«Так получилось, что важные для нас даты — пятилетие творческой лаборатории «Угол» и 7-й день рождения фонда поддержки современного искусства «Живой город» пришлись на самый пик карантина» «Так получилось, что важные для нас даты — пятилетие творческой лаборатории «Угол» и 7-й день рождения фонда поддержки современного искусства «Живой город» — пришлись на самый пик карантина»

ПРИХОДИТСЯ ЗАДАВАТЬ СЕБЕ И НЕУДОБНЫЕ ВОПРОСЫ. А КАК ВЫЖИВАТЬ? МЫ ВООБЩЕ НУЖНЫ?

Для культурных институций нынешний период самоизоляции из-за коронавируса оказался особенным. Все пытаются понять свое место в новой системе координат и определить, как существовать сейчас? Причем во всех смыслах. Какой формат коммуникации ждет нас со зрителем в будущем? Поменяется ли мир? Изменится ли способ взаимодействия с аудиторией? Трансформируется ли сам культурный продукт?

Приходится задавать себе и неудобные вопросы. А как выживать? Мы вообще нужны?

Так получилось, что важные для нас даты — пятилетие творческой лаборатории «Угол» и 7-й день рождения фонда поддержки современного искусства «Живой город» — пришлись на самый пик карантина, став очень подходящим моментом, чтобы обновить внутренние профессиональные настройки и подумать о том месте, что мы занимаем сейчас. И мы для себя, кажется, наметили определенный новый вектор развития, который сегодня представляется важным.

И этот вектор — «Театр горожан». Кажется, что именно сейчас можно все дальше уйти от театра как от места развлечения, встав со зрителем на одну ступеньку. Именно, что не напротив, а оказаться рядом и поговорить.

На самом деле давно и интуитивно мы к этому шли. В спектаклях и лабораторных эскизах «Угла» и «Живого города» говорили семинаристы, дизайнеры становились художниками, астрономы писали пьесы, работники банка играли на сцене, а ученые превращались в театральных постановщиков. Казалось, что мы ходим по какой-то неизведанной территории, чувствуя себя, с одной стороны, немного первооткрывателями, с другой — в заложниках от негативистского восприятия консервативного театрального сообщества. Все именно про вечное — «… или право имею».

В мире все давно придумано, и наша задача — собрать имеющийся мировой опыт и постараться качественно применить его у нас. Если до этого мы говорили, что профессиональный театр может существовать в отсутствие профессиональной сцены, то сейчас считаем, что он способен быть и без профессиональных актеров.

«В мире все давно придумано, и наша задача — собрать имеющийся мировой опыт и постараться качественно применить его у нас» «В мире все давно придумано, и наша задача — собрать имеющийся мировой опыт и постараться качественно применить его у нас» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ГОРОЖАНЕ, КОТОРЫЕ РАНЬШЕ БЫЛИ ТОЛЬКО ЗРИТЕЛЯМИ, ПОЛУЧАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ СТАТЬ АКТИВНЫМИ СОЗДАТЕЛЯМИ СПЕКТАКЛЯ»

Запуская проект «Театр горожан», мы попросили Наташу Боренко, куратора нашей будущей лаборатории и одного из ведущих отечественных специалистов в области театра участия, сформировать определение данного явления, и она предложила следующее: «Театр горожан — это профессиональный театр с непрофессиональными актерами. Горожане, которые раньше были только зрителями (или даже не доходили до театра), получают возможность стать активными создателями спектакля».

Мы бы расширили данное понимание до определения «театр участия». Хотим, пусть и прозвучит пафосно, дать голос городу. «Живой город» изначально и создавался как структура, которая динамично реагирует на то, что происходит в театре, и пытается это сопоставить с настоящим миром и людьми. Понятно, то, что было важно полгода-год назад, сейчас выглядит иначе. Если у больших репертуарных театров меньше возможности настроиться на какую-то одну волну со своим зрителем и отреагировать на изменения (у них есть госзадание, большой сформированный план и репертуар), то у культурных институций, не обремененных этим, появилось такое преимущество. Оно заключается в осмыслении окружающей действительности, в понимании того, что в художественное пространство рефлексии все больше попадает не мифический выдуманный персонаж или сюжет, а реальный живой житель конкретного города со своим определенным внутренним миром. Его голос.

