К концу марта пассажиропоток у авиаперевозчиков упал примерно на 80% — примерно настолько же снизилась и выручка, а расходы остались на прежнем уровне К концу марта пассажиропоток у авиаперевозчиков упал в среднем на 80% — примерно на столько же снизилась и выручка, а расходы остались на прежнем уровне Фото: «БИЗНЕС Online»

ПЕРЕВОЗЧИКИ ВЗЯЛИ ПАУЗУ

Перевозчикам пассажиров по воздуху, воде и железной дороге могут разрешить не возвращать деньги за проданные билеты. Правительство России в настоящий момент готовит законопроект, которым перевозчикам в условиях режима повышенной готовности или ЧС легализуют возможность выдавать ваучеры на будущую поездку взамен возврата денег.

Как сообщает сегодня «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, подготовкой соответствующего документа занималось минэкономики РФ, а главным идеологом инициативы был минтранс России. В ведомствах факт существования такого законопроекта подтвердили. Одобрение инициатива получила уже в комиссии по повышению устойчивости экономики во главе с первым вице-премьером, а ныне и. о. премьера Андрея Белоусова. Не исключено, что документ рассмотрят в Госдуме уже в мае.

Главная причина, почему этот документ увидел свет, кроется в текущей ситуации в отрасли, находящейся в условиях «коронакризиса». Карантинные меры привели к тому, что компании столкнулись с резким падением пассажиропотока. В частности, указывается, что уже к концу марта пассажиропоток у авиаперевозчиков упал в среднем на 80% — примерно на столько же снизилась и выручка, а расходы остались на прежнем уровне, а по каким-то статьям даже и выросли. Объем возвратов билетов за отмененные рейсы может достигать в отрасли 70 млрд рублей. И в текущих условиях авиакомпании не могут вернуть деньги всем ввиду почти отсутствия операционных средств.

С аналогичными трудностями сталкивается железнодорожное и круизное речное сообщение. По информации «Коммерсанта», ОАО «РЖД» уже вернуло своим пассажирам 8 млрд рублей по билетам — спрос на поезда дальнего следования в отрасли сократился на 70%. А судоходные компании, продававшие билеты задолго до открытия навигации, бо́льшую часть средств потратили на ремонт флота, оплату топлива и прочее. Речные туры сейчас никто не заказывает из-за карантина. В апреле Российская палата судоходства оценила возможные убытки отрасли в 15 млрд рублей. Немудрено, что если все компании начнут возвращать пассажирам их кровные за билеты, то страну просто захлестнет.

В случае одобрения депутатами разработанного правительством РФ законопроекта компании, которые занимаются воздушными, морскими, речными и железнодорожными перевозками, получат право перевести на личный счет пассажира зарезервированные суммы, равные стоимости билета, чтобы он потом их мог использовать при покупке другого билета. Или начнут выдавать ваучеры на будущую поездку. К слову, такая практика распространена во всем мире. Правда, уточняется, что такое особое право перевозчиков будет действовать в случае объявления правительством режима повышенной готовности или ЧС.

РЖД уже вернул своим пассажирам 8 млрд рублей по билетам — спрос на поезда дальнего следования в отрасли сократился на 70% ОАО «РЖД» уже вернуло своим пассажирам 8 млрд рублей по билетам — спрос на поезда дальнего следования в отрасли сократился на 70% Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСЛИ УЖ ВЫ БИЛЕТ КУПИЛИ, ТО ЛУЧШЕ ЛЕТЕТЬ»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты неоднозначно восприняли новость о готовящейся инициативе правительства.

Азамат Сабиров — генеральный директор AVT:

— Сейчас какая ситуация складывается со стороны агентства? Если брать корпоративные заказы, то возникает такой вопрос: если компания отправляет сотрудника в командировку и оплачивает ему, соответственно, поездку, то у агентства возникает непонимание: как с этими ваучерами работать? Если физлицо купило этот билет самому себе, а компания вернула ему деньги на его личный счет, то есть какие-то баллы или мили, то здесь все более-менее понятно. А вот как с корпоративным бизнесом работать, у нас пока нет информации.

