В распоряжении «БИЗНЕС Online» оказались эскизы новой концепции реновации территории в районе речного порта. Сегодня мэр Казани Ильсур Метшин и главный архитектор города Ильсияр Тухватуллина представили их архитекторам, собственникам земель и объектов на территории 247 гектаров. Штаб по разработке концепции возглавил мэр города, а главным архитектором проекта стала экс-главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева.


«Я пригласил всех посоветоваться, обменяться мнениями и вместе помечтать», — открыл встречу Метшин. Сегодня бо́льшая часть территории в районе речного порта находится в частных руках — это 146 собственников, многие из которых сдают свои объекты в аренду. «Понятно, что сами они между собой никогда ни о чем не договорятся, для этого есть органы власти, — сказал мэр города. — Мы готовы взять на себя такую приятную ответственную ношу, чтобы вместе обсудить концепцию развития территории, чтобы она вдохновила собственников этих территорий на развитие, созидательную командную работу. Вопросов, споров будет много».

Фото: kzn.ru

Фото: kzn.ru

В новой концепции разработчики предложили насытить территорию вокруг речпорта общественными, коммерческими и культурными функциями с многофункциональной застройкой преимущественно средней этажности и высотными доминантами. Площадь жилой застройки — 1 млн кв. м, запланирована стройка двух школ и детсадов, площадь коммерческой застройки — 250 тыс. кв. метров. Для проектирования знаковых объектов проведут международные архитектурные конкурсы. В оформлении фасадов приветствуют акценты на современную интерпретацию национальных мотивов.


«Для нас это настоящая территория мечты, где совместными усилиями мы сможем создать то, что будет гордостью и радостью для жителей Казани на следующие десятилетия», — сказал Метшин.

Проект предполагает создание вдоль береговой зоны непрерывной 9-километровой набережной шириной 20 м и пешеходным мостом между двумя полуостровами. Об истории места должны напомнить сохраненные грузовые краны и пришвартованные суда, переделанные под кафе, музеи. Запланировано создание стоянки для маломерных судов, при этом существующий речной порт продолжит перевозить и обслуживать пассажиров. В то же время элеватор братьев Хайруллиных утратил статус стратегического объекта, поэтому разработчики предложили придать ему образовательную функцию.


Сегодня территория в районе речного порта принадлежит 146 собственникам, большинство из которых сдают свои объекты в аренду. Функционирует два бетонных завода, есть отстойники судов, ряд предприятий в нерабочем состоянии.

Город отказался от создания в том районе финансово-делового центра «Казань-Сити». Над проектом с 2016 года работали две малайзийские компании (APUDG, Straits Engineering) и татарстанский фонд развития исламского бизнеса и финансов Линара Якупова. По словам Тухватуллиной, малайзийская концепция была детально проработана, предполагала намыв территории и строительство 7 млн кв. м коммерческой недвижимости, что делало ее монофункциональной. Из-за этого в вечернее и нерабочее время территория окажется исключенной из жизни города, что повторит участь существующего центра города.