Айрат Нурутдинов: «Если по голосовой связи у операторов всегда были избыточные мощности, то к резкому увеличению зависимости от интернета оказались готовы далеко не все» Айрат Нурутдинов: «Если по голосовой связи у операторов всегда были избыточные мощности, то к резкому увеличению зависимости от интернета оказались готовы далеко не все»

ВЫИГРАЛА ЛИ ТЕЛЕКОМ-ОТРАСЛЬ ОТ ПЕРЕХОДА ВСЕХ НА «ДИСТАНЦИОНКУ»?

  • Думаете, кому война, а кому мать родна? Это так не работает. Любая пандемия затрагивает всю экономику, все сферы, мы так же проходим через трудности. Когда началась самоизоляция, все поняли, что телекоммуникационная линия критически важна. Если по голосовой связи у операторов всегда были избыточные мощности, то к резкому увеличению зависимости от интернета оказались готовы далеко не все. Сеть для пользователей стала не просто потребностью досуга, но и инструментом дистанционного обучения, удаленной работы и коммуникаций в широком смысле.
  • Мы это все в полной мере ощутили — у нас в 2 раза выросло количество заявок на подключение. Притом по крупным городам мы пока выдерживаем возможность подключения день в день, если человек обратился до 14:00. Связист, конечно, звучит гордо, но это надо доказывать на практике. Наши сотрудники в таких условиях повели себя очень достойно и продолжили исполнение своих служебных обязанностей, они действительно выходили на линию, чинили и в тяжелых социально-психологических условиях, делали свою работу достойным образом. Мы как непрерывно действующее предприятие ни на день не прекращали работу, только перевели примерно 25% сотрудников на «удаленку». Но серьезно увеличить объем дистанционной работы у нас не получится, так что всех сотрудников обеспечили средствами защиты. Зато в сети мы не наблюдаем серьезных аварий, так что удается выступать как надежный оператор с гарантированным качеством связи.

«Компенсировать потери рынка В2В ростом в сегменте В2С будет очень сложно» «Компенсировать потери рынка В2В ростом в сегменте В2С будет очень сложно»

А есть ли потери?

  • Число подключений взлетело в сегменте В2С. Но и у нас, и у всех других операторов достаточно большой сегмент — юридические лица. И по ним идет огромное количество обращений по поводу приостановки услуг и расторжения договора в связи с прекращением деятельности. На нас подобное тоже отразится, и компенсировать потери рынка В2В ростом в сегменте В2С будет очень сложно. Это разные рынки: и для нас, и для многих операторов избежать снижения выручки вряд ли получится. Я думаю, что мы по ней даже в ноль не выйдем.
  • Мы думаем, что значительная часть рынка В2В приостановит деятельность. И вопрос в том, насколько быстро они смогут восстановиться. Допустим, режим самоизоляции закончится после майских праздников, но не все сразу смогут возобновить работу. Мы прорабатываем программу поддержки этого рынка.
  • Мы также приостановили отключение услуг за просрочку платежей определенным социальным группам. Система отработана новогодними праздниками, в них мы тоже людей начинаем отключать за неуплату только после 15-го числа. Статистика показывает, что 10% абонентов не платят, пока их не начинаешь отключать. Из них 8% оплачивают в течение одного-двух дней после отключения. Таким образом прогнозируем, что в апреле количество платежей просядет на 20–30%, но мы понимаем, что это компенсируется через какое-то время.
  • Притом мы одна из немного компаний, кто сохранил для абонентов кредитную форму оплаты. В ситуации с коронавирусом, учитывая непростые обстоятельства, мы пошли навстречу пользователям и сохранили бесплатное обслуживание в первые два месяца для новых абонентов (в крупных городах при подключении скоростного интернета и ТВ), а также 20-процентную скидку на абонплату в первый год. А те, кто подключает наше цифровое ТВ, получают практически 50-процентную скидку на абонентскую плату в первый год и 25% — на второй и третий.

«Надо понимать, что у нас есть запас, и мы можем при необходимости хоть завтра увеличить объем трафика на 30-40% без подписания каких-либо новых договоров» «Надо понимать, что у нас есть запас и мы можем при необходимости хоть завтра увеличить объем трафика на 30–40 процентов без подписания каких-либо новых договоров»

подскочил ли ИНТЕРНЕТ-трафик?

