Нашему герою за 50, и уже три десятилетия он правоверный мусульманин. Его даже приглашают в гости, чтобы совершить обряды или почитать Коран, поскольку у него есть специальное образование Нашему герою за 50, и уже три десятилетия он правоверный мусульманин. Его даже приглашают в гости, чтобы совершить обряды или почитать Коран, поскольку у него есть специальное образование

«ЛЕГКАЯ» УРАЗА НА «УДАЛЕНКЕ»

Нашему герою за 50, и уже три десятилетия он правоверный мусульманин. Его даже приглашают в гости, чтобы совершить обряды или почитать Коран, поскольку имеет специальное образование. Но есть у него и вполне мирская профессия. Что касается нынешней уразы, то собеседник газеты говорит, что она переносилась гораздо легче, чем обычно. Во-первых, священный месяц Рамадан сместился с лета на весну, а во-вторых, из-за режима самоизоляции работать приходилось на «удаленке», избавившись от утомительного присутствия в офисе.

Несмотря на отсутствие больших коллективных ифтаров в связи с закрытием мечетей, они все же проходили в Казани во время уразыФото: Елена Афонина / Фотохроника ТАСС

«ОКНА БЫЛИ ЗАКЛЕЕНЫ ЧЕРНЫМ, ПЛОТНЫМ ПОЛИЭТИЛЕНОМ, И С УЛИЦЫ КАЗАЛОСЬ, ЧТО ВНУТРИ НИКОГО НЕТ»

  • Несмотря на отсутствие больших коллективных ифтаров в связи с закрытием мечетей, они все же проходили в Казани во время уразы. На одном из них довелось побывать и мне. Он прошел в халяль-кафе, которое не закрывалось на карантин. Днем здесь торговали навынос блюдами восточной кухни, а вечером мусульмане приходили на разговение. Пускали  сюда на ифтар не всех, а только завсегдатаев заведения, один из них — знакомый, он и порекомендовал меня хозяину точки общепита, дескать, проверенный человек со мной придет.
  • Управляющий кафе пожаловался, что выручка во время объявленной самоизоляции упала на 70%, а то, что проходят ифтары, — это даже не попытка заработать деньги. Просто мусульмане, которые привыкли сюда ходить, очень просились прийти на разговение, ну как тут откажешь. То, что такие мероприятия запрещены при карантине, наш собеседник знал, поэтому окна были заклеены черным, плотным полиэтиленом, и с улицы казалось, что внутри никого нет. Управляющий заметил, что на днях здесь ходили сотрудники правоохранительных органов и чуть не оштрафовали, поэтому в халяль-кафе абы кого и не пускают.
  • Публика на ифтаре была тоже своеобразная. Чувствовалось, что многие здесь — это бывшие уличные пацаны, которые в свое время встали на намаз, совершают предписания Аллаха, но лексикон сохранили прежний. Например, я услышал такие слова: «Братья, меня тут мусора цепанули, был без маски, судья на пять рублей прибил». Судя по всему, парень нарушил самоизоляцию, был без средств индивидуальной защиты и за это получил штраф в размере 5 тыс. рублей. К слову, ни у одного из посетителей халяль-кафе таких средств защиты в этот вечер не было.
  • Всего здесь было порядка 30 человек, мы вместе совершили ахшам-намаз, потом поели, все было как в ресторане, то есть подходил официант, брал заказ, после чего приносил блюда посетителям. Как мне известно, во время Рамадана ифтары проходили и в некоторых мечетях Казани, но также в узком кругу, такой междусобойчик сотрудников учреждения культа, да и таравихи кое-где совершались. Ну а как прийти на авыз ачу и отказать себе в удовольствии собраться на коллективный намаз?.. Так что традиция живет, несмотря на запреты и коронавирусы.

