В этом году августовский педсовет переместился в Елабугу, на площадку нового полилингвального комплекса «Адымнар-Алабуга», который откроется 1 сентября В этом году августовский педсовет переместился в Елабугу, на площадку нового полилингвального комплекса «Адымнар-Алабуга», который откроется 1 сентября Фото: president.tatarstan.ru

«ДЕТИ НЕ ЗАХОТЯТ УХОДИТЬ ИЗ ТАКОЙ ШКОЛЫ»

«Наши педагоги в целом достойно справились с этой ситуацией и уверенно приняли вызов времени, — заявил, открывая республиканское августовское совещание работников образования и науки, президент РТ Рустам Минниханов. — Новый учебный год планируется начать 1 сентября в очном традиционном формате с соблюдением санитарно-эпидемиологических мер».

Однако президент РТ предупредил, что следует быть готовым к различным сценариям событий. Коронавирус наложил отпечаток и на педсовет — в этом году число участников было строго ограничено. Зато трансляция мероприятия велась в прямом эфире на сайте «Официальный Татарстан» и на сайте минобрнауки РТ, что позволило охватить все 65 тыс. татарстанских педагогов — очно и виртуально.

Несмотря на мрачную погоду, на совещание прибыл целый десант высоких гостей — чиновники из министерств и ведомств и главы районов, в числе почетных гостей были госсоветник президента РТ Минтимер Шаймиев и президент Российской академии образования Юрий Зинченко.

В этом году августовский педсовет переместился в Елабугу, на площадку нового полилингвального комплекса «Адымнар-Алабуга», который откроется 1 сентября. Эта школа войдет в состав сети полилингвальных комплексов, создаваемых по инициативе Шаймиева. К приезду высокопоставленных гостей организаторы тщательно подготовились. У входа людей отмечали для регистрации, неподалеку поставили палатку, где выдавали бейджики. К регистрации допускали тех, кто прошел стандартные для ковидного режима ритуалы: измерение температуры, дезинфекция рук, выдача масок и перчаток. Организаторы и волонтеры контролировали каждый шаг гостей.

Приехав в новую школу, Минниханов, Шаймиев и Зинченко осмотрели новое здание и встретились с будущими первоклашками, вручив им их первые рюкзаки. С детьми общались также премьер-министр РТ Алексей Песошин, председатель Госсовета Фарид Мухаметшин, экс-министр образования Энгель Фаттахов, депутат Госдумы Ильдар Гильмутдинов, заместитель премьер-министра Василь Шайхразиев, ректор КФУ Ильшат Гафуров, мэр Челнов Наиль Магдеев и другие.

Инициатор проекта полилингвальных школ назвал строительство новых учреждений в республике большим шагом к прогрессу. «Дети будут получать знания на трех языках. Иного пути к прогрессу нет, — скажет позже Шаймиев в своем выступлении. — Если мы хотим, чтобы наши дети выросли конкурентоспособными, необходимо двигаться вперед. На первый план выходит работа родителей с руководством школы. Все будет решаться совместно. Все факторы учтены в концепции полилингвальных школ. Будут использоваться игровые моменты. Вот увидите: дети не захотят уходить домой из такой школы, они будут увлечены. Дети должны учиться и формироваться на радость».

Напомним, помимо Елабуги, полилингвальные школы откроются в Казани, Набережных Челнах, Альметьевске и Нижнекамске. «Эти комплексы призваны обеспечить не только конкурентоспособное образование на русском, татарском и английском языках в соответствии с госстандартами РФ, но и стать прогрессивными методическими площадками по совершенствованию системы образования РТ, а в перспективе и в России», — подчеркнул  в своем выступлении Минниханов.