  • Совокупное потребление интернета в целом заметно выросло, в отдельные дни на 35% по сравнению, например, с февралем, когда самоизоляции в России еще не было. Но на самом деле рост довольно плавный и спокойный. Все эти крики о том, что все пропало, все рухнуло, сети не выдержат, не имеют под собой оснований.
  • Надо понимать, что у нас есть запас и мы можем при необходимости хоть завтра увеличить объем трафика на 30–40% без подписания каких-либо новых договоров: мы можем любого оператора из числа наших партнеров попросить расширить канал, и они это с удовольствием сделают. Но, что удивительно, на прошлой неделе потребление интернета сократилось.
  • Так что мы не видим существенной нагрузки на внутреннюю сеть, даже в пиковые моменты она не превышала 70–75% от максимальной пропускной способности. Соответственно, никаких серьезных перебоев мы не фиксировали. Собственных федеральных каналов у нас, конечно, нет, и на «внешке» мы работаем с 6 разными операторами, чтобы не хранить все яйца в одной корзине. У каждого могут быть сбои, неполадки, DDos-атаки, тогда другие компенсируют это увеличением трафика у себя. Кстати, во время коронавирусных каникул количество атак даже снизилось. Но подобное не значит, что хакеры самоизолировались, просто объект их атак в основном юрлица, а в эти дни последние не работают.
  • Заметно изменилась и форма потребления трафика. Сейчас картина похожа на ту, что наблюдается в новогодние праздники (разве что объем трафика гораздо выше). Если в обычное время люди плавно увеличивали потребление трафика, выходя на резкий пик с 18 до 22 часов, то сегодня резкий рост фиксируется уже утром, в 8–9 часов (почти в 2 раза больше обычного), а дальше только увеличивается. Это значит, что количество тяжелого медиаконтента, потребляемого в первой половине дня, резко стало выше. Люди сидят дома, с утра до ночи смотрят видео.

А что у других операторов?

  • У нас в регионе много лет идут ценовые войны. Многие компании пытаются потеснить регионального оператора, демпингуют, опускали цены ниже, чем в соседних регионах. Но сегодня некоторые конкуренты столкнулись с серьезными ограничениями по скорости, их сети изначально были спроектированы довольно экономно и по затратам, и по пропускной способности. Мы всегда закладывали повышенный запас прочности. Это казалось бременем, но, когда дело дошло до серьезных нагрузок, получилось, что такая развитость сервиса, инфраструктуры — большой плюс, потому что у нас есть свободные мощности, а те, кто минимизировал затраты и качество, в итоге сейчас вынуждены были резать трафик.

но ПОЧЕМУ ЛЮДИ ЖАЛУЮТСЯ?

  • Сильно выросла нагрузка на контакт-центр. Количество звонков увеличилось в 1,5 раза, и мы приносим извинения клиентам за увеличившееся время ожидания — в некоторых случаях до нескольких минут. Как получается? Человек звонит, ему секунд 15 никто не отвечает, он сбрасывает и набирает номер снова и снова, вставая в конец очереди. Первый раз, когда увидели резко увеличившееся количество обращений, мы испугались, не произошла ли авария. Но выяснилось, что структура не изменилась: столько же вопросов про скорость, подключение, наконец, многие просто обращались за консультацией. 
  • Надо понимать, что есть три разных вида доступа в интернет. Исторически подключение (особенно в сельской местности) осуществлялось по технологии АDSL — по телефонному кабелю, который физически не может обеспечивать очень высокую скорость. В теории она может, конечно, достигать 24 Мбит/с, но реальная скорость — 4–8 Мбит/с на прием и 1 Мбит/с на отдачу сигнала. Это, конечно, медленно. Но в городе по такой технологии интернет остался только у 20% абонентов, у остальных подключения по «оптике до дома», которая обеспечивает 100 Мбит/с и практически не проседает при нагрузках. Сравнительно высокую скорость часто обеспечивает и мобильный интернет. В хороших условиях это более 50 Мбит/с, чаще — 5–15 Мбит/с, а при высокой нагрузке на базовые станции скорость может проседать, т. к. мобильный интернет очень чувствителен к количеству подключений.


  • У нас много базовых станций в удаленных населенных пунктах, где подключение осуществляется по АDSL. Пользователи начинают массово переходить на мобильный интернет, и тогда там тоже возникает перегруз. Для того чтобы перевестись с АDSL на «оптику», нужны огромные затраты — придется заново прокладывать линии и заменять все оборудование. Сейчас клиенты начали осознавать необходимость быстрого, но стабильного интернета, поэтому даже те, кто ушел на мобильный, возвращаются к фиксированной связи. Но вообще, говоря о скорости, у нас есть тарифы и с 500 Мбит/с, но в реальности среднестатистической семье 50–100 Мбит/с хватает более чем полностью. Если, конечно, вы свои сервера не держите.
  • Кроме того, говоря о скорости Wi-Fi, важно понимать, что она очень сильно зависит от расположения роутера. Расстояние и стены значительно корректируют качество сигнала. Так или иначе, меньше 1% обращений, например по дистанционному образованию, к нам было связано со скоростью интернета, причем часто с работой конкретных интернет-сервисов, которые не справляются с нагрузкой. То есть в целом интернет работает нормально, а конкретный сайт виснет. Например, вы знаете, что были затруднения с деятельностью образовательных платформ, а для обывателя это все «проблемы с интернетом».