Кроме того, ифтары начали проводить у себя дома, как это было принято в старые добрые времена. То, что ты делаешь за дверями своего дома или квартиры, властей, следящих за соблюдением режима самоизоляции, не касается Кроме того, ифтары начали проводить у себя дома, как это было принято в старые добрые времена. То, что ты делаешь за дверями своего дома или квартиры, властей, следящих за соблюдением режима самоизоляции, не касается

«Я ПОЛУЧУ 20 ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ, А ТАКАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ БЫВАЕТ ТОЛЬКО НА УРАЗУ»

  • Кроме того, ифтары начали проводить у себя дома, как это было принято в старые добрые времена. То, что ты делаешь за дверями своего дома или квартиры, властей, следящих за соблюдением режима самоизоляции, не касается. Однако мы все смотрим телевизор, и там говорят о том, что приглашение в гости большого количества людей — это один из способов распространения коронавируса. Но мусульман это не остановило.
  • В самом начале священного месяца я был приглашен в один из частных домов в городском поселке Казани, где ифтар проводил молодой предприниматель,  владелец небольшого бизнеса. Придя примерно за полчаса до захода солнца, увидел такую картину — в большой комнате собралось порядка 20 человек, друзья хозяина дома, почти все возрастом не старше 30 лет. На меня, вошедшего в маске и перчатках, посмотрели как на инопланетянина. После традиционного «ассалямуалейкум» долго стоял в замешательстве, здороваться за руки или нет, в итоге прямо об этом спросил уважаемое собрание: «Братья-мусульмане, здороваетесь ли вы за руки?» На что последовал ответ: «Не только здороваемся, но и обнимаемся по сунне нашего пророка». Ничего не оставалось делать, как последовать древней традиции. В ходе разговора я поинтересовался, как гости относятся к коронавирусу. Ответы сыпались в духе: «Какая-то непонятка, фитна (арабское слово, означающее „хаос“, „смуту“, — прим.ред.) происходит, да и сомневаемся, что коронавирус существует».
  • Хозяин дома так и не полагал, а был уверен, что пандемия носит катастрофический характер, но не считал ее поводом не проводить мероприятие: «Я все время проводил  до этого, почему должен отказываться от этой традиции? Людей много… Да, риск заражения есть, но всех приглашенных я знаю лично, симптомов COVID-19 у них не наблюдалось, а то, что народу больше, чем диктуют санитарные требования, — так ведь хотелось от Аллаха больше награды получить. Ты разве, брат, не знаешь, что пророк говорил: «Тот, кто накормит постящегося в месяц Рамадан, получит такое же вознаграждение, как и постящийся, причем без умаления награды постящегося».  То есть я получу 20 вознаграждений, а такая возможность бывает только на уразу».
  • Зашло солнце, мы вместе совершили закатную молитву ахшам-намаз, потрапезничали, после чего я поехал к себе домой, а собравшиеся сказали, что обязательно прочитают коллективно и таравих, но не дома у гостеприимного хозяина, а в офисе одного из гостей ифтара. Бизнесмен предоставил его на все время Рамадана, и, как заверили меня, там уже будет человек 30, не меньше.
  • В следующий раз я был приглашен на ифтар уже в последнюю декаду Рамадана. Хозяева — люди абсолютно светские, обязательные обряды, такие как намаз, закят, хадж не совершают, но  уразу держат. Отношение к коронавирусу здесь было прямо противоположное: все пришедшие в гости были в масках и перчатках, никто друг с другом не здоровался за руку, да и народу было, не считая хозяев квартиры, лишь пятеро человек. И все сидели на так называемом социальном расстоянии друг от друга. К слову, среди приглашенных абсолютно все были с высшим образованием: техническим, юридическим и даже медицинским. Совершающих намаз среди них не оказалось, я был единственным, кто встал на ахшам-намаз. Хозяйка дома на вопрос о том, для чего она проводит авыз ачу, даже немножко обиделась: «Ну как не проводить, я же каждый год собираю людей на ифтар... После этого такое облегчение наступает на душе. Мы, посоветовавшись с мужем, решили пригласить только тех родственников, кто держит уразу, чтобы их было не больше пяти человек, стулья расставили на расстоянии метра друг от друга, сами даже не садились. А тебя пригласили, чтобы почитал нам Коран, сами мы этого не умеем делать». Отрадно, что люди, даже далекие от ислама, проводят ифтары, хотя бы с намерением не забывать традиций.