А насчет того, согласятся ли пассажиры на эти ваучеры… Пока законодательно ваучеры не оформлены, соответственно, по закону о защите прав потребителей человек может обратиться в суд по вопросу взыскания средств. Но я думаю, что если Госдума примет такой документ, то эта практика закрепится. Потому что у нас ничто временное не остается таковым. Теперь если уж вы билет купили, то лучше лететь. Так, наверное, будет. А потом, возможно, появится и биржа ваучеров, где люди смогут продавать их друг другу…

Рамиль Мифтахов: «На самом деле данный инструмент позволит перевозчикам отложить свои финансовые обязательства перед клиентами. Такая мировая практика уже существует, она реализована в Европе» Рамиль Мифтахов: «На самом деле данный инструмент позволит перевозчикам отложить свои финансовые обязательства перед клиентами. Такая мировая практика уже существует, она реализована в Европе» Фото: «БИЗНЕС Online»

Рамиль Мифтахов — президент ассоциации турагентств РТ:

— На самом деле данный инструмент позволит перевозчикам отложить свои финансовые обязательства перед клиентами. Такая мировая практика уже существует, она реализована в Европе, и это даст возможность компаниям одномоментно не отвечать на претензии и не выплачивать сразу колоссальные суммы. Представьте, например, что случится, если в банк придут сразу все вкладчики забрать свои деньги. Даже Сбербанк, каким бы крутым он ни был, не выдержит подобной нагрузки. И здесь такая же история. Если у авиакомпании существует определенная рассрочка по ваучерам, то есть нет необходимости возвращать деньги, а клиентов они все равно будут обслуживать по тем ваучерам, которые им выдадут, то это позволит данным авиакомпаниям остаться на плаву, не обанкротиться. И, соответственно, если это государственная компания, то на возврат денег из бюджета придется вливать колоссальные суммы, а где их брать? Их надо будет забирать из зарплаты (бюджетников — прим. ред.), еще каких-то инструментов, чтобы компенсировать убытки и не обанкротить государственные компании.

Я считаю, что данная мера (выдача ваучеров — прим. ред.) однозначно будет популярна среди пассажиров. И если примут постановление правительства о ваучерах, то суды не станут принимать такие заявления пассажиров по поводу возвращения денежных средств перевозчиками. Ссылаясь на это постановление, суды начнут говорить, что есть такой инструмент, как ваучер, и вы можете воспользоваться данным видом услуг транспорта позже, когда вам это будет необходимо.

Илья Зотов: «По нашей оценке решение будет принято не ранее конца июня. А до этого времени никаких операций по возврату или обмену денег, потраченных на билеты, выполняться не будет» Илья Зотов: «По нашей оценке, решение будет принято не ранее конца июня. А до этого времени никаких операций по возврату или обмену денег, потраченных на билеты, выполняться не станет» Фото: «БИЗНЕС Online»

Илья Зотов — председатель общероссийского объединения пассажиров, член общественного совета при министерстве транспорта РФ:

— По ваучерам еще предстоит только узаконить вопрос. По нашей оценке, решение будет принято не ранее конца июня. А до того времени никаких операций по возврату или обмену денег, потраченных на билеты, выполняться не станет. При этом данный закон не имеет действия обратной силы, а значит, текущие совокупные проблемы решить не сможет. То есть он будет распространяться на билеты, которые продадут в будущем.

Наша позиция по вопросу компенсации билетов заключается в том, что нужно выплатить деньги за билеты из бюджетных средств. Это окажет серьезную поддержку транспортным компаниям, а пострадавшие пассажиры смогут вернуть свои средства. Если такие действия не предпринять, то коллективное обращение пассажиров в суд будет грозить авиационным, железнодорожным и речным перевозчикам полным банкротством. Суд в 100 процентах случаев встанет на сторону пассажиров. Чтобы не допустить волну банкротств, государство должно вмешаться уже сейчас.

Мы сегодня видим ситуацию, когда идет грубейшее нарушение закона. Задним числом пассажирам меняют правила продажи и возврата билетов в угоду одной из крупнейших авиакомпаний России. В самих авиакомпаниях говорят, что они столкнулись с финансовыми проблемами и не могут произвести выплаты. Но есть и обратная сторона медали, что граждане также столкнулись с серьезными обстоятельствами. И по факту сейчас именно пассажиры кредитуют деятельность авиакомпаний и их будущую работу за счет личных средств. Нам кажется, что все же этой миссией должно заниматься государство.

Сложно дать однозначный совет тем, кому сейчас авиаперевозчики предлагают так называемые ваучеры. Есть угроза, что стоимость билетов в будущем увеличится. Мы уже сейчас прогнозируем, что рост составит в 2 раза. Более того, ряд авиакомпаний к концу пандемии может обанкротиться. И у вас этот ваучер просто останется на память. Поэтому мы рекомендуем обращаться в суд и требовать обратно деньги. Все судебные и моральные издержки можно также сразу внести в сумму иска. Все исковые заявления, которые подаются пассажирами, решаются в пользу граждан.

Уже сейчас мы видим, что многие авиакомпании отменяют питание на борту, сокращают сервисы, которые были заложены в стоимость билетов. Мы также прогнозируем, что какие-то авиакомпании откажутся от прессы, которая закупается и в огромном количестве предоставляется пассажирам. Конечно же, максимально сократят все издержки. Мы прогнозируем, что после пандемии будет одна авиакомпания, которая работает достаточно хорошо и успешно, а все остальные станут работать в сегменте лоукост и снижать издержки.