Андрей Девятов — публицист, полковник ГРУ в отставке Андрей Девятов публицист, полковник ГРУ в отставке
— По-моему, Цой умер. По крайней мере, для меня точно, все это не мое. 30 лет назад в обществе было чувство… «Есть чувство правды в сердце человека, святое вечности зерно», — как писал Михаил Лермонтов. Так вот, было чувство, которое хотело, чтобы что-то изменилось. А Цой придумал какую-то песню ни о чем. Он же никуда не звал, просто пел: «Мы хотим перемен». Каких перемен? Если бы три десятка лет назад обществу сказали, какие перемены требуют их сердца, чем это обернется для него, может быть, оно и не захотело бы таких перемен.
Олег Гаркуша — рок-музыкант, лидер группы «АукцЫон» Олег Гаркуша рок-музыкант, лидер группы «АукцЫон»
— Песня «Перемен» написана не про перемены типа перестройки, а про любовь, отношение к себе. Почему Цой до сих пор жив? Потому что песни его мелодичные, простые, доходчивые и хорошие. А чтобы новый Цой появился, должны быть ПТУ, зарплата 90–110 рублей, в магазинах практически ничего, концертов нет, как и репетиционных точек… И так далее. Сейчас все есть, а Цоя нет. (Фото: By Aleksei Vishnya, youtube.com, CC BY 3.0, commons.wikimedia.org)
Сергей Галанин — рок-музыкант, лидер группы «Серьга» Сергей Галанин рок-музыкант, лидер группы «Серьга»
— Цой жив по разным причинам. У себя в соцсетях я опубликую композицию, имеющую отношение к этому вопросу. Я размышлял над песней «Перемен». Странная вещь, для молодого поколения она имеет некое глубинное значение. А для меня по прошествии времени ту саму остроту и глубину потеряла. Но это не говорит о том, что я охладел к творчеству Цоя. Какие-то другие строчки стали более важными, вот в чем дело. В этом и сила его. Что-то из строк музыканта остается на долгое время и понятно людям разных возрастов, разного социального статуса, разных взглядов на жизнь. Смысл в какой-то магической простоте. Очень не многие способны простыми словами сказать о чем-то существенном и глобальном. Вите это удавалось.

Почему не появился новый Цой? Сложно сказать. Может, он есть, просто мы с вами его не знаем. В свое время просто не было такого потока информации. Мы как-то концентрировались на чем-то, а сейчас наше сознание дерганое, клиповое, размытое. Есть люди какого-то серьезного уровня, но Цой был просто тогда один из первых. Моя любимая песня — «Группа крови» в силу ряда причин. Я его слушал с начала 1980-х годов. Но, когда в 1988-м увидел альбом «Группа крови» и именно ту заглавную песню, понял, что это настоящая рок-группа. Меня как конкурирующего музыканта подобное очень сильно зацепило. Я был рад. (Фото: By Алексей Никишин - AlexeyNikishin.ru, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org)
Сергей Бугаев (Африка) — советский и российский художник, музыкант и актер Сергей Бугаев (Африка) советский и российский художник, музыкант и актер
— Песни Цоя актуальны, его учение популярно, потому что иногда в столетие или тысячелетие у народов возникает какой-то герой, который, сложив слова воедино, приносит новые смыслы. Все это чувствуют, потому он закрепляется в истории и сознании народа. Таким был Александр Пушкин, Сергей Есенин, Владимир Высоцкий, таковым, видимо, оказался и Цой. Может, он останется в сознании дольше, чем вышеназванные люди, может, нет. Трудно сказать. Но иногда культуры народов наделяют таких людей какими-то особыми званиями. Например, в Индии были махатмы — древние поэты, которые писали стихи и получали за них звание святых. Те смыслы, которые породил Цой, сложив свои песни, видимо, удовлетворяют народ. Очень жаль, что новых Цоев не появилось. Надеюсь, скоро возникнут.

