инвест» уже объявлял за 114,7 млн рублей аналогичный конкурс по отбору проектировщика будущей трассы, но из-за необходимости подкорректировать техзадание в конце июля тендер был отменен. Вторая попытка случилась накануне вечером, когда на сайте госзакупок появился новый аукцион с аналогичными суммами, но чуть иным содержанием.

Согласно техническому заданию нового тендера по предпроектированию, появление скоростной трассы Казань – Екатеринбург в составе коридора Запад – Восток предусмотрено транспортной стратегией России до 2030-го и указом президента РФ Владимира Путина №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».

Победителю тендера предстоит выполнить несколько этапов работ. Во-первых, подготовить социально-экономическое исследование района тяготения автодороги, предполагающее макроэкономический анализ текущего состояния и прогноз до 2055 года развития пассажиро- и грузопотоков регионов, их хозяйственных связей в результате появления такой трассы. Во-вторых, исполнитель предпроектных работ подготовит транспортную модель с учетом доходной части трассы Казань – Екатеринбург, т. к. предполагается, что она будет платной. Требуется подготовить оценку доходности автодороги в трех сценариях: при тарифе 1 рубль, 1,5 рубля и 3 рубля за километр для первой категории авто и 1,5 рубля, 2 и 3 рубля за километр соответственно для 2-й, 3-й и 4-й категорий машин. Исполнителю предстоит проработать не менее трех вариантов маршрута трассы с плюсами и минусами каждого, с учетом реконструкции существующих дорог или строительства новых и выбрать наиболее экономически оптимальный вариант. В результате должен появиться конкретный план с нанесенными границами створа трассы на участке от Казани до Екатеринбурга. Заявки на перечень предпроектных работ будут приниматься до 16 сентября.

О своих намерениях построить новую скоростную трассу Москва – Казань ГК «Автодор» заявляла еще в 2019 году. Тогда глава госкомпании Вячеслав Петушенко говорил, что коридор Запад – Восток, в рамках которого будет возведена автотрасса Москва – Казань, в перспективе может быть продлен сначала до Екатеринбурга, а потом до Владивостока.

Сейчас расстояние от Казани до Екатеринбурга составляет 975 км, а сам путь на автомобиле занимает около 14 часов. Отметим, смета на платный автобан Москва – Казань заложена в размере 730 млрд рублей на 794 километра. При этом примерная цена проезда — 1,6 тыс. рублей с одного автомобиля (около 2,5 рубля за км). Если предположить, что длина трассы до Екатеринбурга останется прежней (что вряд ли), затраты на дорогу до столицы Урала составят не менее 1 трлн рублей.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» обратился с запросом в пресс-службу «Автодора» за разъяснениями подробности аукциона и планов относительно автодороги, однако ответа пока не последовало.

Михаил Мишустин поручил министру транспорта проработать все вопросы, связанные с продлением трассы до Екатеринбурга. В адрес министерства финансов прозвучало еще одно поручение — проработать вопрос по государственно-частному партнерству Михаил Мишустин поручил министерству транспорта проработать все вопросы, связанные с продлением трассы до Екатеринбурга, а министерству финансов — изучить вопрос по государственно-частному партнерству Фото: president.tatarstan.ru

«400 из 800 километров новой дороги надо будет построить, порядка 400 километров — реконструировать»

Напомним, 10 июля под председательством премьер-министра РФ Михаила Мишустина прошло судьбоносное для новой автодороги совещание по строительству трассы Европа – Западный Китай. Докладывая Мишустину, заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин предлагал рассмотреть участок между Шали и Бавлами в Татарстане — логическое продолжение автобана Москва – Казань: «Это фактически связка между трассами М5 и М7, — убеждал премьера Хуснуллин. — Часть этой трассы — 145 из 299 километров — практически построена (от Шали до Алексеевского, второй участок до Альметьевска, строит компания „Автострада“ Фоата Комарова, совладельца нефтедобывающего, нефтесервисного и строительного холдинга „СМП-Нефтегаз“,прим. ред.). Если мы здесь найдем возможности по финансированию и составлению схемы по государственно-частному партнерству, то фактически получим еще одну мощную связку между двумя федеральными дорогами, что, безусловно, даст дополнительный поток на данную трассу».

