Средний балл по профильной математике, физике, химии, информатике, биологии, английскому и немецкому языкам в этом году понизился Средний балл по профильной математике, физике, химии, информатике, биологии, английскому и немецкому языкам в этом году понизился

провальный ЕГЭ по естественным наукам

В 2020 году в Татарстане выросло количество участников ЕГЭ, не преодолевших минимальный порог. Об этом на пресс-конференции заявил министр образования и науки РТ Рафис Бурганов. Неудовлетворительный результат по русскому языку показали 40 человек (против 6 в 2019-м), по профильной математике — 328 человек (против 179 годом ранее). Минимальный порог по химии не преодолели 14,6% участников ЕГЭ, по биологии — 9,33%, обществознанию — 7,43%, информатике — 5,85%.

При этом, по его словам, средний балл ЕГЭ по русскому языку, литературе и обществознанию в Татарстане пусть и незначительно, но увеличился. Лучше всего в 2020-м сдавали историю: средний балл вырос на 5,35. «Мы объясняем это увеличение баллов тем, что по перечисленным предметам готовиться самостоятельно было проще», — объяснил министр. А вот средний балл по профильной математике, физике, химии, информатике, биологии, английскому и немецкому языкам, напротив, понизился. «Это предметы, которые требуют практической подготовки, готовиться к таким экзаменам без учителя сложнее. И я думаю, что это один из ответов тем, кто предлагал заменить наше очное обучение „дистантом“», — обратил внимание министр. Пересдать неудовлетворительный результат либо улучшить недостаточно высокий можно только в 2021 году.

При этом он отметил, что ситуация сложилась не самым худшим образом: разгар пандемии COVID-19 пришелся на четвертую четверть, которая у 11-классников считается временем повторения пройденного материала. Многие готовились на «дистанционке», пользуясь интернетом. Но нехватка очных встреч с преподавателями все-таки сыграла свою роль.

Рафис Бурганов: «Мы видели, что в этом году были в заданиях элементы, которые готовят нас к исследованию PISA. Кое-кто жаловался, что по химии, по математике сложные задания. Хотя все эти задания в рамках программы, которые дети прошли» Рафис Бурганов: «Мы видели, что в этом году были в заданиях элементы, которые готовят нас к исследованию PISA. Кое-кто жаловался, что по химии, математике сложные задания. Хотя все они в рамках программы, которую дети прошли»

«Все-таки педагог нужен, чтобы подкорректировать — где-то до конца понимание [предмета] дать. И потому по естественно-научным предметам нам этого внимания учителя не хватило», — говорит Бурганов. Но в целом уровень сдачи ЕГЭ в республике, по его оценкам, оказался на уровне прошлого года, итоговые цифры совпали с прогнозами.

В 2020-м в РТ увеличилось и количество апелляций со стороны выпускников, особенно много жалоб было на сложные задания по профильной математике и химии. К такому школьники просто не готовились. По словам министра, к 15 августа закончится рассмотрение всех обращений, и ведомство сможет проанализировать полную картину случившегося.

«Мы видели, что в этом году были в заданиях элементы, которые готовят нас к исследованию PISA (международная программа по оценке достижений учащихся — прим. ред.) в 2022-м. Кое-кто жаловался, что по химии, математике сложные задания. Хотя все они в рамках программы, которую дети прошли», — заверят он.

В этом году в РТ увеличилось и количество апелляций со стороны выпускников, особенно много жалоб было на сложные задания по профильной математике и хими В этом году в РТ увеличилось и количество апелляций со стороны выпускников, особенно много жалоб было на сложные задания по профильной математике и химии

Первый замминистра образования РТ Ильсур Хадиуллин (по образованию он учитель химии) по просьбе Бурганова проанализировал задания ЕГЭ по любимому предмету. Ответ, по словам министра, довольно однозначный: все задания в пределах учебной программы. «Но в рамках исследования PISA один из пунктов программы — научная грамотность. Это умение использовать те знания, которые получает ученик, но уже в повседневной жизни, а также уход от типовых заданий, которые в рамках учебной программы мы нарабатывали. В исследованиях PISA такое ставится на основное место», — объяснил Хадиуллин.

каждый 10-й выпускник отказался сдавать егэ

Всего в Татарстане 11-й класс с аттестатом о среднем общем образовании в этом году окончили 16,9 тыс. выпускников, не получили аттестат двое обучающихся (не прошли промежуточную аттестацию в школе).

