В ЗИМНЕМ РАСПИСАНИИ БИТЬСЯ ЗА ПАССАЖИРОВ НА МАРШРУТЕ КАЗАНЬ - ДУБАЙ БУДУТ АЖ ЧЕТЫРЕ АВИАКОМПАНИИ

В международном аэропорту "Казань" на минувшей неделе презентовали рейс Казань - Дубаи, который будет выполнять лоукостер из ОАЭ flydubai. Интересно, что с направления оказывается, по сути, выдавленным национальный перевозчик РТ — авиакомпания «Татарстан», не только оттесненная на «чартерную» роль, но и, помимо flydubai, вынужденная конкурировать на этом направлении с такими гигантами, как «Уральские авиалинии» и «Трансаэро». «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у участников рынка, кто в фаворитах.

dubay-1.jpg
В аэропорту "Казань" презентовали рейс Казань - Дубаи, который будет выполнять лоукостер из Эмиратов "Флайдубай"

КТО В КАЗАНИ «СЛИВКИ СНИМАЕТ»

О том, что flydubai подали в Росавиацию заявку на выполнение регулярного рейса Казань — Дубай, стало известно после открытия 26 октября 2010 года аналогичного рейса Уральских авиалиний (входит в Топ-10 российских авиакомпаний). Собственно, два этих события находятся в прямой причинно-следственной связи. А потерпевшей стороной здесь оказалось ОАО «Авиакомпания «Татарстан» (АКТ), начавшее летать в Дубаи одним из первых в России, еще в 90-е годы.

Директор летной службы АКТ Валерий Портнов напомнил «БИЗНЕС Online», что вместо Уральских авиалиний регулярный рейс должна была выполнять АКТ – назначенный перевозчик на этом направлении: «Мы давно имели разрешение на регулярный рейс в Дубай, но не летали потому, что тогда, по международным соглашениям, встречный рейс открыла бы лоукостовая «Флайдубай», конкурировать с которой очень сложно - техника у них новая, билеты почти в два раза дешевле. Дополнительная сложность была и в том, что мы планировали летать и в летний сезон, когда пассажиров мало, – регулярный рейс обязаны выполнять даже «пустырем». Требовалось все взвесить, - объяснил «неторопливость» АКТ Портнов.

По его словам, в 2009 году с flydubai договорились, что АКТ три года донакатывает чартерами маршрут, все просчитывает, а в 2012 году обе авиакомпании запускают встречные регулярные рейсы. «Но после того, как Уральские авиалинии так сюда влезли (Росавиация назначила их на маршрут, даже не спросив нас), flydubai свои обязательства сняла и сразу пришла в Казань, - объяснил летный директор АКТ. - Кстати, летом Уральские авиалинии на этом маршруте регулярных рейсов не делали, то есть это чартер под маркой регулярного рейса. Сливки снимают. Для них Казань – чужой аэропорт, им все равно: когда есть прибыль – работают, когда нет – нет. А что кто-то «накатывал» рейс – для них это неважно. Самолетов-то много, куда-то надо летать, вот они и влезли».

«Но flydubai выдавит и нас, и их», - прогнозировал еще в прошлом году Портнов.

Руководитель татарского межрегионального управления воздушного транспорта Росавиации Шавкат Умаров, рассказал «БИЗНЕС Online», что Уральские авиалинии, как положено, подали заявку на получение лицензии на этот рейс, прошли комиссию. Авиакомпания «Татарстан» тоже подавала документы, но, по-моему, чуть опоздала, - припомнил Умаров. - А уральцы вовремя подали, и, прямо скажем, команда у них помощнее». Он также согласился с тем, что какой-то из перевозчиков, видимо, будет вынужден уйти с этого направления.

shema1.jpg
shema2.jpg
shema3.jpg

ПАССАЖИРОВ ВСЕ БОЛЬШЕ

В прошлом году заместитель генерального директора Уральских авиалиний Алексей Фомин говорил «БИЗНЕС Online» о конкуренции с flydubai: «Да, билет у них намного дешевле, чем наш, но мы предлагаем полноценную услугу, а они – лоукостовую. Такие компании обычно работают на направлениях с продолжительностью полета не выше 2,5 часов (из Казани в Дубаи лететь 5 часов 10 минут — авт.) – столько можно вытерпеть кресло с достаточно плотным шагом и отсутствие питания. Обычно пассажиры, раз-два попробовав, возвращаются к «полномасштабным» авиакомпаниям».