Ураза-2020 пошла не по традициям новейшей истории. В конце марта на карантин закрылись абсолютно все мечети, хотя в самом начале антивирусных мер были попытки все же проводить богослужения в масках Ураза-2020 пошла не по традициям новейшей истории. В конце марта на карантин закрылись абсолютно все мечети, хотя в самом начале антивирусных мер были попытки все же проводить богослужения в масках

«ПЕРВЫЙ РАЗ УРАЗУ Я СТАЛ ДЕРЖАТЬ ЕЩЕ ПРИ СОВКЕ

  • Первый раз уразу я стал держать еще при Совке. Тогда в Казани ифтары люди как раз проводили у себя дома. Татары приглашали друг друга, накрывали столы; как правило, для чтения Корана привозили из единственной на тот момент казанской мечети Аль-Марджани муллу. Это был либо имам, муэдзин или, из-за тотальной нехватки таковых, дедушки из категории «мәчет картлары», то есть стариков-прихожан. Аксакалы приходили на каждый намаз, после чего общались между собой. Дружили семьями, как сейчас принято говорить. Кстати, сейчас этого слоя вы не встретите в исторической мечети города, ведь основу прихожан составляют, как правило, лица молодого и среднего  возраста, они не особо дружны между собой, каждый сам по себе, да это и понятно: новое время диктует новые условия, все заняты работой, не до каких-то тесных общений. Все разговоры ограничиваются приветствием и прощанием. Так вот, мулла (обычно к нему обращались «бабай»), который пришел на авыз ачу, не ограничивался лишь формальным проведением обряда, а делал по мере своих знаний и наставления собравшимся в этой камерной обстановке.
  • Больших ифтаров, свойственных сегодняшнему времени, не наблюдалось, в том числе и в мечети Аль-Марджани. Просто перед закатом солнца ее сотрудники раздавали изюм либо в отдельных кулечках, либо на тарелочках, каждый подходил и брал нужное себе количество. Традиционные финики появились позже, впрочем, в магазинах «Овощи-фрукты» они также были в большом дефиците. Зато ночные таравих-намазы проходили регулярно. На улицу Каюма Насыри, 17 съезжался весь город, пожилые имамы проводили ночные бдения, рассказывали проповеди, в воздухе витало какое-то таинство присутствия на чем-то необычном, тем более что атеистическая пропаганда еще была в силе.
  • Потом время изменилось, появились шатры Рамадана, причем во многих мечетях, а в некоторые, например в «Ярдэм», на авыз ачу съезжалось до 2 тыс. человек. Таравих-намазы стали более длительными по времени, у татар возродилась дореволюционная традиция делить Коран на 30 частей и в каждую ночь Рамадана добавлять их в намаз, чтобы к концу священного месяца совершить его полную рецитацию.
  • Все изменил коронавирус. Ураза-2020 пошла не по традициям новейшей истории. В конце марта на карантин закрылись абсолютно все мечети, хотя в самом начале антивирусных мер были попытки все же проводить богослужения в масках, с ограниченным количеством человек, потом запретили коллективные намазы, прихожане могли просто приходить и по одному совершить молитву, но постепенно все свелось к тому, что мечети вовсе закрылись. Мусульмане надеялись, что с началом поста, наступлением Рамадана, молельные дома все-таки распахнут свои двери, но чуда не произошло.
  • И сейчас мусульмане опечалены невозможностью совершения праздничного намаза в Ураза-байрам. До последнего теплилась надежда, что карантин снимут, мусульмане рано утром в воскресенье соберутся в мечетях, но точку в этом вопросе поставил президент России. Владимир Путин 25-го Рамадана,  то есть в начале недели, попросил верующих отметить Ураза-байрам дома. Это значит, что праздник разговения пройдет на «удаленке». Ведь все просьбы главы государства воспринимаются как приказ для его подданных, в том числе и представителей уммы. Хотя, насколько я знаю, пусть не в Казани, но в некоторых районах республики праздничные гает-намазы собираются проводить. Для этого в деревни даже собираются приезжать из райцентров. Но наверняка это также будет сделано максимально непублично.