Тимур Нагуманов: «Один из перевозчиков, который обеспечивает общественные перевозки, с нами расторг контракт в одностороннем порядке. У него нет возможности работать дальше в убыток» Тимур Нагуманов: «Один из перевозчиков, который обеспечивает общественные перевозки, с нами расторг контракт в одностороннем порядке. У него нет возможности работать дальше в убыток» Фото: «БИЗНЕС Online»

«нет возможности работать дальше в убыток…»

Глава Альметьевска Тимур Нагуманов во время прямого эфира во «ВКонтакте» объявил о кризисе в сфере автобусных перевозок. «У нас в Альметьевске сложилась неприятная, непростая ситуация с обеспечением общественного транспорта, — признался он. — Поступает много вопросов. Ввиду того что пассажирские перевозки в течение длительного периода являются убыточными, один из перевозчиков, который обеспечивает общественные перевозки, с нами расторг контракт в одностороннем порядке. У него нет возможности работать дальше в убыток. Это повлекло за собой полную остановку автобусного сообщения».

Частично транспортное обеспечение удалось отрегулировать за счет электротранспорта. Троллейбусы МУП «Альметьевское транспортное управление» на автономном ходу запустили в микрорайоны Урсала и Западные ворота. Однако в микрорайоны ДОСААФ, Техснаб они попросту не могут проехать по техническим причинам. Бюджетных средств на покрытие убытков нет, заявил Нагуманов. Проблему пытаются решить на собраниях в оперативном штабе, который возглавил руководитель исполкома района Марат Гирфанов, но пока безуспешно.

«До су-2 ходил раньше автобус 5, а сейчас только троллейбус  изредка и то переполненный. Да и по городу неудобно передвигаться. Троллейбусы не заменят многие маршруты автобусов. Верните большие автобусы 5!» «До Су-2 ходил раньше автобус №5, а сейчас только троллейбус  изредка и то переполненный. Да и по городу неудобно передвигаться. Троллейбусы не заменят многие маршруты автобусов. Верните большие автобусы №5!» Фото: Дмитрий Пантявин

Перебои с городским транспортом начались еще в апреле из-за мер по предотвращению распространения коронавируса, принятых муниципалитетом. По пригороду из 65 рейсов оставили только 35, а городские автобусы встали в парк 1 апреля и не выехали до сих пор. Согласно постановлению, рейсы должны были возобновиться 15 мая, но уже к 8 мая перевозчик «АПОПАТ» в одностороннем порядке расторг договор.

Глава района сделал свое заявление после потока вопросов от пользователей соцсетей, которые неоднократно требовали вернуть автобусы на линию. «До Су-2 ходил раньше автобус №5, а сейчас только троллейбус изредка и то переполненный. Да и по городу неудобно передвигаться. Троллейбусы не заменят многие маршруты автобусов. Верните большие автобусы №5!» — так звучит крик души одного из жителей Альметьевска, который разошелся по всем местным группам во «ВКонтакте» и собрал под собой немало возмущенных комментариев.

«Очень, очень нужен автобус №4, поселок Техснаб остался без транспорта! И еще… там тоже есть огороды, и как-то любителям нужно добираться», — рассказала о проблеме еще одна жительница Альметьевска. 

Троллейбус №7 появится на улицах Альметьевска. Его маршрут будет проходить через район ДСРК Троллейбус №7 появится на улицах Альметьевска. Его маршрут будет проходить через район ДСРК Фото: соцсети

АПОПАТ: пассажиропоток упал до 70%, выручка — до 40%

АО «Альметьевское ПОПАТ» — единственный автобусный перевозчик в нефтеграде. Предприятие было создано в июне 2002 года, сейчас в нем трудоустроены 852 сотрудника. До июня 2006-го его учредителем являлось минземимущества РТ, сейчас более 20 владельцев, но большей частью общества владеют Кириченко Константин Павлович (28,76%) и Кириченко Павел Константинович (28,38%). Еще 27,75% — у ООО «Автотранспортное предприятие – Сервис», принадлежащего им же.

По словам заместителя генерального директора АПОПАТ по экономике Дианы Рашитовой, в Альметьевске предприятие обслуживало 7 городских маршрутов силами 29 автобусов. Теперь транспортные нужды альметьевцев обеспечивает только 25 троллейбусов.  

