ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КМПО РАССКАЗАЛ «БИЗНЕС ONLINE», КАК КОМПАНИЯ ГОТОВИТСЯ К НОВОЙ ВОЛНЕ КРИЗИСА, ПОЧЕМУ ОНА НЕ ВОШЛА В ОБЪЕДИНЕННУЮ ДВИГАТЕЛЬНУЮ КОРПОРАЦИЮ И ЕСТЬ ЛИ У ЗАВОДА АВИАЦИОННОЕ БУДУЩЕЕ

Сегодня стало известно, что ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение» (КМПО) участвует в жесткой борьбе за крупный заказ газоперекачивающих агрегатов для «Лукойла», конкурируя с коллегами из Украины. В случае победы казанских моторостроителей ждут заказы с большими объемами. Об этом и многом другом рассказал сегодня в ходе интернет-конференции с читателями БИЗНЕС Online генеральный директор КМПО Дамир Каримуллин.

karim.jpg
Многих читателей «БИЗНЕС Online» волновал вопрос: «Останется ли КМПО авиационным предприятием?» Увы, обнадеживающего ответа от Дамира Каримуллина мы не получили

ЦЕНА ВОПРОСА ВПЕЧАТЛЯЕТ

Гендиректор КМПО отвечал на вопросы читателей БИЗНЕС Online на протяжении двух часов. Отвечая на актуальный вопрос о второй волне кризиса, Дамир Каримуллин заявил, что она КМПО не страшит, поскольку, с учетом опыта 2008-2009 годов, на заводе разработаны меры по противостоянию таким явлениям.

Основной заказчик КМПО, по-прежнему, ОАО «Газпром», хотя его доля в газовой тематике предприятия в 2011 году уменьшилась до 54% («Раньше доля Газпрома была намного больше», - сообщил Каримуллин). Все больший упор делается на работу с независимыми операторами – компаниями, не входящими в структуру «Газпрома».

«Сегодня идет жесткая борьба по конкурсу «Лукойла» на поставку газоперекачивающих агрегатов. Конкуренты – украинские производители, - рассказал Каримуллин. - Первый этап тендера мы по техническим и технико-экономическим параметрам прошли. Следующий этап – сервисное обслуживание… Сложности в том, что у конкурентов - лобби в «Лукойле», который к нам относится несколько настороженно: мы, как прямые поставщики, для него – новички. Но есть предпосылки для того, чтобы мы выиграли тендер. Если это случится, то в программе будет участвовать целый казанский куст - ведь «Казанькомпрессормаш» делает компрессоры для нашего агрегата… Сейчас напрямую обратились к президенту Татарстана помочь в этом вопросе. На днях в Казань приезжал президент «Лукойла» Вагит Алекперов, и вопрос о тендере ему ставили».

Цена вопроса впечатляет. Объем первого заказа «Лукойла» может составить около 1 миллиарда рублей, сообщил гендиректор КМПО.

Как отметил Каримуллин, если тендер выиграют украинские производители, Казань все равно будет задействована в поставках – конкуренты покупают у КМПО двигатели. «Поэтому мы все равно как-то будем в «Лукойле», - сказал Каримуллин, но все-таки оговорился, что это «как-то» уже не интересно. В конце концов, в 2006 году на КМПО было освоено серийное производство полнокомплектного агрегата - ГПА-16 «Волга».

«ВОТ И ВСЕ ЧТО ОСТАЛОСЬ ОТ АВИАЦИИ…»

Многих читателей «БИЗНЕС Online» волнует вопрос: «Останется ли КМПО авиационным предприятием?» Увы, обнадеживающего ответа не получается.

«К сожалению, авиация ушла. И уходила она быстрыми темпами, быстрее, чем предполагали, - вспомнил Каримуллин. - Мы думали, что она уйдет только к 2012 году, но… Мы вовремя переориентировались».

Авиационное направление в деятельности КМПО сегодня не превышает 2-4%. С 2009 года даже ремонта двигателей нет, посетовал Каримуллин. Все, что на КМПО осталось от авиации, – производство элементов двигателей для казанского и улан-удэнского вертолетных заводов. «Когда был изготовлен последний новый двигатель для самолета, даже старожилы не помнят, - невесело признал Каримуллин, - примерно в 1994 году… Борта, на которые поставлялись наши двигатели, - Ту-154Б, Ил-86, - просто уже сняты с производства. От наших самолетов ушли. Все!.. Перспективный двигатель НК-93 разработки самарского СНТК им. Кузнецова, который мы должны были изготавливать, не прошел даже летных испытаний. По этому поводу было очень много обращений к Путину, Медведеву. Чего только не было! А двигатель экономичный, мог устанавливаться на Ил-96, даже на Ту-214 (было такое техническое решение). Но в чиновничьих кабинетах его не пустили».

«Не дали осуществить» совместную с запорожским «Мотор Сич» идею по производству двигателя МС-500, который подходит для выпускающегося в Казани вертолета «Ансат». По словам Каримуллина, на КМПО полгода велась подготовка производства МС-500, был изготовлен один двигатель, вопросом занимался президент РТ Рустам Минниханов. «Мы этот двигатель в кооперации могли изготавливать здесь, без проблем, - рассказал Каримуллин. - Но там уже политический вопрос. Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) сказала: «Нет, мы будем делать свой двигатель - ВК-800». Между тем двигатель этот в достаточно зачаточном состоянии».

Возможно ли возобновление проекта? «Видя, как выстраиваются отношения с Украиной, и как позиционируется ОДК (конечно, они эту нишу не хотят отдавать), то нет, - считает Каримуллин. – К тому же КВЗ сам в структуре «Ростехнологий», как и ОДК».

ПО СОСЕДСТВУ С «МОНСТРАМИ»

Как считает глава КМПО, если предприятие и будет участвовать в авиационных программах, то только «в виде кооперации – изготовлении каких-то узлов и компонентов». Есть перспективы «в части ремонта и изготовления компрессоров» для двигателей НК-32, устанавливающихся на ракетоносцы Ту-160. «Такие предложения мы выдали ОДК, идут переговоры», - уточнил Каримуллин.

Кстати, по его словам, в период формирования корпорации казанских моторостроителей «активно пытались туда втянуть». Но, как считает топ-менеджмент КМПО, пока от вхождения в холдинг нашему заводу будет больше минусов, чем плюсов. «И «Газпром» - не сторонник того, чтобы мы туда вошли, - рассказал Каримуллин. - Потому что ОДК, занимающийся, в том числе, и газоперекачивающей тематикой, уже стал таким монстром, который начинает диктовать свои условия. И «Газпром» уже испытывает от этого некоторые неудобства… К тому же любая большая структура становится неповоротливой. Мы - более мобильны, быстрее принимаем решения. Впрочем, решение о вступлении в ОДК принимает не генеральный директор, а акционеры. И, думаю, не обязательно входить в корпорацию, чтобы работать продуктивно».

Полный текст интернет-конференции Дамира Каримуллина с читателями БИЗНЕС Online будет опубликован в ближайшее время.