Претензии людей касались не только удорожания продуктов: в УФАС жаловались на накрученные цены масок, их дефицит

О КАРТЕЛЬНОМ СГОВОРЕ

Вчера на пресс-конференции УФАС по РТ, посвященной итогам первого полугодия 2020-го, рассказали о положительной динамике по снижению нарушений со стороны органов власти. Такая цель предусмотрена в том числе и нацпланом развития конкуренции в Татарстане. Пока что «все идет по плану», отметил замруководителя ведомства Андрей Розенталь. Если в 2017 году в Татарстане было выявлено 236 таких нарушений, то в прошлом, 2019-м, зафиксировали почти двукратное уменьшение, до 126. В первом полугодии 2020-го цифра снова снизилась, теперь до 36.

А вот говоря о сфере антимонопольного контроля, спикер не мог не признать: количество обращений выросло. «Год был особым», — констатировал он. В отдел по линии антимонопольного контроля поступило более 500 обращений (в прошлом году цифра была в 2 раза ниже). Объяснение такое же, как и у многих других процессов и явлений в этом году, — пандемия коронавируса.

«Как только началась пандемия и объявили карантинные мероприятия, естественно, люди начали переживать по этому поводу, запасаться продуктами. Если вы помните, у нас массовая скупка продуктов питания во всех магазинах началась. Очень много было жалоб на отсутствие продуктов, рост цен», — напомнил Розенталь. Действительно, ведь совсем недавно с полок сметали гречку и туалетную бумагу, в десятки раз росли цены на лимоны и имбирь.

Претензии людей касались не только удорожания продуктов: в УФАС жаловались на накрученные цены масок, их дефицит. Назвал спикер и официальные цифры: по части отсутствия или удорожания продуктов питания, по его словам, поступило 125 обращений, еще 50 касалось отсутствия масок или их нехватки. «Совместными действиями с прокурорами республики у нас было выдано 10 предостережений, возбуждено 1 дело», — отметил он.

Как пояснили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе управления, речь идет о деле в отношении Татпотребсоюза. ФАС усмотрел нарушение закона в том, что «в момент сложной эпидемиологической ситуации и нарастания социальной напряженности» Татпотребсоюз рекомендовал районным потребительским обществам повысить оптово-отпускные цены на социальные хлеба на 10%. Повышение предлагалось осуществить с 10 марта. Свою рекомендацию в союзе объяснили повышением цен на сырье — в том числе на муку, энергоносители (газ, электроэнергию, тепло) и транспортные расходы.

Повышение цен со стороны ряда поставщиков действительно наблюдалось, констатировал спикер: «У нас целая эпопея была по ценам на имбирь и лимон, если вы помните». Удорожание цен спровоцировали закрытые границы, когда ретейлеры подняли стоимость товарных остатков.

Проверкам подверглись и мукомолы республики — «Казанская мельница», «Челны-Хлеб», ряд заводов. Тем не менее картельного сговора, по словам выступающего, обнаружено не было. В основном причиной повышения цен явилась банальная спекуляция недобросовестных продавцов, желающих воспользоваться ситуацией и получить прибыль.

«Я вам могу сказать, что у нас на оптовых складах цены — допустим, в Казани и Челнах — были гораздо выше, чем розничные цены в «Пятерочке» и «Магните»

ОБ ЭКСПАНСИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Отдельно Розенталь остановился на экспансии федеральных сетей. Он напомнил о существовании определенного ограничения: по закону федеральные сети не должны занимать более 25% от занимаемой доли рынка в том или ином субъекте. Тем не менее нарушения все-таки есть. Особенно отличилась компания «Агроторг» (входит в группу компаний X5 Retail Group, бренд «Пятерочка»): по итогам 2019 года она превысила разрешенный порог аж в 21 муниципальном районе. Среди них — Буинский, Елабужский, Зеленодольский, Лаишевский, Лениногорский, Менделеевский, Нижнекамский и другие районы республики. Во всех перечисленных городах и районах открытие новых магазинов сети «Пятерочка» до конца года запрещено. А вот в Казани эта цифра, по словам выступающего, не превышена — несмотря на то что, по прикидкам на глазок, может показаться, что это не так.

Краснодарская компания АО «Тандер» ведет себя в разы скромнее: доля «Магнита» превышена только в одном, Ютазинском, районе республики.

Точных цифр по превышению доли «Пятерочки» в районах РТ в пресс-службе УФАС нам не назвали, сославшись на коммерческую тайну. Но, по данным, озвученным в ходе онлайн-встречи бизнеса с аппаратом бизнес-омбудсмена республики Фарида Абдулганиева, в Лаишевском районе эта цифра составляет более 30%.