«По дистанционному обучению проходит большой эксперимент. В Татарстане 1587 школ, более трети из них подключены по «оптике», половина — по АDSL» «По дистанционному обучению проходит большой эксперимент. В Татарстане 1 587 школ, более трети из них подключено по «оптике», половина — по АDSL»

КАК РЕАЛИЗУЕТСЯ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ?

  • По дистанционному обучению проходит большой эксперимент. В Татарстане 1 587 школ, более трети из них подключено по «оптике», половина — по АDSL. И там низкая скорость отдачи сигнала критична. Если мы хотим, чтобы учителя оттуда могли проводить онлайн-конференции, их нужно обязательно переводить на «оптику». И есть еще некоторое количество школ, до которых волоконно-оптические линии связи проведены, но не использовались, — по таким учреждениям мы сейчас завершили переключение.
  • Министерство образования собрало данные по всем школам, и выяснилось, что абсолютно у всех учителей есть возможность подключаться из дома или школы. Но в любом случае, на мой взгляд, каждая школа должна иметь хороший стабильный интернет и быть готовой к дистанционному образованию.
  • В этом году мы по программе подключения социально значимых объектов прокладываем оптику в 618 школ, еще 89 запланировано на 2021-й. Сейчас рассматриваем возможность ускорить этот процесс. Всего под трехлетнюю программу попадает почти 2 тыс. объектов — на них выделено 1,1 млрд рублей. Еще есть момент, чтобы и в школе все было нормально по технической части, но роутеры и точки доступа не наша зона ответственности. Сейчас мы как раз ведем переговоры с министерством образования по этому поводу.
  • К тому же с начала года «Таттелеком» предоставляет своим абонентам-физлицам бесплатный доступ к ряду социально значимых интернет-сервисов, который возможен даже при отрицательном балансе. Среди них федеральный и татарстанский порталы госуслуг, соответствующие мобильные приложения, сайты президентов РФ и РТ, кабинетов министров РФ и РТ, других органов государственной власти, портал «Электронное образование в Республике Татарстан» и сайт здравоохранения РТ. В настоящее время в этот список включаются наиболее востребованные образовательные платформы — для дистанционного обучения школьников.

«Сейчас люди поняли, что нужна скорость,  возможность проведения интернет-конференций, и я надеюсь, будут уделять этому больше внимания» «Сейчас люди поняли, что нужна скорость, возможность проведения интернет-конференций, и, я надеюсь, будут уделять этому больше внимания»

КАКИЕ ЕЩЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРИНЕСЕТ «КОРОНАКРИЗИС»?

  • Огромный интерес проснулся к видеоаналитике. Малейший сбой по камерам сразу вызывает тревогу. Для МВД наблюдение за активностью на улицах с учетом текущей ситуации особенно важно. Одно дело, когда везде много людей — попробуй тогда что-нибудь противоправное соверши, а другое — когда пустота. Очевидцев нет, патрули везде одновременно быть не могут. В этом направлении мы наблюдаем повышенный запрос и надеемся на то, что после режима самоизоляции все вопросы про «большого брата» отпадут. Понятно, что ружье может выстрелить в две стороны, но все-таки надо выбирать. Важнее жизнь и здоровье. 
  • Для нас видеоаналитика — это одно из стратегических направлений. У телеком-оператора не так уж много точек роста, одна из них — переход на «оптику», другая — как раз видеоаналитика. У нас почти 20 тыс. камер по республике. Они очень разные, в Альметьевске обслуживаем и камеры с распознаванием лиц, аналитика тоже всякая — пересечение линий, активность, задымление. Процесс сложный, потому что просто продать коробку с оборудованием в этом случае недостаточно — нужно ее обслуживать. Но мы данное направление точно будем развивать.
  • И очень важно, чтобы общество обратило внимание на необходимость развития телекоммуникационных услуг. Отрасль в последние годы стагнировала, рост рынка минимальный. Мы часто сталкивались с тем, что, даже когда проводили пользователям «оптику», они не готовы были переключаться на нее, например, с АDSL, хотя это требовало минимального увеличения тарифа — на 100–200 рублей в месяц. Сейчас люди поняли, что нужна скорость, возможность проведения интернет-конференций, и, я надеюсь, будут уделять этому больше внимания.