Как стало известно «БИЗНЕС Online», конкурсный управляющий обувной фабрики «Спартак» Артур Зайнутдинов выставил на открытые торги ее бренды, в том числе и известнейший торговый знак с почти столетней историей —  «Спартак» Конкурсный управляющий обувной фабрики «Спартак» Артур Зайнутдинов выставил на открытые торги ее бренды, в том числе и известнейший торговый знак с почти 100-летней историей —  «Спартак»

Три бренда за 300 тысяч

Как стало известно «БИЗНЕС Online», конкурсный управляющий обувной фабрики «Спартак» Артур Зайнутдинов выставил на открытые торги ее бренды, в том числе и известнейший торговый знак с почти 100-летней историей —  «Спартак». В единый лот собраны сразу три торговых знака, принадлежащие фабрике: «Спартак», Poliar и BON TON. Начальная цена лота обозначена в 300 тыс. рублей.

Вообще «Спартак» владеет 6 товарными знаками, зарегистрированными в Роспатенте. Это сам «Спартак», три версии марки BON TON и две версии Poliar. Под брендом BON TON отшивали и продавали бюджетную обувь из искусственной кожи — причем не на самом «Спартаке», а по заказу в Китае. А вот марка Poliar еще массово не использовалась: это была заготовка фабрики для будущего производства элитной и эксклюзивной обуви под заказ.

Стоит отметить, что товарный знак «Спартак» зарегистрирован последний раз в 2011 году на 10 лет и срок документа истекает уже 29 мая 2021-го. Патент прописывает, как пишется название — с использованием белого либо красного цветов. Кроме того, он позволяет использовать товарный знак только на определенные виды деятельности: производство обуви, в том числе спортивной, а также реализацию товаров, а именно: обуви. Как пояснил нам гендиректор бюро «Артпатент» (оно продлевало право на товарный знак «Спартак» в 2011 году) Григорий Бусарев, новый владелец товарного знака сможет использовать его только для производства либо продажи обуви. С мая 2021-го правообладание нужно продлевать (для владельца будет установлен льготный срок в полгода), и при этом товарную категорию расширить нельзя, можно лишь сузить область употребления.

Товарный знак «Спартак» зарегистрирован последний раз в 2011 году на 10 лет и срок документа истекает уже 29 мая 2021 года. Патент прописывает, как пишется название — с использованием белого либо красного цвета Товарный знак «Спартак» зарегистрирован последний раз в 2011 году на 10 лет, и срок документа истекает уже 29 мая 2021-го. Патент прописывает, как пишется название — с использованием белого либо красного цветов

К слову о подкове: она в данном документе не прорисована и найти ее изображение в патентах обувных компаний при Татфондбанке нам не удалось. Возможно, она и вовсе не оформлена. Впрочем, по словам Бусарева, закон об авторском праве защищает связанные между собой товарные изображения, чтобы не вводить потребителя в заблуждение. Так что новый владелец бренда явно сможет подковкой воспользоваться.

Сами торги пройдут 30 июня, а сейчас уже можно подавать заявки. Побороться за покупку можно будет при помощи повышения ставок на шаг, составляющий 5% от начальной суммы, то есть 15 тыс. рублей. В дальнейшем, если покупателей не найдется, торги будут проводить повторно уже со снижением цены.

Напомним, что ОАО «Обувная фабрика „Спартак“» находится в процедуре банкротства с 2017 года. Финансовое состояние производства подкосило падение ее основного владельца и инвестора — Татфондбанка. В 2018-м фабрика прекратила работу и распустила более 400 сотрудников. К настоящему моменту продолжаются банкротные торги: продается обувь, расходные материалы, станки, дебиторская задолженность и другое имущество. Впрочем, пока что не выставлен на продажу основной имущественный комплекс фабрики, расположенный в самом сердце Казани, на улице Спартаковской. Старинное здание вместе с участком земли оценено в сумму примерно 1,2 млрд рублей. Пока что оно сдается в аренду.