Коронавирусная тема прошла красной линией практически через все выступления гостей Фото: Олег Спиридонов

«УВЕЛИЧИЛОСЬ КОЛИЧЕСТВО ВЫПУСКНИКОВ, НЕ ПРЕОДОЛЕВШИХ МИНИМАЛЬНЫЙ ПОРОГ ЕГЭ»

Коронавирусная тема прошла красной линией практически через все выступления гостей. Министр образования и науки РТ Рафис Бурганов подчеркнул, что дистанционный формат обучения продемонстрировал не только устойчивость системы образования, но и вскрыл проблемы, над решением которых придется корпеть в новом учебном году. В первую очередь «удаленка» сказалась на итогах ЕГЭ. Снизились результаты по профильной математике, химии, биологии, информатике и ИКТ. «Соответственно, увеличилось количество выпускников, не преодолевших минимальный порог. Например, почти 13 процентов выпускников, выбравших профильную математику, не преодолели минимальный порог в Кайбицком районе, по 6 процентов — в Черемшанском и Тюлячинском районах, по 5 процентов — в Казани и Альметьевском районе», — уточнил министр.

По словам Бурганова, с министерством цифрового развития РТ обсуждается вопрос развития системы электронного образования с использованием новых платформ. Но в этом году ее пока менять не будут, остановятся на существующей — «Электронное образование РТ» — и доработают ее до современного уровня. А вот высокоскоростной интернет должен появиться во всех школах, пообещал Бурганов, благодаря нацпрограмме «Цифровая экономика», в рамках которой выделят более 1 млрд рублей.

Министр также анонсировал новые выплаты классным руководителям — с 1 сентября прибавка из федерального бюджета составит 5 тыс. рублей. Региональные надбавки за классное руководство сохранят — на эти цели в республиканской казне предусмотрено 745 млн рублей. С этого учебного года заработает и новая «путинская» программа по горячему бесплатному питанию ученикам начальных классов. Льготами в Татарстане смогут воспользоваться более 209 тыс. школьников 1–4-х классов. На это выделят 859 млн рублей, 498 млн их них — средства РФ.

Остановился Бурганов и на реализации нацпроектов. В этом году планируется создать более 5 тыс. мест в детских садах,  в том числе 2,5 тыс. мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. «В последующие годы планируется создать еще более 5 тысяч мест. Реализуемые мероприятия направлены на достижение 100-процентной доступности дошкольного образования для детей до 3 лет», — оптимистично заверил министр. Сейчас в Татарстане ведется строительство 12 школ. Это более 10,5 тыс. новых мест, стоимость строительства — 14 млрд рублей.

В этом году одним из главных приоритетов для системы образования Бурганов назвал создание полилингвальных образовательных комплексов и перешел к докладу на татарском языке. Он поблагодарил власти республики за поддержку в работе по включению учебных изданий, переведенных на татарский язык, в федеральный перечень учебников.


«ИНОГДА УДИВЛЯЕМСЯ, ГДЕ НАШИ МОСКОВСКИЕ НАЧАЛЬНИКИ И ЧЕМ ОНИ ЗАНИМАЮТСЯ?»

«Юрий Петрович, что будет говорить Москва? Ждем от вас указаний», — обратился к президенту Российской академии образования Минниханов, поинтересовавшись, получал ли Зинченко перевод с татарских выступлений.

«Я сегодня насладился красотой татарского языка, — ответил Зинченко. — В Москве это невозможно сделать, несмотря на то что мы со многими коллегами работаем долгое время в группе по поправкам к Конституции. Ваш коллега 19 раз бросал работу и приезжал. Так что не зря поработали».

Минниханов поблагодарил московского гостя за понимание. «Вопрос родных языков существует, — отметил президент РТ. — Человек любой национальности обязан знать язык матери. К тому же есть национальные республики. Я думаю, что мир и согласие — это когда мы знаем тонкости друг друга. Спасибо вам за поддержку».

После этих слов Зинченко перешел к докладу, подчеркнув важность вклада Татарстана в образовательные проекты. «Когда проект делается только в рамках Садового Кольца или культурной столицы, наверное, это не совсем верно, ведь представлена не вся Россия, — говорил он. — Важно, что подобные проекты затрагивают каждый регион страны и Татарстан здесь мощно представлен».