Фарид Абдулганиев: «У нас, как правило, арендаторы строят объекты коммерческой недвижимости, потом сдают их в аренду тем или иным торговым сетям»

Тогда же присутствовавший на встрече Розенталь пояснял, что показатель оборота и выручки торговых сетей изучается УФАС каждый год, а итоги подводятся до 1 мая. Превышение порога грозит игрокам рынка реальным наказанием. «У нас, как правило, арендаторы строят объекты коммерческой недвижимости, потом сдают их в аренду тем или иным торговым сетям. Мы постоянно мониторим ситуацию и, если превышение сохранится, будем выходить с исками о признании таких сделок недействительными. Их мы станем признавать недействительными. Исполком района тоже знает, что санкционировать открытие новых магазинов сети будет неправильным», — подчеркивал он. Впрочем, это не означает, что антимонопольное ведомство потребует закрытия части уже работающих магазинов. Если маркет был открыт до того, как стало известно о превышении ограничения, то он может работать.

Несмотря на это, в целом спикер тепло отозвался о федеральных игроках: по его словам, в период пандемии работать с ними было в разы проще, чем с местными предпринимателями. «Работать с ними было проще, они нас быстрее слышали. На них было легче воздействовать — когда они не понимали здесь (на местах — прим. ред.), мы могли обратиться в Москву и все возможные злоупотребления с их стороны очень быстро пресекали. В принципе, они шли на контакт», — заключил он. А вот с «огромным количеством индивидуальных предпринимателей», повышавших цены в разгар пандемии, работать в этот период стало сложнее: хотя бы по той причине, что их было труднее находить и выявлять.

«Я вам могу сказать, что у нас на оптовых складах цены — допустим, в Казани и Челнах, были гораздо выше, чем розничные цены в „Пятерочке“ и „Магните“. Поэтому, с одной стороны, плохо, что они так разрастаются, а с другой — у них можно было купить дешевые продукты в этот промежуток времени», — подвел итог темы федеральной экспансии спикер.

Доля нарушений в части закупочных процедур достаточно значительна и составляет порядка 50% от общего числа нарушений, выявляемых управлением

О НАЛОЖЕННЫХ ШТРАФАХ

Говоря о защите конкуренции, Розенталь отметил, что в 2020 году по части антимонопольного контроля было вынесено 11 решений. «Выдано 5 предписаний, 8 предупреждений, возбуждено 52 административных дела. Наложено штрафов в этот период на общую сумму 41,7 миллиона рублей», — отчитался он. Взыскано было штрафов на 11,3 миллиона. Уже сейчас понятно, что сумма в разы ниже, чем год назад — тогда по итогам года было взыскано штрафов на 46 млн рублей.

Снижение взысканных штрафов тоже объясняется пандемией: из-за коронавируса центральным аппаратом и правительством РФ был принят ряд решений, запретивших проведение проверок в отношении хозяйствующих субъектов по №135-ФЗ («О защите конкуренции»). «Все хозяйствующие субъекты в этом году были выведены из-под проверок по №135-ФЗ. У нас остались проверки, которые касаются №44-ФЗ, — то есть по торгам остались проверки в отношении органов власти», — разъяснил представитель УФАС.

Доля нарушений в части закупочных процедур достаточно значительна и составляет порядка 50% от общего числа нарушений, выявляемых управлением. В основном нарушения закона о госзакупках касаются сферы дорожного строительства и содержания дорог. В качестве примера второй спикер — замруководителя УФАС по РТ Алмаз Яфизов — вспомнил историю с компаниями «Тозелеш» и «Форсдорсвет», заключившими договор с «Главтатдортрансом». Фирмы были уличены в заключении антиконкурентного соглашения на госзакупках в течение нескольких лет. По мнению ФАС, госкомпания создала для организаций преимущества.

«Была четкая договоренность по поводу того, какие организации станут обслуживать какие дороги — до проведения торгов. Достаточно серьезное дело — многолетний картель, который мы раскрыли», — рассказал выступающий, добавив, что суды в двух инстанциях позицию ФАС поддержали.

 «Блогеры начали продвигать свои товары. Но некоторые забывают о том, что любая реклама должна соответствовать закону о рекламе»

О РЕКЛАМЕ

В заключение спикеры затронули еще одну интересную тенденцию, связанную с COVID-19, — глобальный отток рекламы в интернет. «Мы заметили, что очень многие стали рекламироваться через социальные сети, YouTube. Блогеры начали продвигать свои товары. Но некоторые забывают о том, что любая реклама должна соответствовать закону о рекламе», — отметил Яфизов.

По его словам, за этот период управлением было рассмотрено 92 дела по направлению рекламы и недобросовестной конкуренции. Выдано 31 предписание и предупреждение, наложено штрафов на 1,3 млн рублей.

«Но, несмотря на это, реклама все идет, особенно в „Инстаграме“. С какими-то нарушениями, особенно в части оказания финансовых услуг. Рассматриваем дело — выясняется, что руководитель вообще находится в другой стране. И как его привлечь?» — рассуждал спикер. По его словам, в случае нарушений к ответственности привлекается не рекламодатель, а рекламораспространитель — тот, кто размещает несоответствующую рекламу. «Чтобы они знали: правила для всех одинаковы, и не размещали недостоверную рекламу», — резюмировал он.

Нарушениями закона о рекламе в этом году грешил «Мегафон»: в отношении оператора УФАС возбуждил дело по факту несанкционированной СМС-рекламы на телефонные номера своих абонентов — в том числе и тех, кто согласия на такую рассылку не давал.