24 июля впервые попробуют продать недостроенный завод герметиков в Казани — обанкроченный «КЗСК-Силикон». Пока совладелица и создательница предприятия Евгения Даутова сидит в колонии, конкурсный управляющий разыграет его единым лотом: не дешевле 1,3 млрд рублей. Интересантов пока не объявилось — актив требует серьезных вложений как минимум в несколько миллиардов. Главные надежды — на «Промтех» Валерия Шадрина, который уже восстанавливает КЗСК.
Наконец спустя три года банкротства АО «КЗСК-Силикон» имущество завода выходит на открытые торги. Недостроенный завод продается единым лотом со стартовой ценой в 2,6 млрд рублей
Продают не дешевле 1,3 МИЛЛИАРДА
Как стало известно «БИЗНЕС Online», наконец спустя три года банкротства АО «КЗСК-Силикон» имущество завода выходит на открытые торги. 25 мая конкурсный управляющий предприятия Аркадий Черкасов опубликовал положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества аж на 146 страницах. Самое главное — волевым решением недостроенный завод продается единым лотом со стартовой ценой в 2,6 млрд рублей. Причина этому ясна: как неоднократно рассказывали нам источники из этой сферы производства, завод герметиков — весьма специфичное производство и делить его по частям, например на земельные участки, здания и оборудование, попросту бессмысленно.
Как будут продавать? Первые торги со стартовой ценой назначены на 24 июля. В них смогут принять участие заявившиеся инвесторы, внесшие приличный задаток — 10% от суммы актива, то есть, на минуточку, порядка 260 млн рублей. Конкуренты могут играть на повышение на сумму шага аукциона — 5% от суммы, или около 130 миллионов. Если же желающих на сумму 2,6 млрд рублей не найдется, спустя некоторое время управляющий объявит повторные торги на сумму 2,3 млрд рублей, и эта цена будет держаться 15 дней. А затем, если и здесь не найдется покупателя, каждые пять дней цена будет падать на 173 млн рублей.
При этом в торгах есть ватерлиния: если в ходе публичного предложения цена рухнет до 1,3 млрд, торги прекращаются. Как объяснила «БИЗНЕС Online» помощница конкурсного управляющего, тогда все условия продажи будут заново пересматриваться.
Есть ли уже потенциальные покупатели? Как объяснила нам собеседница, пока ни одной заявки по «КЗСК-Силикон» еще не поступало. «Пока интересантов нет», — сказала она. Очевидно было бы предположить, что актив интересен инвестору, заявленному для материнской компании «КЗСК-Силикон» — Казанского завода синтетических каучуков, корпорации АО «Промтех». «БИЗНЕС Online» запросил корпорацию, будет ли она участвовать в торгах, и ждет комментария.
Конкурсный управляющий не скрывает, что продать завод будет непросто. «Имущественный комплекс должен быть продан инвестору, поскольку требует колоссальных капитальных вложений. Поиск покупателя должен осуществляться среди категории покупателей, обладающей значительными возможностями по финансированию или привлечения внешних источников финансирования строительства», — сказано в судебном документе, фиксирующем положение о продаже.
Напомним, что «КЗСК-Силикон» построен примерно на 40–80% в зависимости от вида оборудования. По сути, это огромный недострой. Последняя смета строительства составила 13,6 млрд рублей, притом что в реальности в завод получилось вложить около половины этой суммы.
Поэтому, чтобы продать такого «белого слона», нужно основательно подготовиться. Организатор продажи должен изучить химический рынок, подготовить презентацию предприятия, привлечь специалистов-химиков (сотрудников завода уже нет в доступности — все 116 человек давно уволены) и активно освещать продажу, в том числе общаясь с различными СМИ. «БИЗНЕС Online», надо отметить, участвует в этом процессе уже с самого начала банкротства.
Организатором торгов выбрано московское ООО «Правовое бюро», а площадкой — «Арбитат». За хорошую работу организатор торгов получит 0,1% от суммы конечной продажи.
«КЗСК-Силикон» построен примерно на 40–80% в зависимости от вида оборудования. Последняя смета строительства составила 13,6 млрд рублей, притом что в реальности в завод получилось вложить около половины этой суммы
Что в «силиконовой коробочке»
Теперь подробнее о том, что же продается в столь приличном лоте. И здесь стоит отметить, что, хотя беспристрастная рыночная оценка управляющего показала сумму в 2 594 937 714 рублей, на момент строительства в предприятие было вложено куда больше денег. Так, на конец 2018 года баланс АО «КЗСК-Силикон», по данным базы «Контур.Фокус», составлял 6,6 млрд рублей, а наши источники сообщали, что в предприятие было влито порядка 7–8 млрд рублей. Как минимум ВЭБ.РФ профинансировал стройку на 3,4 млрд рублей, еще 2,5 млрд в реестре кредиторов заявляет Спурт Банк в лице агентства по страхованию вкладов. Понятно, что недострой, к сожалению, со временем физически обесценивается, да и потеря рынка, маркетинга и человеческого капитала играет на понижение.
Так или иначе, по утверждению совладелицы завода Евгении Даутовой, ни единой копеечки не прошло мимо стройки, так что мы имеем в Казани на улице Лебедева, прямо на территории КЗСК, огромный недостроенный промышленный актив. Во-первых, там есть приличного размера земельные участки. Во-вторых, возведенные капитальные строения — цеха и другие сооружения. В-третьих, закуплено уникальное оборудование.
