ВЧЕРА И СЕГОДНЯ НА КОНФЕРЕНЦИИ «ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА-2011» СМОТРЕЛИ НА БУДУЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПОД ДРУГИМ УГЛОМ
Проект «1 ученик – 1 компьютер», трехмерные лаборатории, мобильные классы ICLab – для нынешней школы это уже не фантастика. О том, как заставить суперсовременное оборудование работать с полной отдачей, почему электронные учебники уже стали архаикой, и кто является главным в триаде «учитель, технологии, инфраструктура», рассуждали участники I Международной конференции «Электронная школа-2011».
СУДЬБА МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАВИСИТ ОТ ШКОЛЫ
Конференция, организованная Министерством образования и науки РТ совместно с корпорацией Intel и при поддержке Министерства информатизации и связи РТ, получилась весьма представительной. И дело не только в том, что в ее открытии приняли участие Президент РТ Рустам Минниханов, первый вице-спикер Госдумы РФ Олег Морозов, заместитель Премьер-министра РТ – министр информатизации и связи РТ Николай Никифоров, министр образования и науки РТ Альберт Гильмутдинов, вице-президент корпорации Intel Джон Дэйвис. Не меньше присутствия «випов» об уровне форума говорит число (более 300) и география участников (35 регионов России и 11 стран мира). Судя по атмосфере, царившей в зале ГРК «Ривьера», среди них не было ни «свадебных генералов», ни статистов. В Казани собрались люди, имеющие опыт создания электронной школы или желающие его получить. Кстати, такой интерес к теме даже для организаторов оказалось неожиданным, о чем в самом начале сказал Альберт Гильмутдинов. Впрочем, в следующий раз (а конференцию планируется сделать ежегодной) ожидается уже около 500 гостей. Отметив этот отрадный факт, министр образования и науки пригласил на трибуну Президента Татарстана.
«Тема, которая обсуждается сегодня, очень важна для всех нас, - подчеркнул глава республики. – Наша конкурентоспособность будет зависеть от того уровня образования, который у нас есть. А эта площадка позволит сконцентрировать наработки наших коллег и показать то, что мы уже сделали в этой области». По мнению Рустама Минниханова, современное образование требует огромных инвестиций, но «оно того заслуживает». Напомнив, что работа по информатизации школы в Татарстане началась с учителей (проекты «Компьютер – школе», «Ноутбук – учителю»), он обратил внимание на то, что следующий шаг – это ученик, который тоже должен соответствовать реалиям XXI века.
Эту мысль продолжил первый вице-спикер Госдумы РФ Олег Морозов, сказавший, что «каким будет мир, зависит от того, какой будет школа». «Это касается всех стран, а для России, которая ставит амбициозные задачи, это важно вдвойне, - заявил он. - Школа очень консервативна, но одновременно чувствительна к инновациям. Именно там формируются люди, от которых впоследствии будет зависеть успех страны и мировой цивилизации».
Николай Никифоров, в свою очередь, познакомил собравшихся с конкретными цифрами, характеризующими уровень информатизации в Татарстане. Он, в частности, рассказал, что 60% домохозяйств подключены к Интернету, 80% населения имеет доступ к технологии 3G, а 18 тыс. госслужащих работают как слаженная команда, благодаря системе электронного документооборота. Министр информатизации и связи подчеркнул, что спрос на электронные сервисы среди жителей республики постоянно растет. Так, в августе этого года было зарегистрировано около миллиона фактов предоставления услуг в электронном виде, а ежемесячный прирост составляет 25%. Статистика, например, свидетельствует, что сейчас в электронном виде подается 59% заявлений о приеме в детсад и 74% заявлений о вступлении в брак.
Отдельно Никифоров остановился на электронном образовании. Напомнив, что все учителя Татарстана получили персональные ноутбуки, он рассказал, что в республике выбрали чуть более дорогой, но зато стратегически более правильный вариант подключения школ к глобальной сети – беспроводной. Сейчас в татарстанских школах работают 11 тыс. точек беспроводного доступа в Интернет. Медные линии, на которые ориентировались вначале, безнадежно устарели, и сейчас «Таттелеком» тянет оптоволокно. Говоря об электронной образовательной среде, министр обратил внимание на то, что она невозможна без налаженных коммуникаций между всеми участниками – педагогами, учениками и их родителями. По данным МИС РТ, сейчас 36% школьников и 12% родителей стали постоянными посетителями портала «Электронное образование в Республике Татарстан», который сделал процесс обучения гораздо более прозрачным.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ МЫ НЕ ОТСТАЕМ ОТ США
По словам Альберта Гильмутдинова, электронное образование базируется на триаде «учитель, технологии, инфраструктура», но именно педагог является ключевой фигурой и фактором успеха. Компьютеры, скоростной Интернет, соответствующее программное обеспечение обретают силу тогда, когда учитель может ими грамотно пользоваться и передает свое знание детям. «Электронная школа - это новая потрясающая технология образования, которая имеет колоссальные перспективы для развития», - подчеркнул министр. И рассказал, что в Татарстане 53 школы получили статус электронных. Именно в них реализуется совместный с Intel проект «1 ученик – 1 компьютер» и действует более 200 мобильных классов для начальной школы. Еще 4 школы-лидера обзавелись трехмерными цифровыми лабораториями. «Мы снабжаем педагогов образовательным контентом невероятной силы», - сказал Гильмутдинов. По его словам, за два года в эти проекты было вложено 2 млрд. рублей.
