Основным барьером для полного восстановления оптимизма бизнеса в стране являются такие финансовые индикаторы: снижение выручки и прибыли Основным барьером для полного восстановления оптимизма бизнеса в стране являются такие финансовые индикаторы, как снижение выручки и прибыли

«ВСЕ-ТАКИ ПЕССИМИСТИЧНЫХ ОЦЕНОК НЕСКОЛЬКО БОЛЬШЕ, НО ОНИ УЖЕ НЕ В ТАКОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ, КАК БЫЛО В МАЕ»

«За последние две недели состояние экономической среды в России стало выравниваться. Настроения все равно преобладают пессимистичные, но этот пессимизм сжимается», — заявила сегодня директор центра социально-экономических исследований центра стратегических разработок (ЦСР) Лора Накорякова, объявляя результаты еженедельного мониторинга бизнес-климата в России на основе опроса более 3,5 тыс. компаний.

Пик негатива, по ее словам, приходился примерно на середину мая 2020 года, когда настроения были максимально упадническими. «Сейчас индекс ниже 100 процентов говорит о том, что все-таки пессимистичных оценок несколько больше, но они уже не в такой концентрации, как было в мае», — уточнила представитель ЦСР. При этом основным барьером для полного восстановления оптимизма бизнеса в стране являются такие финансовые индикаторы, как снижение выручки и прибыли.

«В среднем снижение выручки будет порядка 12–13 процентов, то есть она в 2020 году, условно можно сказать, составит 88 процентов от уровня 2019-го», — отметила Накорякова, добавив, что 60% опрошенных предпринимателей заявили о снижении на 20% относительно прошлогодних показателей. В то же время компании ожидают уменьшения спроса в среднем на 7–8%, но 48% из них говорят о большем падении спроса — на 17%.

Риск банкротства продолжает укрепляться, что осложняет процесс восстановления Риск банкротства продолжает укрепляться, что осложняет процесс восстановления

Эксперты отметили разнонаправленную тенденцию в трудовых отношениях. «Если еще пару месяцев назад компании прогнозировали снижение численности и зарплат, то с точки зрения первого ситуация несколько выравнивается, а вот с зарплатами пока все сложно. И действительно, на конец 2020 года по экономике мы прогнозируем снижение уровня заработных плат. Эта тенденция стабильна и не меняется с марта 2020-го», — рассказала директор центра социально-экономических исследований ЦСР. Но 45% компаний по-прежнему планирует сократить зарплаты — в среднем на 17% по итогам 2020 года. В целом по экономике снижение составит не менее 8%.

Риск банкротства продолжает укрепляться, что осложняет процесс восстановления бизнеса. «В целом по экономике риск банкротств растет каждую неделю в среднем на 1–1,5 пункта. Так, с марта по июнь он увеличился с 28 до 32 процентов. Немножко сократился за последнюю неделю, что не может не радовать. Но пока ситуация с неплатежеспособностью компаний и их оценкой риска собственного закрытия достаточно высокая», — указала Накорякова. Наибольшим пессимизмом в этом плане отличаются торговля и сфера услуг, которых больше всего коснулась пандемия. Также в топ-3 по риску банкротства входят сфера финансовой деятельности (банки, страховые компании, финансовые услуги), транспортировка и хранение.

По словам специалиста, чаще всего кризис внутри компании и риск банкротства появляются по причине сложного положения дел у контрагентов со стороны как клиентов, так и поставщиков и подрядчиков. «Это первая причина, которая объясняет высокий риск банкротства в России. На сегодняшний день четверть компаний говорит о том, что у их ключевых контрагентов существуют проблемы неплатежеспособности и есть признаки банкротства», — пояснила она. При этом еще треть фирм хоть и не видит признаков банкротства у контрагентов, но допускает, что они могут возникнуть в ближайшие полгода.

Что касается аренды, то 50% компаний смогли договориться с арендодателем о снижении стоимости, а остальные — нет, поэтому вынуждены искать другое помещение или смириться с нынешними условиями Что касается аренды, то 50% компаний смогло договориться с арендодателем о снижении стоимости, а остальные — нет, поэтому вынуждены искать другое помещение или смириться с нынешними условиями

«В СРЕДНЕМ ПО РОССИИ ЭКОНОМИЯ НА АРЕНДЕ УЖЕ АКТУАЛЬНА ДЛЯ 17 процентов КОМПАНИЙ»

Еще один показатель, за которым следит ЦСР, — производительность труда. В марте уровень неопределенности был более 50%. Ситуация стала чуть более понятна к концу апреля. До середины июня наблюдается снижение производительности труда на 4%. «Прежде всего это связано не только с удаленным режимом работы, но и с вынужденным сокращением производственных мощностей», — уточнила Накорякова.

Уменьшение производственных мощностей — новый фактор в топ-3 последствий кризиса 2020 года. О том, что это уже произошло, заявило 19% опрошенных компаний, еще 28% ожидает, что подобное случится в ближайшее время. Также организации рассказали об экономии на оборудовании, сотрудниках и арендных платежах.