Вчера в пресс-службе Уральских авиалиний «БИЗНЕС Online» обтекаемо подтвердили, что загрузка рейса «высокая, удовлетворяет требованием по рентабельности авиакомпании». И пояснили, что с ноября даже собираются поменять на этом маршруте 156-местный Airbus 320 на 220-кресельный Airbus 321. Также в пресс-службе разъяснили, что «конкуренция будет иметь место, и это даже неплохо», а заодно подчеркнули одну из отличительных особенностей своей компании: «У авиакомпании «Уральские авиалинии» уже сложился круг клиентов, которые привыкли к определенному уровню сервиса. Так, мы можем предложить для желающих услуги салона бизнес-класса». С последним согласен директор туристической фирмы «Спутник-Транс-Сервис-Казань» Евгений Никулин, который в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметил, что бизнес-класс «хорошо проходит» как особое предложение.

Высокую заполняемость кресел прогнозирует и генеральный директор flydubai Гейт аль Гейт. Вчера на пресс-конференции он сообщил, что все первые рейсы заполнены (50% кресел из 189 блокирует туристическая фирма «Натали Турс»). Поэтому flydubai уже думает об увеличении числа рейсов до двух, а впоследствии - и до четырех в неделю. Причем, как заявил глава авиаперевозчика, flydubai не собирается зацикливаться на туристах, но хочет «диверсифицировать» поток за счет бизнесменов. Кстати, 20 сентября ушел заполненным «под завязку» возобновленный после летнего перерыва рейс Казань — Дубай Уральских авиалиний.

О серьезном увеличении потока говорит и статистика. Так, по данным пресс-службы ОАО «Международный аэропорт «Казань» (МАК), в 2010 году на этом направлении было перевезено (отправлено + прибыло) 5033 пассажиров, а за пять месяцев 2011-го — 8536. Так что нет ничего удивительного в том, что заявку на выполнение чартера Казань — Дубай подал лидер российских авиаперевозок — авиакомпания «Трансаэро» (об этом «БИЗНЕС Online» сообщил генеральный директор МАК Алексей Старостин).

Вообще складывается любопытная картина. В прошлом году АКТ была немало удивлена тем, что ее чартер на Дубай поставили в один день с рейсом Уральских авиалиний. В нынешнем зимнем расписании распределение по дням недели следующее: вторник — Уральские авиалинии; среда - flydubai; пятница — АКТ (на Boeing 737); и почему-то на пятницу же, по данным «БИЗНЕС Online», запланирован чартер «Трансаэро». Впрочем, коммерческий директор АКТ Лазар Илиев сообщил «БИЗНЕС Online», что компания еще не определилась, будет ли выполнять чартер на Дубай.

dubay-2.jpg
"Флайдубай" уже думает об увеличении числа рейсов до четырех в неделю. Причем хочет увеличить пассажиропоток за счет бизнесменов

ЕГИПЕТ, «СВЕЖЕНЬКИЕ САМОЛЕТЫ» И ДРУГИЕ ФАКТОРЫ

«БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать «толкотню» на маршруте и перспективы авиакомпаний участников рынка.

Татьяна Голубева — директор туристической компании «Мистраль»:

- Думаю, три-четыре рейса – перебор: столько народа на этом направлении летать не будет... Мне кажется, туристы и просто пассажиры предпочтение будут отдавать Флайдубай. Во-первых, туры на Флайдубай делает Натали Турс, у которой, судя по имеющейся тенденции, будут хорошие цены. И потом, думаю, все-таки большинство выберет комфортный перелет - у Флайдубай «свеженькие» самолеты (Boeing 737-800NGавт.). Опыт показывает, что Флайдубай доверяют — здесь играет то, что в России у этой авиакомпании сложилась определенная репутация, а также то, что она создана при поддержке правительства ОАЭ. Народ уже звонит нам, спрашивает о билетах - не все, видимо, пока знают, где их можно купить.