Фабричный бренд широко узнаваем в России, особенно в Поволжье. Ведь обувная фабрика «Спартак» — одно из старейших предприятий легкой промышленности Казани. Фабричный бренд широко узнаваем в России, особенно в Поволжье. Ведь обувная фабрика «Спартак» — одно из старейших предприятий легкой промышленности Казани

Путешествие «Спартака» из дореволюционной России

Фабричный бренд широко узнаваем в России, особенно в Поволжье. Ведь обувная фабрика «Спартак» — одно из старейших предприятий легкой промышленности Казани. В январе 2016 года она отметила свое 100-летие: в 1916-м три казанских купца и фабриканта — Шабанов, Зобнин и Жулин — открыли здесь фирму по производству обуви. Название «Спартак» закреплено за фабрикой с 1922 года.

В 2000-е фабрика отшивала обувь не только в Казани, но и по собственному заказу — в Китае и Турции, а также в других регионах России — Удмуртии, Ростове-на Дону. Помимо производственных мощностей, фабрика имела еще и порядка 50 собственных магазинов по Поволжью.

Историю бренда в последние десятилетия для «БИЗНЕС Online» напомнил бывший исполнительный директор фабрики в 2003–2015 годах, гендиректор торгового дома «Спартак» Ильдар Зарипов. По его словам, в 2001-м товарный знак, право на который компания не успела вовремя продлить, пришлось выкупать у другого правообладателя — футбольного клуба «Спартак» им. Старостина. На это тогда пришлось отдать 600 тыс. рублей. «Я тогда оценивал, что это достаточно удачное приобретение, учитывая, что бренд „Спартак“ продается миллионным тиражом», — отмечает Зарипов.

Ильдар Зарипов: «Бренд внушал доверие, и до сих пор я слышу, что у людей некоторые пары обуви служат по 15 лет» Ильдар Зарипов: «Бренд внушал доверие, и до сих пор я слышу, что у людей некоторые пары обуви служат по 15 лет»

По его словам, в свое время «Спартак» входил в десятку самых узнаваемых обувных брендов России. «То, что бренд „молчит“ несколько лет, это плохо. Но у него была миллионная аудитория поклонников. Миллион пар обуви продавался населению, конечному потребителю! Бренд внушал доверие, и до сих пор я слышу, что у людей некоторые пары обуви служат по 15 лет, — говорит Зарипов. — Я думаю, что если провести исследование узнаваемости марки „Спартак“, то она оказалась бы достаточно высокой, особенно в Поволжье. Даже притом что несколько лет этого бренда фактически нет».

В начале банкротства торговые знаки пережили практически детективную историю: незадолго до финансового краха фабрики они оказались юридически переписаны на другую контору из орбиты Татфондбанка. Обувные топ-менеджеры фабрики мечтали возродить производство даже в условиях банкротства — искали инвестора и планировали арендовать цеха. Но, к сожалению, надежды не сбылись, инвестиции привлечь не удалось. Куратор проекта Юрий Шрайнер умер в 2019 году. А к началу 2020-го конкурсный управляющий смог отсудить торговые знаки и поместить их в конкурсную массу предприятия.

В 2000-е годы фабрика отшивала обувь не только в Казани, но и по собственному заказу — в Китае и Турции, а также в других регионах России — Удмуртии, Ростове-на Дону В 2000-е годы фабрика отшивала обувь не только в Казани, но и по собственному заказу — в Китае и Турции, а также в других регионах России — Удмуртии, Ростове-на Дону

Кто купит?

Кому же теперь может пригодиться красно-белый товарный знак? Наши эксперты считают, что интересанты найдутся, но ситуацию осложняет пандемия коронавируса. Инвесторы придерживают аппетиты.

По словам Зарипова, существующих обувных брендов в России достаточно и желающие купить марку «Спартак» наверняка будут. Он приводит в пример бренд детской обуви «Антилопа», который одно время «затих» и менял хозяев, а потом снова возник в продаже и продолжил быть узнаваемым и востребованным. Не исключено, что маркой может заинтересоваться и одна из обувных торговых компаний.