Вице-премьер также попросил Мишустина дать поручение проработать дальнейшую возможность продления этой трассы уже от Набережных Челнов дальше, до Екатеринбурга. «Трасса М5 (кто ездил — знает) на сегодняшний день очень загружена, в плохом состоянии. И, конечно, если мы на сегодняшний день запустим М12, поток уйдет туда и связь с Екатеринбургом получится как дополнительная трасса, — подчеркнул Хуснуллин. — 400 из 800 километров новой дороги надо будет построить, порядка 400 километров — реконструировать. То есть это получится полноценный такой коридор транспортный Восток – Запад. Считаем, что для этого все возможности есть, при принятии решения готовы приступить к дальнейшей реализации».

Выслушав аргументы, Мишустин поручил министру транспорта Евгению Дитриху проработать все вопросы, связанные с продлением трассы до Екатеринбурга к 2030 году. В адрес министерства финансов прозвучало еще одно поручение: в случае необходимости проработать вопрос по государственно-частному партнерству по этой трассе.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

ДВА ЭТАПА ДОРОГИ — В ТАТАРСТАНЕ

Детали проекта платного автобана Казань – Москва (М12) стали известны широкой публике в ноябре 2018 года, когда он попал в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024-го, подписанный Путиным. За это время теперь уже экс-глава минэкономразвития РФ Максим Орешкин даже проехался на LADA XRAY до Тольятти, чтобы доказать, что вместо новой дороги лучше реконструировать M7. Но в начале июля этого года на совещании в Елабуге Мишустин официально дал старт «самому масштабному дорожному проекту в России в ближайшие три-четыре года».

Строительство протяженностью 794 км разобьют на 8 этапов (на Татарстан приходятся 7-й и 8-й), при этом всего возведено, реконструировано или капитально отремонтировано будет более 3 тыс. км дорог, к тому же на всем протяжении построят 352 искусственных сооружения. Интенсивность движения — до 25 тыс. автомобилей в сутки. В итоге от Казани до Москвы можно будет доехать не за 12, а за 6 часов 30 минут с разрешенной скоростью 130 км/ч. В зоне вдоль маршрута проживает 40% населения страны, 62 млн человек. За строительство магистрали отвечает «Автодор».

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Всего в зоне тяготения трассы оказывается примерно 30 населенных пунктов. На правом берегу: Старое Тябердино, Янсуринское, Хозесаново, Турминское, Корноухово, Старые Чечкабы, Большие Кайбицы, Кушманы, Мурали, Большая Куланга, Верхнее Аткозино, Малые Меми, Азбаба, Малалла, Коргуза, Егидерево. На левом: Уланово, Татарское Маматкозино, Вахитово, Гребени, СНТ «Наука-2», СНТ «Ракета», Орел (трасса пройдет по лесу между двумя частями поселка, то есть разделит его), КП «Орловское», Тарлаши, Пиголи, Сапуголи, Травкино, Кирби, Кзыль-Иль, Сараево, Каипы. Удаленность населенных пунктов от трассы варьируется от 100 до 1 740 метров.

Какой будет итоговая трассировка, решится до 1 ноября: ее утвердит «Автодор» после согласования с местными властями.

Сейчас расстояние от Казани до столицы Урала составляет 975 километров, а сам путь на автомобиле занимает около 14 часов Сейчас расстояние от Казани до столицы Урала составляет 975 км, а сам путь на автомобиле занимает около 14 часов Фото: © Павел Лисицын, РИА «Новости»

«если мы задерем цену выше двух билетиков на самолет или поезд, у нас вообще мало кто поедет по такой дороге»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты высказались о том, будет ли новая трасса пользоваться спросом.