Но коронавирус внес свои коррективы: в 2020-м впервые была внедрена практика отказа от сдачи ЕГЭ — сделать это могли те, кто не планирует поступать в вузы. Доля таких учеников составила 10% — по словам Бурганова, при желании в будущем сдать ЕГЭ «отказники» могут в течение трех лет после окончания школы.

Ильсур Хадиуллин по просьбе Бурганова проанализировал задания ЕГЭ по любимому предмету. Ответ, по словам министра, довольно однозначный: все задания — в пределах учебной программы Ильсур Хадиуллин по просьбе Бурганова проанализировал задания ЕГЭ по любимому предмету. Ответ, по словам министра, довольно однозначный: все задания в пределах учебной программы

Число работ, оцененных в максимальные 100 баллов, в этом году выросло на 40, общее количество 100-бальных работ — 239. В частности, стало больше стобалльников по русскому языку, литературе и информатике. Самое большое количество стобалльников — в гимназии №26 Набережных Челнов, гимназии №3 и лицее №1 Чистополя, школе №2 Нурлата и казанской школе №89. Также немало круглых отличников среди выпускников лицея №131 и IT-лицея КФУ, школы №6 Бугульмы, гимназии №3 Зеленодольска и школы села Ядыгерь Кукморского района РТ.

ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ УЧЕБНОГО сезона 2020/2021?

Ситуация с «короной» внесла определенный дискомфорт — практически все работники сферы образования трудились без отпуска, констатировал министр. Они только закончили прием ЕГЭ, а им уже необходимо начинать подготовку к новому учебному году. Педсоветы и пленарные заседания уже стартовали. «Сегодня состоялся большой штаб по подготовке школ к зиме. Как Рустам Минниханов на последнем совещании сказал, „Хотим мы или нет, зима все равно придет в установленные сроки“. Потому нагрузка большая в этом году», — сообщил Бурганов.

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, что изменится в учебном процессе в связи с продолжающейся пандемией коронавирусной инфекции, министр дал понять, что многое будет зависеть от рекомендаций Роспотребнадзора. «35 пунктов требований нам выставил Роспотребнадзор. К учебному году их стало, на мой взгляд, больше», — отметил он, напомнив, что определенные изменения есть и в образовательной системе вузов. Например, преподавателям предстоит вести занятия в масках и перчатках, два раза в день у них должны измерять температуру. Будет ли введен масочный режим в школах, пока неясно.

На данный момент минобрнауки РТ полно готовности начать обучение с 1 сентября, обещают сохранить и традиционные линейки. Тем не менее здесь не исключают любого варианта развития событий

«Но вы понимаете: как чуть-чуть приоткрыли окно за границу, то сразу же появились сообщения о том, что в Турции идет увеличение заболеваемости. Поэтому, когда люди вернутся из отпусков, я думаю, что Роспотребнадзор с учетом эпидемобстановки либо ужесточит, либо ослабит требования. И к такому мы должны привыкать, чтобы это не было новостью. Мы все понимаем, что нам надо учиться жить с вирусом», — заключил Бурганов.

На данный момент минобрнауки РТ полно готовности начать обучение с 1 сентября, обещают сохранить и традиционные линейки. Тем не менее здесь не исключают любого варианта развития событий. «Мы готовы и элементы дистанционного обучения в полном объеме проводить», — пообещал министр. Эту готовность он подтвердил, например, тем, что в республике в общей сложности более 1 млрд рублей потратят на оптоволокно, которое опутает все 1 402 школы РТ. «С 1 сентября будет в каждой школе устойчивая связь», — обещал Бурганов. Нужно это, по его словам, не только для дистанционного обучения, но и для «хорошего, качественного контента», например по той же химии.

«Я инженер-механик, и у нас всегда классическое (занятие  прим. ред.) было — разрез двигателя. Металлический двигатель разрезали, чтобы мы видели, как поршни ходят, коленвал. Но сегодня невозможно только за счет механики улучшать качество двигателя. Нужно обязательно знать газодинамику. Ее на срезанном двигателе, как бы его качество ни было великолепно, понять невозможно. И потому, когда видео показывает, как идет поток газа, за счет чего мощность двигателя можно увеличить, это совершенно другое понимание для инженера», — практически на пальцах объяснил важность высокоскоростного доступа школ к всемирной паутине министр.