Что касается пассажиропотока, то он, по сравнению с прошлым годом, увеличится. Во-первых, народ с Египта переориентируется на Эмираты. Во-вторых, не исключаю, что конкуренция трех авиакомпаний приведет к какому-то снижению цены на билеты.

Юлия Федотова — заместитель директора по туризму туристической компании «Вера-Тур»:

- Не думаю, что нам нужно сразу столько рейсов, к тому же Флайдубай предполагает летать два раза в неделю. Да, сейчас, в связи с событиями в Египте, идет спрос на Эмираты, но чтобы грузить столько рейсов… Да, в Турцию грузили, но там цены не такие высокие, как на Эмираты.

Пока клиенты явно предпочитают Флайдубай. Объясняют это ценами (320 - 350 долларов в один конец - авт.), более низкими, чем у Уральских авиалиний, хотя, может быть, цены связаны, прежде всего, с туроператором (у работающей с Флайдубай Натали Турс в этом плане более выигрышная позиция). И клиенты считают, что эта авиакомпания надежнее. Видимо, это связано с тем, что Флайдубай заявляла о себе как дочерняя компания такого гиганта, как Эмирейтс, а люди сейчас стали разбираться в таких тонкостях. И пока никого не смущает то, что Флайдубай - бюджетная авиакомпания, хотя мы предупреждаем об этом. К тому же, по нашим наблюдениям, люди стали бояться летать российскими авиакомпаниями, и как только появляется выбор, переориентируются на зарубежные.

Думаю, поток на Дубай в этом году вырастет процентов на двадцать.

Евгений Никулин - директор туристической фирмы «Спутник-Транс-Сервис-Казань»:

- Заявлять о программах трех-четырех цепочек — это слишком. И двоим-то будет тяжело, а уж третьему...

Казань всегда летала в Дубай одним своим самолетом, раз в неделю или раз в десять дней. Но вот пришли Уральские авиалинии, у которых самолет намного новее, интереснее, и есть бизнес-класс, который хорошо проходит, как особое предложение. Теперь пришли Флайдубай, у них фишка в другом — на блоке примерно в сто мест сидит Натали Турс, то есть почти гарантированно закрывает своими пакетами половину самолета, и, думаю, у Натали Турс очень привилегированное положение по цене билетов и ряду других моментов. Поэтому Флайдубай выглядят стабильно защищенными продажами. На Уральские авиалинии тоже найдутся фирмы, которые возьмут блоки, но там возможность варьировать цены все-таки намного ниже... Безусловно, есть и доверие к Флайдубай. «Бюджетные» условия полета, скорее всего, никого не смутят, а уж попробовать слетать таким известным перевозчиком каждый захочет. И этот спрос, конечно, будет простимулирован, мы это видим на примере первых рейсов Флайдубай: еще не закончилась Турция, где сейчас комфортнейшая температура, а люди вовсю едут в Эмираты - потому что были отличные предложения от туроператоров.

Думаю, на 30 процентов поток в Дубай должен увеличиться. Пики востребованности: ноябрь (самая комфортная температура, первые детские каникулы); Новый год в Эмиратах сейчас не так сильно востребован — стали больше летать в зимние страны; январь-февраль — небольшое затишье, март-апрель — новый всплеск.

Татьяна Короткова — региональный представитель туристической компании «Натали Турс» по РТ:

- Увеличение туристического потока на Дубай в этом зимнем сезоне, конечно, произойдет. Не только за счет египетского направления, но еще и потому, что многие начинают понимать: ОАЭ — очень интересная страна и более качественный, чем во многих других местах, зимний отдых. И, кстати, не настолько дороже, как принято считать.

Вряд ли пассажиров отпугнет «лоукостовость» компании. Авиапарк «Флайдубай» - новый, салон самолета просторный, а кресла комфортные, с удобным шагом между рядами. Просто в данном случае «бюджетность» предполагает то, что в стоимость билета не входят обычные услуги (вроде питания) — желающим они предоставляются за дополнительную плату.

Что касается повышенной конкуренции на этом направлении, то, думаю, все авиакомпании найдут своего пассажира.