Зинченко сформулировал классическую проблему «дистанта» — школы стандартную систему попытались перевести на цифровую платформу. «Одно дело — когда учитель в классе и организует его работу. То есть по формату это, наверное, соответствует тому, что есть в школьном расписании. А кто-то задавался вопросом, насколько эффективна такая форма подачи материала и не проигрываем ли мы уже в качестве?» — спросил спикер. По его словам, у преподавателей появилась проблема с мотивацией школьников, которые сидели дома перед мониторами. Вдобавок педагогам пришлось на себе ощутить значения таких слов, как «кибербуллинг», «троллинг», «пранкинг» и т. д. Часто случалось так, что учителям мешали проводить занятия, а иногда даже просто оскорбляли их.

В период пандемии Российская академия образования вместе с ведущими вузами РФ, в том числе и с КФУ, организовала научный проект «Исследуем дома», в котором приняли участие более 100 тыс. добровольцев. «Спасибо Татарстану, который внес свой большой вклад в проект. Ведь если бы в выборке были опять Москва и Санкт-Петербург, то ничего бы не получилось», — поблагодарил Зинченко. В заключение своего спича он обратился к Минниханову: «Рустам Нургалиевич, можно попросить? Есть большой перечень грантов, которые вы поддержали. Но было бы хорошо добавить еще „Лучшего педагога-психолога“. Это бы тоже очень поддержало психологов в школе».

«Мы уже написали резолюцию, сейчас добавим, — ответил ему лидер Татарстана. — А вы не хотели выступать. Вот! Ваше предложение принято. Спасибо вам, что нашли время и приехали. Мы иногда удивляемся, где наши московские начальники и чем они занимаются? Почему бы не приехать в такой коллектив и не послушать людей? Узнать, что творится, как и куда двигаться. По большому счету это ведь и передовой опыт еще. До вас достучались, спасибо. А некоторые начальники не доехали до нас, мы немножко обиделись, конечно. Но вы им не говорите, потом вредить будут».

Госсоветник РТ обратился к Марату Ахметову (справа): «Очень деятельно, конструктивно начал заниматься этой сферой. Я думаю, что общими усилиями и тут наши желания будут реализованы» Фото: Олег Спиридонов

«Ты здесь, Марат? Покажись еще раз» 

Пожалуй, самым эмоциональным выступлением стала речь Шаймиева. Его 30-минутный доклад был посвящен национальному образованию и «вольностям» федеральных органов. Госсоветник РТ прокомментировал и поправки к Конституции в части сохранения и изучения родных языков. По его мнению, федеральные ведомства больше не смогут игнорировать данное право. «Хочется быть уверенным, что данные положения Конституции будут неукоснительно реализованы, — сказал спикер. — Надеемся, что ни одно ведомство на этот раз отныне не позволит себе не выполнять Основной Закон РФ, тем более что в статье 69 добавлен пункт о том, что государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей РФ».

Шаймиев отметил, что сложившаяся ситуация по национальному языковому образованию в системе общего образования вызывает обеспокоенность у родительского сообщества, учителей, а также комиссии по сохранению и развитию татарского языка РТ при президенте РТ. Госсоветник обратился к председателю комиссии Марату Ахметову: «Ты здесь, Марат? Покажись еще раз. Он очень деятельно, конструктивно начал заниматься этой сферой (в зале зазвучали аплодисментыприм. ред.). Я думаю, что общими усилиями и тут наши желания будут реализованы».

Говоря о полилингвальных комплексах, Шаймиев признал, что построить их в каждом районе невозможно, но в будущем в республике могли бы появиться межрайонные, при базовых комплексах. «Я абсолютно убежден, что создание полилингвальных образовательных комплексов поможет максимально эффективно реализовать конституционные права граждан на изучение родных языков и вместе с тем изменить взгляд на языковую, а если взять шире, на гуманитарную подготовку учащихся», — отметил он.


