Юсуп Якубов: «Год мы настроены заканчивать дистанционно. Речь идёт не только о сессии, но и о приёмной кампании» Юсуп Якубов: «Год мы настроены заканчивать дистанционно. Речь идет не только о сессии, но и о приемной кампании» Фото: Сергей Елагин

1 726 АБИТУРИЕНТОВ УЖЕ ГОТОВЫ ПОДАТЬ ДОКУМЕНТЫ

Уже третий месяц Поволжская академия спорта — крупнейший спортивный вуз в Поволжье — функционирует за пределами своего корпуса в Казани. Если до пандемии дистанционно учились в основном ведущие спортсмены, которые отсутствовали из-за сборов или турниров, то сейчас дистанционно учатся абсолютно все. «Проблемы уйти в удаленный формат для нас не было, — рассказал в интервью „БИЗНЕС Online“ ректор вуза Юсуп Якубов. — Он присутствовал у нас до этого, есть сейчас и будет после».

Ежедневно по итогам дня ректор получает информацию по посещаемости. Во время самоизоляции на каждом факультете зафиксирован рост на 10–15%, а общая посещаемость занятий в академии составила солидные 80–85%. «Такая явка показывает, что наши студенты уже более-менее привыкли к удаленной работе, — прокомментировал он. — Это также подтверждают результаты проведенного нами анкетирования».

В апреле академия провела опрос среди студентов (всего их 3 348) по поводу дистанционного обучения (далее в тексте — ДО). 80% оценили систему положительно, 13% — удовлетворительно, и только 7% указали на явные недочеты. На вопрос, в какой степени вы хотите видеть элементы ДО в образовательной программе дальше, 16% ответили, что хотели бы полностью перейти на дистанционный формат. Их желание материализовалось, по крайней мере, до старта следующего семестра.

«Год мы вынуждены заканчивать дистанционно, — предупредил Якубов. —  Речь идет не только о сессии, но и о приемной кампании».

Летом академии предстоит выдержать планку по набору тысячи студентов. Ее в вузе собираются взять уже в третий раз. Для абитуриентов заготовлено сразу 738 бюджетных мест и специальная система по приему документов онлайн. «У нас уже есть опыт удаленной приемной кампании в прошлом году, — сообщил ректор. — Система использовалась нами в течение года, чтобы сформировать базу данных абитуриентов. Только на сегодняшний день у нас зарегистрированы 1 726 желающих поступить в вуз».

Если с приемом документов все ясно уже сейчас, то по предстоящим испытаниям есть еще вопросы. Прежде всего это сроки проведения ЕГЭ. Для абитуриентов всех спортивных профилей обучения в академии — это биология и русский язык. Ну и третий экзамен, который сдают не в аудиториях, а на спортивных площадках. Футбольный или хоккейный экзамен перевести в онлайн-режим невозможно.

«Скорее всего, мы выстроим балльную систему, — поделился планами Якубов. — Она будет основана на спортивных показателях будущего студента: его спортивном звании (мастер спорта, кандидат в мастера спорта или спортивный разряд), турнирных достижениях (чемпион мира, Европы, России, региона), результатах всероссийских региональных олимпиад по физической культуре и знаках ГТО. Прием документов начнется 20 июня».

«Студент не только открывает вкладку с тестом, но и включает видеотрансляцию, чтобы преподаватель наблюдал за его действиями» «Студент не только открывает вкладку с тестом, но и включает видеотрансляцию, чтобы преподаватель наблюдал за его действиями» Фото: Сергей Елагин

СЕССИЯ С ПОМОЩЬЮ ZOOM И MOODLE

Не менее сложный вызов, чем приемная кампания, Поволжской академии бросила сессия. Что делать с экзаменами, в которые включены спортивные нормативы? Как провести онлайн-тесты так, чтобы у студента не было возможности подсмотреть нужный ответ или списать? Через что настроить контроль преподавателя?

Ответы на большинство вопросов академия нашла благодаря заочникам. Они уже прошли сессию в удаленном формате. «Для сессии мы выделили два типа взаимодействия, — отметил проректор академии по учебной работе Алмаз Галимов. — Первый — непосредственное общение через приложение для видеозвонков между преподавателем и студентами. Второй — онлайн-тестирование, функционал которого мы вживили в систему Moodle».

Услугами Moodle Поволжская академия пользуется с 2011-го. С момента создания вуза ректор принял решение о внедрении элементов ДО в образовательный процесс на перспективу. Это самая популярная платформа для образовательных организаций, и ее главный плюс в гибридности: к софту при необходимости можно «нарастить» новые функции, что и сделали в академии.

«Платформа позволила нам создать сложные тесты со множеством настроек, — отметил начальник управления информационных технологий академии Владимир Суетин. — Можно задать время на весь тест, на конкретные ответы, предусмотреть смену вариантов и многое другое». Например, отключить клавиатуру, чтобы ответы на тесты можно было дать исключительно мышкой. Если попутно настроить видеосвязь с преподавателем, чтобы тот мог наблюдать за движениями студентов, это исключит возможность перейти на соседнюю вкладку, включить поисковик и напечатать необходимый ответ». 

«Студент не только открывает вкладку с тестом, но и включает видеотрансляцию, чтобы преподаватель наблюдал за его действиями, — описал процесс Галимов. — Также он ограничен лимитом по времени».

Сейчас, сообщил Суетин, Поволжская академия ведет переговоры с Zoom о приобретении образовательного аккаунта. В дальнейшем его планируется интегрировать с Moodle. Таким образом приложения будут работать синхронно, что упростит процесс для студентов и преподавателей.