У меня много любимых песен группы «Кино», потому что на ранней стадии мне посчастливилось даже играть в ней. Поэтому я люблю множество ее композиций и у меня с ними связан сложный комплекс переживаний — личных, общественных, исторических. Нет смысла выбирать какую-то отдельную песню, это часть моей жизни. (Фото: Автор: Dz Georg - собственная работа, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org)
Михаил Хазин — экономист Михаил Хазин экономист
— Вопрос совершенно бессмысленный. Пушкин тоже еще жив. А песня Цоя была написана, условно говоря, для школьников. Урок заканчивается, перемены ждут. А что касается того, что происходит в Беларуси, то я четко совершенно вижу либеральное вредительство, чтобы не сказать хуже. Содержания я не наблюдаю. Поскольку те люди, которые выступают против Александра Лукашенко, не предъявляют никакого конструктивного сценария. Ребята, чего вы хотите-то? На примере Украины мы знаем, что, если будет продолжаться в том же духе, уровень жизни упадет, коррупция вырастет. Для того устраиваете этот ор?

Я к группе «Кино» индифферентно отношусь. Не считаю Цоя выдающимся музыкантом и исполнителем. Да, существовала такая группа. Если бы он не умер, то, может, и не был бы столь известен. А что касается тех групп, которые появились в конце 1980-х годов, мы видим, что Андрей Макаревич стал русофобским убожеством. Кто там еще был из известных, даже уже не помню.
Искандер Хайруллин — актер театра им. Камала, народный артист РТ Искандер Хайруллин актер театра им. Камала, народный артист РТ
— Потому что Совок не прошел, поэтому и актуально. Цой требовал перемен от него, а тот жив, никуда не делся, крепчает, потому, наверное, и жив. Не знаю, почему не появился новый Цой, а вообще другие поэты возникли или писатели? Нищаем. Естественно, «Черный альбом» у «Кино» весь любимый, его мы заслушивали до дыр в юности. 
Дамир Фаттахов — министр молодежи РТ: Дамир Фаттахов министр молодежи РТ:
— Цой жив, потому что был уникальным в свое время и не потерял своей актуальности сейчас. Он не просто прочувствовал то, что происходило в обществе, но и смог достаточно смело говорить об этом через свое творчество. И как раз смелость, самобытность — и в голосе, и в лирике — сделали его любимым тогда и сейчас. И пусть не появился новый Цой в таких же масштабах, я знаю примеры современных музыкантов, которые тоже завоевали сердца людей благодаря своей музыке и текстам. Кстати, не только они. Мне кажется, что новый российский Цой — это Юрий Дудь. Очень похож, по крайней мере, с позиции опинион-мейкера, особенно учитывая его авторитет в молодежной среде.

Моя любимая песня «Кино»? «Пачка сигарет» (уж не сочтите за пропаганду) и «Восьмиклассница» тоже в моем топе. Обе песни, еще будучи подростком, жадно учился играть на гитаре, как-то находил аккорды.
Рашид Нугманов — кинорежиссер, сценарист, продюсер, режиссер-постановщик фильма «Игла» Рашид Нугманов кинорежиссер, сценарист, продюсер, режиссер-постановщик фильма «Игла»
— Думаю, потому что Цой нужен нам, людям. Почему необходим? Не объяснишь общими словами. Думаю, каждый сам для себя это понимает. А у группы «Кино» я люблю вообще все песни. (Фото: © Александр Вильф, РИА «Новости»)
Борис Барабанов — журналист, музыкальный обозреватель газеты «КоммерсантЪ» Борис Барабанов журналист, музыкальный обозреватель газеты «Коммерсантъ»
— Потому что с музыкальной точки зрения у «Кино» хорошие песни, это во-первых. Во-вторых, в текстах Цоя, как ни странно, не было каких-то конкретных протестных, социальных символов, деталей, которые бы указывали на то, против чего в теории исполнитель протестует. То есть не имелось конкретики. Таким образом, песни можно примерить и применить к любому периоду. А у нас, к сожалению, время не меняется, всегда есть, по поводу чего спеть хотим «Перемен». Получается, что композиции всегда злободневные. Может быть, секрет актуальности в том, что Цой не делал их изначально животрепещущими, не задумывал таковыми, социальными. Он пел, что называется, от души и так чувствовал. Мне кажется, потому в каждой новой эпохе они были на злобу дня. Такой парадокс.