Практика театра горожан активно реализуется в Европе, больше всего, конечно, в Германии. Хорошо про это говорит один из кураторов нашей лаборатории, художница и режиссер Ада Мухина: «Там [в Германии] принципы такого театра участия не ставят во главу угла решить какую-то проблему, там цель иная — средствами театра показать проблему. Новость здесь в том, что театр, обычно претендующий на то, чтобы быть собранием, но прямого права на высказывание зрителям не дающий или сильно его контролирующий, здесь собранием действительно становится. Зритель получает право говорить — а вместе с ним и ответственность за свои слова, которую, однако, может не до конца осознавать, так как находится в рамках игры…


В этой новой форме искусства люди, живущие в городе, выступают на сцене в качестве экспертов своей собственной жизни или профессии. Нынешняя политическая ситуация принесла новые испытания для театра как трибуны, находящейся в центре общества (можно даже сказать, что театр сегодня — сердце общества). До этого многие культурные учреждения по всей Германии активно участвовали в социальной помощи беженцам. Однако после первых месяцев желание броситься помогать уступило место мыслям о том, что театр может сделать как культурная институция и как театр позиционирует себя с точки зрения искусства в этой переломной общественно-политической ситуации…»

В России огромный резонанс вызвал спектакль «100% Воронеж» — который с рядовыми воронежцами поставила знаменитая театральная команда Rimini Protokoll. Его можно посмотреть в открытом доступе на сайте Платоновского фестиваля. Для зрителя это вовсе не скучная, как может показаться по описанию, сценическая история. Это тщательно сконструированный театральный процесс, который, с одной стороны, показывает вам настоящий город, его проблемы и вопросы, а с другой — представляет собой интересный художественный продукт. Когда ваш мозг заточен под проекты, интегрирующие контекст города, вы уже не можете делать скучные и неактуальные вещи, в это важно погружаться. Rimini Protokoll делают подобное уже 20 лет и делают гениально, мы можем начать такой путь сейчас, выстроив свое сообщество вокруг театра участия.

«Еще раз повторим, чем бы вы ни занимались — работали на заводе, стригли животных, пели в оперном театре, продавали овощи и фрукты на рынке, — любой может стать частью нашей команды» «Еще раз повторим, чем бы вы ни занимались — работали на заводе, стригли животных, пели в оперном театре, продавали овощи и фрукты на рынке, — любой может стать частью нашей команды» Фото: «БИЗНЕС Online»

МОЖЕТ ЛИ ЛЮБОЙ ЖЕЛАЮЩИЙ ПОСТАВИТЬ СПЕКТАКЛЬ И ПОЧЕМУ ЭТО НЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Итак, мы запускаем лабораторию «Театра горожан». На этой неделе объявили набор заявок. И до 28 мая отберем определенное количество участников. Подать заявку может любой желающий (все это абсолютно бесплатно), допускающий, что театр — это не только про репрезентацию литературного произведения на сцене. Мы считаем, что театр сегодня может стать рупором, который средствами искусства говорит о городских проблемах; местом, где ведутся разговоры с местными сообществами. Для этого есть подходящий инструментарий, более того, мы уже не первый год исследуем театральный язык и то, как он меняется и какие формы получает благодаря тому, как в целом мир вокруг нас трансформируется. Как говорит наш коллега, один из идеологов социального театра в России Борис Павлович: «Мир меняется, когда меняется мой способ смотреть на него и говорить о нем».

Еще раз повторим, чем бы вы ни занимались — работали на заводе, стригли животных, пели в оперном театре, продавали овощи и фрукты на рынке, — любой может стать частью нашей команды. Мы приглашаем к участию абсолютно всех. Нам бы хотелось собрать максимально заинтересованную команду участников, кто интуитивно чувствует в себе желание разобраться в подобных вопросах и начать это делать в Казани. Мы говорим и о людях креативных профессий, и о тех, кто только ищет себя в данном направлении. Наш опыт, например, работы с театрально-научной лабораторией «Аннигиляция», когда спектакли в связке с театральными режиссерами делали реальные ученые, говорит о том, что у огромного количества людей есть потенциал и желание к работе в театральном процессе. И мы сейчас в той точке, когда можем показать это широкой публике, настроить фокус на такой взгляд.

После отбора участников в течение 7 дней — с 1 по 7 июня — будет проходить обучение под кураторством Боренко и Мухиной. Лекции и мастер-классы лаборатории мы станем транслировать для всех желающих. Трансляции будут проходить на нашем сайте, а работа в группе — в конференции zoom. Примерный круг вопросов, вынесенных на лабораторию, выглядит так: что такое «Театр горожан», может ли любой желающий поставить спектакль и почему это не самодеятельность? И, в конце концов, театр ли это?

После окончания лаборатории на сайте «Живого города» откроется прием заявок на постановку спектакля с участием казанцев. Там не будет никаких ограничений — только в том, чтобы идея являлась понятной и интересной. Фонд поддержит одну из заявок, и спектакль поставят в «Углу» — на нашей площадке. Возможно, получится реализовать бо́льшее количество идей — время покажет. На самом деле наша задача — не столько сделать классный спектакль на своей площадке, сколько заразить этой идеей как можно больше народа. Мы надеемся, что люди, которые пройдут онлайн-курс или посмотрят его трансляцию, погрузятся в процесс и смогут, вне зависимости от нашего участия, самостоятельно запускать перформативные проекты и спектакли в городе. И смогут находить то сообщество горожан, с которыми им интересно работать, чьи проблемы, взгляды, особенности они захотят осветить.

Диана Сафарова, Инна Яркова