Затем министр рассказал об еще одном важном «цифровом» проекте – «Удаленная школа». Суть его в том, что ученики сельских малокомплектных школ, где один и тот же учитель часто ведет целый «букет» предметов, получают доступ к качественному современному образованию. Для них это единственный способ не проиграть в конкурентной борьбе своим городским сверстникам. Кроме того, онлайн-образование необходимо детям-инвалидам, которые могут обучаться, не выходя из дома.
Вице-президент Intel Джон Дэйвис одчеркнул, что проект «1 ученик – 1 компьютер» реализуется во многих странах мира. Программой охвачены Португалия, Аргентина, Боливия, Чили, Уругвай, Вьетнам, Турция. По мнению господина Дейвиса, ноутбуки, которые дети могут брать домой, серьезно расширяют возможности освоения таких предметов, как физика, математика, иностранные языки. «Программа Татарстана по внедрению модели электронного образования «1 учение – 1 компьютер» и формированию инновационной среды обучения, несомненно, сделает нынешнее поколение школьников более конкурентоспособным на глобальном рынке труда», - считает Джон Дейвис. Он признался, что татарстанские школы, оснащенные современным компьютерным оборудованием, произвели на него большое впечатление.
Затем на трибуну поднялся генеральный директор ОАО «ICL-КПО ВС» Виктор Дьячков. Кстати, именно это предприятие стало главным партнером конференции. Дьячков напомнил, что ICL-КПО ВС, которое входит в Группу компаний Fujitsu, является технологическим партнером Intel и партнером корпорации по программе «1 ученик – 1 компьютер». «В образовательной сфере мы работаем давно, - рассказал Виктор Дьячков. – В 2001-2004 годах участвовали в федеральной программе «Дети России». Наши технологические решения, которые мы внедряем совместно с Intel, используются по всей стране, включая Сахалин».
Генеральный директор ICL-КПО ВС рассказал о мобильных интерактивных компьютерных классах ICLab. На его взгляд, это наиболее подходящее, комплексное решение для образовательных учреждений. Это беспроводной аппаратно-программный комплекс, не требующий защищенного помещения и особых условий по электропитанию. Кроме того, его можно свободно перемещать, как по территории школы, так и за ее пределами. Виктор Дьячков рассказал, что Fujitsu предложила поставлять мобильные классы европейским заказчикам, и этого пока не происходит лишь из-за несовершенства нашего таможенного законодательства.
«Ежегодно информационный поток растет в геометрической прогрессии. Тот, кто осваивает информационные технологии и использует их для более эффективной интеллектуальной деятельности, становится намного конкурентоспособнее, - полагает он. – Это очень важный посыл. А технологичные компании в России есть. И технологии, доступные сейчас в США, доступны и у нас».
Сегодня участники конференции разошлись по секциям, где обсуждают организацию подготовки педагогов в области ИКТ, развитие инфраструктуры информатизации образования и многое другое.
Комментарии
Марио Франко - президент Фонда мобильной связи, Министерство общественных работ, транспорта и связи Португалии:
- Мы начали программу «1 ученик – 1 компьютер» в 2007 году, ставя задачу полностью поменять компьютерную карту мира и построить у себя экономику, основанную на знаниях и информатизации. На наш взгляд, переход к цифровому обществу логично было начать именно с образования. Ведь школа – лучшее место для первого соприкосновения с компьютерами и Интернетом, так как в процессе обучения технологический аспект соединяется с образовательным. Кроме того, очень важно, что ребенок может забрать ноутбук домой. Практика показала, что это сильно повышает успеваемость. Через четыре года мы имеем реальные результаты этой программы, в которую правительство и телекоммуникационные компании инвестировали 1,5 млрд. евро. По данным PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), среди 34 стран OECD наибольшее развитие произошло именно в Португалии, а Всемирный экономический форум зафиксировал улучшение экономического состояния страны в целом.
Татьяна Камалетдинова - исполнительный директор ГУП «Центр информационных технологий»:
- На сегодняшний день во всех школах Татарстана, где учатся не менее 200 школьников, установлены точки WI-Fi доступа в Интернет. Кроме того, в республике существует единая система «Электронное образование», через которую органы власти и РОНО, могут ежедневно проводить мониторинг использования сети. Это позволит наладить эффективность использования Интернета учениками в образовательных целях. Если говорить о проблемах, то можно отметить сложности с внедрением электронных учебников, связанные с тем, что издательства не готовы переиздавать книги в электронном виде.
Борис Беренфельд - президент и главный исполнительный директор, Международная лаборатория инновационных образовательных технологий (ILAET), США:
- В последние десять лет школьники получили доступ к Интернету, но связь между глобальной сетью и учениками односторонняя. Они не связаны друг с другом, не могут общаться, обсуждать изучаемое, проводить совместные опыты по физике, химии, биологии. Нет безопасной социальной сети для связи между учеником и учителем. Мы постарались создать такую сеть, главной целью которой, является поддержка исследовательских проектов школьников. Сейчас сетевой платформой ГлобалЛаб, предлагающей мультибраузерные решения, пользуются ребята из более чем трехсот российских школ – от Камчатки до Мурманска. В этом году к проекту присоединились сельские и поселковые школы. Надеюсь, что скоро он заработает и в Татарстане.
На мой взгляд, учебники второго поколения, так называемые электронные ридеры, которые активно продвигают Чубайс и другие, уже устарели. По сути, это перевод обычного учебника в хуже читаемую форму. Современному ребенку необходимы учебники третьего поколения, основанные на коммуникациях и сотрудничестве.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.