Есть ли у меня любимая песня? Знаете, это то одна, то другая композиция. И тут может быть самый банальный выбор типа «Пачки сигарет» или что-то ранее, например «Генерал». Почему не появился новый Цой? Потому что для того, чтобы возникла такая фигура, нужна соответствующая эпоха. С одной стороны, действительно время перемен. С другой стороны, эпоха, в которой возможно быстрое и, что называется, массовое распространение музыки. Не будем забывать, что ранние записи группы расходились через самиздат, потом их стала выпускать «Мелодия», которая была монополистом в Советском Союзе, а затем Цоя стали активно показывать по телевизору. То есть укрыться невозможно. И такая ситуация в медиа больше не повторялась. Кроме того, и таких сильных изменений, реформ и трансформаций в обществе не было, и подобная эпоха тоже больше не повторялась. Наверное, здесь совпали все эти моменты. (Фото: Благотворительный фонд Под флагом добра, youtube.com, CC BY 3.0, commons.wikimedia.org)
Ирада Аюпова — министр культуры РТ Ирада Аюпова министр культуры РТ
— Наверное, потому что наши сердца всегда требуют перемен. Я почти все песни группы «Кино» знаю наизусть, потому мне сложно выделить какую-то… Хотя, наверное, «Звезда по имени Солнце». Почему именно она? Потому что: «2 000 лет — война, война без особых причин. Война — дело молодых, лекарство против морщин». Новый Цой не появился, потому как, вопреки мнению о том, что «незаменимых нет», существует очень много случаев, когда они есть. Это как раз можно сказать о Цое.
Ренат Ибрагимов — певец, народный артист РСФСР Ренат Ибрагимов певец, народный артист РСФСР
— Цой — явление в нашей музыкальной культуре, настоящий рок-певец со своим лицом, почерком, который не подражал никому из западных исполнителей. Таких у нас настоящих певцов чисто русских всего двое: Цой и Гарик Сукачев. Все остальное — подражательство Западу. Чтобы новый Цой появился, нужна личность, а такие на земле не валяются просто так. The Beatles появились одни на 100 лет — и всё, это штучный товар. «Кино» не мой стиль, я творчество группы не знаю так хорошо, но у нее есть отличные песни, которые иногда слушаю, хотя больше к классике тянусь.
Виктор Минин — политтехнолог Виктор Минин политтехнолог
— Люди не вдумываются в слова Цоя. Все современные войны и революции совершаются в упоре на энергию жизни, сексуальную энергию. А ею обладает в большей степени молодежь, потому что общество так устроено: последняя — это энергия жизни, которая преобразуется или разрушается. Ее должны «старшаки» канализировать. Среднее поколение умеет эффективно управлять, а старшее знает, как человек живет и как эволюционно дальше развиваться, особенно переходя с одного жизнемироустройства в другое.

Цой не революционер. Его песня прежде всего призыв не к революции, а к изменениям — внутри и потом вовне. Даже слова композиции: «Эта схема проста. И больше нет ничего, все находится в нас». Он говорит, что у нас накопилась потребность, желание произвести перемены, но сначала внутри, понять, как я меняюсь, чего хочу. Только после этого менять окружающую среду. Повторю: Цой не революционер, он эволюционист, которого неправильно используют. Что хотят белорусы? Чтобы «звезда» сорвалась в хаос, как украинская? Надо договариваться о модели, правилах. Такого нет. Мы это уже проходили, очень опасная ситуация. Думаю, Цой там бедный крутится в гробу от того, как его неправильно используют.
Эльвира Камалова — заведующая Галереей современного искусства ГМИИ РТ, музыковед Эльвира Камалова заведующая галереей современного искусства ГМИИ РТ, музыковед
— Я являюсь современником Цоя и очень люблю его творчество. Мне кажется, что Виктор нашел главные болевые точки того времени и отразил это в очень талантливой, афористичной манере. Практически все его песни растасканы на цитаты. В них были и протестные мотивы («Перемен»), и сумасшедшие панковские образы («Алюминиевые огурцы»). Но композиции объединяет то, что они никогда не теряют своей актуальности, остаются афористичными, остроумными. «Дождь идет четвертый день, хотя по радио сказали: жаркой будет даже тень», — так и есть, ничего не меняется.

Мне Цой близок, потому что он фактически мой ровесник и мое становление приходилось на 90-е годы, когда Виктор стал настоящей иконой. Это была икона не рок-музыки или литературы, а личности, которая ничего не боялась, не цеплялась за определенный образ жизни. Такие люди, как он, показали, что внутренняя свобода может быть понятна огромному количеству его ровесников. Фактически Цой продемонстрировал нам: «Ребята, если вы хотите быть свободными, то можете ими стать». Для того не нужно лезть на баррикады — можно учиться в вузе и быть внутренне свободным. Это вопрос свободы мысли, хорошей образованности, потому что свободным может быть только тот, кто хорошо образован и многое знает. В творчестве Цоя много отсылок, интересных аллюзий, связанных с литературой и музыкой. Для меня это не образец протеста, ни в коем случае. Если бы не было «Ассы», может, и не появилось бы «Перемен», и без нее не оказалось бы поколенческого пафоса. Это взаимосвязанные вещи, просто Соловьев подобное услышал и увидел.