Михаил Блинкин — директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики:

— Арифметика стоимости дорог очень простая. Вот мы берем протяженность этой трассы — почти тысяча километров. Среднее число полос — четыре, там вряд ли будет шесть. Соответственно, 4 тысячи километров полос. Один километр такой полосы высшей технической категории стоит порядка 150 миллионов рублей. Умножаем и получаем, что дешевле, чем за 600 миллиардов рублей, такую дорогу построить технически невозможно. Возведение стоит именно таких денег в России, это объективная реальность. А дальше начинается уже конкретная смета, тут я вам уже конкретно не скажу.

Если трассу Москва – Казань закончим к 2024 году, да пусть даже к 2027-му, а дальше выйдем к Уралу, будет нормально. Весь этот коридор Западная Европа – Западный Китай за пределами России уже существует, это мы немножко отстаем. Так что слава богу, что что-то построят. Проект Москва – Казань очень хорошо знаю, я туда глубоко внедрялся, там до деталей могу все рассказывать и знать. А дорога Казань – Екатеринбург — это новый проект, там я никакой документации не видел, так что могу только гадать. Смогут ли ее возвести за 10 лет? За десятилетие построить тысячу километров при нынешних строительных технологиях — это, похоже, не очень большая проблема. Китайцы, наши «братья по разуму», дороги высшей технической категории начиная с 90-х годов строят по 5–6 тысяч, бывает, даже по 10 тысяч километров в год. А Китай — совсем рядом.

Сколько будет стоить проезд по этой трассе? На 2030 год такие вещи загадывать неправильно. Когда считаем эти тарифы, мы упираемся в альтернативу, которая хорошо известна. В автомобиле едут, условно говоря, два человека. Аналитик, который делает для концессионера или государства такой расчет, исходит из альтернативы — а сколько будет стоить пролететь на самолете или проехать на поезде такое же расстояние? И, если мы задерем цену выше двух билетиков на самолет или поезд, у нас вообще мало кто поедет по такой дороге. Это одна сторона, потребительская. А есть еще вторая — инвестиционная. Если частных денег в смете совсем мало, а окупить их должна плата за проезд, то там тариф маленький получится. А если государственная часть маленькая, а частных средств много, то тариф придется повышать. А поднять его выше конкурентной цены на самолет или поезд я не могу. Поэтому говорить сейчас на 10 лет вперед я не стану, потому что не знаю, какая будет инфляция.


Александр Васильев — член комитета по транспорту и строительству Государственной Думы РФ, член центрального штаба ОНФ:

— Трассы Москва – Казань и Казань – Екатеринбург будут отличаться, нельзя их в одинаковых пропорциях рассчитывать. Не стоит говорить, что тут линейная зависимость. Я не знаю, сколько будет стоить дорога Казань – Екатеринбург, для меня это загадка, она от многих факторов зависит. Если ехать в Екатеринбург, то будут Уральские горы. А платная дорога должна, наверное, быть скоростной. 137 километров в час необходимо брать за расчетную скорость. Соответственно, должен быть значительно больший радиус поворотов, более пологий, чем у двухполосной дороги. Ведь, безусловно, это должна быть четырехполосная трасса как минимум. Надо смотреть, какие у нас там по пути есть реки и какие потребуются искусственные пропускные сооружения — мосты, путепроводы. Там придется проходить разные дороги с различными путепроводами, железные дороги, и предугадать все это очень сложно. Опыт тех же дорог, что были в Сочи, говорит о том, что выбирали разные варианты трассировки и смотрели оптимальное соотношение по тоннелям и мостам. Поэтому это непростая задача, и наобум нельзя сказать, сколько такая дорога будет стоить.

Я думаю, что если все правильно подготовить и найти аргументы для инвесторов, которые станут за это платить, то банки вложатся в данный проект или акционерные общества, чьи акции купят люди. Тогда можно будет собрать средства на этот проект. А дальше начнется его реализация. Все это будет строиться в несколько этапов. Дорога пройдет через несколько регионов, и надо еще смотреть, как они станут отдавать землю. Но этот сложный вопрос должен быть утвержден на уровне Российской Федерации, и необходимо получить там зеленый свет, чтобы минимизировать различные риски.