«Имущественный комплекс АО „КЗСК-Силикон“ представляет собой дорогостоящий, не введенный в эксплуатацию завод по производству силиконового каучука, оснащенный специализированной техникой. В перечень имущества, подлежащего реализации, включено 3 673 наименований, — так рекомендует „подопечного“ судебный документ. — Перепрофилирование предприятия крайне затруднительно ввиду наличия в составе имущественного комплекса дорогостоящего специального оборудования, стоимостью более 1 миллиарда рублей, что составляет 40 процентам стоимости имущественного комплекса».
«КЗСК-Силикон», несмотря на продолжающееся строительство, начал потихоньку обрастать персоналом, на момент начала банкротства в 2017 году здесь уже работало более 100 человек. В 2018 году завод был признан несостоятельным, и все химики были сокращены. К слову, тут остался неприятный шлейф: люди не получили зарплату за последние три месяца работы, а у конкурсного управляющего не было источников им заплатить. Поэтому сейчас они ждут торгов, чтобы получить свою долю.
Сейчас, как рассказала нам представитель Черкасова, недостроенное предприятие лишено персонала, простаивает и охраняется.
По утверждению совладелицы завода Евгении Даутовой, ни единой копеечки не прошло мимо стройки, так что мы имеем в Казани на улице Лебедева, прямо на территории КЗСК, огромный недостроенный промышленный актив
Банкротная химия — клубок интересов
Раз уж промышленный актив попал в банкротные лапы, то вокруг него ожидаемо бушуют страсти кредиторов и других заинтересованных лиц. Главная героиня всей драмы — владелица половины акций предприятия Даутова (вторая же, напомним, принадлежит Росимуществу) — отбывает срок в казанской колонии и недавно чуть было не вышла на свободу по УДО. Если бы это случилось, как знать, куда бы повернулась история с продажей вынянченного ей завода. Ведь соратники Евгении Валентиновны, еще когда она была на свободе, неоднократно заявляли о поиске своего инвестора. Благо и сумма в 2,6 млрд, скажем прямо, не астрономическая для предпринимателя среднего масштаба. Возможно, на торгах нас еще ожидает сюрприз.
Второй момент — на аппетитную конкурсную массу нацелены сразу две госкорпорации: ВЭБ.РФ и АСВ. Мы уже писали о том, как они не могли договориться о дележке имущества силиконового завода и воевали за лидерство в комитете кредиторов. Разногласия проявились и при составлении положения о продаже. Так, Аркадию Черкасову пришлось выбирать из разных банкротных площадок. АСВ ожидаемо выдвинула своего постоянного партнера — Российский аукционный дом, однако Черкасов в суде доказал, что выбранное им «Правовое бюро» имеет куда больший опыт успешных продаж крупных активов. «В ходе мониторинга реализованных активов ООО „Российский аукционный дом“ не удалось выявить положительную практику реализации сопоставимого с имущественным комплексом АО „КЗСК-Силикон“ актива», — отметил суд слова Черкасова. Серьезный камешек в огород РАД, который не так давно заявил о своих амбициях быть главным продавцом банкротных активов в Татарстане.
Третий момент — ходом банкротства изначально оказались сильно недовольны небольшие поставщики и партнеры «КЗСК-Силикон», не говоря уже о редкой квалификации персонале. Шутка ли — верховодить банкротством сели мегакрупные корпорации, в комитет кредиторов не проберешься, даже зарплату не выбьешь. Как писал «БИЗНЕС Online», после стройки «КЗСК-Силикон», которую мелкие поставщики воспринимали как гарантированный госзаказ, многие оказались на грани банкротства, не получив своей оплаты. И сейчас им остается только довольствоваться ролью зрителей последних рядов.
Денис Мантуров в декабре 2018 года заявлял, что будет продолжать искать те инструменты, которые позволят в первую очередь сохранить предприятие
Сколько тянется резина
Напомним, строительство силиконового завода в Казани шло с 2009 года. Как рассказывала в интервью «БИЗНЕС Online» сама Даутова, цель проекта — возродить отечественное производство базового сырья для кремнийорганической промышленности. 30% продукции на первых порах должно были пойти на КЗСК, который производит синтетические каучуки, герметики, латексы и другую химпродукцию. Была также информация о том, что у завода уже есть предварительные договоренности на поставку метилхлорсиланов на предприятия ГК «Нэфис», «Татхимфармпрепараты», шинные производства. Остальное планировалось поставлять на экспорт.
Строительство притормозилось в феврале 2016-го, когда Внешэкономбанк обнаружил двукратное удорожание сметы капстроительства — с 6,7 млрд до 13,7 млрд рублей — и перекрыл финансирование. На тот момент банк уже выдал «КЗСК-Силикону» 3,2 млрд рублей из обещанных 7,8 млрд, которые были успешно освоены на стройплощадке. Тогда федеральное агентство по управлению государственным имуществом владело чуть более 49% уставного капитала «КЗСК-Силикон». 51% принадлежало ОАО «КЗСК», контрольным пакетом в котором напрямую и через ООО «Газ-Маркет» владеет Даутова.
На эти проблемы наложились падение Спурт Банка, который подпитывал стройку. В 2017 году «КЗСК-Силикон» вошел в банкротную процедуру, в 2018-м признан несостоятельным. Ушел в банкротство и головной КЗСК.
Министр промышленности РФ Денис Мантуров в декабре 2018 года заявлял нашему изданию, что будет продолжать искать те инструменты, которые позволят в первую очередь сохранить предприятие и ту номенклатуру, которая производится там сегодня в части химической продукции. А за бывшую владелицу КЗСК и создательницу «КЗСК-Силикон» Даутову публично вступился президент РТ Рустам Минниханов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.