Перебои с городским транспортом начались еще в апреле из-за мер по предотвращению распространения коронавируса, принятых муниципалитетом Перебои с городским транспортом начались еще в апреле из-за мер по предотвращению распространения коронавируса, принятых муниципалитетом Фото: Дмитрий Пантявин

«Городские перевозки всегда были убыточными, — рассказала она корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Стоимость проезда в общественном транспорте, установленная в 2018 году, составляет 22 рубля. Если посмотреть себестоимость поездки, то на конец 2019-го, в зависимости от маршрута, она составляла 23–100 рублей. Эта дельта между 100 и 22 рублями ложится на плечи перевозчика. Нет подушки безопасности, чтобы можно было перекрыть убытки. Есть 220-й ФЗ, который предусматривает определение максимальной стоимости работ. Если следовать этой методике расчета, стоимость работ по обслуживанию всех 7 маршрутов составляет 407 миллионов рублей. Понятно, что данная мера неподъемная ни для какого бюджета. Потому мы всегда ищем компромиссы».

На окончательное решение о приостановке маршрутов повлияло снижение пассажиропотока до 70%, говорит Рашитова. По ее словам, из-за коронавируса и борьбы с ним перевозчик потерял 30–40% выручки. 10–11% дохода приносит городской транспорт, остальное — пригородное и междугороднее сообщение, где также упал пассажиропоток. АПОПАТ и ранее приходилось перекрывать на время некоторые направления. Но в такой ситуации предприятие оказалось впервые. 

Отказ от обслуживания городских маршрутов — вынужденная мера, говорит замгендиректора. «Речь шла о сохранении предприятия и 850 рабочих мест, водителей не сокращали, а перераспределили, — утверждает она. — Я думаю, что ситуация разрешится положительно в ближайшую неделю, максимум две. В оперативном штабе мы разрабатывает меры по оптимизации работы».

«Если посмотреть себестоимость поездки, то на конец 2019-го, в зависимости от маршрута, она составляла 23–100 рублей. Эта дельта между 100 и 22 рублями ложится на плечи перевозчика»Фото: Дмитрий Пантявин

В числе вариантов минимизации затрат — пересмотр схемы маршрута №4. Сейчас его протяженность — 37 км, может сократиться до 20 км, не исключая из сетки остановки. «Будем пересматривать маршруты, которые дублировали троллейбусы, — добавила Рашитова. — Мы уверены, что совместными усилиями благодаря личной заинтересованности руководителя исполкома Альметьевск войдет в прежнее русло». 

Как же передвигаются по городу жители, оставшиеся без автобусов? Как объяснили корреспонденту «БИЗНЕС Online» источники в сфере таксомоторных предприятий, число заказов у местных водителей заметно прибавилось. «В Казани на автобусах передвигаются хорошо одетые люди, с кожаными портфелями, молодежь, потому что этот вид транспорта позволяет иной раз быстрее добраться куда надо, чем на автомобиле из-за пробок. А в автобусе альметьевском ездят бабушки, мамы с детьми, старики, школьники, студенты — те, у кого нет дохода, чтобы купить машину. Поэтому у местных такси сейчас ажиотаж», — рассказал собеседник издания. 

Пассажиропоток в общественном транспорте в сравнении с периодом до пандемии значительно упал. Сейчас в Челнах пассажиров перевозит 375 единиц транспорта, в их числе 67 трамваев и 208 автобусов Пассажиропоток в общественном транспорте в сравнении с периодом до пандемии значительно упал. Сейчас в Челнах пассажиров перевозит 375 единиц транспорта, в их числе 67 трамваев и 208 автобусов Фото: «БИЗНЕС Online»

в автограде трамваи потеряли 55% пассажиров, автобусы — 32%

Несладко приходится и другим перевозчикам Закамья. На деловом понедельнике заместителя руководителя исполкома Набережных Челнов Илья Зуев заметил, что пассажиропоток в общественном транспорте в сравнении с периодом до пандемии значительно упал — на 55% в трамвайных вагонах и на 32% в автобусах. Сейчас в Челнах пассажиров перевозит 375 единиц транспорта, в их числе 67 трамваев и 208 автобусов. 

По прогнозу исполкома автограда, хороших новостей в виде роста пассажиропотока для перевозчиков не ожидается, поэтому мэр автограда Наиль Магдеев дал поручение поддержать ООО «Электротранспорт» в условиях «коронакризиса». «Посмотрите на финансовое состояние нашего муниципального трамвайного предприятия „Электротранспорт“ в части получения кредита под заработную плату. Да, выручку компания недобирает, но коллектив должен работать, — заявил он. — У него другого источника дохода, кроме как пассажиры, нет! Еще раз обратите на это внимание с учетом того, что количество последних стало кратно меньше. Но „Электротранспорт“ должен каким-то образом сегодня в этой непростой ситуации функционировать, платить зарплату».

Градоначальник сравнил перевозчиков с другими бизнесами, у которых упало число клиентов, — с предпринимателями в сфере торговли, общественного питания и со всем, что связано с сектором услуг. «Наше муниципальное предприятие точно в такой же ситуации, как и другие, поэтому за финансовым состоянием местного транспорта нужно внимательно наблюдать, — заметил он. — Там есть руководитель — ему и карты в руки, но не без помощи и всех тех общеизвестных мер, которые объявлены по стране».