«Внимательно, главы, слушайте, министр, тоже слушайте, мы об этом уже говорили в прошлый раз»

В заключительном слове Минниханов остановился на проблемах: для организации бесплатного питания некоторые объекты еще нужно реконструировать, недоволен он и снижением баллов по ЕГЭ. 11 школ республики из Кайбицкого, Камско-Устьинского, Нижнекамского районов, Челнов и Казани по результатам диагностического комплексного исследования второй год подряд входят в списки школ с низкими результатами. «По данным Рособрнадзора в 74 школах республики зафиксирована необъективность оценки процедур. Больше всего таких в Нижнекамском (8), Альметьевском (5), Кукморском (6), Менделеевском (5), Аксубаевском (4) муниципальных районах. Необходимо усилить методическую работу, направленную на повышение объективности независимых оценочных мероприятий. Внимательно, главы, слушайте, министр, тоже слушайте, мы об этом уже говорили в прошлый раз, я повторяю», — по-учительски строго заметил президент.

По словам президента РТ, в этом году более 55 тыс. человек окончили заведения среднего и высшего профобразования в Татарстане. Он поручил организовать тесное взаимодействие министерств и предприятий для их скорейшего трудоустройства. Активнее, по мнению Минниханова, нужно работать и по федеральной программе переобучения лиц, пострадавших от последствий распространения новой коронавирусной инфекции. «В текущей ситуации трудоустройство выпускников необходимо взять на контроль», — подчеркнул президент.

Что касается материально-технической базы, то за последние 6 лет в Татарстане отремонтировано 1 614 учреждений на 26,5 млрд рублей. Обновление и ремонт требуют пристального внимания глав муниципалитетов, обратился к ним Минниханов. Критике со стороны главы республики подверглись и ресурсные центры. С 2014 года объем вложений составил 5,8 млрд рублей, но наследие чемпионата мира используется не в полную мощь. «Мы видим хорошие результаты в целом по трудоустройству выпускников данных центров по специальности. Вместе с тем в некоторых из них процент трудоустройства существенно ниже по нашей республике. В частности, в Заинском и Нурлатском ресурсных центрах. Нужно обратить внимание, — адресовал он минобру и минтруду. — Зачем нам тратиться и создавать такие центры?»

Серьезной задачей в сфере образования остается создание оптимальных условий для сохранения и поддержки родных языков народов, проживающих в республике. В Татарстане созданы все условия для развития национального образования и преподавания родных языков, отметил глава республики. «В обязательной части учебного плана предусмотрены часы на изучение родного языка и литературы. В федеральный перечень включено 28 учебников. Организован целевой прием в вузы, онлайн-курсы и школы, многое другое. Это важный результат нашей работы», — сказал он.

По словам Минниханова, сегодня пришло время оценить качество каждого урока, профессионализм учителей, директора, начальника отдела образования в организации преподавания родных языков. «Владение несколькими языками — весомая компетенция и бесспорное конкурентное преимущество. Похоже, это не очень еще понимают в ряде наших районов. Формальное отношение к изучению родных языков наблюдается в Верхнеуслонском, Сармановском, Нурлатском, Чистопольском, Азнакаевском, Бавлинском, Буинском, Лениногорском и Альметьевском районах, — сказал президент. — Родной язык — это основа мира и согласия многонационального Татарстана. Я неоднократно подчеркивал, что мы будем делать все для его сохранения. Это нравственный долг перед будущими поколениями».

В завершение встречи Минниханов поблагодарил педагогов за самоотверженный труд и вручил госнаграды. Но во время этой церемонии не обошлось без казусов. «Я одну ошибку сделал, разрешите исправлю. Медаль Юрию Петровичу не туда повесил», — признался Минниханов и спустился к председателю татарской республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Юрию Прохорову. Они обменялись рукопожатиями, и президент перевесил на грудь медаль ордена «За заслуги перед РТ».