Что касается аренды, то 50% компаний смогло договориться с арендодателем о снижении стоимости, а остальные — нет, поэтому вынуждены искать другое помещение или смириться с нынешними условиями. «В среднем по России экономия на аренде уже актуальна для 17 процентов компаний, еще 23 процента говорит, что эта экономия произойдет в ближайшее время. Средняя экономия на аренде составляет порядка 27 процентов», — отметила эксперт. И более чувствительны к аренде торговля и сфера услуг, а также легкая и пищевая промышленность, здравоохранение и фармацевтика.

Более чувствительны к аренде торговля и сфера услуг, а также легкая и пищевая промышленность, здравоохранение и фармацевтика Более чувствительны к аренде торговля и сфера услуг, а также легкая и пищевая промышленность, здравоохранение и фармацевтика

«КОМПАНИИ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В УДЕРЖАНИИ СВОЕГО КЛИЕНТА ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЗА СЧЕТ СОЗДАНИЯ БОЛЕЕ КАЧЕСТВЕННОГО ПРОДУКТА»

Несмотря на это, порядка 10–15% компаний, вопреки кризису, говорит про открытие новых площадок, офисов, производственных мощностей. «Еще месяц назад про расширение бизнеса у нас не говорила ни одна компания, но к середине июня видим, что выход на новые рынки, выпуск новой продукции — достаточно актуальная стратегия. Она входит в топ-5 для бизнеса в России», — отметила директор центра социально-экономических исследований ЦСР. Из тех же, кто планирует расширять свой бизнес, 93% собирается это делать в России, а еще 7% хочет развиваться как в нашей стране, так и за рубежом. Причем те, кто нацелился на заграницу, выбирают восточный вектор.

Согласно исследованию ЦСР, 41% компаний в ближайший год планирует выйти на новые рынки. Под этим они прежде всего подразумевают расширение отраслевой специфики в России (64%), а также развитие бизнеса за рубежом (26%). Смена отрасли характерна для 6% организаций, которые до середины 2021 года планируют это сделать.

Еще одна стратегия для бизнеса — вывод на рынок новой продукции, что характерно для каждой четвертой компании. При этом 52% отмечает, что цель — создание более доступной по цене продукции, а 33% нацелено на выпуск более качественного продукта. «Несмотря на то что потребитель намерен экономить, сейчас ужесточается конкуренция за конечного покупателя, так как кризис 2020 года — это кризис реального сектора экономики и кризис конечного потребителя. Действительно, компании заинтересованы в удержании своего клиента прежде всего за счет создания более качественного продукта», — прокомментировала Накорякова.

Почти каждый второй просто заявил, что для их бизнеса онлайн-формат не применим Почти каждый второй просто заявил, что для его бизнеса онлайн-формат неприменим Фото: «БИЗНЕС Online»

4 ИЗ 10 ПРЕДПРИНИМАЛИ ПОПЫТКИ ПЕРЕЙТИ В ОНЛАЙН, ПОЛУЧИЛОСЬ НЕ У ВСЕХ

Среди барьеров, которые сдерживают восстановление бизнеса в России, в ЦСР в ходе опроса выделили прежде всего повышение закупочных цен (35%) из-за девальвации, негибкость бизнеса к необходимым изменениям (30%), снижение выручки (29%). Но есть еще потенциальные страхи бизнеса. «Это невозможность погашения налоговых платежей. Отчасти подобное связано и с теми налоговыми отсрочками, которые предоставляются как меры поддержки, повышение закупочных цен (а это входит в текущие барьеры и будущие). И невозможность погашения кредиторской задолженности, что также объяснимо из-за нестабильного денежного потока», — рассказала эксперт.

В то же время некоторые компании в ходе нынешнего кризиса как спасательный круг использовали технологии: 4 из 10 предпринимали попытки перейти в онлайн. Но только у половины это получилось, еще 16% в процессе, а 5% ждала неудача. Почти каждый второй просто заявил, что для его бизнеса онлайн-формат неприменим. Среди тех, кто потерпел неудачу в переходе на онлайн или даже не пытался, объясняли это экономической нецелесообразностью (63%), еще 37% бросили подобное дело из-за длительности процесса, а 27% признались в нехватке денег.

Наконец, о необходимости государственных мер поддержки говорит 8 из 10 компаний, при этом семеро из них признавались, что на них первые не распространяются. В то же время 6 из 10 организаций, на которые помощь государства распространяется, смогло получить хотя бы одну меру поддержки. «Получение мер поддержки идет пока не очень быстро. За последний месяц количество получивших выросло. Среди них налоговая отсрочка самая популярная», — заявила Накорякова.

По сравнению с данными предыдущего мониторинга востребованность отсрочки по уплате налогов и страховых взносов выросла на 6%. «Сохраняющийся рост востребованности налоговой отсрочки объясняется тем, что она затрагивает обязанности по уплате некоторых фискальных платежей еще и после второго квартала, например за третий. Поэтому, несмотря на то что за второй квартал есть привлекательная мера, он рано или поздно закончится, потому бизнесу по-прежнему нужна налоговая отсрочка», — отметил руководитель направления «Налоговая политика» ЦСР Левон Айрапетян. При этом, как подчеркнула Накорякова, в последнее время бизнес отмечает снижение эффективности таких мер, как налоговые и кредитные каникулы.