Но главная особенность, по словам Зарипова, в том, что «бренд „Спартак“ — производственный, а не маркетинговый и коммерческий». «Удастся ли сейчас восстановить производство, которое стоит уже три года? Трудно сказать. Как чисто коммерческий проект он наверняка востребован и имеет свою аудиторию, — считает экс-директор. — Но дело же не только в оборудовании, а в кадрах, людях. Это самое ценное, что было у фабрики. Сейчас кто-то уже пристроился, кто-то вышел на пенсию».

Главная особенность, по словам Зарипова, то, что «бренд «Спартак» производственный, а не маркетинговый и коммерческий» Главная особенность, по словам Зарипова, в том, что «бренд «Спартак» — производственный, а не маркетинговый и коммерческий»

О перспективах товарного знака размышляет и бывший директор по производству «Спартака» Олег Кыльчик. Он застал уже времена банкротства фабрики. «Я думаю, что BON TON и Poliar вообще не имеют ценности, так как толком и не успели охватить рынок. Торговая марка „Спартак“ — да, знаменита своей историей, отечественным производством и надежным качеством. Но нужно ли сейчас это кому-то, притом что высокая узнаваемость бренда была только на территории Республики Татарстан и максимум в Поволжье? — рассуждает он. — Эта марка относится к обувному бизнесу и, соответственно, может быть интересна только обувным компаниям. Но я не думаю, что бренд „Спартак“ на обувь, привезенную из Китая, станет гарантировать высокие продажи. А вот отечественным производителям, выпускающим схожую продукцию, возможно и будет интересно».

Тем не менее производственник надеется, что у обувного актива еще есть шанс на возрождение. «Проблема в том, что у нас производства не открываются, а умирают. Конечно, для вновь созданного производства на рынок заходить лучше с торговой маркой, которая хоть когда-то была на слуху, чем с новым, неизвестным брендом. Но таких, к сожалению, сейчас нет. Вот, может, „коронакризис“, закрыв границы Поднебесной, подтолкнет кого-нибудь из местных инвесторов вложить деньги в реальную экономику и производство», — говорит Кыльчик.

Цену в 300 тыс. рублей оба эксперта называют весьма и весьма недорогой. «Знак Poliar обошелся нам по стоимости регистрации. Знак BON TON мы в то время выкупали тысяч за 60–70, — вспоминает Зарипов. — Что такое 300 тысяч рублей для нормальной торговой сети из десятка магазинов? Это даже меньше месячного рекламного бюджета». Напомним, что о цене бренда подробно рассказывали наши эксперты: на балансе они числились за сумму 280 тыс. рублей, предыдущий арбитражный управляющий фабрики Эдуард Киреев оценивал их в 850 тысяч. Но в итоге оценка товаров к торгам пришла к первой сумме. Бусарев отмечал, что бренды действительно продаются за суммы в сотни тысяч рублей. Так, он привел в пример торги Самарского водочного завода, где пять товарных знаков — «Старая Самара» №233041, «Глаголъ» №450039, «Старая Самара» №482106, «Звездный путь» №450040, «Самарская вольница» №455998  — ООО «Перспектива» были проданы за 148,3 тыс. рублей.

«С учетом того, что в результате разразившегося кризиса грядет и существенный передел сфер влияния, увеличение числа сделок по слиянию и поглощению, приобретению готовых компаний или технологий у тех, кто не смог пережить трудные времена без проблем, удивляться тому, что бренд может быть выкуплен, не приходится. Тем более что начальная цена совсем невелика, — говорит аналитик ГК „Финам“ Алексей Коренев. — Вполне может оказаться, что кто-то из крупных отечественных или мировых производителей согласится за столь скромные даже по региональным масштабам деньги купить бренд с давней историей. Это, конечно, не сделает продукцию, выпускаемую под данным брендом, конкурентоспособной по сравнению с такими гигантами, как Adidas или Nike, но и у „Спартака“, BON TON и Poliar наверняка есть свой потребитель, на лояльность которого и будет рассчитывать потенциальный приобретатель бренда».