По прогнозу исполкома автограда, хороших новостей в виде роста пассажиропотока для перевозчиков не ожидается По прогнозу исполкома автограда, хороших новостей в виде роста пассажиропотока для перевозчиков не ожидается Фото: «БИЗНЕС Online»

В казани на линии 100% состава, а пассажиропоток — 60% 

Напомним, еще в середине марта, когда вузы и школы перешли на дистанционное обучение, ассоциация АТП РТ указывала на падение числа пассажиров на 25%. Спустя две недели, с введением всеобщей самоизоляции, пассажирский трафик уменьшился на 70%, а расходы перевозчиков — лишь на 30%. Количество подвижного состава в первую неделю самоизоляции сократили на 25–30%, «чтобы не возить воздух». «Деньги есть только на зарплату и ГСМ. Не закупаем запчасти, приостановлены лизинговые и налоговые платежи. На данный момент на это нет средств! Ассоциация АТП РТ готовит обращение к властям с просьбой субсидировать перевозки и покрыть убытки. Надеемся, что руководство республики и города нам поможет», — заявил тогда председатель ассоциации Сергей Темляков. Спустя три недели она выступила с открытым обращением к президенту республики Рустаму Минниханову с просьбой предусмотреть для них целевую помощь из бюджета республики и отсрочку по коммунальным платежам до 1 января 2021 года или до стабилизации ситуации. Также перевозчики просили отсрочить лизинговые и кредитные платежи, налоговые платежи и страховые взносы, выделить субсидии за недополученные доходы. А спустя неделю, не получив ответа, занялись троллингом, премировав лучшего водителя тортом, так как «из-за тяжелого материального положения на предприятиях у перевозчиков пока нет возможности поощрять лучших сотрудников денежной премией».

Обещанные правительством беспроцентные кредиты на зарплату также оказалось не так просто получить: МУПы, перевозящие более 80% пассажиров, — это не малый и средний бизнес, и их попросту нет в реестре. В итоге поначалу им отказали в кредитах даже в Сбербанке и ВТБ. Введенное с 12 мая ослабление режима несильно помогло АТП: пассажиропоток составил лишь 40% от «докоронавирусной эпохи». Тогда перевозчики прогнозировали, что в мае не соберут нужной суммы на выплату зарплат своим работникам. «Остается надеяться на то, что банки вновь пойдут перевозчикам навстречу и дадут кредиты», — отметил тогда председатель ассоциации.

В конечном счете, как сообщил «БИЗНЕС Online» Темляков, МУПам кредиты на зарплату одобрили, а вот у ряда частников остались проблемы. Например, до сих пор не получил обещанный МРОТ на зарплаты директор КПАП №7 Ильдар Мухаметов. «Обратились уже в три банка — все они нам отказали в получении беспроцентных кредитов на выплату заработной платы», — рассказывал 6 июня директор автотранспортного предприятия. По словам Темлякова, несмотря на реакцию минтранса РТ, который обещал помочь, на 15 июня решение об одобрении кредита для КПАП №7 не было принято.

Казанские перевозчики сейчас вывели на маршруты 100% подвижного состава, но пассажиропоток сейчас составляет лишь 60% от уровня до начала коронавирусных ограничений Казанские перевозчики сейчас вывели на маршруты 100% подвижного состава, но пассажиропоток составляет лишь 60% от уровня до начала «коронавирусных» ограничений Фото: «БИЗНЕС Online»

«Если говорить о перевозчиках, входящих в ассоциацию, то ситуацию можно описать так: не живем, а выживаем», — охарактеризовал положение предпринимателей председатель ассоциации в разговоре с «БИЗНЕС Online». Республиканские ПАТП находятся в ожидании субсидии от правительства, компенсирующей выпадающие доходы. По словам Темлякова, в некоторых регионах, в частности в Перми, решение о поддержке перевозчиков уже принято. Действительно, согласно постановлению №455 администрации Перми от 25 мая, установлено расходное обязательство «в связи с предоставлением из бюджета Перми субсидий на возмещение недополученных доходов» местным перевозчикам в размере 70 млн рублей. «У нас пока такого нет», — с сожалением констатирует он.

Казанские перевозчики сейчас вывели на маршруты 100% подвижного состава, но пассажиропоток составляет лишь 60% от уровня до начала «коронавирусных» ограничений. «От имени перевозчиков хочу сказать большое спасибо правительству за МРОТ на одного сотрудника в размере 12 630 рублей, но это пока все меры поддержки перевозчиков на данный момент», — констатирует председатель ассоциации. По его словам, транспортные предприятия сейчас находятся на грани и продолжают работать только благодаря великодушию поставщиков топлива: несмотря на многомиллионные задолженности АТП, они не прекращают поставок.