Директор «Мелиты» Раис Гумеров сразу заявил, что ситуация конкретно в меховом бизнесе — одна из худших

ТАТАРСТАНСКИЕ РЕАЛИИ: «ПРОДАЖ НЕТ, ПОЛНОЦЕННО ТОРГОВЛЯ ЕЩЕ НЕ НАЧАЛАСЬ, ТЦ НЕ РАБОТАЮТ»

Настроения бизнеса, замеренные ЦСР, в целом соответствуют положению дел и в Татарстане, в чем убедились корреспонденты «БИЗНЕС Online». Например, директор «Мелиты» Раис Гумеров сразу заявил, что ситуация конкретно в меховом бизнесе — одна из худших. «Думаю, наряду с туристическим, гостиничным, а может, и хуже. Дело в том, что кризис существовал и до пандемии. Падение объема продаж еще в прошлом году было очень большое — почти в 2 раза! — говорит он. — Тенденция сохранялась в этом году, а от того, что началось весной, все упало в ноль. Меховые предприятия в стране стоят, и большинство из них не начнет работать. Все ищут варианты, как соскочить с этого бизнеса, но особо хороших вариантов нет».

Наш собеседник рассказывает, что кто-то думает о переходе на выпуск одежды из искусственного меха. Одни из его знакомых — предприятие с производством — начали просчитывать этот вариант и даже выпустили коллекцию. Но с китайцами конкурировать непросто. Оказалось, что у локального предприятия зарплата за одно изделие выходит выше, чем продажа китайской продукции уже в России.

«Так что у меховщиков ситуация аховая, — рассказывает Гумеров о реальном положении дел, далеком от восстановления. — Если говорить о каком-то восстановлении, то меховщикам придется ждать до октября-ноября. Сейчас продаж нет, полноценно торговля еще не началась, торговые центры не работают. Наше меховое производство тоже стоит, но, к счастью, мы перестроились. Выпускаем более актуальную на данный момент продукцию — одноразовые медицинские костюмы и прочее. У нас работает и текстильное производство».

По словам главы «Мелиты», у которого есть и арендный бизнес, по нему тоже наблюдается просадка. «Приходится идти на существенные скидки. Если у кого-то ситуация совсем критическая, например у общепита, даем арендные каникулы. Если это временная просадка, то не очень страшно. Важно, как потом арендаторы найдут себе место в новой реальности», — считает он.

Председатель ассоциации МСБ по РТ, генеральный директор ОАО «Ваш быт» Фарид Сафин говорит, что предприятия ощущают восстановление, но сложности есть. «Из-за того что многие почти два месяца не работали, у людей снизилась покупательская способность, возможность что-то приобрести… Многие объекты у нас не введены в действие, в том числе торговые, где арендаторы — сотни, тысячи малых предпринимателей. Конечно, то, что правительство оказывает поддержку, хорошо, но, к сожалению, не все бизнесмены могут рассчитывать на помощь как пострадавшие отрасли», — напоминает он.

Шамиль Агеев: «Пока получается, что аппарат играет в свою игрушку, а бизнес пусть выходит из ограничений как может»

«Жизнь потихоньку возвращается в свое русло, начинают работать производства, у людей появляется возможность зарабатывать, но безработица, к сожалению, еще высокая. Многие с начала пандемии опасаются набирать новых специалистов, создавать рабочие места, тем более в преддверии второй волны коронавируса, — отмечает тенденцию наш собеседник. — Как и любой кризис, он дает и положительные факторы. То, что многие вынужденно перешли на „удаленку“ и научились работать, развивали интернет-магазины, имеет свои преимущества. Из любого кризиса надо извлекать уроки и быть готовым к любым потрясениям».

При этом не все наши собеседники единодушны с результатами исследования ЦСР. Так, председатель ТПП РТ Шамиль Агеев на вопрос нашей газеты заметил, что «все эти центры с докладами какие-то витающие в облаках». По его словам, настроения бизнеса в Татарстане сейчас непонятные. Одним из факторов он называет наступление лета, а это традиционно период отпусков. «Надо смотреть, как пойдут дела в августе. В июне-июле у бизнеса никогда не было всплеска», — говорит собеседник.

«Все-таки ситуация чрезвычайная, много ограничений и требований. План правительства мы проанализировали, там много бюрократических проволочек. Вроде решение правильное, а из-за ограничений руки у всех опускаются, — отмечает он. — Пока получается, что аппарат играет в свою игрушку, а бизнес пусть выходит из ограничений как может».

Глава ТПП РТ уверен, что восстановление не будет таким быстрым, как бы хотелось руководству страны. «Импульс от первого лица идет очень сильный, — отмечает Агеев. — Но, только если он окажется подхвачен, а не спущен на тормозах, будет отдача».