Для меня Цой — человек, который, будучи талантливым визионером и предполагая, как потом его слово отзовется, показал, что не нужно вставать на баррикады, жить в другой стране, обладать большими деньгами или связями, чтобы быть абсолютно свободным в образе мыслей и своих стремлениях, желаниях и мотивации. И до сих пор это остается актуальным. Потому я очень люблю его творчество и он жив!

Моя любимая песня группы «Кино» — «Восьмиклассница». Большей нежности и ироничности, теплоты и чистоты я не знаю в советской и российской рок- и поп-музыке. Такой внутренний диалог, красоту отношений и при этом абсолютную приземленность мало где встретишь.
Фирдус Тямаев — певец, заслуженный артист РТ Фирдус Тямаев певец, заслуженный артист РТ
— Цоя в свое время много слушал. Такие, как он, рождаются один раз на век, так же как Высоцкий. Их никогда не забывают, хотя были такие артисты, кто в свое время стадионы собирал, а где они теперь? Думаю, новый Цой и не появится, потому что мы сейчас стали копировать европейский стиль, а его основная масса зрителей не воспринимает. Цой же имел свой стиль, так же как и, например, Владимир Кузьмин. Я абсолютно все песни первого люблю, когда слышу его голос, перед глазами встают студенческие годы, юность, когда в общаге, взяв пиво, семечки и гитару, мы подпевали ему. Цой для меня — это реальная легенда, я считаю, что он круче Аллы Пугачевой, пусть на меня никто не обижается.
Резеда Ахиярова — композитор, народная артистка РТ Резеда Ахиярова композитор, народная артистка РТ
— Наверное, из-за того, что песни Цоя о каких-то вечных человеческих ценностях, которые всегда будут живы, не только сегодня. Потому что талантливые люди не поют и не говорят только о сегодняшней ситуации, как правило, под прицелом они держат все жизненные ценности, философию всей человеческой жизни. Потому, как мне кажется, в этом и есть секрет. Такие люди не появляются часто, так же как нет второго Людвига ван Бетховена или второго Петра Чайковского, то есть всему свое время. Это уже независящий ни от кого факт. Он появится когда-то, или будет какой-то человек, похожий по своим ценностям и идеалам на Цоя или кого-то другого, то есть это дело времени, многих явлений.

Я не очень увлечена рок-группами, есть известные хиты, которые поются. Не скажу, что поклонница Цоя, Высоцкого или кого-то еще, это немножко не моя сфера. Я считаю, что Виктор был представителем той молодежи, того времени и говорил о тех ценностях, которые близки очень многим.
Яков Геллер — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» Яков Геллер генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»
— Я сейчас судорожно пытаюсь вспомнить что-то еще из «Кино», кроме «Перемен». Никогда не был фанатом группы. Я помню те времена. Обстановка была такая, что казалось: вот мы сейчас отменим Коммунистическую партию и станем жить, как показывают по телевизору в американских голливудских фильмах. И Цой материализовал вот эту формулу, рефрен. Перемены… Но кто ответит на вопрос: что будет потом? Потом, когда Лукашенко уйдет? Уйдет он, придет, условно, Игорь Малашенко. Те ребята, которые кричат лозунги «Уходи!», думают о том, что будет потом? Но перемен они требуют сейчас.

Я категорический консерватор. В силу возраста, опыта, прожитого в 90-е. Тогда, 30 лет назад, ох, какой я тоже был революционер, понимаю этих ребят в Беларуси. Я тоже думал, что вот сейчас все свершится, будет хорошо. Стало хуже. Лучше не было, потому что никакой колбасой не заменишь стабильность, уверенность в завтрашнем дне. Те, кто кричит, что хочет перемен, хотят ли их в понятии завтрашнего дня? В стабильности жизни пенсионеров? Молодежь по природе свой революционна, ищет, чем занять руки и ум. В любое время, хоть 1 тысячу лет назад, хоть 5 тысяч. Почему говорят, что молодежь не та? Потому что она революционна. Мой совет: думать о том, что будет после перемен. Я за то, чтобы завтра стало лучше, чем сегодня, а не по-другому, чем сейчас.