Если с технической точки зрения мало что требует доработки, то содержательных пробелов, признают в академии, избежать не удалось Если с технической точки зрения мало что требует доработки, то содержательных пробелов, признают в академии, избежать не удалось Фото: Сергей Елагин

СТУДЕНТЫ ЖАЛУЮТСЯ НА БОЛЬШОЙ ОБЪЕМ «ДОМАШКИ»

Нетрудно догадаться, что с такой нагрузкой, как сейчас, серверы академии никогда не сталкивались. Чтобы выдержать испытание, техническим специалистам пришлось увеличивать их дисковое пространство. По мнению Суетина, система все-таки прошла проверку. «Сейчас задержек в ее работе не наблюдается. Мы ведем постоянный мониторинг, чтобы своевременно реагировать в случае необходимости», — отметил он.

Если с технической точки зрения мало что требует доработки, то содержательных пробелов, признают в академии, избежать не удалось. «Качество образования в домашних условиях немного снизилось, — сказал Галимов. — Но не из-за того, что дистанционное обучение само по себе хуже обычного. Просто многие отнеслись к нему слишком буквально и не учли специфику перевода учебных программ в онлайн».

Этим, считает проректор, вызваны многочисленные жалобы студентов — не только в Поволжской академии, но и в целом по стране — об увеличившемся объеме домашней работы. «На самом деле объем не изменился, — отметил он. — Просто преподаватели не могут дать тот же объем материала за время онлайн-занятия. Все остатки уходят на домашнюю работу».

Как считает Галимов, в новых условиях задача преподавателя меняется: он должен быть не столько педагогом, сколько модератором учебного процесса. В океане информации нужно направлять студентов, указывать на сторонние источники, советовать ресурсы — и тем самым учитывать все особенности ДО.

Все практические дисциплины переместили на первый семестр следующего учебного года, забрав оттуда теоретические Все практические дисциплины переместили на первый семестр следующего учебного года, забрав оттуда теоретические Фото: Ирина Ерохина

СПОРТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПЕРЕШЛИ НА ОСЕНЬ

Много предметов в Поволжской академии связано с практикой. Всего под руководством вуза 7 спортивных объектов, и все они приостановили свою работу еще в марте. В привычном формате занятия не проводятся и получать оценки за выполнение нормативов студентам, по сути, негде. 

Решили эту проблему в академии так: все практические дисциплины переместили на первый семестр следующего учебного года, забрав оттуда теоретические. «Вместо того, чтобы обучать студента в зале ведению мяча, мы просим его подготовить анализ на основе работы с источниками, — объяснил Галимов. — То есть спортивные занятия переводятся в методические. Когда обстановка нормализуется, мы внедрим в программу больше практических дисциплин».

В такой ситуации повышается значимость вербальных навыков преподавателей. Любовь Ботова, в чей профиль входят художественная и спортивная гимнастики, фигурное катание и акробатический рок-н-ролл, привела в разговоре с нашим изданием такой пример: «У меня сейчас идет раздел хореографии у одной из групп. Вчера было занятие по основным шагам народно-характерного танца. В обычных условиях такая пара подразумевала бы огромное количество тактильного контакта. Сейчас же приходится подключать навыки коммуникации, объяснять на словах, показывать видео».

Помимо пар, педагог занята проверкой выпускных работ. Их предзащита уже прошла в Поволжской академии удаленно. «Затрудняюсь ответить, сложнее или проще было работать дистанционно. С одной стороны, ушло очень много времени на организационную работу. За день до предзащиты приходилось организовывать в Zoom тестовые звонки, чтобы убедиться, работает ли связь у всех или нет. С другой стороны, появилась возможность проводить дополнительные консультации в удобное для всех время», — отметила Ботова.

Вместе с предзащитой в академии ушел в онлайн и День науки — популярная ежегодная межвузовская научно-практическая конференция, организатором которой традиционно становится Поволжская академия. С докладом в секциях 6 мая выступили 300 участников из разных городов России. Видеотрансляцию на вузовском YouTube-канале посмотрели более 1,2 тыс. человек.

«Сейчас бассейны закрыты, поэтому мы лишены возможности исполнять свои обязанности в полном объеме» «Сейчас бассейны закрыты, поэтому мы лишены возможности исполнять свои обязанности в полном объеме» Фото: Сергей Елагин

ПОДГОТОВКА СБОРНЫХ ЗАМОРОЖЕНА

Сильнее всего самоизоляция ударила по Поволжской академии в плане подготовки сборных. А на сегодня в вузе их около 20 — от гребли до гандбола, и все они соревнуются в российских и международных студенческих турнирах.

«Если в художественной гимнастике можно выполнить ряд элементов, пусть и базовых, в помещении с высокими потолками, то, например, в акробатическом рок-н-ролле это невозможно, — сказала Ботова. — Там есть дисциплина с 16 спортсменами: даже если они все выйдут на связь через Zoom, то не смогут провести групповое занятие». 

Восстанавливать тренировочный цикл придется и в водных видах спорта, признал тренер сборной академии по плаванию Максим Дедловский. Рекомендации по занятиям ведущим пловцам академии — членам сборной России — Александру Красных, Григорию Тарасевичу и Ирине Приходько дали в тренерском штабе сборной России: «Сейчас бассейны закрыты. Мы, конечно, организовали дистанционные занятия в ежедневном режиме, но все это рассчитано лишь на поддержку формы».

«Мы все сегодня оказались в непростых условиях, — констатировал Якубов. — Но я уверен, что академия — ее студенты, преподаватели и сотрудники — переживут тяжелые времена и будут двигаться дальше, вопреки вызовам времени и негативным обстоятельствам».